СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание потребности у младших школьников в здоровом образе жизни во внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание потребности у младших школьников в здоровом образе жизни во внеурочной деятельности»

Воспитание потребности у младших школьников в здоровом образе жизни во внеурочной деятельности


Сегодня одной из актуальных проблем, имеющей острый социальный характер, является проблема снижения уровня здоровья населения. На протяжении последних десятилетий медики фиксируют постоянное снижение показателей здоровья, уменьшение количества здоровых граждан. Это влечет за собой появление различных социальных и экономических проблем. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья, преодоления различных недостатков психофизического развития вышла на первый план не только в области медицины, но и образования.

Положения «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» определили в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в области образования, в том числе и начального,– создание оптимальных условий для физического, психического, социального развития детей. При этом подчеркнуто, что процесс воспитания должен в обязательном порядке предусматривать «формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни», а также «формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания».

Одним из важнейших ориентиров деятельности для учителей начальных классов, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), является формирование личностных характеристик младших школьников, которые включают способность выпускника начальной школы к выполнению правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Это указывает на значимость задачи по воспитанию потребности у младших школьников в здоровом образе жизни.

Младший школьный возраст, согласно М.А. Карасевой и И.В. Павлову, рассматривается в качестве наиболее благоприятного и сенситивного периода формирования мотивов и потребностей в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Это связано с возможностями младших школьников усваивать основополагающие научные представления о здоровье, с определением у детей фундаментальных жизненных принципов, с выработкой индивидуального стиля поведения, с установлением критичного отношения к своим поступкам и действиям.

Воспитание потребности у младших школьников потребности в ЗОЖ – сложный и многоплановый процесс. Как отмечает Г.Г. Нуруллина, он основан на развитии у детей целостных представлений о здоровье, о характеристиках здоровой личности, на формировании профилактического мышления и осознанныхстремлениях в здоровьесеберегающих привычках, повышении мотивацию к образованию в области ЗОЖ.

Содержание работы по воспитанию потребностей у младших школьников в ЗОЖ реализуется как при преподавании учебных дисциплин (окружающий мир, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и пр.), так и во внеурочной деятельности.

Внеурочную деятельность, согласно ФГОС НОО, следует рассматривать как особый вид образовательной деятельности, предусматривающий достижения запланированных результатов освоения основных образовательных программ в формах, отличных от урочной работы. С помощью этой деятельности происходит комплексное и всестороннее развитие личности учащихся начальных классов, в том числе и становление ее потребностно-мотивационной сферы.

Применение внеурочной деятельности в воспитании потребностей в ЗОЖ у младших школьников способствует:

- формированию мотивации бережного отношения к своему здоровью и жизни;

- формированию осознанных убеждений в ценностях ЗОЖ;

- ознакомлению с основными принципами, правилами, методами и приемами здоровьесбережения;

- формированию представлений о действиях самозащиты при угрозе своему здоровью и жизни;

- становлению навыков самостоятельного оценивания и контроля состояния здоровья;

- развитию умений, позволяющих приобщаться к здоровому образу жизни в различных условиях жизнедеятельности.

Собственная педагогическая работа по применению внеурочной деятельности для воспитания потребности в ЗОЖ у младших школьников позволяет отметить, что в ее условиях возможно успешное решение таких задач, как:

- сформировать у учащихся более глубокие знания об основных составляющих ЗОЖ;

- сформировать знания о строении и функционировании человеческого организма и о взаимосвязи здоровья человека с показателями жизнедеятельности органов и систем;

- развить стремление к поддержанию нормального жизнеобеспечения своего организма с помощью здоровьесберегающего поведения;

- развить желание вести ЗОЖ в различных ситуациях жизнедеятельности.

Наиболее рациональными формами воспитания потребности ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности выступают:

- интерактивные беседы со специалистами (медиками, гигиенистами, спортсменами и пр.) о ЗОЖ. Они подразумевают проблемный характер построения разговоров, когда перед младшими школьниками ставится определенная проблема, решаемая с помощью совместных рассуждений со специалистами. Во время этого учащихся стимулируют к проблемному восприятию информации и постановке вопросов перед специалистами, исходя из собственных знаний и опыта;

- дидактические игры, позволяющие уточнить, обобщить, систематизировать знания о ЗОЖ и своем организме. С помощью игр стимулируется познавательная активность и инициативность учащихся в познании здоровьесберегающих правил и норм;

- викторины, способствующие не только аккумулированию знаний младших школьников, но и их применению в решении различных ситуаций;

- праздники здоровья, повышающие интерес учащихся к основам ЗОЖ и проявлению собственного здоровьесберегающего поведения.

Данные формы обеспечивают повышение интереса младших школьников к освоению правил и нормативов ЗОЖ, о чем свидетельствует их активность во время проведения мероприятий. Также отмечено, что на уроках учащиеся часто действуют с целью получения высокой оценки. В мероприятиях внеурочной деятельности их заинтересованность смещается в сторону освоения и демонстрации как можно большего объема материала для собственного сохранения и поддержания здоровья.

Таким образом, анализ научной литературы и собственный педагогический опыт позволяет определить внеурочную деятельность в качестве одной их эффективных форм работы по воспитанию потребности у младших школьников в ЗОЖ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!