СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное занятие "Сюжетно-ролевые игры по профориентации"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие "Сюжетно-ролевые игры по профориентации"»

Конспект воспитательного занятия

от 21.02.2024

Тема: «Сюжетно-ролевые игры по профориентации».

Воспитатель Ахтямова Р.С., 2 группа.

Цель: развитие обучающихся позитивных установок и уважительного отношения к  профессиям - строитель, врач, парикмахер, продавец.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить и расширить знания обучающихся об особенностях профессий «строитель, врач, парикмахер, продавец», показать значимость труда представителей данных профессий для общества, познакомить с элементами профессиональной деятельности.

  2. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию любознательности, наблюдательности.

  2. Активировать и обогащать словарь обучающихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

I Организационный момент.

Педагог: С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Я тоже пришла на работу с хорошим настроением, потому что люблю свою работу.

- А как называется моя профессия? 

Педагог: Дети, что такое профессия?

Педагог: Правильно, профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.

Педагог: 

Профессий много есть на свете

Профессии нужны, важны,

Но чтобы выбрать, знайте, дети,

Мы очень много знать должны!

А пока мы подрастаем,

Мы в профессии играем!

В группу входит Неряшка (взрослый -  неаккуратно одетый и непричесанный).

2. Основная часть.

Неряшка: Здрасьте, здрасьте!

Педагог: Здравствуй Неряшка. Всегда, когда собираешься в гости, стараешься надеть красивое платье, причесать волосы, сделать красивую прическу. Почему же ты пришла такая неаккуратная?

Неряшка: Неаккуратная, а я всегда так хожу, и мне очень нравится!

Достает из кармана зеркальце, смотрит в него, любуется, поправляя растрепанные волосы. Ой, я так торопилась, так торопилась к вам.

Педагог: Что же случилось. Расскажи по порядку, может мы тебе сможем помочь.

Неряшка: Сегодня я нашла чудо сундучок, там лежат разные инструменты, а к кому они принадлежат, я не знаю.

(Показывает набор инструментов «Юного парикмахера»). Помогите мне пожалуйста найти хозяина и вернуть ему его предметы.  

Педагог: Дети, поможем Неряшке?

Педагог: Давайте посмотрим, что лежит в сундучке.

( Расчёска, ножницы, фен, бигуди, шампунь, одеколон, заколки, зеркало).

Педагог: Правильно. Дети скажите, какому мастеру эти предметы нужны для работы?

Педагог: Верно.

Педагог: Неряшка, скажи, пожалуйста, а ты когда-нибудь ходила в парикмахерскую, встречалась с парикмахером?

Неряшка: С кем, с кем, с каким это еще па – аррр – их- их – макером?

Педагог: Да ты, что, не знаешь кто такой парикмахер? Тогда все понятно, почему у тебя такая голова лохматая, некрасивая.

Неряшка: А кто такой парикмахер?

Педагог: Дети, давайте расскажем нашей гостье все, что мы знаем с вами о профессии парикмахера и о том, как нужно ухаживать за своими волосами.

Неряшка: Нууу, это же скучно! Вы у себя в детском саду только и знаете, что занимаетесь!

Педагог: Нет! Мы в нашем детском саду ещё много играем.

Где –то есть на белом свете необычная страна –

«Город Мастеров», Неряшка, называется она.

Мы приглашаем тебя Неряшка в волшебный город Мастеров, там ты сможешь вернуть сундучок с инструментами парикмахеру, ведь они ему очень нужны для работы.

Неряшка: Ну, хорошо. Я согласна!

Речедвигательное упражнение «Славный город мастеров»

(Дети шагают за педагогом проговаривая слова стихотворения автора М. Скребцовой)

Мы отправиться готовы (Шагают)

В славный город мастеров.

Труд для всех там наслажденье,

Уважают там уменья.

Лени там никто не знает,

И ремёсла процветают.

Педагог: Вот мы у ворот города. Ворота откроются, если вы расшифруете мнемотаблицу: «Какие профессии зашифрованы в этой таблице?» 

