СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный проект классного руководителя как альтернативный способ организации воспитательной работы класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ п воспитательной работы классного руководителя через организованную систему социально значимых и творческих проектов, в которых воспитанники играют основные роли как участники и организаторы школьных и  социальных событий.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный проект классного руководителя как альтернативный способ организации воспитательной работы класса»

Савельева Ирина Анатольевна,

учитель иностранного языка

МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска

Воспитательный проект классного руководителя

как альтернативный способ организации воспитательной работы класса

В Концепции модернизации Российского образования отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Сегодня, в эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем ребёнка, тем самым усиливая его социальное одиночество. В школе постепенно происходит угасание воспитательной функции, т.к. многие педагоги акцентируют внимание на организации учебного процесса, вот почему именно сегодня встал вопрос о поиске иных, прогрессивных методов воспитания обучающихся.

Наиболее эффективно данную проблему можно осуществлять за счет целостной организации компетентностного подхода в воспитании, используя инновационные технологии. Для современного воспитательного процесса важно выявление и применение той технологии, которая поможет достичь воспитательного эффекта за короткое время, а также будет содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

На основе своего педагогического опыта и в условиях инновационных процессов, происходящих в современной школе я пришла к выводу, что в настоящее время возникает необходимость формирования ценностного отношения подростков как к личным событиям, так и к событиям, происходящим в стране и в условиях малой Родины, с возможностью формирования социальных компетенции, социальной активности через проектную деятельность.

Проектная деятельность, как педагогическая технология, позволяет каждому ученику в условиях учебной и внеурочной деятельности в классном коллективе овладеть умениями и способностями построения своего личностного роста и развития как члена современного российского общества. Через проживание в проекте, освоение алгоритма действий, он овладевает социальным опытом, прибредает социальную активность, решает и реализует личностно значимые цели и задачи, получает необходимую помощь в решении нестандартных жизненных задач.

Поэтому, на примере разработки программы классного руководителя «ТраеКТОриЯ» для 5-11 классов в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска воспитательную работу решила выстроить через организованную систему социально значимых и творческих проектов, в которых воспитанники играют основные роли как участники и организаторы школьных и социальных событий. Исходя из выше сказанного, определена цель для внедрения данной технологии в воспитательную систему класса, направленная на создание в классе единого воспитательного пространства по формированию ценностных убеждений и ключевых жизненных компетенций посредством включения обучающихся и их родителей в проектную деятельность, которая моделирует реальные жизненные ситуации.

С помощью проектной технологии моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ, развивается умение построения цепочки от постановки проблемы до презентации продукта проекта, от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего продукта.

Рассмотрим этапы реализации воспитательного проекта:

1 этап – выявление проблемы, выбор темы и постановка цели

Проектирование начинается с определения проблемы, точнее, с описания проблемной ситуации. Вместе с обучающимися мы пытаемся как можно точно обосновать актуальность решения проблемы, что имеет важное значение в творческом процессе проектирования, так как отражает результат поисков ответов на вопросы: Почему этим необходимо заниматься? Какую проблему предстоит разрешить? В какой степени данная проблема изучена?

Формулируя тему проекта, мы задаем себе вопрос «Чем мы собираемся заниматься?», т.е. в названии проекта желательно отразить вид деятельности его участников. Существует два подхода к формулированию темы: метафорическое название проекта и описательное. В первом случае название звучит ярко и образно, во-втором - описывает вид деятельности его участников и предполагаемый результат. Можно совмещать два этих подхода, тогда вначале идет название-метафора, а затем название-описание. Например: Проект «Учитель – это Призвание» (Описание Модели современного учителя)

Цель проекта определяется в процессе поиска решения сформулированной проблемы и тесно связана со снятием выделенных противоречий. Конкретная формулировка цели возникает из проблемы и является «прообразом» проектного продукта. Вот некоторые возможные продукты проектной деятельности:

- студия, фирма; детская организация

- дизайнерское решение оформления кабинета, школьного двора и др.;

- видеофильм, видеоклип; мультимедийный продукт;

- газета, журнал;

- сценарий праздника, фестиваля, игры;

- карта, коллекция, атлас;

- макет, модель и др.

Таким образом, целью проекта является создание (разработка, оформление, изготовление, конструирование и т.д.) проектного продукта, наличие (или отсутствие) которого легко проверить.

