СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение содержит большие воспитательные возможности. Курс внеурочных занятий для начальных классов "Моя малая родина - Кузбасс" дает возможность систематизировать краеведческую работу и способствует воспитанию нравственных качеств, воспитанию патриотизма, гражданственности, неравнодушного отношения к проблемам окружающей жизни, формированию экологического мышления, доброго чувства ко всему окружающему и живому. 

Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»








Статья

Воспитательный потенциал краеведческой работы в начальных классах





Лопатина Надежда Васильевна –

учитель начальных классов области









г Березовский

2016

Краеведение интересно и многогранно, оно открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к своей малой родине на примере истории Кузбасса, ведь без постижения прошлого и настоящего немыслимо само будущее.

Любовь к Родине воспитывается через любовь к родному краю. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее богатства. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно специально обучать его этому. Именно в начальных классах закладываются основы духовного облика человека, создается фундамент правильного отношения к природе. Происходит становление человека как гражданина и патриота, стремящегося к использованию своих знаний с пользой для себя и окружающих. Курс внеурочных занятий для начальных классов «Моя малая родина – Кузбасс», дает возможность систематизировать краеведческую работу.

Работа по краеведению способствует:

  • воспитанию нравственных качеств: доброты, чуткости, ответственности и пр.;

  • воспитанию патриотизма;

  • воспитанию гражданственности, неравнодушного отношения к проблемам окружающей жизни;

  • формированию экологического мышления, доброго чувства ко всему окружающему и живому.

Только доброта открывает радость взаимопонимания и сопричастности.

Кроме того, краеведение интересно тем, что учитель и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – открыть и исследовать страницы прошлого и настоящего малой родины. Дети ощущают себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем ныне владеем.

Сознавая важность экологических проблем для выживания человечества, понимая необходимость приобретения нового экологического опыта, одной из целей курса является также воспитание человека, осознающего свое место в окружающей среде.

Курс решает следующие задачи:

  • способствовать развитию гражданина-патриота с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической и экономической культурой;

  • формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в социальной среде и природе, бережного отношения к богатствам природы;

  • прививать навыки начального опыта защиты окружающей среды.

Программа курса рассчитана на учащихся 1-4 классов. Пропедевтика ознакомления с курсом в первом классе необходима. Она готовит учеников к восприятию и усвоению знаний систематического курса, дает учителю возможность познакомиться с детьми и определить их «начальный багаж» знаний по краеведению. Занятия в первом классе проводятся один раз в неделю и носят познавательный характер. Мы выбираем формы беседы, игры, викторины.

В структуре изучаемого курса мы выделяем такие разделы:

  1. 1 класс – «Край, в котором мы живем»

  2. 2 класс – «Город Березовский – моя малая родина»;

  3. 3 класс – «Моя малая родина – Кузбасс»;

  4. 4 класс – «Экология родного края».

Мы начинаем нашу работу с того, что Родина – это город, в котором я живу, улица, на которой стоит мой дом, школа, в которой я учусь, фонтан, аллея Памяти. Считаю важным, чтобы первые ощущения прекрасного были навеяны родной природой, родным городом. Тогда дети понимают, что все красиво и дорого потому, что родное, наше, русское: красавица березка, могучий кедр, пушистая елочка, калина, рябинка, юркая синица, клест. Сильные впечатления от встречи с природой пробуждают желание сделать что-либо хорошее, пробуждают восторг в сердце ребенка, рождают радость открытий и желание творить.

Целевые экскурсии, походы воспитывают чувство товарищества, любви к природе, развивают умение ориентироваться в ближайшем окружении. Воспитывают потребность в общении с природой, желание любоваться окружающим миром. Они дают возможность для обогащения ума впечатлениями, а души – красотой и светом.

Наши целевые экскурсии называются:

  • «В лес за тишиной»;

  • «Осенние загадки»;

  • «Зимнее очарование»;

  • «Весеннее пробуждение»;

  • «Природные фантазии»;

  • «Крылатые доктора»;

  • «Птичьи портреты»;

  • «Загадки природы».

Интересны детям и исследовательские наблюдения, которые содержат комплекс воспитательных задач. Вот примеры нашей исследовательской работы.

Тема: «Сколько воды надо человеку?»

Цель: привлечение внимания к проблеме использования воды в быту, воспитание бережливости.

Результат: изготовление плаката об экономии, листовку с информацией о том, сколько расходуется воды, где и кем в школе осуществляется перерасход.

Тема: «Пробуждение природы»

Цель: выявление природных закономерностей.

Метод: наблюдение за конкретными объектами живой и неживой природы, запись результатов наблюдения

Время проведения исследования: февраль – май

Результат: оформление исследования, содержащего собственные выводы ребенка.