( Хирург, педиатр, стоматолог, медсестра, фельдшер скорой помощи, окулист).

Педагог: Как, можно одним словом назвать эти профессии? Врачи. Дети посмотрите, в городе Мастеров идёт грандиозная стройка.

Ворота города открываются.

Неряшка: (Озираясь вокруг) Но я ничего не вижу.

Неряшка: Ой - ой ой (Плачет).

Педагог: Что случилось Неряшка?

Неряшка: У меня болят глаза, я плохо вижу. (Плачет) 

Педагог: Не расстраивайся Неряшка, в этом городе в больнице работают замечательные врачи, сейчас они тебя вылечат.

Педагог: Ой, кто-то навел беспорядок, у врача в кабинете, перепутал инструменты, давайте поможем ему. 

Д/и: «Найди инструменты для врача»

(На столе лежат различные предметы, из которых детям нужно выбрать инструменты, необходимые врачу для работы.)

Дети перечисляют инструменты, которые необходимы врачу. 

Педагог: Дети, представьте себе, что вы врачи-окулисты. Какие советы по охране зрения и правила ухода за очками вы могли бы дать Неряшке, т.к. она носит очки.

«Зрительная гимнастика»

Педагог: Врач - очень важная и необходимая работа.

Дети, чтобы случилось, если бы не было врачей?

Педагог: Совершенно верно!

Неряшка: Большое спасибо, теперь я ежедневно буду выполнять ваши рекомендации.

Педагог: Замечательно, тогда пошлите дальше, к парикмахеру.

Неряшка: Я устала. Я есть хочу.  Я больше идти не могу. 

Педагог: Где - то здесь рядом находится гипермаркет.

Неряшка: А что это такое? Кто там работает?

Дети: Там работают продавец, кассир, контролер охранник, грузчик, уборщица.

Педагог: Дети посмотрите на витрине овощи с фруктами перемешались. Непорядок!

Педагог: Поможем продавцу навести порядок?

Игра «Перебери овощи и фрукты»

Педагог: Вы прекрасно справились!  Теперь на витрине полный порядок.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать продавец и что он должен уметь делать?

Неряшка: Спасибо вам дети, я многое узнала о профессии продавец.

Но когда же я познакомлюсь с парикмахером, мне не терпится вернуть ему сундучок.

Педагог: Уже скоро. Смотри строительство нового салона красоты подходит к завершению.

Неряшка: А кто его строит?

Неряшка: Я ничего не знаю о строителях.

Педагог: Какие строительные профессии вы знаете?

Педагог: Строительных специальностей много.  Их объединяет одно - они вместе строят дома, здания и даже целые города, у каждого из них есть необходимые для работы инструменты и предметы. Отгадайте, кому принадлежат эти инструменты?

Педагог: Д/и: Кому это принадлежит?

Кирпичи, цемент, мастерок ... (каменщику).

Кисть, краски, побелка ... (маляру).

Топор, пила, гвозди ... (плотник).

Башня, кабина, стрела ... (крановщик).

Бумага, линейка, карандаш…

Педагог: А эти предметы принадлежат архитектору. Архитектор - означает «главный строитель». Архитекторы – специалисты, которые создают здания на бумаге, чертят его, указывают размеры окон, дверей, высоту крыши. Архитектор следит за строительством до самого конца стройки. Архитектор работает на мольберте, чертит карандашом с помощью специальных линеек на бумаге схемы будущего здания. А еще придумывает из чего его построить и как сделать так, чтоб дом получился не только красивым, но и надежным.

Неряшка: Ого! Как интересно.

Педагог: Дети, вы хотите стать строителями? 

Педагог: Давайте мы с вами превратимся в строителей и построим дом из геометрических фигур по плану архитектора.

Д/и «Построй дом»

(Дети из геометрических фигур строят дома.)

Вот какие большие и красивые дома у нас получились, молодцы!

