СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание экологической грамотности на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание экологической грамотности на уроках географии»






педагогический опыт учителя





Воспитание экологической грамотности на уроках географии








Учитель географии МБОУ №СОШ №3»: Фокина М.Н.















2023г









Воспитание экологической грамотности на уроках географии


Проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Формирование основ экологической культуры у школьников требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Можно бесконечно внедрять новые технологии, можно закупать новое оборудование и строить новые объекты, но всё это не даст должного эффекта, если каждый человек не будет чувствовать свою ответственность за состояние окружающей среды. И начинать объяснять, что нельзя жить одним днём, что необходимо думать о том, какой будет наша планета завтра, надо уже в школе.

Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеурочную работу.

Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными в окружающей географической среде.

Стремительное изменение природной среды в эпоху научно-технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако расширяется и число нежелательных изменений в окружающей среде.

Причины здесь неоднозначны.

Одна из них – экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение как использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.

Обязанность граждан беречь природу и охранять её богатство впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания личности.

Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Именно общеобразовательная школа призвана развивать у молодежи ответственное отношение к природе. Эта важная социальная задача может успешно решаться не усилиями отдельных педагогов – энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на метапредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе.

Формирование у детей ответственного отношения к природе сложный и длительный социально-педагогический процесс. Достижение намеченных целей возможно не только в условиях сложившейся классно-урочной формы обучения, но и в системе внеурочных и внеклассных занятий.

Отношение человека к окружающей среде проходит несколько взаимосвязанных этапов развития:

- на первом – формируется готовность защищать среду; на втором – формируется идеал отношения к окружающей среде;

- на решающем – развивается способность ученика защищать окружающую среду. В этом процессе активно формируется опыт ценностных ориентаций и принятия решений по отношению к природной среде.

Поэтому на уроках географии и во внеклассной работе я большое внимание уделяю общению с природой, пробуждению радости от восприятия её красоты, чуткой отзывчивости и доброты, постижению скрытых причин вечного движения и обновления реального мира.

Это научно-познавательное и эмоционально-эстетическое восприятие природного окружения и есть -экологическое воспитание обучающихся.


В начальном курсе физической географии (5-6 классы), на изучение которого выделен всего 1 час в неделю, дети ещё не знакомы с понятием «экология». К нему я подвожу ребят при проведении экскурсии по теме «План и карта». Закрепляется термин «экология» при изучении темы «Литосфера», а затем знакомство с понятиями «исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы». На вопрос: «Можно ли продлить век исчерпаемым природным ресурсам и как это сделать?», дети дают самые разные ответы, порой очень интересные и мудрые не по возрасту.

На своих уроках я использую игровую и изобразительную деятельность, которая позволяет отразить эмоциональные переживания ребёнка, связанные с восприятием и пониманием себя, природы и других людей.

При изучении темы «Разнообразие рельефа земной поверхности» я показываю видео фильм « О полезных ископаемых и их месторождениях», и обращаю внимание детей на характер изменения природы человеком на конкретном участке местности, выясняю причины этих изменений. Изучение темы «Воды суши» - большая возможность расширить представление детей об экологии. Ребята выполняют исследовательскую работу по определению прозрачности, цвета и запаха проб воды из реки, на основе чего делают выводы о состоянии воды в реке.

География материков и океанов (7 класс) – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний, представлений об экологии биосферы, о функциях живого вещества биосферы. Ребёнку, познавшему обширный мир, окружающий его, с точки зрения экологических понятий и структуры биосферы, важно показать, что природа – колыбель человечества. Необходимо продолжить формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных проблем человечества и их тесной связи с задачами сохранения мира на планете. При изучении материка или океана я провожу большую работу по исследованию экологических проблем этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась, почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли. Из самых достойных работ, которое проводится во внеурочное время по географии - это оформление стенгазеты «Спасем планету», «Земля в опасности», «Земля - наш общий дом».

При изучении природы океанов, рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане, выделяем сразу несколько проблем, связанных с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами реакции, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. Изучая природу в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику. Здесь решается проблема хищнической вырубки лесов в сибирской тайге, в Амазонской низменности, сведения широколиственных лесов в Европе.

Изучая в 7 классе тему «Типы климата», ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата, можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод? Ответы учащихся по мере необходимости надо корректировать. При этом подчеркивается, что влияние человека на климат, в отличие от многих других компонентов природы (почвы, растительного, животного мира и др.), является в основном не прямым, а косвенным.

