СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание святостью. Цикл классных часов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание святостью. Цикл классных часов.»

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

Отдел религиозного образования и катехизации.










Заочный областной открытый методический конкурс – 2018

«Воспитание святостью. Нравственные ценности и будущее человечества»

Номинация: Методическая разработка – по организации внеурочной деятельности, классного часа, познавательного мероприятия.

Цикл классных часов.

«Источник нравственности и залог будущего - подвиг святых мучеников, новомучеников и исповедников Российских. Подвиг новомучеников нижнетагильской епархии-новому поколению Урала».







Автор: Порунова Марина Васильевна

Место работы: Учитель воскресной школы при храме

во имя Святого Благоверного князя Александра

с. Шурала, Невьянского района.

Эл.почта: mprunva2009@rambler.ru,

Тел.89221480975











г. Екатеринбург, 2018 г.



Методическая разработка классного часа

(серия информационных классных часов)

Тема: «Источник нравственности и залог будущего - подвиг святых мучеников, новомучеников и исповедников Российских. Подвиг новомучеников нижнетагильской епархии-новому поколению Урала».

Пояснительная записка

Современная система образования определяет своей главной задачей духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, которая является важным компонентом социального заказа для образования.

Сто лет назад Россию захлестнула волна революционного переворота, положившая разрушению христианского мировоззрения, но и пришедшая на смену ей советская система идеологии, построенная на ложных идеалах богоборчества, была разрушена. Это привело к поспешному копированию западных форм жизни, и как результат потеря ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная - обогащение и успех любой ценой.

На фоне разрушающейся морали и нравственности, появилась положительная тенденция, выражающаяся в появлении у людей более глубокого интереса к истории России, к ее культурному и духовному наследию, в принципиальном изменении отношения к роли Церкви в процессе укрепления государственности и в деле воспитания подрастающего поколения.

Данная тенденция имеет большое значение в развитии современной педагогики. Главной педагогической задачей является формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на понятии святости, укорененного в духовных и культурных традициях Православия.

Уроки духовно-нравственного развития, содержащие комплекс мероприятий, создают условия для решения педагогической задачи, погружаясь в которую подросток переживает события, рефлексирующие позитивные образы и примеры, сознательно формирующие собственную систему ценностей, заложенную в многовековом духовном опыте человечества, стремящемуся приблизиться к идеалу святости.

Сегодня у педагогов большой интерес вызывает образы святых, их подвиг, которые лежали в истоке традиций, и в течение многих веков составляли основу народного нравственного воспитания.

Двадцатый век явил нам свод святых новомучеников и исповедников Российских. Именно христианские новомученики истории советского периода России своим подвигом свидетельствовали перед всеми людьми об истинности христианства, как религии спасения и подвижничества. Христианские новомученики пролили свет на истину советской истории: коммунистическая власть, боровшейся с Богом, под льстивыми лозунгами втянула в войну людей разных сословий.

Разговор о новомучениках в образовательных организациях является далеко не простым. Этот разговор о жизни тех людей, кто до недавнего времени был врагом народа, а сегодня пречислен к лику святых. Жизнь новомучеников сопровождалась страшными мучениями, истязаниями и пытками, что может вызвать переживания у школьников. Под воздействием таких переживаний возрастает опасность увлечься поспешными расстановками плюсов и минусов в характеристике новомучеников и их мучителей. Поэтому важно для педагога, грамотно рассказать школьникам о новомучениках так, чтобы не навредить детской душе, чтобы, желая взрастить любовь, сострадание, милосердие, отвагу, честь и достоинство, мы не посеяли в них жажду мщения, агрессию, страх, ложный стыд.

В основе создания образа новомучеников для духовно-нравственного воспитания подростков ребенка можно использовать элементы нравственности настоящего человека: верного своему Отечеству, верного своему делу, борющегося за правду, хранящего традиции предков, мужественного, честного, милосердного, щедрого и великодушного.

Новомученики оставили нам пример истинного великодушия, на которое способна душа человека. Они свидетельствовали о любви, которая по словам, апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4–8).

В подобной любви нуждались люди ХХ столетия, нуждаемся теперь и мы, и этот промер является залогом воспитания нравственности у будущих поколений, как сохранение непреложной истины, которую мы должны передать своим потомкам. Аргументированный взгляд на подвиг новомучеников позволяет устранить обеспокоенность педагогов по построению уроков как в светских, так и в воскресных школах.

