СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание средствами школьного музея

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание средствами школьного музея»

Воспитание средствами школьного музея

Александрова О.В.,

МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино Сысольского района


Программа воспитания и социализации обучающихся нацеливает на воспитание ответственного гражданина, любящего Россию, свой народ, свой край, свой дом, семью, знающего историю и культуру своей страны, желающего трудиться на благо её. Хорошим подспорьем в деле воспитания в этом направлении является школьный музей.

Музей в Пыёлдинской школе на протяжении почти 30 лет продолжает вести кропотливую работу с учащимися, вовлекая их в разнообразную общественно-значимую деятельность: поисково-собирательскую, исследовательскую, экспозиционную и выставочную, фондовую, экскурсионную и массовую работу.

Постоянно совершенствуется нормативно-правовая база музея. В соответствии с Программой гражданско-патриотического воспитания школы (2013-2017 гг.) и Программой развития деятельности школьного музея (2013-2018 гг.) ежегодно разрабатываются планы по конкретным направлениям поисково-собирательской и научно-исследовательской работы.

Так как план поисковой и исследовательской работы и заданий общественных организаций был представлен заблаговременно, то каждый ученик мог либо исследовать свою тему – изучить, какой вклад внесли представители его рода, семьи в Великую Победу, или взять для исследования одну из тем, предложенных школьным музеем. Было и до сих пор есть что выбрать: об учителях-фронтовиках, об учителях, трудившихся самоотверженно в школе и колхозах в годы войны; исследовать новые фронтовые письма и судьбы их авторов; изучить тему, связанную с участием в войне ученых, журналистов, других знаменитостей, уроженцев Пыёлдино; исследовать тему «Пыёлдинцы в фашистском плену» (среди таковых и погибшие, и чудом спасшиеся); изучить письма, написанные участнику войны его фронтовым товарищем в начале 1990-х гг., фотоальбом участника войны и т.д. Работы много, для всех хватит! Кто не ленится, кто неравнодушен, кому важно сохранить память о своем прадедушке, прабабушке, других родственниках, писали свои исследовательские работы или просто сочинения. В школе была развернута выставка работ учащихся под названием «Мы – правнуки великих победителей». Была отправлена на российский конкурс работа двух учениц на тему «Учительство в Великой Отечественной войне». В республиканском дистанционном конкурсе «Моя семья в Великой Отечественной войне» приняли участие 3 учащихся, одержали победы – I и II места - работы Николаевой Анастасии (учитель М.В.Игнатова) и Сямтомовой Полины (учитель Александрова О.В.). Не все ученики, конечно, могут оформить должным образом свои исследовательские работы и представить их на каких-то конкурсах, конференциях российских, республиканских, однако на школьной конференции это могут сделать многие. Мы вели свои исследования с учащимися через личные встречи с тружениками тыла, детьми войны, переписку с родными участников войны, находили нужное через сеть Интернет на сайте Министерства Обороны, на порталах «Подвиг народа» и «Мемориал». Снова пополнились фонды музея, были написаны новые исследовательские работы. 9 учеников с 3 по 10 класс представили свои доклады на школьной исследовательской конференции, 6 из них занимающиеся в школьном музее.

К 70-летию Победы в школе была развернута выставка, на которой предстали новые поисковые материалы, собранные учащимися за последние 2 года. Среди них – 2 фронтовых письма, 4 письма, полученные в послевоенное время от фронтового товарища; биографии с фотографиями еще о 4 (к 2010 г. было собрано о 33 тружениках тыла, 45 детях войны); материалы об участии в войне 24 уроженцев Пыёлдино, знаменитых людей, в т.ч. ученых; сведения о 8 пыёлдинцах, оказавшихся в плену; 25 документов о награждениях, 12 фронтовых фотографий и другие материалы.

Что нового появилось в деятельности школьного музея истории села Пыёлдино за последние годы? Что особенно радует из достижений? Удалось почти идеально сформировать нормативно-документальную базу музея. Продолжаем расширять воспитательно-образовательное пространство деятельности музея, интегрируем материалы музея в образовательное пространство через использование современных технологий: игровых, ИКТ. 4 года, с 1 по 4 класс, обучались по программе «Музей и культура» 8 учеников. Результаты радуют: из них 5 хороших экскурсоводов получилось, двое из них проводят экскурсии как на русском языке, так и на коми, проводили экскурсии не только для детей, но и для взрослых, даже для 20 руководителей школьных музеев республики, для которых музей 11 декабря 2014 г. проводил семинар. Если в 2013-2014 учебном году на районную исследовательскую конференцию выходил 1 ученик из этого класса, то в 2014-2015 уч.г. – 3 учащихся, а на школьной конференции – 5 учащихся, 2 из них – по 2 темы представили. Поисково-собирательскую и исследовательскую работу с этими учениками музей проводит в тесном единстве с классным руководителем Екатериной Владимировной Пунеговой.