На уроках в 8 классе при изучении темы «Климат» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Можно провести мониторинг: «Определение запыленности воздуха вокруг школы в разных местах», «Подсчет количества машин, проходящих за день около школы».

На уроках географии по темам природопользование и геоэкология (9,10, 11 классах) старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, претензий, публикаций.

Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды, особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно - хозяйственных зон и районов. Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваются проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, это-энергетика, сельское хозяйство, топливная, металлургическая, химическая промышленность и т.д.

Основной задачей является не только формирование системы географических знаний для выявления экологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды.

При завершении данного этапа школьники должны:

- знать и понимать влияние хозяйственной деятельности на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране природных ресурсов, полезных ископаемых. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды, правила поведения человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природных и техногенных явлений;

- уметь обобщать картографические, статистические, информационные материалы, анализировать карты административно – территориального и политико–административного деления стран;

- определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Давать оценку экологической ситуации в разных регионах мира;

- использовать современные методы географических исследований и источники географической информации, довести их до уровня практического применения; всемирно использовать знания материала курса наук естественного цикла; применить географические знания для выявления экологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды;

- пропагандировать экологические знания и умения в школе, среди общественности, вносить свой посильный вклад в общественно полезную деятельность по охране природы своей местности (Донецкой области).

Задачи экологического воспитания можно решать на каждом уроке географии, потому что каждый человек, используя опыт прошедшей жизни в настоящем способен предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснить причины наблюдаемых им явлений и творчески проявлять себя в любой возможной ситуации. Большой популярностью у детей среднего возраста пользуется конференция «Экологическое прогнозирование». В результате этой работы углубляются и расширяются знания детей о видовом разнообразии биосферы, о влиянии человека на природу Земли, закрепляются понятия «экологическая проблема», «исчезающий вид», «Международный союз охраны природы» и другие.

В средней школе главное место в экономическом образовании занимает экономическая и социальная география. Важная роль географии, по сравнению с другими предметами, заключается в использовании комплексного географического подхода при изучении жизни общества и его взаимодействия с окружающей природой. В результате у учащихся формируется целостное представление о человеке и окружающем мире, что может облегчить их социальную адаптацию и самореализацию. Ясно, что какую бы профессию в дальнейшем не избрал нынешний школьник, он, так или иначе, должен владеть основами экономического мышления.


Каким образом можно ликвидировать дефицит экологических знаний, развивать экономическое мышление у школьников? Прежде всего, необходимо их убедить в важности познания экономических основ независимо от выбора дороги в жизни. Сделать это следует ненавязчиво, а значит, и интересным. На уроках географии использую следующие педагогические технологии.

  1. Критического мышления.

Это система деятельности, которые базируется на достижении проблем и ситуаций на основе самостоятельного выбора, оценки и определения значения полезной информации для личных проблем и целей. Критическое мышление способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализация ребенка воспитанию доброжелательного отношения к людям. Эта технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск её решения.

  1. ИКТ (информационные коммуникационные технологии).

Современные технологии, благодаря которым повышается эффективность обучения. Во время изучения таких тем как: - «Охрана природы» - «природопользование» - «Геоэколигическая ситуация» и другие. Я использую слайды, фильмы, фрагменты документальных фильмов по данным темам.

  1. Проектные технологии.

Данная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, в парах, групповую), которые учащиеся выполняют на протяжении определенного отрезка времени. Эта технология предусматривает обучение в сотрудничестве:ученик - ученик;ученик - учитель.Проектные технологии решает определенную задачу и проблему, используя знания и умения (связанные с экологическими проектами). Примеры проектных заданий по экологическому воспитанию для учащихся, которые используются на уроках географии: - «Проблемы Азовского моря и пути их решения'.- «Разрушение озонового слоя. Меры по защите атмосферы»...

  1. Интерактивные технологии.

Предусматривают формирование самостоятельной познавательной деятельности целью, которой является самостоятельно получить знания на творческом уровне, то есть, анализируя их, находить практическое применение.В своей работе я использую следующие методы интерактивного обучения:- « Экологическая тропа»;- «Робинзон «; - «Кораблекрушения (имитационная игра); - «Дебаты»; (по экологическим проблема); - «Мозговой штурм» (экологической тематикой);- «Круг идей» (связанных с идеями экологического характера); - «Синквейн'' (восточный стих) - по экологической тематике.- «Мозаика'', «Аквариум», «Карусель», «Снеговой шар», «Микрофон».

