СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебный мир шахмат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа социально-гуманитарной направленности.

Уровень программы: ознакомительный

  Срок реализации программы: 1 год.

 Возрастная категория: 8-10 лет

Просмотр содержимого документа
«Волшебный мир шахмат»

Управление образования Благовещенского района


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чигиринская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов




Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № 4

01.03.2021г.



УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 35 от 01.03.20201г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ Коренева Т.А.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности


«Волшебный мир шахмат»



Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год.

Возрастная категория: 8-10 лет






Автор - составитель: Хабарова Екатерина Степановна,

учитель начальных классов.






с. Чигири, 2021 г.









Оглавление


I. «Комплекс основных характеристик программы»………………………………


1.1.Пояснительная записка………………………………………………………..

3

1.2.Цели, задачи программы……………………………………………………….

7

1.3.Содержание программы……………………………………………………….

8

1.4.Планируемые результаты ……………………………………............................

11


II. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график …………………………………………………. 13

2.2. Условия реализации программы……………………………………………….. 19

2.3.Формы аттестации………………………………………………………………. 20

2.4. Оценочные материалы………………………………………………………….. 20

2.5.Методическое обеспечение……………………………………………………….. 20

2.7. Список использованной литературы………………………………………………21

Приложение………………………………………………………………………………22

































  1. Комплекс основных характеристик.

1.1.Пояснительная записка.

Программа для обучающихся 8-10 лет «Волшебный мир шахмат» социально - гуманитарной направленности ознакомительного уровня составлена на основе нормативно - правовой базы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 476 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11 2018 г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);

Локальные нормативные акты: регламентация времени и режима реализации дополнительных общеразвивающих программ (с учетом требований СанПиН 2.4.4.3172-14 или СанПиН 2.4.1.3049-13.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных  занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в современном обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.


Новизна программы заключается в знакомстве обучающихся с новым видом умственной деятельности. Не секрет, что шахматы порой и для взрослых остаются игрой сложной. Программа составлена с учетом психических процессов ребенка младшего школьного возраста, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей. Об актуальности данного подхода говорит то, что обучение юных шахматистов, учитывающее индивидуальные особенности развития психики, позволит реализоваться каждому ученику, в максимальной степени раскрыть все внутренние ресурсы, даст возможность для самореализации.


Педагогическая целесообразность данной программы заключается в положительной динамике развития образного и логического мышления, создании условий для оценки сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений, формировании готовности к поражениям и победам в жизни.

Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов:

  • Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Особенности программы.

Программа «Волшебный мир шахмат» является сетевой. Взаимодействие осуществляется между ЦДОД Благовещенского района и МАОУ Чигиринской СОШ.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

Адресат программы.

Обучающиеся 8-10 лет ждут от занятий не научности, а игры, в результате которой они смогут научиться новому. Это именно тот возраст, когда дети мотивированы на успех, у них появляется и развивается здоровый дух соперничества и желание решить поставленную задачу быстрее, качественнее. Поэтому на занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Организационно – педагогические основы программы.

Программа составлена на 72 часа в год, поэтому для прохождения программного материала отводится 2 часа в неделю, 36 учебных недель.1 час занятия - 40 минут.

Форма обучения: очная

Уровень: ознакомительный

Количество обучающихся: в группе: до 20 человек.

Форма организации образовательного процесса: групповые занятия, состоящие из теоретической и практической части. Обучение по Программе предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к каждому обучающемуся.

Возраст обучающихся: Программа предназначена для обучающихся в возрасте 8 - 10 лет. К обучению по Программе принимаются все желающие независимо от уровня подготовки, состояния здоровья.


 1.2.Цели и задачи программы.

Цель программы – организация полноценного досуга обучающихся через обучение игре в шахматы.

Задачи:

  • познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом;

  • формировать ключевые компетенции (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

  • привить любовь и интерес к шахматам;

  • развивать эстетические взгляды школьников;

  • уметь находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

  • развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;

  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.


1.2.Учебный план.

п/п

Наименование тем

Общее количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. История развития шахмат

- Первое знакомство с шахматным королевством.

2

1

1

Устный опрос

«История развития шахмат»

2.

Шахматная доска

-Белые и черные поля. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

- Диагонали. Центр шахматной доски.

7

3

4

Устный опрос «Шахматная доска» Ребусы, кроссворды, загадки

3.

Шахматные фигуры

-Белые и черные фигуры. --Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

- Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.

-Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией.

- Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

- Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Слон. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

- Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь. Ферзь – тяжелая фигура.

- Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.

- Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие

- Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Король против других фигур.

22

11

11

Устный опрос «Шахматные фигуры и их ходы» Игра «Угадай фигуру»

4.