Когда продуманы все остальные структурные составляющие проекта, можно приступить к краткому описанию проекта: изложение проектной идеи; этапов, методов и форм деятельности; основных мероприятий; механизма контроля процесса реализации проекта. В описании проекта следует обосновать необходимость планируемых партнеров, тщательно расписать деятельность всех исполнителей и назвать наиболее важные результаты, отражающие возможные улучшения в жизни людей, для которых предназначен проект.

Обучающиеся станут активными участниками проекта только в том случае, когда они сами вместе с руководителем проекта определяют проблему, выбирают тему, формулируют цель, в противном случае у них не будет личностно значимой и мотивированной цели для участия в проекте.

2 этап – работа по проекту.

На втором этапе организуется непосредственная работа. Большое внимание на этом этапе необходимо уделить формированию навыков коллективной работы, через коллективное обсуждение, планирование, распределение ответственности по микрогруппам, а также стимулировать проявления самостоятельности, инициативы, творчества. На данном этапе начинается достижение поставленных результатов согласно составленному плану действий. Проект возможно завершить после того как цель проекта была достигнута. Исходя из опыта работы над проектами, можно точно сказать, что без правильно сформулированной цели не возможно хорошее завершение проекта.

3 этап – представление материалов.

В итоговом этапе должно быть отражены формы представления полученных результатов (например, торжественное открытие музея, фестиваль компьютерных игр; презентация альманаха, прокат видеоролика и др).

Презентация проекта может осуществляться в различных формах. Исследовательские, информационные проекты можно презентовать в виде доклада, отчета исследовательской экспедиции, пресс-конференции; творческие – в идее спектакля, телепередачи, экскурсии, телепередачи, просмотра видеофильма; ролевые – в виде ролевой игры; учебные – в виде диалога исторических или литературных персонажей, инсценировок реального исторического события и т.д.

Подводя итоги работы над проектом, следует уточнить и задокументировать личный вклад каждого, поблагодарить всех за участие в проекте и дать оценку проделанной работе: что удалось, что не очень, на что необходимо обратить внимание в следующий раз. Также можно выразить признательность партнерам, благодаря которым этот проект получил право на жизнь. Я всегда стараюсь узнать мнение самих участников проекта – обучающихся класса.

Реализация педагогического проекта, являющегося составной частью программы воспитания «ТраеКТОриЯ» включала три этапа:

первый этап: диагностико-организационный период (май - сентябрь 2013)

Составляя и анализируя программу воспитательной работы классного руководителя, было выявлено ряд проблем: отсутствовала единая структура плана; планируемые мероприятия не были связаны между собой, многие из них имели случайный характер и не соответствовали цели и задачам воспитательной работы ни школы, ни класса. Говорить о комплексной системе воспитания не приходилось. Среди обучающихся тогда 5 класса и их родителей были проведены анкетирование по выявлению интересов обучающихся, характера межличностных отношений, представлений учащихся о своем классе, их оценочных суждений о деятельности и отношениях в классном сообществе, а также диагностики по адаптации пятиклассников, по изучению удовлетворенности учащихся их родителей школьной жизнью. Был проведен мониторинг среди обучающихся и их родителей по изучению потребностей и интересов в вопросах сотрудничества со школой. Исходя из результатов была составлена программа воспитания «ТраеКТОриЯ» и разработан педагогический проект классного руководителя.

второй этап: организационно-практический (октябрь 2013- декабрь 2016)

На втором этапе проекта были разработаны и внедрены в воспитательную программу класса следующие проекты по приоритетным направления работы класса.

5 класс – «Мой класс носит имя героя»

6 класс – «Поколение ИКС»

7 класс - «500 олимпийских искр знаний»

8 класс – Проект «Мы вместе – класс!»

9 класс - Проект «Газета в классе», проект «Звезда Победы»

10-11 класс - Проект «Учитель – это Призвание!»

третий этап: итогово-аналитический (январь - апрель 2017)

На третьем этапе были подведены итоги реализации проекта и создан продукт. Продуктом данного педагогического проекта является «Портфолио педагогического проекта», которое было представлено на итоговом заседании Школьного методического объединения классных руководителей.

Организация воспитательной работы с использованием комплекса социально-значимых проектов включает в себя четыре взаимосвязанных блока («Я - личность», «Моё здоровье», «Моё профессиональное самоопределение», «Я – гражданин России»), которые должны способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей. Каждое направление основывается на идеях, направленных на успешную социализацию учащихся.