Новомученики ХХ столетия последовали примеру образа святости Христа, взяли Его иго, а мы в свою очередь, для воспитания нравственных ценностей должны усвоить их урок – урок любви, прощения и святости.

Подвиг новомучеников раскрывает перед учащимися особенности христианского подвига: это не столько героический поступок во время битвы с врагом видимым, а подвиг внутреннего делания, «невидимая брань» и построение своей жизни в соответствии с замыслом Бога о человеке, Его заповедями, в непрерывной устремленности к горнему, к небесному. Результат такого восхождения очевиден в жизненных плодах — как деятельности самого подвижника, так и в духовной атмосфере вокруг него.

Классный час — это прямая форма воспитательной работы классного руководителя в группе, при которой учащиеся принимают участие в специально организованный деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет следующие функции:

  • просветительскую;

  • ориентирующую;

  • направляющую;

  • формирующую.

Мною разработана серия тематических классных часов по теме: «Источник нравственности и залог будущего - подвиг святых мучеников, новомучеников и исповедников Российских. Подвиг новомучеников нижнетагильской епархии-новому поколению Урала».

Всего предусмотрено 3 классных часа, в рамках реализации плана воспитательной работы обучающихся 5-9 класса, по направлению духовно-нравственное воспитание. Данный вариант проведения информационных классных часов можно провести в 5–9 классах общеобразовательной школы, в воскресных школах, учреждениях дополнительного образования. Цикл классных часов был проведён в соответствии с темой года, объявленной ХХVI Международными Рождественскими образовательными чтениями 2018 года, «Нравственные ценности и будущее человечества».



Цель: Осмысление значимости подвига святых мучеников и новомучеников Российских для подрастающего поколения. Понимание и принятие учащимися православных отечественных духовных и культурных традиций.

Задачи:

  • формировать у школьников мотивацию к осознанной избирательности нравственных качеств, которые будут заложены им в личностном поведении, основанному на знании и уважении духовных и культурных ценностей и идеалов Православия.

  • сформировать у учащихся представление о подвиге Российских новомучениках, в том числе о новомучениках Нижнетагильской епархии;

  • воспитывать чувство любви к ближнему, к Родине, малой родине, пробуждать интерес к изучению истории русской земли;

  • развивать творческие и нравственно-эстетические способности учащихся, представления о мире, о предназначении человека в нем.

  • формировать исследовательские способности и проектную деятельность путём развития навыков работы с текстом, умение находить информацию, обобщать, делать выводы, оформить проект, составить компьютерную презентацию.

Область применения: уроки по основам православной культуры, по истории; классные часы, уроки духовно-нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования, во внеклассных мероприятиях и др.

Уроки проводились на занятиях в воскресной школе.

Ожидаемые результаты:

-пробуждение исторической памяти;

-принятие православных отечественных духовных и культурных традиций;

-осознанное нравственное поведение, как результат принятия знания укорененного в многовековых духовных традициях и православном мировоззрении.

-научиться работать с различными источниками информации, обрабатывать и представлять полученный материал одноклассникам.

-научиться взаимодействию и уважительному отношению к другим людям в процессе групповой работы.



Оборудование: тематическая выставка книг и журналов; компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение, коллективная работа: книжка-раскладушка с фотографиями новомучеников.



Основные понятия: Святость, святые, основные лики православных святых, христианская вера, мученик, новомученик, священномученик.

Подготовительная работа: подбор материала, оформление презентации, составление теста по итогам проведения классных часов. Паломническая поездка в храмы Невьянска и Верхнего Тагила, посещение библиотеки, беседа с родителями, обсуждение и отбор материалов для проведения классных часов.

Возрастная категория: в проведении и подготовки классных часов участвуют ученики 5–8 классов, учитель. Возможно приглашение родителей, друзей, представителей Православной Церкви.

Классные часы проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 40 минут.

  1. «Понятие святости. Святость Христа. Святые мученики».

  2. «Новомученики и исповедники Российские. Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси. Царственные страстотерпцы: царь Николай II и его семья».

  3. «Новомученики нижнетагильской епархии».



Разработка информационных классных часов.

«Источник нравственности и залог будущего - подвиг святых мучеников, новомучеников и исповедников Российских. Подвиг новомучеников нижнетагильской епархии-новому поколению Урала».

