СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание личностных качеств средствами литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание личностных качеств средствами литературы. О роли уроков литературы в нравственном воспитании школьников, художественная литература даёт читателю обширные знания жизни, обогащает его эмоциональным переживанием прочитанного и, следовательно, делает знания личностно значимыми

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личностных качеств средствами литературы»

Воспитание личностных качеств средствами литературы

Главная задача моей работы с учениками – не только помочь освоить курс программной литературы или языка, но и пробудить «чувства добрые»; обращаясь к художественным произведениям и судьбам их создателей, содействовать обретению духовных сил, развитию умения выражать свои мысли и ощущения. Бесспорна роль уроков литературы в нравственном воспитании школьников, ибо художественная литература даёт читателю обширные знания жизни, обогащает его эмоциональным переживанием прочитанного и, следовательно, делает знания личностно значимыми. В.Г.Белинский отмечал: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Как никогда раньше сегодня остро стоит вопрос духовно-нравственного воспитания. Духовное состояние общества – всегда предмет особой заботы и внимания отечественной литературы, ибо оно зависит от целого комплекса проблем, связанных с физическим и душевным здоровьем человека, с его представлениями о жизненных ценностях, о сохранении окружающей среды, о месте человека в обществе и природе, об отношениях мужчины и женщины и многое другое. Именно в школьные годы закладываются те представления о нравственных ценностях, которые определяют жизнь человека. Ядро их составляют понятия «любовь», «семья», «добро», «совесть», «честь» и др. В связи с этим значительное место на уроках литературы уделяю таким фактам биографии писателей и тем произведениям, которые подчеркивают роль детства и семьи в становлении человека, в формировании его личности. Литература дает нам уникальную возможность осмыслить вместе с героями как положительный, так и отрицательный опыт и дать ему оценку. Ярчайшими примерами для этого являются «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Война и мир», «После бала» Л.Н.Толстого и многие-многие другие произведения русской литературы. В осознании всего отрицательного, его неприятии кропотливо закладываю возможность формирования личности, умеющей распознать негативные явления жизни и противостоять им. Помогает в этом методика, основанная на работе учащихся с художественным текстом, при которой они учатся понимать язык чувств и переживаний героев, сопереживать им и оценивать их устремления, поступки, жизненную позицию. Одновременно решается важная задача освоения учащимися основного круга нравственных понятий (сострадание, верность, самоотверженность, скромность, порядочность, преданность, целомудрие, ответственность, отцовство, материнство, почитание родителей, послушание, взаимное уважение и др.) и введение их в сознание и активный словарь школьников путем создания специальных речевых ситуаций. Так, например, при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не могу пройти мимо слов Татьяны: «Я вас люблю ( к чему лукавить?). Но я другому отдана; Я буду век ему верна». И непременно завязывается необходимейший на сегодня разговор о чистоте взаимоотношений в семье, о верности и целомудрии. О почитании родителей и послушании им говорим, изучая другое произведение Пушкина – «Капитанскую дочку». Мы видим, как Петр Гринев и Маша Миронова свое счастье приобретают, благодаря исполнению ими пятой Заповеди Божией, и, я надеюсь, что таким образом средствами литературы возможно будет воспитание самых лучших личностных качеств моих учеников.

А вообще каждая встреча с Пушкиным – событие, дающее нам возможность прикоснуться к судьбе поэта, сопереживать его чувствам, следовать за его мыслями. Если мы не формально «изучаем А.С.Пушкина по программе», а за привычными строками замечаем земного человека с его радостями и печалями, ошибками и силой духа, если готовы разделить свойственное ему понимание жизни, вопреки маленьким и большим трагедиям, то встретимся с поэтом в мире его произведений.

Знакомство с миром творчества А.С.Пушкина очень важно уже в начале жизни, потому что большинство его произведений наполнено радостным ее ощущением в самых разнообразных проявлениях. У каждого из нас есть свой Пушкин. В какой-то момент жизни вдруг его строфа или строка становится для нас особенно значимой. «Мир творчества Пушкина – то культурное пространство, которое постепенно осознается нами в бесчисленном многообразии проявлений материального и духовного начал»1.

Не навязывать ученику свое понимание, а помогать обрести собственный путь в поэтический мир Пушкина – главная задача учителя. «…Понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит. Мир Пушкина огромен. Входя в него, мы как бы попадаем в могущественную и прекрасную страну. Границы ее беспредельны…»2 Освоение этого особого пространства поможет детям наполнять внутренний мир удивительными чувствами, обозначать дороги своей судьбы, ориентироваться среди вечных и временных ценностей.

Библиографический список

  1. «Жить, думать, чувствовать, любить…»: из опыта работы учителя литературы /С.Ф.Щукина; под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.- с.113.

  2. Лотман Ю.М. В мире пушкинской поэзии.// Версии. Телевизионные сценарии. – М. , 1989. - с.8.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!