«Трудовое воспитание младших школьников с ОВЗ»
Подготовила воспитатель: Любомищенко И.В.
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей, базой для развития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке обучающихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.
Труд детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных и коррекционных задач.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд младших школьников с ОВЗ необходим в повседневной жизни школы-интерната, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовойдеятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в классе , спальной комнате
или на участке и по собственной инициативе стараются устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в классе, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает воспитателю решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги (оригами, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. Обучающиеся изготавливают необходимые им игрушки,поделки атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Труд детей с ОВЗ младшего дшкольного возраста организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у обучающихся интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.
Дежурства — форма организации труда обучающихся, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Обучающиеся поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у них ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Большое внимание в организации трудовой деятельности обучающихся уделяется решению задач нравственного воспитания. Воспитатель формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду.
Правильное отношение к труду, у умственно отсталого ребёнка, можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность.
В связи с этим воспитателями нашей школы-интернат была составлена программа трудового воспитания младших школьников с ОВЗ.
Программа по трудовому воспитанию реализует познавательные и социокультурные цели:
воспитание положительных качеств личности обучающего: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
уважение к людям труда;
получение элементарных знаний по видам труда.
Задачи программы
Для достижения поставленных целей трудового воспитания необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь;
формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от их свойств;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учетом их возрастных особенностей;
воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия;
воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости;
формирование навыков организации своей и общей работы;
воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Цель коррекционно – воспитательной работы с детьми, которые имеют интеллектуальные нарушения – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.
Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.
При организации трудового воспитания используются следующие принципы:
- индивидуализация воспитательной работы (учёт особенностей учащихся, воспитанников);
- активность обучающихся, воспитанников (взаимодействие с окружающим миром);
- целостность педагогического процесса;
- структурированность деятельности;
- практическая направленность;
- коммуникативная направленность;
- доступность предлагаемых требований и видов деятельности;
- социальная мотивация деятельности.
При последовательном личностном развитии ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Для реализации основных целей и задач трудового воспитания воспитанников применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон), интнрактивные доски.
Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр и т.п.
Программа также предусматривает максимальное вовлечение родителей и обучающихся в разнообразные виды общественно полезного труда;
Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду ребенка, обязанностей ребенка дома;
Передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Оганизация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности;
Организация выставок работ.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня воспитанности проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)
Для каждого воспитательного занятия определены цели и имеются рекомендации по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.
Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента, детей их психофизического развития, поэтому чёткого определения, не требуется.
Трудовое воспитание заключается в приобретении знаний, умений, навыков и опыта через вовлечение их в процессе обучения и воспитания в различные упражнения, игры, практикумы, способствующие их личностному развитию.
Литература:
Гукасова А.М., Мишарева Е.И., Романина В.И. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов – заоч., 2-3 курсов факультета учитель начальных классов пед. ин-тов. Московский государственный педагогический институт. -М., Просвещение, 1990.
Гусакова А.М. и др. Методика трудового обучения. - М.: Просвещение, 1990.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. -М.: Академия, 2004.
Переплетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Рабочая тетрадь по столярному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 10 – 11 кл. -М., ВЛАДОС, 2003.
Ставрова О.Б. Современный урок технологии: Книга для учителя. -М., Школьная Пресса, 2004.