Возрастная аудитория: 5—9 классы

Занятие 1. Тема «Понятие святости. Святость Христа. Святые мученики».

Цель: формирование представления о святости, о подвиге святых мучеников через святость Христа.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием святость, дать представление о лике святых мучеников

  2. Вызвать интерес к истории православия в России.

  3. Научить азам работы с Библией, исторической и православной литературой.



Ход классного часа

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Работа над осмыслением темы классного часа

(5 минут)


(на фоне музыки)

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Я очень рада нашей встрече! Наш урок посвящен очень важной теме: «Понятие святости. Святость Христа. Святые мученики».

Звучат стихи:

Святая Русь неповторима,
Не постижима для ума,
И Божьей милостью хранима,
Не увядаема она.

Она из пепла восходила,
Она отстраивалась вновь.
Её орда не победила.
На Русь Святую нет оков.

Ей мощь и дух даны от Бога.
Врагам их ввек не отобрать.
И на войне одна дорога —
За Русь Святую жизнь отдать

(Кузнецова Анна Михайловна)

Мы живем в России, которую издавна называли Святой Русью, прославившуюся многочисленными подвигами святых людей. Сегодня мы на уроке обратимся к понятию святость и подвигу святых-мучеников. Что означает слово «святость»? Какие мы можем подобрать близкие слова?

Посмотрим, как объясняется понятие «святость» в словарях. (слайды 2-6)







































Ответы учащихся


Актуализация знаний

(5 мин)

А кто может объяснить, кто такие «святые люди»?

В каких произведениях описывается жизнь святых?

Какие лики «святых» вы знаете?

Просмотр презентации (слайды 7-11)

«Какое чудо – жития святых!

Что ни святой – пример для подражания.

В рассказах незатейливых, простых –

Терпение, любовь и состраданье»

(Иеромонах Роман).

Святые земли Русской. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы.

Ребята, знаете ли вы, как называют в Церкви святых, которые были убиты за веру, и тех, которые не боялись исповедать ее перед мучителями, претерпев до конца мучение, умерли?

Что означает слово «мученик»? Какие мы можем подобрать похожие слова?









Ребята, а как вы думаете о ком свидетельствовали святые мученики своей жизнью, ради кого они своей жизнью жертвовали ?





Ребята, кто такой Христос?


Ответы учащихся

















Ответы детей.





Ответы детей. Их называют святыми мучениками и исповедниками.



Ответы детей: слово «мученик» с греческого и переводится как «свидетель».







Ответы детей: мученики свидетельствовали о вере Иисусу Христу своей жизнью.



Ответы детей.

Изучение нового материала

(25 мин )






































































Сегодня мы совершим с вами путешествие во времени и перенесемся в прошлое, на 2018 лет назад. Ребята вы наверно догадались, кто родился 2018 лет назад? Какой праздник отмечают православные люди 7 января?

7 января родился Иисус Христос. Мы познакомимся с его жизнью, она описана в Библии, книга которая повествует о его жизни на земле называется Евангелие. Посмотрим презентацию, содержащие краткие цитаты из Евангелие (слайды 7-10).

Давайте ответим на вопросы:

«Почему мученики свидетельствовали о Христе своей жизнью? Что является главным в этом свидетельстве? Демонстрация слайдов презентации о святости Христа, о Его учении о любви к Богу и ближнему.

Итак, вы узнали, почему святые мученики становились святыми. Давайте далее познакомимся с святыми мучениками, которые были причислены к лику святых много веков назад. (слайды 12-16)

Мы сейчас послушаем сообщения ребят, которые приготовили краткое житие некоторых святых мучеников.

Житие святых мучеников:

Первомученик архидиакон Стефан.

Первомученица Фекла Иконийская

Святая великомученица Варвара.



Какие качества святых понравились вам?

Анализ икон святых:

Как святые изображаются на иконах?

Что указывает на прославление людей в лике святого? Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на изображения святых на иконах?

Что такое нимб?

На что мы обращаем внимание прежде всего, глядя на икону?

Обратимся к словарю:

Святость, святые, мученики, смирение, чистота, свидетель, канонизация.

Подводя итог нашему сегодняшнему занятию, давайте посмотрим еще один небольшой фрагмент презентации (слайд17)


















Ответы детей.



