Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детская школа искусств №8
«Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного
воспитания личности в детском хоровом коллективе»
Преподаватель высшей квалификационной категории
АРХАНГЕЛЬСКАЯ И.К.
г.Ульяновск,2022
Хоровое пение является наиболее общедоступной формой музицирования, и поэтому может успешно решать как задачи общемузыкального развития, так и задачи воспитания.
Полагаем,что духовно-нравственное и творческое развитие детей будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
-профессионализм руководителя детского коллектива;
-подбор высокохудожественного и педагогически целесообразного репертуара
-создание доброжелательной творческой атмосферы
-формирование коллектива на основе творческого сотрудничества;
-участие хора(ансамбля) в концертной и музыкально-просветительской деятельности.
Хоровое пение - одно из древнейших проявлений музыкального творчества. Характерно для музыки устной и письменной традиций, религиозной и светской. Существует как самостоятельный жанр (хор а капелла), так и в составе синтезированных жанров (вокально-симфонических, музыкально-театральных).
Хоровое пение имеет свою специфику:
оно направлено на духовное единение поющих (их согласие и созвучие чувств),
приобщение к миру духовного,
на образование и воспитание личности через приобщение к высокому искусству.
Хоровое пение явилось одной из основ музыкального воспитания. Пространство хора может рассматриваться как воспитательная среда.
Начиная с 20-х гг. прошлого столетия, выдающиеся музыканты-педагоги (Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова, В. Г. Коротыгин, Н. Н. Ковин, А. А. Шеншин и позднее – В. Н. Шацкая, О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно-нравственному воспитанию средствами музыки. Многие деятели (Н. А. Римский-Корсаков, Э. Б. Абдуллин и др.) говорили о воспитании в хоровой деятельности, как системе, которая через восприятие, запоминание, осознание, понимание музыки и текста пробуждает переживания, желание приобщиться к красоте воспроизведения смысла через пение.
Хоровой коллектив – это пространство, где созданы благоприятные условия для творческого роста как в области вокально-хоровой деятельности, духовно-нравственного развития, так и в сфере культуры общения, взаимодополняемости поющих.
Целью вокально-хоровой деятельности является не только правильное и гармоничное развитие индивидуальности учащихся, их музыкальных, слуховых, интонационных, ритмических способностей, но и воспитание личности духовным, нравственным и эстетическим содержанием самого процесса пения, направленного на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.
Кроме того, важно воспитать толерантное отношение к другим в процессе деятельности, развить культуру самоуправления в хоровом коллективе, укрепить морально-волевые качества исполнителей. вокально-хоровая деятельность − это деятельность людей, где переживания и чувства одного сочетаются с переживаниями и чувствами всего коллектива, объединяются одним художественно-этическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству, цивилизованному развитию.
П. Г. Чесноков пишет: «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении»
Б. М. Целковников определил следующие принципы вокально-хорового исполнительства как деятельности:
− духовность, которая рассматривается как необходимое основание в поиске личности найти высший смысл своей деятельности;
− соборность, указывающая путь духовно-нравственного развития;
− толерантность как необходимое условие установления взаимопонимания. Хоровой коллектив создает условия для проявления особых психологических процессов и качеств личности (эмпатия, сопереживание, эмоциональная идентификация, творческое воображение, логическое образное мышление) и специальных способностей (слуховые представления, ритмическое и ладовое чувство, музыкальная память, ладовое чутье, гармонический слух и т. д.), все те высокоразвитые рецептивные компоненты, без которых успешные занятия музыкальной деятельностью в любых ее видах невозможны Итак, хоровой коллектив – это исполнительский коллектив, с определенной воспитательной направленностью, основа которой проявляется в психологическом комфорте участников, взаимодополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских способностей каждого и коллектива в целом. Следовательно, посредством вокально-хоровой деятельности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психологическая устойчивость, эмоциональная выносливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.
Исследуя проблему духовно-нравственного и творческого развития учащихся средствами хорового искусства, всякий раз убеждаемся в том, что музыка, воздействуя на эмоциональную, духовную сферу личности, делает ее способной тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Сила воздействия этого искусства, профессиональное мастерство педагога-музыканта могут и должны оказать влияние на формирование общечеловеческих ценностей, художественной культуры, нравственной позиции творческой личности.
Анализируя опыт работы с хоровым коллективом, можно сделать вывод о необходимости создания психолого-педагогических и организационных условий для духовно-нравственного и творческого развития учащихся средствами хорового искусства.
С этой целью надо повышать уровень исполнительского мастерства хорового коллектива в целом и каждого хориста в отдельности, раскрыть творческий потенциал учащихся , формировать духовно-нравственную и гражданскую позиции.
Духовно-нравственное и творческое развитие будет эффективным при соблюдении следующих условий:
подбор высокохудожественного и педагогически целесообразного репертуара;
создание доброжелательной творческой атмосферы;
формирование коллектива на основе творческого сотрудничества;
участие хора(ансамбля) в концертной и музыкально-просветительской деятельности.
Таким образом, духовно-нравственное и творческое развитие учащихся – одна из актуальных и сложных проблем педагогики. Причины скрыты как в общем состоянии духовной жизни нашего общества в целом, так и в самой образовательной системе в частности. Выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих перестройку системы духовных ценностей, – это сложная, но одновременно важная задача. Сложившаяся ситуация диктует необходимость придать особое внимание духовно-нравственным аспектам образования и воспитания, наполняя педагогический процесс ценностным содержанием, обращаясь к духовному миру человека, влияя на нравственную сферу его личности.
Список литературы
1. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М., 2006 с.1.
2.Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Игумен Георгий (Е. В. Шестунов). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции Журнал «Педагогика», № 4,2006
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] Д.Б. Кабалевский. – М.: Советский композитор, 1981
Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. М., 1969.5.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива – М.: Просвещение, 1978
Пигров К. К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964
Попов В. О некоторых вопросах подготовки детских хоровых коллективов к исполнению современной музыки – М.: Музыка, 1970
Соколов В. Г. Работа с хором. М., 1983
Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] Г. Струве. – М.: Просвещение, 1981
Стулова Г. Хоровой класс [Текст] Г. Стулова – М.: Просвещение, 1988.
Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] Б.М. Теплов. – М.: Известия АПН РСФСР, 1961
Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1961
Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки [Текст] Г.М. Цыпин. – М.: Просвещение, 1977
Вверх