СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание без наказания

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Воспитание без наказания

Просмотр содержимого документа
«Воспитание без наказания»

Воспитание без наказания

«Не пряник, но кнут» – проблема, с которой рано или поздно сталкиваются все до единого родители. Во всякой семье наступает такой момент, когда даже самые закоренелые гуманисты в порыве готовы схватиться за ремень. Некоторые тут же одумываются, другие заканчивают начатое, третьи наказывают, а потом страдают от угрызений совести.

В моменты, когда вы чувствуете, что «подходите к грани», попробуйте оценить саму необходимость наказания. Хорошо, если вы для себя в своей семье определите некую «иерархию провинностей» — за какие проступки следует наказать всенепременно, а на какие воздействовать иными методами. В психологической литературе описано несколько альтернатив, которыми можно воспользоваться, когда кажется, что контроль над ребёнком потерян:

1. Обратите внимание ребёнка на то, как он может принести пользу. Это особенно действует на детей 1,5-3 лет. Например, дитя разбушевалось в гостях – можно переключить его внимание на то, чтобы он покормил рыбок, поли цветы, убрал какой-нибудь незначительный мусор. Дайте ему почувствовать себя взрослым и важным.

2. Выразите сильное неодобрение, не давая оценок. Важно проговорить ребёнку свои чувства от его действий, не ругая характер. Не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил» или «это был жестокий поступок». В некоторых ситуациях такого проговаривания достаточно.

3. Подскажите ребёнку, как устранить последствия/загладить вину. Наказывать, например, за разбитую чашку по меньшей мере нечестно, ведь мы сами порой бьём посуду. В таких случаях полезнее научить ребёнка ответственному отношению: разбил – убери, разлил – вытри, расстроил – утешь.

4. Механически устраните причину конфликта. Порой мы сами провоцируем ребёнка на нарушение правил. Соблазн бывает слишком велик! Уберите все бьющиеся и ценные предметы с нижних полок, если у вас двухлетка. Закройте шкафчики на замки. Спрячьте свой набор инструментов, а ребёнку купите детский.

5. На каждое «нельзя» предоставляйте «можно». Одёргивая ребёнка, не забывайте о том, что ему следует дать «взамен». Например, драться нельзя – можно дружить.

6. Предоставьте ребёнку выбор. В момент непозволительного, с вашей точки зрения, поведения малыша, предложите ему три варианта развития событий. Например: ты сейчас успокаиваешься, и мы остаёмся в гостях на чай; мы сейчас же уходим домой; ты продолжаешь плакать в другой комнате, а я иду пить чай. Важно, чтобы вы были готовы согласиться с любым выбором ребёнка.

7. Позвольте ребёнку прочувствовать последствия. В рамках разумного, конечно! Не стоит экспериментировать с розетками; но если дитя так и тянется к теплому утюгу – можно под вашим присмотром «дотронуться пальчиком». Обжечься не успеет, а понять, что такое «опасно, горячо!» — вполне.

8. Иронично похвалите. «Молодец, в мокрых носках уютнее и стирать не надо!» Подходит для детей постарше и подростков. Будьте поосторожнее с формулировками. Не превратите иронию в едкую насмешку.

Эти и другие способы помогают ребёнку просчитывать последствия своих действий и оценивать их целесообразность. Наказания же, особенно чрезмерные и жестокие, учат лишь изворотливости и стремлению «не попасться». Выбор за вами!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!