Смотрят и готовятся после просмотра презентации к обсуждению;



Учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на доске (любовь, вера, жертвенность)









Сообщения учащихся о святых мучениках, с одновременным показом слайдов презентации.











Ответы учащихся.









Ответы учащихся.




































Контроль за усвоением знаний обучающихся

(3 мин)

Ребята, давайте сейчас вспомним еще раз, кто такие святые мученики, что они свидетельствовали своим подвигом?

У вас на столах лежат шаблоны изображения мучеников, о которых у нас сегодня шла речь. Давайте разукрасим наши картинки, а после занятия вы можете их подарить своим родителям и рассказать им все то, о чем сегодня узнали.

Во время работы (фоном) звучит песня о святых .

Ответы учеников на вопросы.



Ребята разукрашивают шаблоны.



Рефлексия

(2 мин)

Вам понравился классный час?

Возьмите разноцветные листочки, которые лежат у вас на партах и приклейте их на листах, которые висят на доске. На листах изображены разные эмоции. С каким настроением вы уходите домой после нашей беседы мы и узнаем.

- Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Удачи, вам дорогие ребята!

Старайтесь помогать друг другу.

Спасибо за работу! До новых встреч!

Ответы учеников.

Ребята приклеивают листочки на доску.
















Занятие второе: «Новомученики и исповедники Российские.

Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси.

Царственные страстотерпцы: царь Николай II и его семья.»

Цель: актуализировать историческую память обучающихся, дать им возможность соприкоснуться с живым свидетельством подвига новомучеников.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитать самостоятельности в работе по заданию;

- развить умения работать в группах;

-воспитать чувства взаимопомощи и поддержки.

Образовательные:

- узнать исторические сведения о христианском подвиге новомучеников святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея Руси и царственных страстотерпцев: царя Николая II и его семьи.

Развивающие:

-развивать память, речь, мышление;

-развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Планируемый результат:

  • отработать коммуникативные навыки:

  • уметь слушать и понимать других;

  • уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации разногласия интересов, строить монолог, владеть диалогической формой речи.

Подготовительная работа: учащиеся распределяются на три группы по их желанию.

  1. Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси. Подбор материала о жизни патриарха Тихона для составления сообщения.

  2. Царственные страстотерпцы: царь Николай II и его семья. Подбор материала о жизни царской семьи для составления сообщения.

  3. Подбор иллюстрации для оформления презентации по теме: «Новомученики и исповедники Российские».



Ход беседы:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося



Мотивация

Работа над осмыслением темы классного часа

(3 мин)

Звучит музыка.

-Добрый день! Я очень рада новой встрече с вами. Мы продолжаем разговор о подвиге святых мучеников. Сегодня мы познакомимся с новомучениками и исповедниками Российскими. Они приняли смерть за веру, как первые мученики. Не воевали, не сражались с оружием в руках – просто отказались отречься от Бога.

Давайте вспомним, о чем мы с вами узнали на первом занятии.





Ответы учеников.

Для работы дети разделены на 3 группы, у каждой группы имеется информационный материал.

Ответы детей.

Актуализация знаний и постановка темы классного часа

(5 мин)

Рассказ учителя о событиях эпохи гонений, с показом презентации.

В начале XX века (в 1917 году), в нашей стране произошла революция, втянувшая соотечественников в гражданскую войну, репрессии. В стране утвердилась власть безбожников-атеистов, которая стала уничтожать храмы, рушить христианские ценности семьи. Люди, продолжавшие верить в Бога и жить по христианским заповедям, преследовались новой властью. Их отправляли в лагеря для заключённых. В это страшное время появлялись люди, которые своей жизнью явили пример Веры в Бога, любви к Нему. Не бывалая разруха и сильный голод охватили страну после Гражданской войны в 1921 году. Жестокая засуха выжгла посевы в Поволжье и Предуралье, на юге Украины и на Кавказе.(слайды 2-3, 6-10)

К концу 1921года число голодающих достигло 20 миллионов человек. В ряде губерний доходило до каннибализма.(слайд 4)

За время советской власти было уничтожено более 70 тысяч храмов, 1247 монастырей. (слайд 5)

. События последнего столетия – это наша история. Ее не вычеркнуть и не замолчать. 1917года. В январе 1918 года был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который стал сигналом к повсеместному уничтожению Русской Православной Церкви, ее служителей, грабеж церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернение святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней как священнослужителей, так и мирян, не желавших предавать свою веру. слайды (6-10)



Но в это тяжелое время нашлось много людей, которые не отреклись от веры, совершили христианский подвиг.