Тема: «Деревья вокруг нас»

Подтемы:

  • «Дерево-горожанин»;

  • «Спичечная королева»;

  • «Когда у нас росли липы?»

  • «Хорошо быть полезным!» (лечебные свойства березы, кедра и др.)

Цель: изучение свойств деревьев

Методы: наблюдение, интервью, работа с литературой.

Результат: оформление собственного исследования.

Продолжительная исследовательская работа может проводиться от одного до трех лет. Например, коллективное исследование «Бюро погоды» составляется на основе наблюдения, выявления соответствия народных примет реальной погоде. На основе примет, которые собираются в беседах со взрослыми и из книг, составляется долгосрочный прогноз погоды. Каждую неделю «синоптики» анализирую прогноз погоды, опубликованный в городской газете, делают запись и вывод о соответствии собственного прогноза «официальному» и реальному. Другая группа детей получает список народных примет на месяц для ежедневных наблюдений, анализирует его, составляет прогноз и проверяет его точность.

Особый интерес у ребят вызывает проектно-исследовательская деятельность. Работа над проектами обогащает учащихся новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, развивает творческий потенциал, учит работать в команде, где каждый вносит посильный вклад в общее дело.

В связи юбилеем города Березовский была определена тема группового исследовательского проекта: «Березка – русская красавица, ты символ родины России и моего города Березовский». В этот проект вошли подпроекты:

  1. «Береза в творчестве русских поэтов и писателей» - выставка книг, чтение отрывков из произведений русских писателей, конкурс чтецов, представляющих стихи о городе.

  2. «Вдохновение» - поэтические открытия – стихи учащихся о городе, сочинения о родных местах, о березе.

  3. «Березовое царство – хорошее лекарство» - беседа за лечебным чаем об использовании березы в медицине, встреча с работником аптеки, операция «Листовка» - реклама лекарственных препаратов.

  4. «Что я знаю о березе?» - поисковая работа, описание растения, его использования в быту и промышленности, фольклор, викторина «Береза», создание мини-музея о березе.

  5. «Береза в полотнах художников» - рисунки детей (береза в разное время дня, года), репродукции картин художников.

  6. «Береза и музыка» - сбор и прослушивание музыкальных произведений о березе.

  7. Экологический проект: «Посадим березы кругом» - озеленение пришкольного участка.

Главное богатство Кузбасса – это люди, которыми гордится город, область, страна. Знакомясь с предприятиями города, людьми труда, ребята понимают, что труд в обществе – дело доблести, гражданского долга, что трудом человека город создается и с каждым годом становится все краше. Учащиеся работают над проектом «Мир профессий города Березовский». Он состоит из подпроектов:

  1. «Дерево мудрости» - сбор пословиц, поговорок, высказываний, цитат о ценности труда, мастерства.

  2. «Труд и смекалка» - сбор загадок о труде, профессиях, инструментах.

  3. Цикл экскурсий на предприятия города.

  4. Сообщения «Где работают наши родители».

  5. «Награда за труд» - сбор информации о наградах за трудовую доблесть, которых удостоены наши земляки.

Формируя экологическое мышление и ответственность, знакомлю детей с тем, что такое бережное отношение к природным ресурсам, национальному достоянию. Нельзя человеку растранжиривать богатства родной земли, нельзя губить то, во что вложили ум и силу другие люди, будь то хлеб, машины, здания… Много беседуем, проводим дискуссии на темы: «Что значит быть бережливым?», «Бережливость, достоинство, вызывающее уважение». Ходим в гости к первоклассникам, в занимательной форме рассказываем о бережном отношении к школьной мебели, учебникам, воде, хлебу, электричеству.

Нравится ребятам операция «Листовка», цель которой – развитие умения пропагандировать охрану природы. Темы операции могут быть различными: «Посади!», «Поздравь!», «Берегите воду! (хлеб! свет!)», «Кормушка», «Сохраните елочку!» «Первоцвет», «Скворечник», «Игрушка», «Бездомный».

Особое место в нашей работе занимает операция «Р.В.С.» («Радость вашему соседу – радость всему свету»). Цель ее – научить быть чутким, внимательным к окружающему миру, понимать и делать добро, воспитывать чувство уважения к людям, осознанное желание помочь окружающим. Беседуем с детьми о том, кто может быть соседом. Человек, растение, животное… Если человеку плохо – улыбнись, предложи свою помощь, дружбу. Животные не могут говорить, но человек может их понимать, помочь найти хозяина, накормить, вылечить. Растения приносят столько пользы человеку, неужели он не в состоянии позаботиться о нем? Посади, подкорми, полей, вымой. Поговори и просто улыбнись. А с чего начать? Оглянись и найди, кому ты сейчас нужен…

И учатся дети быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками, согревать окружающих своим вниманием, добротой. Помогает им в этом домовой Нафаня. Мы учимся у него многому, он рассказывает нам о том, как вести хозяйство. Проводит для ребят «Малый экологический практикум»: обучает находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнения на здоровье человека. Учит правильно относиться к природе. Знакомит с народным календарем, обрядовыми праздниками. А главное, учит беречь себя: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!» Все это происходит во время чаепития, а пьем мы витаминные чаи, заварку для которых готовим сами летом.

