Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Август
Вопросы подбора репертуара хореографического коллектива ДШИ
Лев Толстой сказал: «Добро есть вечная,
высшая цель нашей жизни.
Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша
есть не что иное, как стремление к добру»
Пришла работать в школу искусств я ненадолго, с целью временно подменить хореографа. Но прошло уже почти двадцать лет. Много уже сделано, достигнуты неплохие результаты, есть победы и достижения. Но, оказалось, это не те главные цели, это просто результаты работы. А цели много выше.
И, наверное, это выражено в основных целях педагогики, но научить добру нельзя, можно просто его дарить, и оно вернется тебе через учеников, через новые творческие идеи. И это обязательно почувствуют ученики и передадут все, заложенное в них, зрителям. Это и есть общая глобальная наша цель — привнести как можно больше доброты и красоты в мир окружающий.
Хотелось бы поделиться с коллегами-хореографами Детских школ искусств своими мыслями о работе хореографического коллектива в условиях сельской детской школы искусств, о сочетании выполнения программ учебного плана и творческой деятельности учащихся.
В нашей школе начали реализоваться новые Предпрофессиональные программы, в которых предусмотрен отдельный предмет – Подготовка концертных номеров. Это очень радует. Но, мне кажется, подготовка концертных номеров должна начаться на уроках по остальным хореографическим дисциплинам.
Сочетать выполнение программ и подготовку концертных номеров нелегко, но делать это, по моему мнению, просто необходимо. Конечно, мы должны предусмотреть, что уровень творческого потенциала у нас очень разный. Есть среди нас хореографы — сочинители, постановщики, репетиторы и танцмейстеры. Кто-то берет репертуар «взаймы» у мастеров, кто-то творит сам. Но в любом случае концерт – это средство воспитания и творческой реализации детей.
Концертное выступление – ответственнейший момент в жизни хореографического коллектива. Оно является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень руководства им.
Начинаю подбор репертуара я всегда с изучения образовательных программ по предметам: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой и современный бальный танец. Исходя из содержания программ, обдумываю репертуар. Мы часто и много участвуем в конкурсах различного уровня, и, к сожалению, очень часто я с досадой смотрю на детские танцевальные номера.
Уважаемые коллеги, подбор репертуара для детского коллектива имеет свои законы, прежде всего, нравственно-эстетические. Мне кажется, что особенно в хореографическом творчестве нарушение этих законов особенно опасно. Ведь на постановку одного сценического номера тратится очень много времени, сил, в процессе создания его формируются, растут наши с вами дети.
Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач. Одним из критериев при подборе репертуара для хореографического коллектива является соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива.
При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:
1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.
2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра.
3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.
4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ ДШИ.
5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.
Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было ваше произведение, оно должно «учить добру» средствами хореографии. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром.
Можно по-разному работать над репертуаром. Некоторые педагоги создают сразу несколько разноплановых номеров. Я предпочитаю начинать год с создания народно-сценического танца. Очень серьезно отношусь к народному танцу, преклоняюсь перед педагогами, работающими с «чистым» народным танцем, сохраняющими традиции своего края. Но, так уж сложилась моя судьба и творчество, что мне легче работать с народной стилизацией. Думаю, что и многим другим моим коллегам тоже. При постановке стилизованных народно-сценических произведений надо не бояться подвергать пересмотру всю поэтику фольклора, следовать не «букве», а «духу».
Размышляя о национальных традициях народов, я пришла к грустным выводам: мы, русские, слабо знаем национальные традиции. Я видела выпускной в Кабардино-Балкарской школе, музыкальная его часть началась с национальных танцев: мальчики в национальных традициях кавказских народов выводили девочек на лезгинку. Потом была и современная музыка, и обычная дискотека. Но началось все с национального танца, который они знают и любят. Я много общаюсь с ребятами — военнослужащими, пришедшими в ближайшую к нам воинскую часть из разных уголков нашей Родины.
Как правило, буряты, казахи, ребята с Кавказа легко могут исполнить свои национальные танцы, спеть песни, а вот русские – нет. Делается обидно. И, думаю, от нашего небольшого вклада в души детей зависит многое. Ведь все и должно начинаться в небольших поселках и городах. В школах, подобных нашей.
Мои ученики с огромной любовью и мастерством изучают и исполняют произведения русского народного творчества, гордятся своим национальным искусством. А через постижение народного национального искусства осуществляется патриотическое и нравственное воспитание. Я считаю, что учащиеся нашего хореографического ансамбля знают и любят русское танцевальное искусство.
По их отношению к постановке танцев русского характера, по их блеску в глазах во время репетиций, «зажигательному» настроению во время исполнения, можно твердо судить об отношении детей к русскому национальному танцу.
(http://www.youtube.com/watch?v=pUf_LEmgSnw). Видео танец «Ах вы, сени» в исполнении ансамбля «Персианочка». |
В нашем репертуаре есть стилизованные русские, украинские, молдавские сценические номера, еще один пример одного из наших номеров.
(http://www.youtube.com/watch?v=St9GZiBxiYU) Видео танец «Молдова» в исполнении ансамбля «Персианочка». |
Как правило, на постановку такого номера у нас уходит вся первая и часть второй четверти (20-30 учебных часов). Обязательно проводится плановое контрольное занятие. Да и впоследствии номер дорабатывается уже в процессе концертной деятельности. Программный материал по данному национальному танцу при постановке номера будет выполнен сполна, но в это время приходится «жертвовать» программой других народных танцев.