Речедвигательная игра «Строители»

Пусть не сердятся родители, (Грозят указательным пальцем.)

Что измажутся строители, (Отряхивают воображаемую пыль.)

Потому что тот, кто строит, (Ударяют кулачком о кулачок.)

Тот чего-нибудь да стоит! (Выбрасывают руки вперед с поднятыми большими пальцами.)

Неряшка: Как много я узнала о профессии строитель.

По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской.

Педагог: «Внимание! Внимание! В нашем городе Мастеров открылся новый салон красоты «Стиль», в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих!

Приходите все! Торопитесь!

Новый салон красоты ждёт Вас!

Внимание! В новый салон требуются специалисты: парикмахер, массажист, мастер по маникюру, визажист обращаться к  директору - Гульнаре Раисовне».

Распределение ролей. Организация игрового пространства.

Дети распределяют роли самостоятельно (договариваются, решают при помощи считалки). Если дети затрудняются в распределении ролей, воспитатель приходит им на помощь.

Педагог: (обращаясь к Неряшке )

Здесь светло и интересно:

Зеркала, духи и кресла.

В этом зале:

Мастер сделает прическу,

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны  завьет,

Челку щеткою взобьет.

Все в его руках горит-

Он изменит внешний вид!

Неряшка: Вот вам этот сундучок с инструментами и пригодится в работе.

Педагог: Наши «юные мастера» помогут сейчас тебе преобразиться стать опрятной и красивой приведут в порядок твои волосы.

 Игра

В салоне детей встречает администратор – ребенок.

Администратор: Здравствуйте! Я рад видеть вас в нашей парикмахерской. К вашим услугам у нас работает женский зал, мужской зал и детский. В нашей парикмахерской работают опытные замечательные мастера. Вы останетесь довольны их работой. Чтобы вы не скучали в очереди, я предлагаю посмотреть журналы, буклеты о модных прическах.  Не желаете ли кофе, чай?

Администратор напоминает клиентам правила поведения в общественном месте.

Разыгрывается сюжет «В салоне красоты»

Клиенты входят в салон красоты:

Администратор:

- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Что бы вы хотели?

- Мы сегодня собираемся. Хотели бы выглядеть великолепно.

- Вы знаете, в нашем салоне работает опытный парикмахер, который сможет сделать вам любую прическу. Также мастер по маникюру сможет поухаживать за вашими руками. Вы можете посмотреть каталоги и журналы. Присаживайтесь.

(Клиенты садятся, листают журналы)

Администратор:

- Кроме того, у нас появилась новая услуга - массаж. Это очень полезно и позволяет расслабиться. Не желаете ли кофе, чай?

- Чашечку кофе, пожалуйста.

(Клиенты выбирают прически, маникюр)

 Клиент - парикмахер.

- Проходите, пожалуйста.

(клиент садиться в кресло)

Парикмахер:

- Здравствуйте! Что бы вы хотели?

- Здравствуйте! Я бы хотела вот эту прическу.

- Хорошо! Давайте сначала помоем голову. Пройдите, пожалуйста, к раковине.

(Парикмахер делает прическу клиенту)

Клиент:

- Спасибо! Мне очень нравится!

- Пожалуйста! Приходите еще. Будьте добры, подойдите к администратору, чтобы оплатить.

(клиент оплачивает услугу)

 Клиент - мастер по маникюру.

- Здравствуйте! Что желаете?

- Я собираюсь в гости. Сделайте мне, пожалуйста, красивый маникюр.

(Мастер выполняет свою работу)

Клиент:

- Спасибо! Какая красота!

- Обратитесь, пожалуйста, к администратору, чтобы оплатить.

 Клиент - массажист.

Массажист:

- Добрый день! Что я могу для вас сделать?

- Ой, вы знаете, у нас такое событие, а у меня так разболелась шея! Сделайте мне, пожалуйста, массаж.

- Хорошо! Располагайтесь по удобнее.

(делает массаж)

- Спасибо вам огромное! Теперь так хорошо себя чувствую! Совсем ничего не болит.