  1. Технологии практических навыков.

Использование знаний и навыков учащихся по географии на практике: во время практических работ, экскурсий, творческих проектов, написания исследовательских проектов, навыки работы со справочной, научной, статистической литературой, таблицами. Во время выполнения практических заданий сравнивают уч-ся статистические данные загрязнения территорий вредными веществами (атмосферы, гидросферы, литосферы).

  1. Технологии интегрированного обучения.

Это технология междисциплинарной взаимосвязи, позволяющая обеспечить практическую направленность, предполагает перенос функций общения (познавательной, регулятивной, ценностно - ориентационной), которыми ученик овладевает в рамках базового уровня одного предмета, на новое предметное содержание.На уроках географии по экологическому воспитанию используются данные из биологии, экологии...

  1. Коммуникативные технологии.

Это способность анализировать информацию с помощью логического мышления и личностно - ориентированного подхода, с целью применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.

  1. Технологии проблемного обучения.

Самостоятельное решение уч-ся проблем разного уровня. Учебные занятия организуются таким образом, что при помощи учителя создается проблемная ситуация и уч-ся самостоятельно активно её решают. Используется на уроках географии данная технология на тренингах (блоковых проблемных занятиях). Во время изучения крупных блоков (тем), на обобщающих уроках я использую в старших классах тренинги.Например: по теме « Глобальные проблемы человечества» (10 класс) и др.

  1. Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра - это вид деятельности, который осуществляет более свободные, психологически раскрепощенный контроль знаний. Обучение в игре позволяет распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия... В результате игровых технологий: - стимулируется познавательная деятельность, активизируется мыслительная деятельность, усиливается мотивация к изучению предмета, формируется ассоциативное запоминание. На уроках географии я использую большое количество игр: «Географический лабиринт '', « Географические анаграммы», «Географические шарады '' и др.

  1. Технология развивающего обучения.

Эта технология предусматривает развитие личности и ее способностей. Учебный процесс ориентируется на потенциальные возможности человека и их реализацию. Учащиеся вовлекаются во время уроков в различные виды деятельности. Развивающее обучение вовлекает уч-ся в дискуссии, дидактические игры. Примеры дидактических игр по географии: - «Страна масштабия» - «Путаница» - «Широта и долгота» - «Цепочка городов, стран» (задание на контурной карте);Главное в работе с детьми - это творчество учителя, помноженное на творчество учеников.


В учебной деятельности я отдаю предпочтение разноуровневому, проблемному обучению, коллективной системе обучения, исследовательским, проектным и игровым методам.


Основной принцип данных методов может быть сформулирован так: «Знать - чтобы уметь, уметь – чтобы действовать!»


И тогда даже обычный урок может превратиться в ситуацию выбора с подтверждением рациональности приятного решения. В тоже время актуальными остаются и другие формы занятий, такие, как, например, комбинированные уроки, на которых важное место занимает диалог, обсуждение проблемных ситуаций, анализ статей, статистических данных, сообщений (докладов) отдельных учащихся и др.

Все они способствуют формированию экономического мышления, т.к. предполагают ученика активным участника процесса обучения, предполагают возможность альтернативного выбора.

География среди всех школьных предметов играет роль мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда-общество-человек. Поэтому именно этот предмет способствует развитию у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы.

Проблемы экологии, охраны природы всё больше волнуют человечество. И это понятно.


ЗЕМЛЯ – наша единственная обитель. Мы плотью и кровью принадлежим её природе, находимся внутри её и зависим от неё.


Достаточно вспомнить, что без пищи человек может прожить 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха – 5 минут. И вот теперь перед всеми нами нависла угроза глобального экологического кризиса…

Мы должны в полном объёме иметь информацию о состоянии всего нашего общего дома, биосферы, чтобы не повторять ошибок. Общими усилиями человечество должно заблаговременно предотвратить возможную катастрофу!

Воздействие «антропогенного пресса» на природу Земли привело к значительному её изменению. Поэтому перед человечеством возникли проблемы её охраны и рационального использования.

Изменяя окружающую среду, человек сам оказывается под влиянием изменой им природы.


