СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная концепция " Мы дети - 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная концепция " Мы дети - 21 века"»

Воспитательная система класса «Дети солнца 21 века»

 

Солнце двадцать первого века,
Над планетой нашей взойди.
Солнце двадцать первого века,
Тучи от людей отведи.
Неудачи, беды, ненастья
В двадцать первый век не пусти.
Зёрнам дружбы, радости, счастья,
Помоги скорей прорасти.
Ю.Энтин

 

Любой человек, будь он педагогом, руководителем страны, родителем, задумывается о будущем. Как оно сложится, зависит от подрастающего поколения, от уровня его воспитанности и образованности, от того какие приоритеты в своей жизни он выберет.

Учащиеся нашего класса (сегодня второклассники) – это дети, рождённые в 2013-2014 годах, это дети XXI века. Изменения, происходящие в современном стремительном мире, не могли не сказаться на их психофизическом развитии. Современный ребёнок испытывает воздействия множества разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера (СМИ, сеть Интернет, телевидение, неорганизованные события окружающей среды). На воспитание ребёнка, на его сферу нравственности обрушивается колоссальное количество информации, которую ученик начальной школы не способен правильно оценить. Анкетирование показало, что первоклассник не имеет достаточного опыта, чтобы развести понятия «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло», «нравственно» и «безнравственно». В тоже время в этом ему могут и должны помочь взрослые, а это прежде всего, родители и педагоги. Опираясь на богатейший опыт советской, российской и мировой педагогики, современный классный руководитель, педагог должен находить и применять новые осовремененные формы и методы работы с учётом особенностей современных детей.

Обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимосвязи с детьми и их родителями, становится важным этапом в модернизации воспитательной практике и ядром нашей воспитательной системы «Дети Солнца 21 века».

Цель ВСК «Дети Солнца 21 века»: Создание эмоционально-привлекательного, развивающего воспитательного пространства для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, для развития её способностей, положительного отношения к семье, к классу, к окружающему миру на основе социального партнерства с семьей.

Концепция воспитательной системы «Дети Солнца XXI века» опирается, прежде всего, на систему общечеловеческих понятий, которую в жизни мы используем в качестве критериев оценки воспитанности человека. Это:

  • «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

  • «истину» как руководство при оценке действий и поступков;

  • «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Основными направлениями воспитательной системы класса являются:

  • духовно-нравственное;

  • гражданско-патриотическое;

  • здоровьесберегающее;

  • информационно-коммуникативное;

  • культурно-эстетическое.

 

Исполнение содержательной части программы происходит поэтапно.

1 этап «Я познаю мир» (1 класс).

На этом этапе производится диагностика и анализ воспитательной среды (семьи, класс); проводятся мероприятия по организации и вовлечению родителей в воспитательную систему класса; создаётся первичная организация детского сообщества, которая подразумевает знакомство с правилами общественной жизни, выработку законов и традиций класса.

2 этап «Дом, в котором мы живём» (2 класс) (Семья, Школа, Россия, планета Земля)

Этап подразумевает привлечение внимания детей к семейным ценностям (изучение традиций семьи, составление родословной, знакомство с семейными реликвиями); осуществляется содружество детей и взрослых на основе деятельности семейного клуба; организовывается совместная деятельность детей и взрослых по изучению родного края, города, района, улицы; укрепляются классные традиции; дети привлекаются к участию в соуправления классным сообществом.

3 этап « Я - гражданин России» (3 класс)

На 3 этапе внимание детей привлекается к нравственным, духовным ценностям современного мира; стимулируется активное участие детей в делах класса и гимназии; применяются меры по формированию основ толерантного сознания и поведения у обучающихся; воспитывается уважительное отношение к государственным символам; формируется бережное отношение к истории и культуре своего народа.

4 этап «Если не я, то кто?». 4 класс.

На этом этапе совершенствуется ученическое соуправление; воспитывается у учеников осознание своей значимости в общем деле, чувство личной ответственности за происходящее в классном сообществе, чувства сопричастности и уважения к детям класса; стимулируется развитие лидерских качеств.

Этапы функционирования воспитательной системы класса создают условия для воспитания духовно-нравственной личности, гражданина и патриота, для раскрытия способностей и талантов учащихся. При этом обеспечиваются также взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников и другими субъектами социальной среды.

Духовно-нравственное направление является системообразующим, и, с другой стороны, связующим звеном для других направлений ВСК.

Духовно-нравственное направление предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогического воздействия. Особое место отводится родителям, как первым наставникам ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

Эффективной формой данного направления стало создание в классе семейного клуба.

«Росинка» – это название, которое выбрали для нашего клуба дети. Они интуитивно потянулись к чистому, звонкому и родному. И, удивительно совпало то, что появление росы в природе связано с солнцем, а наш семейный клуб «Росинка» - это связь детей и взрослых – участников программы «Дети Солнца 21 века». Деятельность в семейном клубе можно разделить на блоки.