«Нафаня» - это детский журнал, с которым мы переписываемся уже в течение многих лет, принимаем участие в его викторинах и конкурсах. Наш опыт опубликован на страницах этого журнала.

Мы собираем библиотечку детских журналов о природе: «Вини-Пух», «Филя», «Свирель», «Свирелька», что помогает в организации экологического воспитания.

Любят ребята также сочинять сказки на краеведческие и экологические темы (индивидуально, микрогруппами, коллективно):

  • когда в основе сюжета лежит спор между героями о преимуществах анатомического строения, жилища и пр.;

  • когда сказочный герой (Листик, Помидорище) рассказывает об изменениях в его жизни, о своих защитных приспособлениях;

  • описание «ощущений» объектов природы от столкновений с хозяйственной деятельностью человека;

  • когда объекты живой и неживой природы пропагандируют здоровый образ жизни.

Л. И. Соловьев отмечает: «Краеведение интересно и многогранно, это можно почувствовать и увидеть в играх». У нас создана игротека, в которой есть игры по мотивам телепередач («Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Поле чудес»), экологические игры, задачи, загадки, создана «Книга жалоб природы».

Сначала учащихся интересует сама форма игры, а затем – учебный материал, без которого невозможно в игре участвовать. Игра пробуждает мотив победы, поэтому дети стараются четко выполнять условия и правила игры, повторять необходимые темы, самостоятельно находить нужный материал. Например, игра «Путешествие по городам Кузбасса». У детей есть карта Кемеровской области, на ней обозначен маршрут, по которому они совершат «путешествие». Ребята должны узнать название города и коротко о нем рассказать – происходит закрепление знаний. Возможны и другие варианты игр, в ходе которых решаются те или иные умственные задачи, усиливается интерес к познанию родного края.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью, радоваться ее радостям и страдать от ее бед. Не давать в обиду, беречь, как родную мать. В 2015 году страна отмечала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Мы встречались с ветеранами войны, тружениками тыла, детьми военного времени. Записывали их воспоминания, изучали исторические документы о подвигах наших земляков в годы войны.

Таким образом, можно говорить о том, что краеведение исключительно разнообразно и в самом своем содержании содержит большие воспитательные возможности. Используя самые разные формы работы, мы развиваем у своих учеников любовь к родной земле, комплекс нравственных, интеллектуальных, гражданских качеств.

Список литературы

Литература для учителя:


1. Басалыко, В.П. Экологическая обстановка г. Березовского. [Текст]: В.П. Басалыко. Березовский, 1993 – 18 с.

2. Березовский - география города. [Текст]: учебное пособие / Березовский, 2000 - 12 с.

3/4. Всекузбасская книга памяти, в 3-х томах. [Текст]: Кемерово, 1995. – 512 с. т. 2/3

5. География Кузбасса. [Текст]: учебное пособие для учащихся. – Кемерово, 1974.

6. Жарова, Г.Н. Природа. Человек. Здоровье. [Текст]: Г.Н. Жарова. / Занимательное природоведение. - Новосибирск, 1992. – 76 с.

7. Закон о символике Кемеровской области. [Текст]: Кемерово, 1998.

8. Зеленая аптека Кузбасса. [Текст]: /сост. Г.В. Крылов, Э.В.Степанов. - Кемерово, 1992.

– 214 с.
9. Кацюба, Д. В.

а) История Кузбасса. [Текст]: Д.В. Кацюба / учебное пособие для учащихся. Кемерово, 1983. – 192 с.

б) Устное народное творчество коренных народов Кузбасса – телеутов и шорцев. [Текст]: Д.В. Кацюба. / учебное пособие. - Кемерово, 2001. -198 с.

10. Конституция РФ. М: Проспект. 2001. – 48 с.

11. Красная книга Кузбасса, в 2-х томах.

12. Кузбасс. Прошлое, настоящее, будущее. - Кемерово, 1978. -368 с.

13. Курпешко -Танагашева, Н.Н. Шорско -русский словарь. - Кемерово, 1993.

14. Литературное краеведение в Кузбассе. - Кемерово, 1993

15. Мартынов. А. [Текст]: А. Мартынов. - Кемерово, 1977

а) Лодки в страну предков (о Томской писанице).