Шах

- Шах – угроза королю.

- Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

- Защита от шаха.

14

7

7

Обучающая задача. Контрольное задание «Шахматные задачи»

Обучающая задача. Контрольное задание «Шахматные задачи»


5.

Мат

- Мат – цель игры.

-Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

- Мат. Мат в один ход.

14

7

7

6.

Шахматная партия

- Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

- Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

- Начало шахматной партии.

- Представления о том, как начинать шахматную партию.

- Короткие шахматные партии.

10

2

8

10.

Повторение и закрепление

2


2

«Шахматные задачи»

11.

Итоговое занятие

1

-

1

Соревнования


Всего:

72

31

41



1.3.Содержание программы.

Шахматная доска

Ведение. Организационное занятие.

Теория.

Правила поведения на занятиях, правила ТБ.

Знакомство с историей возникновения шахмат.

Теория. Знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры» Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре. Понятие «Шахматная диаграмма».

Практика. Дидактические игры и игровые задания.

Шахматные фигуры

Теория. Знакомство с названиями шахматный фигур.

Белые фигуры. Черные фигуры. Пешка, ферзь, ладья, слон, ферзь, конь, король.

Практика. Дидактические игры и игровые задания.

«Волшебный мешочек». В мешочке прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

Начальная расстановка фигур

Теория. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика. Дидактические игры и игровые задания.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

Ходы и взятие фигур

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король бесценная фигура).

Практика. Дидактические игры и игровые задания.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Цель шахматной партии

Теория. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Практика. Дидактические игры и игровые задания.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

Игра всеми фигурами из начального положения

Теория. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

Практика. Дидактические игры и игровые задания.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

VII. Итог.

Практика

Содержание учебного предмета «Волшебный мир шахмат» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Предмет «Волшебный мир шахмат» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).

Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального обучения по освоению игры в шахматы являются:

  • умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей:

  • ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

  • ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

  • ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.


    1. Планируемые результаты освоения программы по обучению игре в шахматы.

Личностные результаты:

– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

– формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

– Проговаривать последовательность действий.

– Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

– Учиться работать по предложенному учителем плану.

– Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

– Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

– Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

– Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

– Донести свою позицию до других.

– Слушать и понимать речь других.

– Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

– знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

– знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

– знать правила хода и взятия каждой фигурой;

– различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

– сравнивать между собой предметы, явления;

– обобщать, делать несложные выводы;

– уметь проводить элементарные комбинации;

– уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

– уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

– определять последовательность событий;

– выявлять закономерности и проводить аналогии

– знать правила хода и взятия каждой из фигур

– лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,

– взятие на проходе,

– превращение пешки.

– принципы игры в дебюте;

– основные тактические приемы;

– термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

– грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

– находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

– точно разыгрывать простейшие окончания.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность шахматных фигур.

  • основные тактические приемы;

  • основные элементы позиции.

  • правильно разыгрывать дебют;

  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

  • проводить элементарно анализ позиции;

  • составлять простейший план игры;

  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

  • точно разыгрывать простейшие окончания;

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

II. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1 Календарный учебный график


№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь


Согласно расписанию занятий творческого объединения

Очно

1

Вводное занятие.

История развития шахмат. Название фигур

Устный опрос

«История развития шахмат»

2

Сентябрь


Очно

1

Знакомство с шахматами.

Ребусы, кроссворды, загадки

3-4

Сентябрь


Очно

2

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля

Устный опрос «Шахматная доска»

5-6

Сентябрь

Октябрь


Очно

2

Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали


Устный опрос «Шахматная доска» Дидактические игры

7-8

Октябрь

Октябрь

Ноябрь


Очно

2

Белые и черные фигуры.

Виды шахматных фигур

Устный опрос «Шахматные фигуры» Дидактические игры

9



Очно

1

Начальное положение

Устный опрос «Начальное положение фигур»

10

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь


Очно

1

Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи

Устный опрос «Начальное положение ладьи, ход ладьи»

Дидактическая игра

11


Очно

1

Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона




Устный опрос «Начальное положение слона, ход слона»

Дидактическая игра

12


Очно

1

Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя.


Устный опрос «Начальное положение ферзя, ход ферзя»

Дидактическая игра

13

Ноябрь

Декабрь

Декабрь


Очно

1

Ферзь против ладьи и слона


Обучающая задача «Ферзь против ладьи и слона »


14


Очно

1

Конь. Место коня в начальном положении .Ход коня


Устный опрос «Начальное положение коня, ход коня»

Дидактическая игра

15

Декабрь



Очно

1

Конь против ферзя, ладьи, слона



Обучающая задача «Конь против ферзя, ладьи, слона»


16

Декабрь



Очно

1

Пешка. Место пешки в начальном положении



Устный опрос «Начальное положение пешки, ход пешки»

17

Декабрь

Январь



Очно

1

Шах. Шах ферзем.