Каждый блок имеет свой девиз, понятный детям.

Блок «Я и моя семья» реализуется через организацию и проведение следующих мероприятий:

«Я - гражданин России»

«Мир сказки – мир детства»

«Моя мама»

«Моя семья и мои друзья»

Блок «Моя школа - мои друзья » реализуется через организацию и проведение следующих мероприятий:

«Мой лучший друг»

«Как находить настоящих друзей»

«Класс – твой дом и ты хозяин в нём».

Блок «Матушка – Русь! Я тобой горжусь» призван решать задачи всех направлений ВСК и реализуется через организацию и проведение следующих мероприятий:

«Моя родина – Россия»

«Я – гражданин России»

«Время пришло делать добро» блок задач духовно-нравственного направления.

«Если бы я был волшебником»

Коллективная творческая работа «Энергия добра»

Важное место в проведении данных мероприятий занимают родители, которые в совместной деятельности активны, инициативны. Все дела в клубе – это разнообразные коллективные переживания, накопление опыта нравственных взаимоотношений.

Новые информационные технологии в силу своей современности, наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей 21 века. Такие мероприятия как «Символы государства», «День единства». проводится с применением компьютерных технологий, использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Данное направление подразумевает и формирование информационной культуры родителей путем внедрения ИКТ в работу с родителями. Один из совместных социальных проектов класса 4 этапа ставит цель – создание собственного сайта класса, который поможет реализовать задачи информационно-коммуникативного направления.

В целях развития познавательных и коммуникативных способностей учащихся, программа воспитательной системы «Дети Солнца XXI века» предусматривает регулярное и целенаправленное взаимодействие с организациями и учреждениями культуры, спорта, молодежными организациями, творческими культурно-массовыми общественными объединениями.

Развитию личности младшего школьника должно способствовать формирование самоуправленческих начал в жизни класса. Особую роль в управлении развитием любой воспитательной системы играет соуправление педагогов, родителей и учащихся.

В начале каждого триместра на классном часе происходят выборы управляющей команды класса. Она состоит из Президента классной республики и Министерств, каждое из которых имеет свою сферу деятельности. Успешная работа осуществляется при поддержке заинтересованных в успехе детей родителей и педагога, который постоянно координирует инициативу детей.

В результате реализации первого и второго этапа программы воспитательной системы класса «Дети Солнца XXI века» удалось:

  • создать оптимальную атмосферу для участия ребят, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, с помощью следующих мероприятий: «Школа-мой второй дом!» «Хочешь быть счастливым - будь им»

  • создать благоприятные условия как для развития классного коллектива в целом, так и для раскрытия потенциала каждого отдельного ученика, с помощью следующих мероприятий « Я – личность!» «Все вместе мы сила»

  • задать положительную динамику развития коллектива детей и личностного роста учащихся, с помощью следующих мероприятий «Мы с тобой друзья!»

  • создать благоприятную среду для сотрудничества семьи и школы по намеченной программе семейного клуба «Росинка»; («Моя семья» «Мои корни» « Секреты моей фамилии»)

  • включить детей в процесс соуправления детской деятельностью, с помощью следующих мероприятий «День самоуправления» « Я хочу быть учителем» « Я-Президент класса»

Наблюдения, анализ деятельности детей, анкетирование показывают, что за истекший период действия ВСК «Дети Солнца XXI века» воспитуемые приняли участие в следующих мероприятиях

Система специальных внеклассных мероприятий

Мероприятие

Цели

Игра «Минута славы»

Обеспечить возможность каждому ученику самовыразиться, показать силу коллектива и ценность каждого ученика в классе

Классный час «Класс твой дом и ты в нем хозяин»

Создавать атмосферу «защищенности», уверенности в своевременной помощи со стороны учителя и одноклассников, веры в себя

Вечер сказки «Букет для учителя»

Способствовать осознанию и принятию статуса учителя и своей роли ученика, воспитывать парное и групповое взаимодействие

Индивидуальная работа с психологом, логопедом, социальным работником, родителями

Консультировать родителей по возникающим вопросам

Экскурсия к водоему «Краски осени»

Обогатить эмоциональные впечатления от природы, воспитывать эстетический вкус, формировать умения наблюдать

Вечер сказки «Смешные страхи»

Актуализировать чувства учеников, снизить тревожность, обеспечить возможность выразить переживания и решить проблемы в художественных образах

Родительское собрание – классный час «Альбом-эстафета «Школа глазами семьи»

Вовлечь в активную творческую работу родителей, сплотить коллектив класса, диагностировать отношения в семье и отношение к школе и учебной деятельности

Игры-диагностики

Контроль, на основе результатов строить артпедагогичекую работу

Вечер сказки «Игры в школе»

Актуализировать опыт учащихся, развивать творческие способности и воспитывать культуру общения

Экскурсия в сад «Друзья в лесу»

Научить контролировать эмоции, снизить тревожность, воспитывать эстетические чувства

Игра-соревнование «Вредная привычка «Ай, не буду, не хочу!»