- Это моя работа. Обращайтесь. С вас 100 рублей. Оплатите, пожалуйста, у администратора.

- До свидания!

(Клиент уходит).

3. Итог

Неряшка: Ну как, вам моя причёска? Я решила, что с этих пор я буду регулярно посещать парикмахерскую, мне понравилось, буду ухаживать за своими волосами, пользоваться зеркалом, расчёской и заколками.

Педагог: Дети, посмотрите, Неряшка действительно стала красивой, правда?

Педагог: Нам пора прощаться с городом Мастеров, пора возвращаться в наш детский сад.

Педагог: Вам понравилось наше путешествие, что вам запомнилось больше всего, дети?

Педагог: Мне понравилось с вами играть. Покажите улыбающиеся смайлики те, кто со всеми заданиями справился, а те, кто не со всеми заданиями справился – тучки.






Воспитательное занятие

от 28.02.2024 

Тема: «Викторина профессий»

Воспитатель Ахтямова Р.С., 2 группа.

Цель:  расширить знания о многообразии профессий.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать знания обучающихся о разнообразии профессий;

- уточнить и расширить представление обучающихся об инструментах, спецодежде различных профессий;

- помочь осмыслить важность всех профессий.

Развивающие:

- развивать связную речь и умение отвечать на вопрос полным ответом.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в паре и позитивно взаимодействовать друг с другом.

Организационный момент

Педагог: Профессия - это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. А что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.

Профессий много на планете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Класс делится на 2 команды.

Разминка  «Доскажи словечко».

Педагог: Начало предложения закончить в рифму, добавляя слово - название профессии. Каждая правильно названная профессия оценивается в один жетон.

В школе учит нас …(учитель),

А дворец возвёл …(строитель),

Вам лекарство даст … (аптекарь),

Почитать …(библиотекарь),

Булку испечёт вам … (пекарь),

Сварит снадобье вам … (лекарь),

Привезёт домой … (шофёр),

В школе у дверей … (вахтёр),

Вам укол назначит… (врач),

Скрипку в руки взял… (скрипач),

Снимок сделает … (фотограф),

И оставит вам автограф,

В космос мчится …(космонавт)

Или смелый … (астронавт).

Самолётом правит…(лётчик),

Трактор водит… (тракторист),           

Электричку – … (машинист),              

Стены выкрасил … (маляр),               

Доску выстругал… (столяр),               

В шахте трудится … (шахтёр),

В доме свет провёл… (монтёр),

В жаркой кузнице – … (кузнец),

Кто всё знает – молодец!

Готов поделиться мечтою своею,

Строителем хочется стать поскорее.

Дома и дворцы научусь возводить

И школы, куда будут дети ходить.

  1. Основная часть

Педагог: Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ дается один жетон. Если команда затрудняется или отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде.

  1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

  2. Кто погружается в работу с головой? (водолаз)

  3. Кто на работе витает в облаках? (пилот)

  4. Кто работает играючи? (актер, музыкант)

  5. Как по-другому можно назвать «профессора кислых щей»? (повар)

  6. Кто живет припеваючи? (певец)

  7. Врач, который видит пациента насквозь (рентгенолог)

  8. Кто выносит сор из избы? (уборщица)

  9. Кто дареному коню в зубы смотрит? (ветеринар)

  10. Самый сладкий мастер (кондитер)

  11. Врач «переломного» периода (травматолог)

  12. Реаниматор машины (автомеханик)

  13. Главнокомандующий на съемочной площадке (режиссер)

  14. Повар дальнего плавания (кок)

  15. «Сумчатый» профессионал (почтальон)

  16. Сидит дед, в сто шуб одет, кто мимо пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)

  17. Какого профессионала можно найти в пачке? (балерина)

  18. Невесомый профессионал (космонавт)

  19. Гид книжной страны (библиотекарь)

  20. В работе каких специалистов каждый день происходят перемены? (учитель)

Педагог: Командам предлагаю отгадать профессии литературных героев. Каждая правильно угаданная профессия оценивается в два жетона.