Обучающая задача «Шах. Шах ферзем»

18

Январь



Очно

1

Шах ладьей.



Обучающая задача «Шах ладьей»


19

Январь



Очно

1

Шах слоном.



Обучающая задача, решение этюдов «Шах слоном»




20

Январь

Февраль



Очно

1

Шах конем.



Обучающая задача , решение этюдов« Шах конем»

21

Февраль



Очно

1

Шах пешкой. Защита от шаха



Обучающая задача «Шах пешкой. Защита от шаха»

22

Февраль



Очно

1

Открытый шах. Двойной шах



Обучающая задача, решение этюдов «Открытый шах. Двойной шах»


23

Февраль



Очно

1

Мат. Цель игры.





Обучающая задача «Мат. Цель игры.

24

Февраль



Очно

1

Мат ферзем.



Обучающая задача «Мат ферзем»

25

Февраль

Март



Очно

1

Мат ладьей.



Обучающая задача «Мат ладьей»

26

Март



Очно

1

Мат слоном.



Обучающая задача « Мат слоном»

27

Март

Апрель



Очно

1

Мат конем


Обучающая задача «Мат конем»

28-29

Апрель

Май



Очно

2

Мат пешкой.

Мат в один ход.



Обучающая задача «Мат пешкой.

Мат в один ход»

30

Май



Очно

1

Мат ладьей, слоном, конем, пешкой (простые

примеры)



Контрольное задание «Шахматная задача», решение этюдов

31

Сентябрь



Очно

1

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.



Обучающая задача «Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур»


32

Сентябрь



Очно

1

Ничья, пат.


Обучающая задача, решение этюдов «Ничья, пат»

33

Сентябрь



Очно

1

Отличие пата от мата.



Обучающая задача «Отличие пата от мата.

34

Сентябрь

Октябрь



Очно

1

Варианты ничьей



Обучающая задача, решение этюдов «Варианты ничьей»

35

Октябрь



Очно

1

Рокировка


Обучающая задача «Рокировка»

36

Октябрь




Очно

1

Длинная и короткая рокировка


Обучающая задача «Длинная и короткая рокировка»

37

Октябрь



Очно

1

Шахматная партия



Практическая игра

38-40

Ноябрь



Очно

3

Тренировочные партии



Практическая игра

41

Ноябрь



Очно

1

Техника матования одинокого короля



Обучающая задача «Техника матования одинокого короля»


42

Ноябрь




Очно

1

Две ладьи против короля.



Обучающая задача «Две ладьи против короля»


43

Ноябрь



Очно

1

Ферзь и ладья против короля.



Обучающая задача

«Ферзь и ладья против»

44

Декабрь



Очно

1

Ферзь и король против короля.


Обучающая задача «Ферзь и король против короля»

45

Декабрь



Очно

1

Матовые комбинации. Тема отвлечения.



Обучающая задача по теме урока, игровые упражнения

46

Декабрь



Очно

1

Матовые комбинации. Тема блокировки.



Игровые упражнения

47

Декабрь



Очно

1

Тема разрушения королевского прикрытия.



Игровые упражнения

48

Январь



Очно

1

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты


Обучающая задача по теме урока, игровые упражнения

49

Январь




Очно

1

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.



Игровые упражнения

50

Январь



Очно

1

Тема превращения пешки.



Игровые упражнения

51

Февраль



Очно

1

Основы дебюта двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.



Решение шахматных задач, игровые упражнения

52

Февраль



Очно

1

Решение задания “Мат в 1 ход”.





Решение шахматных задач

53

Февраль



Очно

1

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.



Решение шахматных задач

54

Февраль



Очно

1

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.


Игровая практика

55

Февраль



Очно

1

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.



Игровая практика



Решение шахматных задач

56

Март




Очно

1

Игровая практика.


Контрольное задание «Шахматные задачи»

57

Март



Очно

1

Как отражать скороспелый дебютный наскок противника


Решение шахматных задач

58

Март



Очно

1

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты


Решение шахматных задач

Игровые упражнения

59

Март



Очно

1

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит.



Решение шахматных задач

Игровые упражнения

60

Апрель



Очно

1

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.



Обучающая шахматная задача

61

Апрель



Очно

1

Принципы игры в дебюте.



Решение шахматных задач

Игровые упражнения

62

Апрель



Очно

1

Гармоничное пешечное расположение


Решение шахматных задач

Игровые упражнения

63

Май



Очно

1

Какие бывают пешки.





Решение шахматных задач

Игровые упражнения

64

Май



Очно

1

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.



