СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные ресурсы уроков музыки и способы их реализации в 5 классе СОШ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются проблемы воспитания  обучающихся подросткового возраста и способы решения данных проблем на уроках музыки в общеобразовательной школе. Автор акцентирует внимание на воспитании эстетических чувств и нравственности подростков в процессе их приобщения к музыкальному искусству, где главным лидером и проводником является учитель музыки.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные ресурсы уроков музыки и способы их реализации в 5 классе СОШ»

УДК 372.87


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ УРОКОВ МУЗЫКИ

И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В 5 КЛАССЕ СОШ



Астапова К. М.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия

Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы воспитания обучающихся подросткового возраста и способы решения данных проблем на уроках музыки в общеобразовательной школе. Автор акцентирует внимание на воспитании эстетических чувств и нравственности подростков в процессе их приобщения к музыкальному искусству, где главным лидером и проводником является учитель музыки.

Ключевые слова: музыкальное искусство, нравственно-эстетическое воспитание, подростки, уроки музыки.

Abstract: This article discusses the problems of educating teenage students and ways to solve these problems in music lessons at a secondary school. The author focuses on the education of aesthetic feelings and morality of adolescents in the process of their introduction to the art of music, where the main leader and guide is a music teacher.

Key words: musical art, moral and aesthetic education, teenagers, music lessons.



«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего».

Д. И. Менделеев



Длительное время в общем музыкальном образовании задачи духовно-нравственного воспитания средствами музыкального искусства подменялись задачами элементарного музыкального обучения, т.е. сводились к поверхностному ознакомлению школьников с музыкой. Им уделялось очень мало времени, уроки проходили скучно и однообразно, для детей было изнурительно слушать беседы и записывать тесты песен. И хотя на учителей музыки всегда возлагалась ответственность за нравственное воспитание детей, при этом забывалось, что на них влияют все стороны музыкально-педагогического процесса, а одним из обязательных условий достижения желаемых результатов являются любовь, увлечённость и интерес к музыке.

Современные уроки музыки в подростковых классах направлены на формирование у обучающихся основ мировоззрения, эстетического вкуса, художественного идеала и т.д. Лидером «диалога с искусством», происходящего на систематических музыкальных занятиях в школе, является учитель, который стимулирует воспитание эстетических и нравственных чувств подростков средствами музыкального искусства.

Осмысление данного вопроса было продиктовано избранной нами темой научно-педагогического исследования «Реализация воспитательных задач в процессе музыкального образования обучающихся в основной школе», обусловившей разработку предметной программы воспитательной работы «В мире музыки» для обучающихся подросткового возраста. Данная программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе общего музыкального образования, совершенствование содержания и структуры воспитательной работы на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование у подростков ценностных мировоззренческих основ в процессе их приобщения к музыкальному искусству.

Современная педагогика утверждает, что музыкальное искусство в школе должно изначально быть не столько предметом изучения, сколько фактором воспитания, т.к. музыка способна не только раскрывать детям свою красоту, но оказывать преобразующее влияние на становление их личности и развитие духовно-нравственных ценностных ориентиров. Как показывает практика, в связи с вызовами современности и усилением значимости воспитания российской молодежи процесс музыкального образования обучающихся и его содержание требуют постоянного совершенствования в целях достижения планируемых результатов общего образования, стандарты которого базируются на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Данилюк].

В настоящее время задача воспитания подрастающего поколения находится в центре внимания нашего государства и отечественной образовательной системы: сегодня внесены соответствующие поправки в ФЗ «Об образовании» [Приказ]; утверждены новые ФГОС ОО, включающие в ООП образовательной организации программу воспитания, как обязательный компонент; разработаны нормативные положения по разработке рабочей программы воспитания школьников [Примерная программа воспитания]; а также примерные рабочие программы по учебным предметам [Примерная рабочая программа ООО. Музыка]. Согласно им, реализация задач воспитания обучающихся является делом каждого школьного педагога, в том числе – учителя музыки.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как значимая часть комплексного развития школьника, результатом которого является становление музыкально-эстетической культуры личности обучающегося. В нашей стране оно понимается не как сфера, доступная только избранным одарённым детям, а как целостный процесс духовного развития подрастающего поколения.

Поскольку духовно-нравственное воспитание обучающихся приобрело первенствующее значение в процессе развития личности, учителя музыки должны всемерно и полноценно реализовывать на своих уроках потенциал музыкального искусства и музыкального образования при решении воспитательных задач. Воспитание обучающихся средствами музыкального искусства можно отнести к разряду ведущих задач школьного педагога-музыканта, которые решаются, благодаря вхождению детей в мир музыки, связанному с процессом художественного познания и освоением разных видов музыкально-творческой деятельности.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к особенностям развития обучающихся подросткового возраста позволяет выделить в ней целевой приоритет – «создание благоприятных условий для формирования социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  • к своему Отечеству, малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее» [Примерная программа воспитания].

Названные ценностные аспекты человеческой жизни чрезвычайно важны для личностного развития подростка, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, поступки, повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного общего образования связано с особенностями детей подросткового возраста – с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный для развития социально значимых отношений обучающихся. Все вышесказанное было положено в основу предметной воспитательной программы «В мире музыки», предназначенной для реализации в контексте уроков музыки и внеурочной музыкальной работы с обучающимися 5 класса.