  1. Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)

  2. Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришел на помощь заболевшим жителям Африки (доктор)

  3. Кем был старик из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина? (рыбак)

  4. Профессия Джузеппе из сказки А. Толстого «Золотой ключик» (столяр)

  5. Назовите профессии двух сестер – злодеек из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (ткачиха, повариха)

  6. Профессия коротышки из Цветочного города по имени Тюбик (художник)

  7. Какой профессии научились три поросенка, когда строили свои домики? (строитель)

  8. Профессия хитрецов из сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» (портные)

  9. Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного города (врач)

  10. Кем был отец Аленушки и двух ее сестер из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»? (купец)

  11. Профессия дяди Степы из стихотворения С.В. Михалкова (милиционер)

  12. В кого превратила фея крысу в сказке Шарля Перро «Золушка»? (кучер)

  13. Кто спас Красную Шапочку? (охотники)

  14. Кем стали животные из Бремена – осел, собака, кот и петух? (музыканты)

Педагог: Командам предлагаю набор карточек с пословицами и карточки с профессиями, которых больше, чем нужно. Задание: вставить в пословицы пропущенные профессии, убрать лишние. Каждая правильно сделанная пословица оценивается в два жетона.

  1. Без топора не плотник, без иглы – не (портной).

  2. Длинная нитка – ленивая (швея).

  3. (Рыбака) сеть кормит.

  4. У (врача) лечись, у умного учись.

  5. Плох (пастух), который к волчьему вою глух.

  6. Хорош (садовник), хорош и крыжовник.

Педагог: Конкурс «Кому это принадлежит?» Каждой команде даю карточки с названиями различных профессий и картинки с изображением предметов. Нужно угадать, какой профессии принадлежат данные предметы (по три предмета – каждой профессии). Правильно отгаданная профессия оценивается в три жетона.

  1. Учитель (учебник, глобус, мел)

  2. Врач (стетоскоп, термометр, лекарство)

  3. Ученый (колба, пробирка, микроскоп)

  4. Повар (кастрюля, поварешка, набор специй)

  5. Парикмахер (ножницы, фен, лак для волос)

  6. Швея (игла, сантиметр, нитки)

  7. Строитель (мастерок, уровень, молоток)

  8. Музыкант (ноты, гитара, микрофон)

  9. Рыбак (удочка, поплавок, крючок)

  10. Художник (палитра, мольберт, кисть)

Педагог: Конкурс «Он – она». Команды отвечают по очереди. Каждый правильный ответ оценивается в один жетон.

  1. Она - балерина, он – …. (танцовщик).

  2. Она – конькобежка, он – …. (конькобежец).

  3. Она – швея, он – …. (портной).

  4. Она – медсестра, он –….( медбрат).

  5. Он- певец, она – …..(певица)

  6. Он- моряк, она –….( морячка.)

  7. Он – профессор, она – …( профессор).

  8. Он – кузнец, она – …( кузнец).

  9. Он – гимнаст, она – ….( гимнастка).

  10. Он – водолаз, она – …( водолаз)

Педагог: Ответить на вопрос, выбрав правильный вариант ответа из трех предложенных. Если команда ответила неправильно, другая команда может попытаться дать свой ответ. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

- Какой писатель познакомил детей всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

А) Агния Барто

Б) Сергей Михалков

В) Джанни Родари

- За чем обращаются к флористу?

А) за лекарствами

Б) за цветами

В) за морепродуктами

- С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

А) трубочист

Б) шахтер

В) нефтяник

- К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место»?

А) врач

Б) учитель

В) маляр

- «Не боги горшки обжигают»… А кто?

А) гончар

Б) столяр

В) спелеолог

- В какой «зоологической» пословице заключается формула высшего мастерства дипломата?

А) Кто успел, тот и съел

Б) И волки сыты, и овцы целы

В) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда

- Кто кого, согласно русской пословице, видит издалека?