Решение шахматных задач

Игровые упражнения

65

Май



Очно

1

Игровая практика



Контрольное задание «Шахматные задачи»

66-70

Май



Очно

5

Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Игровая практика.



Контрольное задание «Шахматные задачи»

71

Май



Очно

1

Повторение и закрепление программного материала.


Контрольное задание «Шахматные задачи»

72

Май



Очно

1

Итоговое занятие

Шахматный турнир





2.2 Условия реализации программы

Материально-технические условия.

Материально-техническое обеспечение осуществляет МАОУ Чигиринская СОШ:

  • кабинет для занятий со столами и стульями;

  • шахматные доски с набором шахматных фигур

  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;

  • проектор, ноутбук

  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;

  • шаблоны плоских шахматных фигур;

  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации;

  • таблицы к различным задачкам;

  • раздаточный материал для тренингов;

  • словарь шахматных терминов;

  • портреты знаменитых шахматистов;

  • «Чудесный мешочек» для игры;

  • цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисования.

  • индивидуальные рабочие тетради.


Кадровое обеспечение.

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волшебный мир шахмат» реализует учитель начальных классов

Хабарова Екатерина Степановна.

Образование: высшее педагогическое (Благовещенский Государственный Педагогический Университет)

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методические пособия (книги, фильмы о шахматах)

Программное обеспечение курса (шахматные программы)

Дидактические игры и игровые задания.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Электронные образовательные ресурсы.

https://sportsgroup.ru/raznyie-vidyi-sporta/istoriya-shahmat.html

https://www.youtube.com/watch?v=3xtBft9bEWA

https://schoolchess.ru/uroki/dlya-nachinayushhix/urok-13-dlinnaya-rokirovka.html

https://www.youtube.com/watch?v=5wQaabwbMfk

https://www.youtube.com/watch?v=e8dUxGZVlhk

https://schoolchess.ru/category/debyuty



2.3 Формы аттестации

Форма аттестации для определения результативности освоения программы – соревнования по шахматам.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, итоговый шахматный турнир.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: игра в шахматы, шахматные соревнования.

2.4 Оценочные материалы.

  1. Шахматные задачи (Приложение 1)

  2. Шахматные задачи (Приложение 2)

  3. Теоретический материал (Приложение 3)


Методические материалы.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа предполагает очную форму занятий кружка, это позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы является занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

Методы обучения и воспитания.

При реализации программы используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой; для решения воспитательных задач применяются убеждение, поощрение, мотивация.

Формы организации образовательного процесса.

Занятия кружка проводятся в групповой, парной и индивидуально-групповой форме.

Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игра, совместный анализ позиции.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности.

Алгоритм учебного занятия.

Структура занятия является примерной и может меняться в зависимости от темы, цели и задач конкретного учебного занятия.

Вводная часть: организационный момент, настрой на занятие, актуализация имеющихся знаний.

Основная часть занятия.

Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее
входят теоретическая часть и практическая часть – игра в парах, практическое занятие с компьютерной программой, занятие на шахматном портале.  Заключительная часть.

Повторение ключевых положений теории, подведение итогов занятия.


Список литературы для учителя.


1. Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам! //М., Русский шахматный дом, 2017 г. – 160 с.

2. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций. //М., Русский шахматный дом, 2017 г. – 256 с. - 12 –

3. Карпов А.Е., Калиниченко Н.М. Начальный курс шахматных дебютов. Закрытые, полузакрытые и фланговые дебюты. Русский шахматный дом, 2017 г. – 168 с.

4. Киндерманн С. Шахматы! Самая первая книга. //СПб, Питер, 2017 г. – 80 с.

5. Пожарский В. Шахматный учебник.// Ростов, Феникс, 2017 г. – 413 с.

6. Пожарский В. Шахматы. Начальная школа. //Ростов, Феникс, 2017 г. – 324 с.

Список литературы для обучающихся и родителей.


1. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». //М., Духовное возрождение, 2014 г. – 304 с.

2. Сухин И.Г. Шахматы. Большой самоучитель для детей. //М., АСТ, 2017 г. – 160 с.

3.Трофимова А. Учебник юного шахматиста. //Ростов, Феникс, 2017 г. – 156 с.

4.Халас Ф., Геци З. Шахматы. Тактики и стратегии. //М., Нигма, 2016 г. – 152 с.

5.Хенкин В.Л. Шахматы для начинающих.// М.: Астрель: АСТ, 2008,160 с.

Дидактические шахматные сказки.

