СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности в детском хоровом коллективе»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хоровое пение явилось одной из основ музыкального воспитания. Пространство хора может рассматриваться как воспитательная среда.

Просмотр содержимого документа
««Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности в детском хоровом коллективе»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств №8













«Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного

воспитания личности в детском хоровом коллективе»





 



Преподаватель высшей квалификационной категории

АРХАНГЕЛЬСКАЯ И.К.















г.Ульяновск,2022



Хоровое пение является наиболее общедоступной формой музицирования, и поэтому может успешно решать как задачи общемузыкального развития, так и  задачи воспитания.

Полагаем,что духовно-нравственное и творческое развитие детей  будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

-профессионализм руководителя детского коллектива;

-подбор высокохудожественного и педагогически целесообразного репертуара

-создание доброжелательной творческой атмосферы

-формирование коллектива на основе творческого сотрудничества;

-участие хора(ансамбля) в концертной и музыкально-просветительской деятельности.

 Хоровое пение - одно из древнейших проявлений музыкального творчества. Характерно для музыки устной и письменной традиций, религиозной и светской. Существует как самостоятельный жанр (хор а капелла), так и в составе синтезированных жанров (вокально-симфонических, музыкально-театральных).

Хоровое пение имеет свою специфику:

оно направлено на духовное единение поющих (их согласие и созвучие чувств),

приобщение к миру духовного,

на образование и воспитание личности через приобщение к высокому искусству.

Хоровое пение явилось одной из основ музыкального воспитания. Пространство хора может рассматриваться как воспитательная среда.

Начиная с 20-х гг. прошлого столетия, выдающиеся музыканты-педагоги (Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова, В. Г. Коротыгин, Н. Н. Ковин, А. А. Шеншин и позднее – В. Н. Шацкая, О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно-нравственному воспитанию средствами музыки. Многие деятели (Н. А. Римский-Корсаков, Э. Б. Абдуллин и др.) говорили о воспитании в хоровой деятельности, как системе, которая через восприятие, запоминание, осознание, понимание музыки и текста пробуждает переживания, желание приобщиться к красоте воспроизведения смысла через пение.

Хоровой коллектив – это пространство, где созданы благоприятные условия для творческого роста как в области вокально-хоровой деятельности, духовно-нравственного развития, так и в сфере культуры общения, взаимодополняемости поющих.

Целью вокально-хоровой деятельности является не только правильное и гармоничное развитие индивидуальности учащихся, их музыкальных, слуховых, интонационных, ритмических способностей, но и воспитание личности духовным, нравственным и эстетическим содержанием самого процесса пения, направленного на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.

Кроме того, важно воспитать толерантное отношение к другим в процессе деятельности, развить культуру самоуправления в хоровом коллективе, укрепить морально-волевые качества исполнителей. вокально-хоровая деятельность − это деятельность людей, где переживания и чувства одного сочетаются с переживаниями и чувствами всего коллектива, объединяются одним художественно-этическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству, цивилизованному развитию.

П. Г. Чесноков пишет: «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении»

Б. М. Целковников определил следующие принципы вокально-хорового исполнительства как деятельности:

− духовность, которая рассматривается как необходимое основание в поиске личности найти высший смысл своей деятельности;

− соборность, указывающая путь духовно-нравственного развития;

− толерантность как необходимое условие установления взаимопонимания. Хоровой коллектив создает условия для проявления особых психологических процессов и качеств личности (эмпатия, сопереживание, эмоциональная идентификация, творческое воображение, логическое образное мышление) и специальных способностей (слуховые представления, ритмическое и ладовое чувство, музыкальная память, ладовое чутье, гармонический слух и т. д.), все те высокоразвитые рецептивные компоненты, без которых успешные занятия музыкальной деятельностью в любых ее видах невозможны Итак, хоровой коллектив – это исполнительский коллектив, с определенной воспитательной направленностью, основа которой проявляется в психологическом комфорте участников, взаимодополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских способностей каждого и коллектива в целом. Следовательно, посредством вокально-хоровой деятельности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психологическая устойчивость, эмоциональная выносливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.

Исследуя проблему духовно-нравственного и творческого развития учащихся средствами хорового искусства, всякий раз убеждаемся в том, что музыка, воздействуя на эмоциональную, духовную  сферу личности, делает ее способной тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Сила воздействия этого искусства, профессиональное мастерство педагога-музыканта могут и должны оказать влияние на формирование общечеловеческих ценностей, художественной культуры, нравственной позиции творческой личности.

Анализируя опыт работы с хоровым коллективом, можно сделать вывод о необходимости создания психолого-педагогических и организационных условий для духовно-нравственного и творческого развития учащихся средствами хорового искусства.

С этой целью надо повышать уровень исполнительского мастерства хорового коллектива в целом и каждого хориста в отдельности, раскрыть творческий потенциал учащихся , формировать духовно-нравственную и гражданскую позиции.

Духовно-нравственное и творческое развитие будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • подбор высокохудожественного и педагогически целесообразного репертуара;

  • создание доброжелательной творческой атмосферы;

  • формирование коллектива на основе творческого сотрудничества;

  • участие хора(ансамбля) в концертной и музыкально-просветительской деятельности.



Таким образом, духовно-нравственное и творческое развитие учащихся – одна из актуальных и сложных проблем педагогики. Причины скрыты как в общем состоянии духовной жизни нашего общества в целом, так и в самой образовательной системе в частности. Выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих перестройку системы духовных ценностей, – это сложная, но одновременно важная задача. Сложившаяся ситуация диктует необходимость придать особое внимание духовно-нравственным аспектам образования и воспитания, наполняя педагогический процесс ценностным содержанием, обращаясь к духовному миру человека, влияя на нравственную сферу его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М., 2006 с.1.



2.Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

  1. Игумен Георгий (Е. В. Шестунов). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции Журнал «Педагогика», № 4,2006

  2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] Д.Б. Кабалевский. – М.: Советский композитор, 1981

  3. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. М., 1969.5.

  4. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива – М.: Просвещение, 1978

  5. Пигров К. К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964

  6. Попов В. О некоторых вопросах подготовки детских хоровых коллективов к исполнению современной музыки – М.: Музыка, 1970

  7. Соколов В. Г. Работа с хором. М., 1983

  8. Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] Г. Струве. – М.: Просвещение, 1981

  9. Стулова Г. Хоровой класс [Текст] Г. Стулова – М.: Просвещение, 1988.

  10. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] Б.М. Теплов. – М.: Известия АПН РСФСР, 1961

  11. Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1961

  12. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки [Текст] Г.М. Цыпин. – М.: Просвещение, 1977

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 








Вверх


Моб



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!