Приоритетное направление работы класса «Моё здоровье» обеспечивает формирование понятий здорового образа жизни, понимание важности занятий спортом и включает проект «500 олимпийских искр знаний». Воспитательные проекты «Поколение ИКС», «Мы вместе – класс!» включены в направление «Я - личность», обеспечивающее духовно-нравственное становление личности. Направление «Мое профессиональное самоопределение» способствует получению знаний о себе и мире профессионального труда, т.к. каждый имеет право выбора своего дальнейшего обучения. В этом направлении реализованы социальные проекты «Газета в классе» и «Учитель - это Призвание!» В приоритетном направлении работы класса «Я – гражданин России» - направленном на создание условий для осознания учащимися себя и своей роли в построении своего будущего были представлены классные проекты «Создание Сквера спортсменов», «Звезда Победы», «Мой класс носит имя героя».

Проектная деятельность помогает как можно лучше организовать целенаправленное сотрудничество в воспитании будущего поколения через активную, творческую деятельность, позволяет включить большой процент школьников, как в воспитательный, так и в учебный процесс в целом. Каждый проект позволяет увидеть в обыденном, что-то новое, рассмотреть объект исследования под другим углом зрения. Он (проект) развивает умение, способности и мышление школьника; открывает новые возможности и раскрывает скрытый потенциал каждого; помогает совершенствоваться, общаться и прислушиваться; поддерживает и дает уверенность в себе, веру в свое «я».

И, в конце концов, в отличие от традиционной системы, которая рассматривает воспитательные вопросы с интеллектуальной стороны и только потом — с эмоциональной, в проектной деятельности основные моральные принципы (чуткость, обязательность, ответственность за принятые решения) основываются на действии, их нужно «прожить».

Таким образом, воспитательный проект оказывает содействие интенсивному развитию самостоятельности учеников, активному становлению их интеллектуально-творческих способностей и в целом обогащении личности, формировании ее социально значимых качеств. А социальное проектирование есть способ выражения учащимися идеи улучшения жизни языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Организация воспитательного процесса позволяет формировать социальные компетентности выпускников, развивать специфические умения и навыки: проблематизации, проектирования, прогнозирования, исследования, презентации.

Обучающиеся класса творческие, ответственные молодые люди с активной жизненной позицией. В 2015 году со своим социальным проектом «Сквер Спортсменов» ребята заняли 3 место на муниципальном этапе XV Всероссийской Акции «Я - Гражданин России», а также 3 место в муниципальном конкурсе социальных проектов «Будущее нашего района» и были награждены дипломами Главы муниципального района «Сосногорск». В 2016 году ребята стали Лауреатами II степени Всероссийского интеллектуально – творческого конкурса социальных проектов, а также Победителями II Всероссийского конкурса проектно - исследовательских работ обучающихся «Открытие – 2016» (Приложение 4.71: Дипломы за I место в конкурсе «Открытие – 2016)

Свой проект обучающиеся класса Волгарев Андрей, Замыслов Михаил, Зырянова Софья и Крупчаткина Николетта представили на конкурсе проектов учащихся школ, лицеев, гимназий в рамках III Республиканской конференции по обществознанию «Чтобы действовать», которая состоялась 24 марта 2016 года в Институте гуманитарных наук при поддержке Центра культурных инициатив «Югор» и Молодежного центра г. Сыктывкара. Для победы ребятам не хватило малого - реализации проекта. Свой проект ребята представили также на заседании Молодежного Совета Муниципального района «Сосногорск» и получили высокую оценку и поддержку.

В 2015 – 2016 учебном году проект «Учитель – это Призвание» был представлен на муниципальном этапе XVI Всероссийской Акции «Я - Гражданин России» и занял III место. Обучающиеся получили Сертификат участников республиканского этапа XVI Всероссийской Акции «Я - Гражданин России» В 2016- 2017 учебном году проект был представлен на муниципальной научно - практической конференции «Открытие» (секция: Социальный проект), где занял 1 место. Со своим проектом «Учитель – это Призвание» Мартыновская А. и Слотина Е. стали Лауреатами I степени Всероссийского интеллектуально – творческого конкурса социальных проектов. Проект «Учитель – это Призвание» стал участником Республиканского конкурса молодежных проектов 2016. Для участия в заочном этапе конкурса поступило 77 заявок по 8 номинациям. 20 лучших проектов были отобраны на очный этап конкурса, среди них и проект «Учитель – это Призвание». Защиту проекта на очном этапе конкурса, который состоялся 14 декабря 2016 года в конференц-зале Дома дружбы народов г. Сыктывкара, представила Мартыновская Александра.