В чем состоит христианский подвиг?

Христос учил: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Эти слова являются основными для христианского подвига. Новомученики ради любви к Богу и ближнему пожертвовали жизнью, последовали Господу в Его крестной смерти за грехи людские. Они разделили крест со Спасителем и были вознесены Им на небеса.

8 февраля Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских - всех тех, кто погиб в годы большевистского переворота, гражданской войны и репрессий от воинствующих атеистов за веру Христову. (слайд 21)

















Предлагают новые слова: новомученик, гонения, атеист, репрессии, канонизация





Дети вносят дополнения.

































Ответы детей.



Стихи Хомякова А.С читает ученик:

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть в борьбе,

Высший подвиг – в терпенье,

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной,

Если скорби земные

Жалом в душу впились –

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных.

Выше крыши темницы,

Выше злобы людской,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской


Изучение нового материала

(25 мин)

Рассказ педагога (сопровождается показом слайдов).

В России поминовение новомучеников Российских началось с 1991 года, а в 2000 году на Архиерейском Соборе к лику святых было причислено сразу 1154 мученика и исповедника, в земле Российской просиявших. Сразу было сказано, что это не окончательный список.

Первым из них был канонизирован в 1989 г. патриарх Тихон, он совершил подвиг христианского смирения и любви: призвал православный народ России прекратить братоубийственную войну и служить Богу и Отечеству. Патриарх Тихон скончавшийся в 1925 г. в заточении в Донском монастыре при до сих пор не выясненных обстоятельствах (на него было организовано три покушения, от рук убийц-чекистов пал его келейник Яков Полозов). [12]

.

Ребята приготовили сообщение о жизни семьи царя Николая II.

После прослушивания материала демонстрация короткого фильма: «Романовы - Царская Семья».[16]

Сообщение 1 группы

Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси. (см. приложения «Доклад детей к 2 занятию»)

Дети читают стихи:

Весь мир шумит, а в храме тихо

Лишь потому, что каждый час

Здесь предстоит святитель Тихон

И молит Господа о нас.

 

В сердечной скорби и кручине

Не унывай, ведь каждый раз

Готов помочь святитель Тихон

Готов молить Христа о нас.







Сообщения 2 группы. Царственные страстотерпцы: царь Николай II и его семья. (см. приложение «Доклад детей к 2 занятию»)

Стихи:

"Я стану Искупительною жертвой"...
«Кругом измена, трусость и обман»-
Чернела эта запись Государя.
Окутал Русь губительный туман,
Плясала чернь в безудержном угаре.
В безумьи лютом предали Царя,
Лежала Русь на ложе распростертой...
А Царь молился, тихо говоря:
«Я стану искупительною жертвой…» (Наталья Добровольская)

Контроль за усвоением знаний обучающихся

(5 мин)

Ребята, сегодня мы услышали много новых слов, которые использовались при описании жития святителя Тихона и Царственных страстотерпцев. Ребята 3 группы подготовили для нас толкование новых для нас слов. Но чтобы нам было интересно самим узнать значение этих слов, они приготовили нам задание.

На столах у групп лежат задания и инструкции для выполнения работы в группе.

Ребята собирают из предложенных букв слова (наклеивая их на лист бумаги) из толкового словаря и находят в памятке значение этого слова. Затем представители группы зачитываю слово, и дают определение. В каждой группе по 2 слова.

Рефлексия

(2 мин)

На слайде записаны правила христианской жизни:

«…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» «…как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними»
«когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая»;
«…возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею, всем помышлением твоим, и ближняго своего яко сам себе».

Как вы думаете, эти христианские заповеди можно ли соблюдать в современном мире?

Наша вторая встреча подошла к концу.

Сейчас каждый из вас должен продолжить фразу: «Сегодня на уроке я понял(а), что...».

До свидания дорогие ребята!

Спасибо за работу! Старайтесь сохранять мир в душе, помогать друг другу.
















Ответы детей.








Занятие третье: «Новомученики нижнетагильской епархии»

Цель: формирование представления о подвиге новомучеников нижнетагильской епархии.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность в работе по заданию, умение работать в группах.