А) рыбак рыбака

Б) астроном астронома

В) охотник охотника

- Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

А) провизор

Б) прозектор

В) проректор

- Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

А) адвокат

Б) прокурор

В) следователь

- Что делает визажист?

А) визы

Б) пластические операции

В) макияж

Педагог: Конкурс «Профессия на букву». Команды вытаскивают карточку с буквой. Нужно вспомнить и записать как можно больше профессий, которые начинаются на данную букву. Каждая профессия оценивается в один жетон. Буквы: А, К, М, П, Р, Ф.

  1. Подведение итогов.

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

И все портные в городе
За ним ушли б домой!
Ходили блюди голые
По улице зимой.

Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой!

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
- Возить людей не хочется!
И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком!

Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда.

И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс
И пекари старательно
Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.

Мы все семьею дружною
В одной стране живем
И каждый честно трудится
На месте на своем!


















Воспитательное занятие

от 06.02.2024

Тема: «Что я знаю о профессиях»

Воспитатель Ахтямова Р.С., 2 группа.

Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.

Задачи:

  1. Образовательная: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и  видах профессий.

  2. Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность обучающихся, развивать мотивы образовательной деятельности. Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте  ребята! Начинаем наше занятие. Чтобы узнать,  о чём пойдёт речь на нашей игре, надо  соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его. (Пир   рис   оса   фрукт   ель   сосулька   слон   ирис  яблока)

- Ребята, не далек тот час, когда перед Вами встанет выбор - какую профессию получить. Сейчас главным для вас является учеба, знания, которые вы получите  – это база вашей дальнейшей жизни. Пришло время подумать  о выборе своей будущей профессии. В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши воспитатели, родители, старшие братья и сестры, друзья.

- Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. «Все профессии нужны, все профессии важны».                                                                

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий:

- важно суметь разобраться в этом многообразии;

- узнать, чем занимаются люди данной профессии;

- познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;

- учитывать собственные интересы и способности.

- Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением. Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ. Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.

- С некоторыми из них  сегодня мы познакомимся.

- Своё знакомство с профессиями  мы проведем в форме игровых конкурсов  «Что я знаю о профессиях», в которой  участвуют две команды. Если вы знаете ответ, то поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет таблички, та и имеет право отвечать на вопрос.  Если команда дала неправильный ответ, то право ответа получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та команда, которая в ходе игры наберёт наибольшее количество баллов – будет победителем игры.

2. Основная часть:

- Для начала проведем небольшую игровую разминку.

1ТУР: «Наши профессии» 

Конкурс № 1 «Угадай профессию» (отгадайте о каких профессиях идёт речь в пословицах и  поговорках).                                                                      

1. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?

(Пилот, лётчик, космонавт.)

2. Кто выносит сор из избы?

(Уборщица, техничка.)

3. Самый сладкий мастер – это... Кто? (Кондитер.)

4. Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.

(Айболит, ведь он лечил зверей.)

5. Как звали первую женщину-лётчицу? (Баба-Яга.)

6. Звёздный бухгалтер – это... Кто? (Астроном.)

7. Ухажер за деревьями - это…Кто? (Садовод, садовник)

8. Преобразователь ткани в одежду - это …  Кто ? (Портной, швея)

9. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы? (Учителя.)

10. «Сумчатый» профессионал – это… Кто? (Почтальон.)

Конкурс № 2. «Головоломка». Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия).

РВАЧ = В - (медработник)

ТЁРКА = А - (театральная и кинематографическая  профессия)

КУЛОН = К - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - (руководитель предприятия, начальник)

Конкурс № 3 «САМАЯ-САМАЯ». А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:  (3 минуты на обдумывание)

1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

4. Самая волосатая (парикмахер...)

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

6. Самая смешная (клоун, пародист...)

7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

8. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, полицейский, политик, психолог...) 

 

2 ТУР: «Профессия и ее инструменты» 

Конкурс № 4 «Бюро находок». Узнай, кому принадлежат вещи (предметы)

(КОЛЕСО, КИРПИЧ, ИГЛА,ТАБЛЕТКИ, НИТКИ, МУКА, МЕЛ, НОЖНИЦЫ).