Поэтому этот материал я откладываю на 3-ю и 4-ю четверти и проходим его в порядке изучения элементов, комбинаций у станка и в центре. К сожалению, 2- 3 народно-сценических танца в учебный год у одной группы поставить не получается. Не хватает времени из-за большого количества репетиционных моментов, выступлений и участия в конкурсах.
Во второй четверти начинаем комбинировать изученные комбинации к танцу по программе «Историко-бытовой и современный бальный танец». Каюсь, и здесь есть отклонения от программы, так как мы изучаем лишь основы бального танца, я строю танцевальный эстрадный номер на основе изучаемых элементов. Например, как в этом номере.
(Например, http://www.youtube.com/watch?v=-ANFRHzpRyo). Видео танец «Учись, стиляга» в исполнении ансамбля «Персианочка». |
А основы историко-бытового танца проходим в виде элементов и комбинаций. Здесь для хореографа-сочинителя открывается огромный простор для фантазий. Единственное, что хотелось бы заметить, нельзя забывать о «применимости» номеров в концертной деятельности.
Я стараюсь, чтобы в репертуар коллектива входили танцы, посвященные Дням воинской славы России, праздничным мероприятиям, юбилейным датам района и области. Одним из направлений деятельности любой школы искусств является участие детей в культурной жизни своего района. Значительный День воинской славы России – День Победы в Великой Отечественной войне празднуется в нашей стране особенно торжественно. Преподаватели, работники культуры, хореографы практически ежегодно готовят концертную программу к этому празднику, потому что нет более подходящего момента для реализации целей воспитания патриотизма у обучающихся.
Патриотизм — это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных качеств личности. Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству. Я очень серьезно отношусь к истории Великой Отечественной войны, и, к сожалению, вижу, что у моих учеников не хватает исторических знаний и эмоционального восприятия тех событий. Именно поэтому танец, посвященный этой дате всегда в нашем репертуаре.
Я очень внимательно отношусь к подбору музыкального материала для танцев: мой критерий – музыка должна быть нравственно красивой, «доброй», должна помочь донести это добро до зрителей. Много времени уходит на поиск. И я, и дети должны «влюбиться» в музыкальное произведение, прочувствовать его, только тогда получится интересный танец. Не люблю «забитые», часто исполняемые композиции. Всегда ищу что-то оригинальное, перекапывая интернет, сама обрабатываю музыку в простой программе Sound Forge Pro 10.0. Иногда приходится удалять или добавлять определенные музыкальные моменты, накладывать аудиостихи или прозу.
Например, в хореографической постановке «Слезы войны» я использовала музыку метал-группы Nightwish, стихи К.Симонова «Горят города по пути этих полчищ» в исполнении С.Безрукова, И.Некуленкова «Дети войны», слова о Великой Отечественной войне В. Ланового. Стихи на музыку я накладывала самостоятельно.
http://www.youtube.com/watch?v=8a5LTS3bqmg
http://www.youtube.com/watch?v=8a5LTS3bqmg Хореографическая композиция «Слезы войны» в исполнении ансамбля «Персианочка». |
Я уверена, что, участвуя в этой постановке, мои танцоры очень эмоционально восприняли тему войны, проникновенно будут изучать ее историю. Этот танец запомнится им на всю жизнь. Превращение концертного номера в средство воспитания, придание ему педагогического смысла – важнейшая задача руководителя.
Наверняка вы заметили, что в разговоре о репертуаре хореографического коллектива ДШИ я ничего не сказала о классическом репертуаре коллектива. Да, есть такой нюанс. Классические танцы мы чаще исполняем на контрольных занятиях, экзаменах и зачетах по классическому танцу. Урокам по классике посвящаем 2-3 часа в неделю.
Чувствую вину перед классической хореографией, но так сложилось, что классические сценические номера в условиях сельской школы, в условиях групповых занятий получаются недостаточно качественно, ведь отбора детей у нас практически нет. С удовольствием, выслушаю советы и рекомендации от хореографов, уделяющих большое внимание концертным классическим номерам.
Наши ребята овладевают сценическим мастерством, постигают основы артистизма. Конечно, это большой труд. Но тот, кто не научиться преодолевать себя в детстве, вряд ли вырастет здоровым и трудолюбивым. Некоторые наши выпускники становятся студентами хореографических училищ, и я надеюсь, что они воплотят в жизнь новые добрые идеи, подарят тепло своих концертных номеров новым зрителям.
Я люблю свои произведения, но уже давно заметила, что люблю процесс работы, создания нового танца, репетиции и уроки даже больше, чем результат.
Думаю, что великая достойная Цель должна быть недостижимой, бесконечной. Это не означает, что цель останется не достигнутой… человеку доступно все. Достижение таких «непосильных» целей — это вклад в копилку ориентиров человечества… трудно сказать, что ценнее — непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не испугался, не отступил…
Надеюсь, что у меня будут силы и новые добрые идеи, что, учась танцевать, дети учатся добру и любви. Что чувства, привитые им во время наших уроков, оставят след в их памяти и сердцах, принесут радость и волнения, научат выбрать правильные жизненные цели и проявить свой характер…
Руководитель Образцового хореографического
ансамбля «Персианочка»
МОУДОД ДШИ п.Персиановский
Павлинова Наталья Александровна
В рамках проекта «Публикации«
Понравился материал? Поделитесь с коллегами!
Список используемой литературы:
Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, ЛЮКС, 2005.
Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов-хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2006.
Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. – 180 с.
Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
Руководитель Образцового хореографического
ансамбля «Персианочка»
МОУДОД ДШИ п.Персиановский
Павлинова Наталья Александровна