Электронный ресурс:  

https://schoolchess.ru/zadachi/mat-v-1-xod/shaxmatnye-zadachi-dlya-nachinayushhix.html

https://schoolchess.ru/zadachi/mat-v-1-xod/mat-v-1-xod-31-40.html

https://schoolchess.ru/uroki/dlya-nachinayushhix/zapis-shaxmatnoj-partii.html

https://schoolchess.ru/chess/index.html



Приложение 1

Дидактические игры и задания

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ШАХМАТНЫЙ КУБИК»

Цель: закрепление умения различать и называть шахматные фигуры; развитие внимания, памяти, мышления, активизация речи детей.

Дидактический материал: кубик, на грани которого наклеены изображения шахматных фигур

Правила игры: дети бросают кубик по очереди, водящий (ребенок, бросивший кубик) должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.

Игровое действие: узнавание и называние шахматных фигур.

Ход игры.

Участники игры по очереди подбрасывают кубик. Водящий (ребенок, подбросивший кубик) должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.

Игра «Волшебный мешочек».

В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

Подвижная игра «Живые шахматы».

Цель: повторить названия шахматных фигур и их первоначальную расстановку; вызвать интерес к игре.

Материал для игры:

- шапочки шахматных фигур (на каждого ребенка);

- шахматное поле (3х3)

Правила игры: Игра проводиться на шахматном поле. Дети становятся «шахматными фигурами» (надевают шапочки шахматных фигур). Шахматные фигуры (дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится. Звучит музыка – шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры и должны рассказать на каком месте стоят.

Задачи играющих:

Не перепутать свои места. После меняются своими фигурами и игра продолжается.


Приложение 2

Дидактические игры на закрепление способа передвижения фигур.

«Игра на уничтожение».

Взрослый играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин».

Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых».

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля».

Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Атака неприятельской фигуры».

Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар».

Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие».

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита».

Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру».

Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Шах или не шах».

Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Защита от шаха».

Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат».

Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю. «Рокировка».

Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

«Два хода».

Для того чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с взрослым следующим образом: на каждый ход взрослого ребенок отвечает двумя своими ходами.

«Шах или мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

Приложение 3

Шахматные задачи



«Связка». Комбинация связка – это прямое нападение на одну фигуру и косвенное нападение – на другую фигуру, расположенную позади первой фигуры, т. е. позади непосредственно  атакованной фигуры.   При этом фигура которая делает связку может быть слономладьей или ферзем, а фигура, которую связывают может быть любой, кроме короля.

В Абсолютной связке одна из фигур может быть любой, а фигура к которой делается связка обязательно должен быть король (диаграмма 1). В относительной связке участвуют две любые фигуры, кроме короля (Диаграмма 2). Разберем теперь подробнее примеры из диаграммы 1 и 2.


В позиции на диаграмме 1 белый применили комбинацию связка, привязали своим слоном черную ладью к королю, при этом связка является абсолютной, и ладья не может сделать ход так как королю будет объявлен шах. А вот в диаграмме 2 показан пример относительной связки и хоть белый слон привязал черную ладью к ферзю, все равно ладья может сделать ход, например, шах белому королю тем самым освободиться от связки.

Комбинацию связка чаще всего используют для выигрыша материального преимущества, однако она не редко используется и в тактических маневрах для выигрыша темпа при атаке на короля соперника или при защите своего короля. Позиция ниже, белый слон сделал связку коня и короля, после этого белые решают выиграть данного коня и получить материальный перевес

1.Кg5 (диаграмма 3) после этого хода черного коня атакуют три белых фигуры, а защищают только две, следующим ходом белые побьют его получая материальное преимущество.

В примере на диаграмме 4 белый слон связал черного коня к ферзю и белые угрожают пойти своей пешкой вперед и выиграть коня. Однако на ход белых е4 – е5 последует ответ h7 – h6 и уже белым придется решать как дальше поступить.

Дистанционный блок

Аннотация к дистанционной программе «Волшебный мир Шахмат»

Дистанционная программа имеет универсальную структуру и может реализовываться как самостоятельная краткосрочная дистанционная программа, может быть встроена в дополнительную общеобразовательную программу соответствующей направленности. Программа предполагает реализацию как в очной, так и в заочной форме.

Образовательный модуль включает 3 содержательных блока:

1. Информационный

2. Практический

3. Контрольно-оценочный





























Пояснительная записка.

Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир Шахмат», разработана для предоставления образовательных услуг обучающимся школьного возраста в условиях МАОУ Чигиринской СОШ.

Программа «Волшебный мир Шахмат» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе программ: Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Данная программа начального уровня сложности. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания.

Нормативно-правовое обеспечение программы.