При освоении данной программы предполагается решение ряда взаимодополняющих задач:

  • развитие музыкально-эстетической среды школы, и реализация ее воспитательных возможностей;

  • создание благоприятных условий для просоциальной самореализации обучающихся, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие в системе уроков музыки и различных форм внеурочной музыкально-творческой деятельности;

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своей Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, являющихся носителями духовно-нравственного опыта многих поколений человечества;

  • накопление музыкального тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, формирование опыта общения с музыкой в различных видах музыкальной деятельности;

  • воспитание эстетического вкуса и исполнительской культуры;

  • развитие социально значимой творческой активности детей.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки и ее жанрово-стилистические особенности. Основным результатом реализации программы должно стать приобщение подростков к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных в ФГОС ООО: сформированности основ российской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению; ценностных установок и социально-значимых качеств личности; активного участия в социально-значимой деятельности. Рассмотрим ключевые моменты воспитательной работы на уроках музыки в 5 классе.

Воспитательная деятельность, осуществляемая в процессе музыкального образования обучающихся в основной школе, коррелирует с учебным содержанием предмета, поэтому реализуется в единстве с задачами обучения и развития подростков. При этом учитель музыки, опираясь одновременно на рабочую программу своего предмета и предлагаемую нами предметную воспитательную программу, должен пересмотреть тематическое планирование занятий и скорректировать его, акцентируя внимание на нравственно-эстетических аспектах содержания обучения. В качестве примера приведем предлагаемое нами тематическое планирование уроков музыки второго полугодия для 5 класса на основе УМК «Музыка. 5 класс» Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской:


п/№ урока

Наименование тем уроков

Количество часов

1

Где музыка берет свое начало?

1

2

Что такое музыка?

1

3

Музыка и сказки

1

4

Сказка – ложь, да в ней намек…

1

5

Сказочно-былинные образы в искусстве

1

6

Сказка в музыке, живописи и театре

1

7-8

Игра-путешествие в музыкальную сказку

2

9

Богатырями славится наша русская земля

1

10-11

Образы былинных героев в литературе, музыке и изобразительном искусстве

2

12-13

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве

2

14-15

Звучащие картины: живописная музыка и музыкальная живопись

2

16-17

Творческий проект на тему «Вечные темы в искусстве»

2

ИТОГО:

17


Реализация содержания предметной воспитательной программы в контексте уроков музыки должна предусматривать вариативные формы организации занятий. На наш взгляд, важно, чтобы в процессе освоения ее содержания использовались различные формы учебной и самостоятельной работы, включающие изложение материала, слушание фрагментов произведений; просмотры видео- и мультимедиа-материалов с последующим обсуждением; практические виды деятельности (слушание-восприятие музыки, творческое музицирование, подготовка и презентация творческих проектов; репетиции; выступление на концертах, творческих встречах, гостиных, мастерских, участие в музыкальных событиях и т.д.); самостоятельную творческую работу обучающихся и др. Особое внимание следует уделять организации совместной творческой деятельности обучающихся и их межличностному общению; коллективному обсуждению проблем воспитательного характера; звучащему в классе музыкальному репертуару и демонстрируемому художественному материалу.

Для достижения эффективного результата необходимо обеспечить оптимальные педагогические условия, включающие создание музыкально-эстетической воспитательной среды, современное техническое оснащение, информационно-коммуникационные средства, цифровые образовательные ресурсы, музыкальный инструментарий, фонды музыкальной, справочной и репертуарной литературы, дидактических и аудио-визуальных материалов и др.

Наша программа предусматривает освоение ее содержания не только непосредственно на организованных музыкальных занятиях, но и во время самостоятельной музыкально-творческой деятельности обучающихся. Воспитание музыкой должно стать важным направлением работы с детьми, осуществляться последовательно и систематически, пронизывая структуру всего образовательного процесса (цели, задачи, содержание, формы, методы и средства). Единство аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы в указанном направлении должна находить выражение в коллективных познавательных, воспитательных, культурно-просветительских, досуговых и других мероприятиях, подготовленных обучающимися под руководством учителя.

Основными критериями результативности освоения данной программы выступают:

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых музыкальных явлений, организация их работы с получаемой в процессе музыкального образования социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для обсуждения в классе через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих художественных произведений, учебно-творческих задач и проблемных ситуаций;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися, стимулирующих их познавательную мотивацию; дидактического театра; дискуссий, которые дают школьникам возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат их командной работе и взаимодействию с другими участниками образовательных отношений;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока, дают подросткам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых творческих проектов, что дает им возможность приобрести навыки самостоятельного решения проблем, генерирования и оформления собственных идей, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией.


Литература:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение, 2009. 23 с.

  2. Приказ «О внесении изменений в некоторые ФГОС ОО по вопросам воспитания обучающихся № 712 от 11.12.2020 г. М.: Минпросвещения России, 2020. 7 с.

  3. Примерная программа воспитания. М.: ФУМО, 2020. 35 с.

  4. Примерная рабочая программа основного общего образования. Музыка (Проект). М.: ИСРО РАО, 2021.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!