ЭКОЛОГИЯ – это новый образ мышления, которому надо учиться. Каждый должен усвоить основные экологические знания, понятия.

Очень важно научить школьников извлекать необходимую информацию из специальных карт (физических, геологических, почвенных, обзорных, геологических и др.).

Экологическая проблема стала многогранной и всеобщей. Мы часто повторяем слово «природа» вместе с такими, как «Родина», «мать»… А с недавнего времени оно стало символом нашей борьбы за жизнь.

Ведь природа – источник нашего существования.

Всё, чем мы богаты, берёт начало в ней: и красота, и вдохновение, и творчество. Она нас кормит, даёт запас жизненных сил. В ней, как в зеркале, отражаются наши мысли, чувства, характер и поступки. Заботимся о природе – и она цветёт: поднимаются ввысь зелёные леса, несут свои чистые воды реки, множится флора и фауна. А когда мы допускаем бесхозяйственность, безразличие – всё вокруг нас постепенно угасает. Ухудшение среды обитания всего живого на Земле приобрело глобальный характер, а значит бороться с этой угрозой надо всем сообща.

Перед школой стоит одна из главных задач – экологическое воспитание школьников.

Одно из важных мест в экологическом воспитании учащихся отводится географии, биологии, экологии. Именно они должны дать школьникам всю необходимую сумму знаний об охране природы, рациональном её природопользовании.

Экологическая направленность формирует у учащихся экологические знания, вырабатывает активную жизненную позицию в деле сохранения природы. За последние годы резко возросло внимание к экологическим проблемам. Произошел своего рода взрыв экологического сознания.


Исходя из основных положений концепции географического образования и программы по географии, наиболее актуальной проблемой является вооружение школьников необходимыми знаниями по экологии. Как донести до учащихся экологические знания? Каждый учитель должен сам продумать формы и методы работы. Важная роль в экологическом воспитании принадлежит учителю. Именно учитель должен воспитывать у школьника умение видеть экологические проблемы, активно участвовать в охране природы.

Один из путей экологического воспитания учащихся – воспитание любви к родной природе.

Немаловажная роль здесь отводится и географии. На протяжении многих лет работы я стремлюсь пробудить у учащихся чувство любви и понимания природы, неравнодушного отношения к её сохранению. Природоохранная тематика занимает важное место на уроках и во внеурочное время.

В своей работе я использую различные формы и методы по экологическому воспитанию учащихся:

- игры, творческие задания, экскурсии, кроссворды и ребусы, задачи, тестовые задания для проверки знаний, умений и навыков учащихся, схемы, рефераты и доклады учащихся, экологические проблемные ситуации и дополнительную информацию.

Провожу уроки-игры, уроки-дискуссии, творческие уроки, уроки-викторины, уроки-семинары, уроки КВН и другие.

Изучение географического материала имеет общей целью формирование личности школьников. Направленность на формирование личности ученика предъявляет особые требования к организации учебного процесса, к отбору методов и приемов обучения. Они должны способствовать формированию определенных ценностных отношений, учить нормам поведения.

Окружающий человека мир, среда его обитания подлежит оценке с точки зрения ее значения для жизни населения. География рассматривает те стороны окружающей среды, которые являются важными для становления личности. Это географическое положение, территория, природные условия, культурно-историческое прошлое населения, хозяйственная сфера, современная экологическая ситуация.

Учитывая, что география изучает свои объекты во времени и пространстве, основанием оценки может быть сравнение этапов развития («что было» и «что теперь стало»), изменение состояния природной среды, ускорение или замедление темпов экономического развития. Одним из оценочных критериев является выявление тенденций развития природных и хозяйственных систем.


Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество-экипаж корабля.

Красивое сравнение. В чем-то даже мудрое, но мы всегда должны помнить, что у нашего корабля «Земля» нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов:

- «Когда наши города станут чистыми, зелеными, красивыми? Кто несет ответственность за нарушения здоровья людей промышленными отходами? Как спасти рудники, реки, озера, растительный и животный мир от гибели?».

Древние цивилизации представляли себе Землю в образе божества, материнского и плодородного, а людей - детьми, которых она питает. Но время мифов прошло. Да и отношение человека к своей планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным.

Нам нужно беречь богатство планеты – воздух, воду, землю. Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не вреди!», «Будь полезен!» является жизненным девизом.


Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал:


«Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека»

Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время.


Поэтому мы должны использовать ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!