Программа «Волшебный мир Шахмат» разработана в соответствии с нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 476 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11 2018 г.);

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 года № 33660);

-СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции ( COVID-19)» СанПиН 2.4.1.3049-13;

-Локальные нормативные акты: регламентация времени и режима реализации дополнительных общеразвивающих программ (с учетом требований СанПиН 2.4.4.3172-14 или СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Положение о правилах приема, порядке и основаниях перевода, отказа приема обучающихся в творческие объединения и спортивные секции Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Чигиринской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов (МАОУ Чигиринская СОШ)

Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир Шахмат» содержит задания, которые направлены на усвоение детьми практических умений и навыков, познавательных процессов, воображения.

  Актуальность программы определяет использование ИКТ технологий.

Программа «Волшебный мир Шахмат» адаптирована для реализации в условиях временного ограничения занятий в очной (контактной) форме и включает все необходимые инструменты электронного обучения. Этим определяется актуальность.

Отличительная особенность программы краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный мир Шахмат» заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов. Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействий обучающихся и педагогических работников.

Отличительной особенностью данной программы является дистанционное ознакомление обучающихся с тематическими блоками, освоение каждого из которых предполагает работу с шахматами.

Адресат программы.

Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир Шахмат» предназначена на детей в возрасте 7-8 лет. Младший школьный возраст – это особый период жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью, характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. Во время занятий идет непосредственный обмен знаниями и умениями между обучающимися, сотрудничество и взаимопомощь. Изучаемый материал по содержанию и объему и практические задания по методам выполнения соответствует уровню подготовки обучающихся, их возможностям. Заниматься дистанционно может каждый по желанию. Количество детей не ограничено.

Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 8 недель обучения и составляет 16 учебных часов.

Формы обучения и виды занятий по программе.

При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:

- видео-занятия, лекции;

- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;

- адресные дистанционные консультации.

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber, WatsUp, ВКонтакте.

В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую информацию. Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде фотографий результатов работы.

Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки на презентации, теоретический материал).

Режим занятий.

Занятия проводятся по 1 раз в неделю в зависимости от учебного плана. Продолжительность занятия 40 минут.

Первые 30 минут отводятся на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме ( в индивидуальной работе и онлайн консультировании).

В рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, ZOOM, Youtube, Skype, Google педагог представляет теоретический материал по теме.

В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал.

Цели и задачи программы.

Цель:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

- формировать ключевые компетенции (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- формировать навыки критического мышления;

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- уметь находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

-сформировать навыки владения техническими средствами обучения и программами;

-формировать навыки самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлайн-платформах, контентах, блогах;

- выполнять задания самостоятельно и коллективно (бесконтактно);

- развивать умения анализировать и корректировать свою деятельность;

- развивать навыки использования социальных сетей в образовательных целях.

Программа модуля практикоориентирована, включает в себя 3 блока:

1. Информационный (7 ч)

2. Практический (9 ч)

3. Контрольно-оценочный

Учебный план.

п/п


Тема

Количество часов

Форма контроля

(дистанционная)

Всего

Теория

Практика

Ходы и взятие фигур.

6

3

3


1

Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.


1

1

Карточки (Приложение 1)

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

2

Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые,

слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие


1

1

Карточки (Приложение 2)

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

3

Король. Место короля в начальном положении. Ход короля.

Взятие.


1

1

Карточки (Приложение 3)

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

Шахматная партия

6

3

3


1

Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,

пешкой. Защита от шаха.


1

1

Упражнения

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

2

Мат. Мат – цель игры.


1

1

Упражнения

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

3

Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры

патовых ситуаций.


1

1

Упражнения

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

Игра всеми фигурами из начального положения

3

1

2


1

Шахматная партия.



1

2

Упражнения

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

Итоговое занятие

1


1


1

Итоговое занятие




1

Тест итоговый

Приложение 4



Итого:

16

7

9




Содержание программы.

Раздел 1. Ходы и взятие фигур.

Тема 1: Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.

Теория: Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.

Практика: Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.

Использование активных ссылок.

Контроль: Карточки. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.

Тема 2: Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые,

слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие

Теория: Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые,

слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие.

Практика: Ход пешки. Взятие

Контроль: Карточки. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.

Тема 3: Король. Место короля в начальном положении. Ход короля.

Взятие.

Теория: Король. Место короля в начальном положении. Ход короля.

Взятие.

Практика: Ход короля. Взятие.

Контроль: Карточки. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.


Раздел 2. Шахматная партия

Тема1: Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,

пешкой. Защита от шаха.

Теория: Шах. Шах – угроза королю.

Практика: Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Использование активных ссылок.

Контроль: Упражнения. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.

Тема 2: Мат. Мат – цель игры.

Теория: Мат. Мат – цель игры.

Практика: Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

Контроль: Упражнения. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.

Тема 3: Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры

патовых ситуаций.

Теория: Ничья. Пат. Отличие пата от мата.