б) Наш край.

16. Некрасова, А.А Воспоминания о шахте «Южная». [Текст]: А. А. Некрасова. Изд. Березовский, 2005. – 196 с.

17. Очерки природы Кузбасса. [Текст]: / сост. И. Зыков. - Кемерово, 1956.

18. Радость познания. Энциклопедия. - [Текст]: М.: Просвещение. 1985. Т 1.

19. «Разыскания». [Текст]: Историко-краеведческий альманах, выпуски 1, 3. / сост.Е.А. Кривошеева, М.Е. Сорокин. – Кемерово, 1993.

20. Растительный мир Кузбасса и его охрана. [Текст]: учебное пособие. / сост.

Л.О. Петункина, Кемерово, 1995. – 111 с.

21. Романенко. Экология Кузбасса. Проблемы и перспективы. [Текст]:

- Новокузнецк, 1992.

22. Свидание с природой. [Текст]: сост. Н. Зеленин. - Кемерово, 1980.

23. Сигилова, М.Н. Мир природы глазами ребенка. - Новосибирск, 1992.

24. Соколова, Е.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль, 1997.

25. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие / Л.И. Соловьев. - Кемерово, 2004. – 368 с.

26. Статьи из детских журналов: «Свирель», «Свирелька», «Филя», «Юный натуралист», «Нафаня».

27. Уколова, Т.Ф.Проблемы экологического образования младших школьников. [Текст]: Т.Ф. Уколова. / учебное пособие для начальных классов. – Кемерово. - 1996. -56 с.

28. Чворо, В.Д. Березовский.

а) 1975. – 9 с.

б) 1981. – 88 с.

в) Город угля и молодости. 1998. – 132 с. изд. Кемерово / Березовский.

29. Шабалин, В. Тайны имен земли Кузнецкой. [Текст]: В. Шабалин. - Кемерово, 1994.

– 222 с.

30. Шипулин, А.Я. Леса Кузбасса. [Текст]: А .Я. Шипулин. Кемерово, 1970.

31. Шипунова, Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Новосибирск, 1994. – 273 с.

32. Шорские героические сказания. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - М.: Наука, 1995. – 148 с.

Литература для учащихся:

1. Атлас Кемеровской области. - Кемерово, 1992 – 16 с.

2. Березовский - география города. [Текст]: учебное пособие / Берёзовский, 2000 - 12 с.

3. Всекузбасская книга памяти, в 3-х томах. [Текст]: Кемерово, 1995. -512 с. т. 3

4.География Кузбасса. [Текст]: учебное пособие для учащихся. – Кемерово, 1974.

5. Закон о символике Кемеровской области. [Текст]: Кемерово, 1998.

6. Зеленая аптека Кузбасса. [Текст]: /сост. Г.В. Крылов, Э.В.Степанов. Кемерово, 1992. 214 с.
7. Кацюба, Д .В.

а) История Кузбасса. [Текст]: Д.В. Кацюба / учебное пособие для учащихся. Кемерово, 1983 192 с.

б) Устное народное творчество коренных народов Кузбасса – телеутов и шорцев. [Текст]: Д. В. Кацюба. / учебное пособие. - Кемерово, 2001. -198 с.

8. Конституция РФ. М: Проспект. 2001. – 48 с.

9. Красная книга Кузбасса, в 2-х томах.

10. Кузбасс. Прошлое, настоящее, будущее. - Кемерово, 1978. -368 с..

11. Мытарев, А. Наш край. А. [Текст]: А. Мытарев. Кемерово, 1977.

12. Свидание с природой. [Текст]: сост. Н. Зеленин. - Кемерово, 1980.

13. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие / Л.И..Соловьев. - Кемерово, 2004. – 368 с.

14. Статьи из детских журналов: «Свирель», «Свирелька», «Филя», «Юный натуралист», «Нафаня».

15. Растительный мир Кузбасса и его охрана. - Кемерово, 1994.

16. Чворо, В.Д. Город угля и молодости. [Текст]: В.Д. Чворо. Изд. Березовский, 1994. -184 с.

17. Что такое. Кто такой Т 1-3. - М.: Педагогика, 1990-1994.

18. Шабалин, В. Тайны имен земли Кузнецкой. [Текст]: В. Шабалин. - Кемерово, 1994. – 222 с.

19. Шипулин, А.Я. Леса Кузбасса. [Текст]: А.Я. Шипулин. Кемерово, 1970.

20. Шорские героические сказания. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - М.: Наука, 1998.

21. Энциклопедия для детей. Биология т.2, География т.3, История т.2, Геология т.4. М.: «Аванта +»,1991 - 1999.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!