-развивать у школьников духовно-нравственные и зстетические ценности.

Образовательная:

- показать подвиг новомучеников нижнетагильской епархии.

Развивающие:

-развитие памяти, речи, мышления, навыков наблюдения, сравнения, приходить к выводам.

Планируемый результат:

Выработать навыки коммуникативного общения:

  • умение слушать и понимать собеседников;

  • умение выстраивать диалог в соответствии с поставленными задачами;

  • умение оформлять свои мысли в устной форме, выстраивать монолог.

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,

Предварительная подготовка: учащиеся разделены на четыре группы, каждая группа находит материал по заданной теме, который затем представляют в виде общей презентации, и готовит для выступления сообщения о житиях новомучеников:

1. Священномученик Вячеслав Невьянский (Луканин)

2. Священномученик Петр Невьянский (Ивлев).

3. Священномученик Иосиф Верхнетагильский (Сиков)

4. Священномученик Иоанн (Вишневский)



Ход классного часа

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Мотивация

Работа над осмыслением темы классного часа

(3 мин)

Добрый день! Я очень рада новой встрече с вами. Сегодня мы продолжим разговор о новомучениках.

Тема урока: «Новомученики нижнетагильской епархии». Это мученики-священники или священномученики, наши земляки. Они служили в храмах уральской земли и были репрессированы за веру. Мы живем на уральской земле, которая включает несколько территорий, относящихся к разным епархиям Российской Православной Церкви. Наша епархия называется Нижнетагильская. Нельзя не любить наш красивый, благословенный Уральский край, его людей, а особенно тех, кто не пожалел жизни ради веры и любви к людям, будущим поколениям. Православная Церковь на Урале пережила все этапы репрессий, обрушившиеся на нее в ХХ веке. Народная память хранит имена убитых священнослужителей. (слайды 2-9)

Кого из новомучеников-уральцев вы знаете?






























Ответы учеников

Актуализация знаний и постановка темы классного часа

( 15 мин)

Давайте посмотрим замечательный фильм о неизвестном подвижнике, каких было великое множество «За имя свое». [17]

О чем этот фильм? О каком пророчестве Христа можно догадаться по названию фильма?

Да, правильно, в этом фильме раскрыто пророчество Христа о гонениях, за Его имя, когда Апостолы были посланы на проповедь : «…и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). Именно о такой обетованной награде и говорил герой фильма — священник — которому, скорее всего, предстоит пострадать за Христа.

Этот фильм отражает подвиг тысячи новомучеников, пострадавших за верность Христу.

К Новомученикам Российским причислены наши земляки- священномученики нижнетагильской епархии.( слайды10-20)

Вот их имена:

Священномученик Сергий Нижнетагильский (Увицкий)

Священномученик Вячеслав Невьянский (Луканин)

Священномученик Петр Невьянский (Ивлев).

Священномученик Иоанн Вишневский

Священномученик Аркадий Боровской (Гаряев)

Священномученик Павел Мурзинский (Фокин)

Священномученик епископ Лев Нижнетагильский (Черепанов)

Священномученик Иосиф Верхнетагильский (Сиков)

Священномученик Алексий Верхнесалдинский (Кузнецов)

Священномученик Петр Верхнесалдинский (Дьяконов)



Вопрос: Может ли святые новомученики быть нравственным идеалом для современного школьника?








Ответы учеников



















































Ответы детей.

Изучение нового материала

( 15 мин)

Чем же была наполнена жизнь будущих святых новомучеников? Давайте послушаем ваши подготовленные доклады.

Чем же Новомученики и исповедники заслужили почитание их как святых и признания их подвига?

Вывод учителя: Человеческая жизнь во все времена являлась наивысшей ценностью общества. В Евангелии от Иоанна переданы слова Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Люди обычно ценят жизнь ради комфорта и удовольствий, но таких людей мало кто помнит, а если человек живет и умирает для других, то он остается в памяти многих поколений. Новомученики- это наши с вами современники, они жили по заповедям Господа, и до конца несли свой крест. Для них настоящая жизнь -это жизнь со Христом, для нас их жизнь –подвиг.



























Об умерших говорят: «Его больше с нами нет». Порой даже христиане забывают простую и радостную истину: у Бога нет мертвых, у Него все живы. Святые мученики и новомученики совершают чудеса и помогают нам, когда мы с верой просим их о помощи.