Практика: Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

Контроль: Упражнения. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.


Раздел 3. Игра всеми фигурами из начального положения

Тема : «Шахматная партия.»

Теория: Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию.

Практика: Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация партий.

Контроль: Упражнения. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.


Раздел 4. Итоговое занятие

Тема: «Итоговое занятие»

Практика: Выполнение итогового теста. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.

Контроль: Фото итогового теста Viber, WatsUp, ВКонтакте.


Календарный учебный график

№ п/п

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1


Заочно

2

Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.

дистанционно

Карточка (Приложение 1)








2


Заочно

1

Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые,

слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие




Карточка (Приложение 2)

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

3


Заочно

1

Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые,

слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие

Карточка (Приложение 2)

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

4


Заочно

2

Король. Место короля в начальном положении. Ход короля.

Взятие


Карточка (Приложение 3)

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

5


Заочно

2

Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,

пешкой. Защита от шаха.


Упражнения

Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте





6


Заочно

1

Мат. Мат – цель игры.


Упражнения Индивидуальн ые консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

7


Заочно

1

Мат. Мат – цель игры.


Упражнения Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

8


Заочно

2

Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры

патовых ситуаций.


Упражнения Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

9


Заочно

2

Шахматная партия.


Упражнения Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

10


Заочно

1

Шахматная партия

Упражнения Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте

11


Заочно

1

Итоговое занятие


Итоговый тест Приложение 4 Фото итогового теста




16





Планируемые результаты.

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования.

Личностные результаты.

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Коммуникативные:

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

  • формировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные:

  • способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации;

  • умение самостоятельно регулировать работу.

Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений об игре в шахматы, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное);

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность;

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

Материально-технические условия.

  1. Каналы связи-сеть интернет

  2. Компьютерное оборудование

  3. Периферийное оборудование

Для организации работы по освоению содержания модуля необходим компьютер с доступом к сети Internet; колонки/наушники, программа ZOOM.

Организационно-педагогические условия.

При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в вводной его части следует обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить участникам технические особенности работы и правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.

Информационно-образовательные ресурсы (ИОР), включая ЭОР (даны в электронной папке «ИОР» к программе по ссылке:


Кадровое обеспечение.

Педагог, имеющий специальное образование и владеющий работой на электронных носителях.

Методическое обеспечение программы.

п/п


Тема

УМК


Ходы и взятие фигур.

1

Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.

https://yadi.sk/i/llPnR5rQx2TK4Q


https://yandex.ru/video/preview/?text=Конь.%20Место%20коня%20в%20начальном%20положении.%20Ход%20коня.%20Взятие.&path=wizard&parent-reqid=1607428221577350-217100651894873622100169-production-app-host-man-web-yp-295&wiz_type=vital&filmId=3363035872204349284


2

Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые,

слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие

https://yadi.sk/i/llPnR5rQx2TK4Q


https://yandex.ru/video/preview/?text=Пешка.%20Место%20пешек%20в%20начальном%20положении.%20Ладейные%2C%20коневые%2C%20слоновые%2C%20ферзевые%2C%20королевские%20пешки.%20Ход%20пешки.%20Взятие&path=wizard&parent-reqid=1607428557972689-930978740434685908500163-production-app-host-man-web-yp-327&wiz_type=vital&filmId=14469217018794590786

3

Король. Место короля в начальном положении. Ход короля.

Взятие.

https://yadi.sk/i/nTtCOJMAsZzaCA


https://yandex.ru/video/preview/?text=Король.%20Место%20короля%20в%20начальном%20положении.%20Ход%20короля.%20Взятие.&path=wizard&parent-reqid=1607429139058737-1067774943226707399200176-production-app-host-man-web-yp-288&wiz_type=vital&filmId=7481086867795646867


Шахматная партия

1

Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,

пешкой. Защита от шаха.

https://yadi.sk/d/qdd9wNd-i1kr1Q


https://yandex.ru/video/preview/?text=презентация%20Шах.%20Шах%20–%20угроза%20королю.%20Шах%20ферзем%2C%20ладьей%2C%20слоном%2C%20конем%2C%20пешкой.%20Защита%20от%20шаха.&path=wizard&parent-reqid=1607429697264377-707813784216327601500355-production-app-host-man-web-yp-268&wiz_type=vital&filmId=13709021127807048365

2

Мат. Мат – цель игры.

https://yadi.sk/d/m3kbp48d7xhx3A


https://yandex.ru/video/preview?filmId=2913897524779367751&parent-reqid=1607429996010295-386245708666761711300163-production-app-host-man-web-yp-329&path=wizard&text=презентация+Мат.+Мат+-+цель+игры.&wiz_type=v4thumbs

3

Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры

патовых ситуаций.

