Тема : Волшебные свойства воды.
Цель: создать условия для ознакомления с естественнонаучным понятием – состояние воды.
Задачи:
систематизировать и расширять представления о распространении воды в природе;
определять опытным путем свойства воды;
способствовать развитию логического мышления;
развивать познавательный интерес, мыслительные операции анализа и синтеза;
содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
различать состояния воды;
определять опытным путем свойства воды.
Метапредметные:
планировать последовательность действий;
ставить,формулировать и решать проблемы;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
демонстрировать готовность и способность к саморазвитию;
самооценивать на основе критериев успешности учебной деятельности;
проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, листы с планом для учеников, памятки, раздаточный материал – картинки с различным состоянием воды ,оценочная шкала
Ход занятия
I. Самоопределение к деятельности (Организационный момент)
- Добрый день любители природы! Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.
- Какое настроение возьмем с собой?
- Тогда вперед, за знаниями!
II. Постановка темы и задач урока
- Каждый мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, но чудеса окружают нас постоянно. Узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов.
- Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.
- Чтобы узнать тему урока, я предлагаю отгадать загадку.
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без … (воды)
- Вы догадались верно. Будем говорить о воде.и о её свойствах
А сейчас мы с вами узнаем о том,как родилась вода.
Экологическая сказка о рождение воды
Ведущий: «Повстречались однажды водород с кислородом».
Водород: «Давай с тобой соединимся, будет легче».
Кислород: «Нет, не буду я с тобой соединяться. Я такой большой, а ты такой маленький».
Ведущий: «Кислород гордый, активный, богатый. Он имеет большие владения – 21% по объёму от атмосферы воздуха».
Водород: «Давай соединимся, я отдам два атома, а ты один и увидишь какое получится чудесное вещество».
Кислород: «Ну что же, давай попробуем».
Ведущий: « И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить.
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – водица!
Шествует, как королева
Гордо, важно, очень смело.
Сильная она всегда.
Помни, звать её вода».
III. Актуализация знаний
- Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой?
- Ребята, вспомните, с какими явлениями неживой природы связана вода?
- Верно!
IV. Изучение нового материала
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Опытно-экспериментальная работа
- Посмотрите на глобус.
- Какого цвета на глобусе больше?
- Голубым цветом изображены реки, моря, океаны, озёра нашей планеты.
Космонавты видят нашу планету голубой, так как воды на земле больше чем суши.
- А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.
Какого цвета на глобусе больше?
- Голубым цветом изображены реки, моря, океаны, озёра нашей планеты.
Космонавты видят нашу планету голубой, так как воды на земле больше чем суши.
- А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.
Опыт 1. Определение вкуса ,цвета и запаха воды.
Цель:выяснить имеет ли вода :вкус,цвет,запах.
1 Учекикам по очереди дается стакан с водой
2Вывод вода не имеет ….
Опыт 2..Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде.
Цель:доказать ,что вода хороший расстворитель
1. Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью?
2. Вывод: вода хороший …
Опыт 3. Все ли вещества расстворяются в воде.
Цель : Выяснить растворяется ли в воде песок и глина
1.Набери немного песка и положи в стакан с водой,размешай.Тоже самое продеделай с глиной .Что произошло с глиной
2. Вывод: вода рассстворяет не все вещества
Результаты фиксируются в таблицу.
Опыт 4 Осветление воды.
Цель : выяснить можно ли спомощью активированного угля осветлить(очистить0 воду
1.В пузырек с водой капни чуть-чуть синей гуашевой краски , чтобы раствор был бледно-голубым. В тот же пузырек положи растолченную таблетку активированного угля. Закрой горлышко пальцем и взболтай смесь. Она посветлеет на глазах.
2. Вывод :активированный уголь буквально впитывает своей поверхностью молекулы красителя, извлекая их из воды. А когда окрашенное вещество поглощено углем, его, понятное дело, уже не видно.
Опыт 5.Как загрязнённую воду снова сделать чистой?
Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать)
1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все
2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел?Вода ..
3. Вывод:
Размышления о воде
Вода — это божий источник,
Вода — это солнечный свет!
Воде задаем мы вопросы,
С водой получаем ответ.
Водой очищаем мы тело,
В воде плещет наша душа.
Когда говоришь ты с водою,
То надо шептать не спеша.
Водой умываем ребенка,
Чтоб смылась беда, худоба.
Водой окропляем квартиру,
Чтоб сгинула в доме беда.
Вода — это чудо природы,
И нам без воды не прожить.
Вода — достоянье народа!
Водой мы должны дорожить!!!
Vпрезентация круговорот воды в природе. IV