Школьным музеем проведено немало массовых мероприятий. Из наиболее значимых можно назвать следующие мероприятия, связанные с темой Великой Отечественной войны: устный литературно-исторический журнал «Пускай назад история листает страницы легендарные свои» (об И.П.Горчакове и его героическом подвиге) и интерактивная познавательная игра «Герой Советского Союза И.П.Горчаков - уроженец с. Пыёлдина» в электронном исполнении, вечер Памяти на тему «А он не вернулся из боя» (о погибших пыёлдинцах) при участии родных и близких погибших, устный журнал «Письма с фронта» с участием ветеранов, учащихся; митинги памяти возле мемориальной доски, посвященной 7 братьям Нахлупиным, участникам войны; встречи 3-х поколений. Многоценен опыт старшего поколения, и мы к нему постоянно обращаемся: совместно с ветеранами проводим «Покровскую ярмарку», уличные гуляния «Чомöр» (танцуем во дворе школы кадриль, польку, варим тут же капусту), съезд бабушек и мн.др.

В течение 2014-2015 учебного года проведено 72 экскурсии, из них 32 экскурсии только на темы, связанные с Великой Отечественной войной. Посетили музей 1127 человек.

К юбилею Победы музею удалось также оформить поисковые материалы в виде презентаций, получилось их более 20. На сайте школы ранее уже было помещено немало материалов музея, в этом уч.году совместно с учителем математики и информатики Еленой Григорьевной Бакум удалось представить интерактивную познавательную игру «От Пылды до Пыёлдино»; к составлению некоторых вопросов к игре привлекались ученики, занимавшиеся в кружке «Музей и культура». Разработаны и другие интерактивные познавательные игры: «Герой Советского Союза Иван Павлович Горчаков», «Художник Александр Венедиктович Кочев», «Как рубашка в поле выросла».

В 2014 году выпустились из школы активные «музейщики» - весь класс у неравнодушного классного руководителя Татьяны Леонидовны Ломановой занимался музейным делом! Какое-то время, конечно, немного переживалось в душе, но сегодня мы снова радуемся: новое поколение растет из тех, кто в музее занимался с 1 класса, пытливых, устремленных, ответственных, и до 11 класса, хочется надеяться, можно будет взрастить из них хороших «музейщиков», но, что еще важнее, воспитать в них лучшие добродетельные качества, заложенные Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования: ответственность и трудолюбие, духовно-нравственные чувства и убеждения, ценностное отношение к прекрасному, культуру здорового образа жизни, неравнодушное отношение к судьбам другим людей… И сформировать социальный опыт! В Программе воспитания и социализации сказано: «Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами». Что касается социализации школьника, то школьный музей дает благодатнейшие условия для этого. Приведем лишь один пример. Как много дают для воспитания добродетельных качеств рассказы о таких людях, как, например, Родев Михаил Васильевич. Родился в Пыёлдино в 1924 году, ушел на фронт мальчишкой, попал в фашистский плен, два раза бежал, дошел до своей воинской части, продолжал воевать. Однако его не признавали как участника войны не только до 1958 года, когда официально реабилитировали, но и в последующие годы. А он ни на кого не обиделся, терпел, смирялся, был кротким, интеллигентным человеком, самоотверженно трудился на благо страны: учился в Ленинградском электротехническом институте связи, осуществил проект телецентра для Сыктывкара, стал его главным инженером, строил его и был затем начальником телецентра. В начале 1990-х с первым составом музейного актива мы записали его воспоминания на аудиокассету, подарили запись его родным, а теперь рассказ о нем является благодатнейшим материалом в воспитании, а сам Михаил Васильевич – примером для подражания и в любви к Родине, и в трудолюбии, и в выборе профессии. Таких примеров в музее истории села Пыёлдино десятки, а то и сотни! Внимай, и сам трудись и радуйся!

Можно еще и о Марии Афанасьевне Горчаковой сказать пару слов: вдова Героя Советского Союза Ивана Павловича Горчакова, уроженца села Пыёлдино, выстояла блокаду в Ленинграде, самоотверженно трудясь на заводе, преодолевая голод, холод, горе, лишения. Все её воспоминания запечатлены на музейной экспозиции в одном из залов школы, да и сама она до сих пор, слава Богу, являет собой пример мужества и стойкости, веры и надежды, любви к людям и к жизни, ведь ей 92 года! Есть на чем воспитывать в нашей стране, всегда было (на примерах святых), и будет, несомненно, ведь главное богатство нашей России – это её люди с их добродетелями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!