https://yadi.sk/i/Puf5FrJgL7dcbQ


https://yadi.sk/i/HFjPZ6nP-i1eEA


https://yandex.ru/video/preview/?text=презентация%20Ничья.%20Пат.%20Отличие%20пата%20от%20мата.%20Варианты%20ничьей.%20Примеры%20патовых%20ситуаций.&path=wizard&parent-reqid=1607430266425364-168153924888456978000163-production-app-host-man-web-yp-97&wiz_type=vital&filmId=13492957072858083052


Игра всеми фигурами из начального положения

1

Шахматная партия.


https://yadi.sk/d/g01sofNUGTWPcA


https://yandex.ru/video/preview/?text=презентация%20Шахматная%20партия.%20Начало%20шахматной%20партии.%20Представления%20о%20том%2C%20как%20начинать%20шахматную%20партию.&path=wizard&parent-reqid=1607430702714027-1108866408357215927000163-production-app-host-man-web-yp-9&wiz_type=vital&filmId=10360423577062468282


https://yandex.ru/video/preview/?text=презентация+Шахматная+партия.+Начало+шахматной+партии.+Представления+о+том%2C+как+начинать+шахматную+партию.&path=wizard&parent-reqid=1607430702714027-1108866408357215927000163-production-app-host-man-web-yp-9&wiz_type=vital&filmId=8900793784579509226&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DRGvf2S0f7Zc


Итоговое занятие

1

Итоговое занятие





Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов.

Для реализации программы каждому обучающемуся необходимы следующие материалы : шахматы.


Методы проведения занятий:

Программа предполагает теоретическую и практическую деятельность.

Методы обучения

Репродуктивные

Продуктивные

Информационно – репродуктивные

Инструктивно – репродуктивные

- объяснительно- иллюстративный

- демонстрационный метод

-задание

-инструктаж

-практический метод

- Творческий (творческие задания проблемного характера)



Формы реализации методов:

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает изложение материала с применением картинок, схем, ссылок на сайты по теме занятия.

Демонстрационный метод реализуется в форме показа презентаций, видео.

Задание – это метод самостоятельной практической работы.



Список литературы для учителя.

  1. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.

  2. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

  3. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

  4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

  5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

  6. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

  7. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

  8. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

Список литературы для родителей и детей.

Дидактические шахматные сказки

  1. Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

  2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

  3. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.

  4. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  1. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.







Приложение 1

Один в поле воин №1

Какую фигуру может взять белый конь?

Один в поле воин №2

Какую фигуру может взять белый конь без потерь?









Приложение 2

Какой пешкой можно сходить?


Какой пешкой можно напасть на фигуру противника и на какое поле при этом необходимо сходить пешкой.










Приложение 3

Поставь мат противнику. Начинают белые










Приложение 4

Итоговый тест

  1. Как назывался древний вариант шахмат?

  2. В какой стране были придуманы шахматы?

  3. Как переводится на русский язык «шах и мат»?

  4. Сколько игроков играют в шахматы?

  5. Сколько всего клеточек на шахматной доске?

  6. Сколько белых клеточек?

  7. А черных?

  8. Как называются линии, которые идут слева направо?

  9. Сколько всего горизонталей на шахматной доске?

  10. Как называются линии, которые идут сверху вниз?

  11. Сколько всего вертикалей?

  12. Как называются косые линии, проходящие через поля одного цвета?

  13. Из скольких клеточек состоит самая короткая диагональ?

  14. Из скольких клеточек состоит самая длинная диагональ?

  15. Что такое шахматная нотация?

  16. Как называется самая главная фигура на шахматной доске?

  17. Как называется фигура, которая может ходить во все стороны и на неопределенное количество клеточек?

  18. Какая фигура ходит буквой «Г»?

  19. Какая фигура ходит только по прямой линии, но во все стороны?

  20. Какая фигура ходит по диагонали?

  21. Какая фигура ходит только прямо, а есть только по диагонали?

  22. Сколько всего пешек на шахматной доске?

  23. Как называется самая первая позиция, в которой расставлены шахматы?

  24. Какая фигура может из начальной позиции сходить на две клетки вперед?

  25. Какая фигура может перепрыгивать через препятствия?

  26. Какие фигуры называются дальнобойными?

  27. Какую ценность имеет ферзь?

  28. Какую ценность имеют конь и слон?

  29. Какую ценность имеет ладья?

  30. Какая фигура бесценна?

  31. В какую фигуру превратится пешка, если дойдет до края доски со стороны противника?

  32. Как называется положение на шахматной доске, которое грозит следующим ходом съесть короля?

  33. Можно ли короля оставлять по шахом?

  34. Как называется шах, от которого нет защиты?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!