Выступление групп учащихся:

(Доклады детей к 3 занятию)

1. Священномученик Вячеслав Невьянский (Луканин)[5]

2.Священномученик Петр Невьянский (Ивлев).[4]

3.Священномученик Иосиф Верхнетагильский (Сиков)[5]

4.Священномученик Иоанн (Вишневский) [4]







Выводы учеников: Подвиг Новомучеников учит, что жизнь человека должна построена на критериях добра и зла, принесенных христианским учением. Новомученики
ХХ века не побоялись за исполнение христианских заповедей претерпеть лишения, страдания и смерть. Новомученики показали нам свой путь к святости, не похожий на подвиг мучеников в древние времена.



Контроль за усвоением знаний обучающихся

(5 мин)

Ребята, мы с вами многое узнали: о святости, о жизни мучеников и новомучеников и исповедников Российских. Мы выполняли разные задания, слушали, анализировали.

А теперь давайте вспомним, с чего же начинался наше путешествие? А для этого вам надо выполнить следующее задание:

Тест: «Святые мученики и новомученики»

(тихим фоном звучит песня «Священникам за веру убиенным» А. Л.Коняевых.













Ребята выполняют тест

Рефлексия

(2 мин)

Давайте ответим на вопросы, который я вам задавала в начале урока: В чем же состоял духовный подвиг новомучеников и исповедников Российских? Каким нравственным качествам мучеников и новомучеников мы можем последовать в нашей жизни? Что из их жизни мы должны взять за образец для подражания?

Я хочу закончить наш урок словами Василия Осиповича Ключевского: «История никогда ничему не учит, но всегда наказывает за незнание уроков». Давайте же будем знать помнить эти уроки.



Ответы учащихся Подвиг новомучеников-свидетельство о Христе. Этим он притягивает к их личностям, которые до конца выполняли свой христианский долг.








Литература.

1.Беглов А.Л. Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории ХХ столетия (К осмыслению феномена новомучеников и исповедников Российских). // http://www.bogoslov.ru/text/1249558.html
2. Бугаева, А. П. Культурологический подход как основа целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников [Текст] / А. П. Бугаева, О. А. Лугинова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 17. - С. 16-20. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://elibrary.ru/item.asp?id=21459443

3.Библия; Сибирская Благозвонница - Москва, 2012.- 383 c.

4.Жития святых Екатеринбургской епархии. 2008 г.

5 Жития святых./ Православная электронная библиотека.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //lib.pravmir.ru/

6. Леонов И. «Если нет Бога, то всё позволено». [Электронный ресурс] // http://ruskline.ru/analitika/2012/10/16/esli_net_boga_to_vsyo_pozvoleno

7. Митрополит Иларион (Алфеев). Подвиг мучеников – живой опыт Церкви. [Электронный ресурс] // https://mospat.ru/ru/2013/10/24/news93244/ 

8.Наши святые (Екатеринбургская епархия). Екатеринбург. Изд. епархиальной комиссии по канонизации святых Ново-Тихвинского женского монастыря. Вып.1. 2006

9.О почитании новомучеников. – // Фома. 2007. № 10. С.33-37

10.Официальный сайт Екатеринбургской епархии// [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru

11.Официальный сайт Спасо-Преображенского собора г.Невьянск// [Электронный ресурс].-Режим доступа: http:/spaso-preobrazhenskogo-sobora-g-nevyanska.html

12. Тихон Затёкин архим. Святитель Тихон Патриарх Московский и всея России 1918-1921 : альбом. Т.2 / Тихон (Затёкин). -Нижний Новгород : Изд. отд. Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском мужском монастыре, 2011. -328 с.: ил.

13.Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащих. – М., 1974. URL. http://www.biografia.ru/arhiv/105.html.

14. Чемезова В. А. Плоды шиповника: документальное исследование. Нижний Тагил: Скорбященский женский монастырь, 2016

15.Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами) [Текст]/ С.-Петербургъ, 1890-1907.//[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/index.html

16. Короткометражный фильм. «Романовы - Царская Семья»// .[Электронный ресурс].-Режим доступа: https://my.mail.ru/mail/umogulovaa/video/1036/1043.html/



17. Короткометражный фильм «За имя свое»// .[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/alakazia/post341985623/




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!