Конкурс № 5 «Буквы и профессии». Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?  

К             Р             Ф             П

Конкурс № 6 «Что лишнее» В цепочке слов найдите лишний предмет (кто быстрее справится с заданием?)

1)Шприц - лекарство- вата- спица

2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента

3) Кастрюля –ложка –тёрка –ножницы

4) Фен –нож –расческа –ножницы

3 ТУР «Профессия каждая самая важная» 

Конкурс № 6 «Пословицы о труде и профессиях» (Слайд 30-37). Собери пословицы – кто быстрее поднимет таблички - имеет право отвечать)

- Кончил дело - гуляй смело.

- Терпение и труд всё перетрут

- От труда здоровеют, а от лени болеют.

- Глаза страшатся, а руки делают.

- На работу с радостью, а с работы с гордостью.

- Не игла шьёт, а руки.

- Хозяин тот, кто трудится.

Конкурс № 7 «Покажи профессию». Давайте,  немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и показывают по одной профессии и по одному от команды болельщиков.

-Как делает шофёр?

-Как делает повар?

-Как делает маляр?

-Как делает парикмахер?

-Как делает пианист?

-Как делает дворник?

-Как делает врач?

Награждение победителей:

Сноровку, ловкость и умение

Сегодня показать сумели вы.

А теперь, справедливое жюри,

 Игроков по достоинству оцени. (слово жюри)

3. Заключительная часть

- Вот мы и подвели  итоги нашей игровой  программы. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.

Много здесь профессий разных,

Выбрать что – не знаешь сразу.

В жизни много пригодится –

Стоит только научиться.

 







































Воспитательное занятие

Тема: «Моя идеальная профессия»

от 13.02.2024

Цель: расширить представления обучающихся о различных профессиях, побуждать к поиску информации о профессиях, осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

Образовательные:

  1. Усвоение обучающимися знаний по проблеме выбора профессии.

Развивающие:

  1. Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда, формирование позитивного отношения к труду.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Приветствие;

- Создание доверительной обстановки;

- Ребята, чтобы узнать тему воспитательного часа, предлагаю вам посмотреть мультфильм. Какой проблемный вопрос появляется у выпускников школ? Почему? Тема нашего занятия: «Моя идеальная профессия».

-  В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.

- Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом «хочу».

- Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас «могу».

- В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу «надо».

2. Основная часть.

Упражнение «Выбор»

Педагог: Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время... Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования...

Необходимо письменно ответить на вопросы:

- В каком городе или даже стране вы находитесь?

- Какое у вас время года?

- Что вы будете делать? Каковы ваши действия?

- Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)

- Что будет потом?

- В общем, устройте свою жизнь. Время работы 15 минут.

Педагог: Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия. Происходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.д. (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)  Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени  одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы. Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии». Вторая группа - «Самые забытые профессии». Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны». Четвертая - «Самые отважные профессии». (Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки). Примерные списки профессий:

Конечно, мы здесь перечислили не все профессии. Их  в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?                                  

-  Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой,  переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция «Формула профессии»

Просмотр видеофильма «Кем мне стать?»

- А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего часа: «хочу», «могу», и «надо»? Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии ( на листе: «Хочу+могу+надо = осознанный выбор профессии».) Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

-ХОЧУ - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

-МОГУ - это все, что мне по силам, по способностям

-НАДО - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии « Это мой выбор!»

-Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас  вы увидите это в исполнении .

1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.

2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

- Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои  способности и недостатки.

3. Подведение итогов.

- Давайте вспомним цель воспитательного занятия и подведем итоги нашей встречи. Что нового и интересного вы сегодня узнали?

 - «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы)

Заключение. 

- Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали,  вам всегда пригодятся знания, полученные  в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте,  набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».

- Что понравилось ребятам? Что не понравилось? Легко ли было? Или сложно?)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!