В настоящее время трудно самостоятельно одной организации решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, то есть партнеров. Реализация педагогического проекта осуществлялась через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями города, системами дополнительного образования, МБУ центром Коми Культуры в г. Сосногорске, МБУДО «Дом детского творчества» г. Сосногорска, «Центром занятости населения»; СМИ, средними профессиональными учреждениями г. Ухты и г. Сосногорска, УГТУ и ориентирован на обучающихся 5-11 классов. За период с сентября 2013 г. по май 2017 г. проведены общешкольные и классные родительские собрания, экскурсии, мастер – классы, тематические уроки, встречи с интересными людьми, в организации которых большую помощь нам оказывали наши социальные партнеры.

Я считаю, что одним из важнейших критериев эффективности воспитательной деятельности является личностное развитие и рост не только каждого воспитанника, но и самого классного руководителя. Включение педагога в проектную деятельность является одним из способов гибко и быстро реагировать на быстро меняющиеся условия жизни. А это необходимо для собственного выживания, а также для более эффективного решения проблем организации педагогической деятельности с детьми. Ставя перед собой цели, новые задачи педагог занимается самообразованием и самоанализом, а это необходимо для его личностного роста.

В период реализации педагогического проекта я стала победителем муниципального конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный -2013», участником, призером и победителем семинаров, фестивалей, акций, конкурсов, конференций муниципального, республиканского, всероссийского уровня таких как: участник III, IV и V дистанционного Фестивале педагогического мастерства, участник XI Республиканской учебно – исследовательской конференции «Я – исследователь, я открываю мир!», участник Республиканской научно- практической конференции «Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога» в 2015 и 2016 гг., участник Всероссийского семинара «ФГОС ОО: Организация проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», участник Всероссийской научно – практической конференции «Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы», Участие с докладом в Международной сетевой научно-практической конференции «Инклюзивное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии смешанного обучения», место во Всероссийском педагогическом конкурс «Мои инновации в образовании -2015» и победитель регионального этапа Всероссийского педагогического конкурса «Мои инновации в образовании -2017», награждена Благодарностью за вклад в духовно – нравственное воспитание и образование обучающихся в Республиканском этапе XI Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», участник Межрегионального конкурса "Лучший инновационный опыт организации внеурочной и внеклассной деятельности в условиях реализации ФГОС» в 2016 году и III место в 2017году, победитель республиканского этапа Конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2017 году и многое др. Для меня участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями. Это профессиональный рост.

По результатам анкетирования все родители считают, что классный руководитель доброжелателен, тактичен в отношениях с детьми, уделяет достаточно внимания каждому обучающемуся, систематически контролирует их знания, заинтересована в их успехах. Родители обучающихся класса очень заинтересованы в результатах обучения и воспитания своих детей, на протяжении 7 лет активно участвовали в жизни класса и школы, во всем поддерживали классного руководителя и постоянно оказывали помощь в организации классной и школьной жизни обучающихся. Они являлись единомышленниками, непосредственными членами общей Команды класса.

Во время реализации педагогического проекта велось информационное сопровождение проекта, дающие представление о результатах и достижениях в реализации проекта, о которых можно было узнать на сайте школы (http://myschool3.ucoz.ru), публикации в еженедельной газете Сосногорского района «Заря Тимана», а также через социальную сеть «ВКонтакте» в группе «Сосногорская служба новостей» (https://vk.com/nk.sosnogorsk)







Литература и источники:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. /М.: «ВАКО», 2007./

  2. Проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

  3. Разработка педагогического проекта [Электронный ресурc] – Режим доступа http://edu-lider.ru/kak-razrabotat-pedagogicheskij-proekt/

  4. Васильева Л.А. Методические рекомендации. Педагогический проект: разработка, осуществление, результат [Электронный ресурc] - 2013. – Режим доступа https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/4528-pedagogicheskij-proekt-razrabotka-osushchestvlenie.html

  5. Н.Ф. Яковлева Проектная деятельность в образовательном учреждении» [Электронный ресурс]: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с. Режим доступа http://metodichka.x-pdf.ru/15pedagogika/201090-1-proektnaya-deyatelnost-obrazovatelnom-uchrezhdenii-uchebnoe-posobie-dlya-obuchayuschihsya-dopolnitelnoy-professionalnoy-ob.php



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!