Организовать активную творческую работу, практиковать парные и групповые виды работы, развивать воображение и эстетический вкус

Занятие-практикум «Я и Мы»

Актуализировать чувства учащихся к самим себе обеспечить условия для эмоционального раскрытия и сближения учащихся, для сплочения класса



Индивидуальные занятия с обучающимися



Развивать способность адекватно оценивать свою деятельность и ее результаты, а так же деятельность окружающих



Вечер сказки «Школьные правила»



Показать множество различных отношений и связей в социуме

Экскурсия к водоему «Зимняя сказка»

Воспитывать эстетический вкус, наблюдение за природой и иллюстрация произведений искусства с изображением, описанием зимы

Новогодний карнавал-маскарад

Развивать способность входить в образ и понимать выбранный образ, учить понимать себя и других

Индивидуальные занятия с обучающимися

Способствовать сплочению коллектива

Конкурс скульптур и рисунков на снегу «Наша школа»

Открыть для детей новый способ рисования, способствовать самовыражению и самоанализу, развитию деловых взаимоотношений и сплочению класса

Занятие-практикум «Весь мир театр»

Развивать навыки межличностного общения, способствовать сплочению класса, снизить тревожность

Тренинг с родителями и учащимися «Шапка-невидимка»

Тренировать способность контролировать эмоции и находить способы педагогического воздействия родителей на детей, сплотить коллектив класса

Индивидуальные занятия с обучающимися

Развивать способности делового общения, парной и групповой работы

Занятие-практикум «Если бы я был волшебником…»

Актуализировать чувства учащихся к самим себе, выявить потребности, установки и ценности учащихся, обеспечить условия для эмоционального раскрытия и сближения учащихся, для сплочения класса

Вечер сказки «Сердитая подушка»

Обратить внимание учащихся на проявление и управление негативных чувств, воспитывать культуру общения, сплотить коллектив класса

Индивидуальные занятия с обучающимися

Способствовать парному, групповому и коллективному взаимодействию, воспитывать адекватную самооценку

Вечер сказки «Ленивец»

Развивать навыки самоанализа и самоконтроля



Игра-путешествие «Читаем знаки»



Развивать умение читать знаки, соотносить образы с предметами, явлениями, движениями, развивать воображение, сплотить коллектив

Занятие-практикум «Чудеса Природы»

Обеспечить условия для самореализации учащихся, развивать рефлексию и самоконтроль, исследовать систему отношений учащихся

Игры-диагностики

Контроль

Научно-практическая конференция

Способствовать самоутверждению учащихся, вхождению в роль исследователя

Занятие-практикум «Пойми меня»

Обеспечить условия для самореализации учащихся и сплочения класса, воспитывать внимательное отношение к окружающим

Экскурсия «Природа – художник»

Воспитывать эстетический вкус, актуализировать знания, наблюдения и чувства детей в области искусства, развивать воображение и фантазию

Занятие-практикум «Все, что с нами происходит….»

Снизить тревожность, развивать самоанализ и самоконтроль учащихся, формировать оптимистическую жизненную позицию

Коллективная творческая работа «Энергия добра»

Актуализация самых добрых, теплых, приятных воспоминаний о школе, организация коллективного взаимодействия учащихся


Подведение итогов программы воспитательной системы класса «Дети Солнца XXI века»

МЫ!

  1. Познакомились и приняли основные правила школьной жизни,

  2. получили необходимые сведения о безопасности, правилах гигиены, здоровом питании;

  3. познакомились с основами здорового образа жизни;

  4. узнали больше из истории своей семьи;

  5. изучили семейные традиции, родословную и жизненную историю близких родственников, узнали о вкладе своих родных в дело Великой победы;

  6. научились различать и ценить в одноклассниках положительные личностные качества;

  7. стали оценивать значимость дружного коллектива в жизни людей;

  8. проявлять большую активность в делах класса, гимназии;

  9. проявлять инициативу, предлагать свои проекты, направленные на пользу общества.

Таким образом, за прошедший период наблюдается положительная динамика развития коллектива детей и родителей класса, что позволяет в перспективе реально подойти к реализации модели выпускника начальной школы, и что даёт нам уверенность, что ВСК приведёт нас к намеченной цели.

Мы - дети солнца, Живём на лучшей
Из всех планет.
Мы - дети солнца, А дети солнца
Должны нести тепло и свет.
Ю. Энтин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!