СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Войны и церковь"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Войны и церковь"»

Прошло уже 79 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Все меньше остается ветеранов и участников военных событий. Поэтому важно сохранять память о тех , кто не по жалел своей жизни и сделал значимый вклад в одержании общей победы.


Русское воинство имеет богатую историю, древние корни. Ратные подвиги таких славных воинов, как Александр Невский, Дмитрий Донской, - это гордость и слава Земли Русской. И по сей день мы обращаемся к истории за нравственными уроками. Примеры из жизни святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского могут быть полезны и сейчас, потому что время не властно над их личностями. Их путь – пример того, когда человек во славу Божию и ради спасения своего народа может совершить, казалось бы, невозможное. Несколько веков отделяет солдат Великой Отечественной войны от времён, когда сражались Невский и Донской, но и тогда, на полях сражений, они продолжили славные традиции русского воинства, подали пример необыкновенного мужества, несгибаемой воли и веры в победу.

Ярким примером целителя души и тела можно назвать священника, бывшего в ссылке, В.Ф.Войно-Ясенецкого, хирурга Красноярского госпиталя № 1515. В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у него на груди. До болезни в 1942 году Святой Лука делал по 4-5 операций в день, работая по 8-9 часов, но после болезни он был вынужден сократить свой рабочий день. Синод назначил Святого Луку епископом Енисейским и Красноярским. В первый день принятия сана он отслужил молитву о даровании победы над немецко-фашистскими захватчиками, призвал прихожан к пожертвованиям на танковую колонну. В.Ф.Войно-Ясенецкий писал медицинские и философские работы, в 1946 г. был награждён сталинской премией первой степени за фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии». В.Ф.Войно-Ясенецкий делал патриотические воззвания, учил паству милосердию и соблюдению заповедей. Сейчас в Красноярске поставлен памятник Святому Луке, на здании школы № 10 установлена мемориальная доска.



Сегодня, когда проходит спецоперация России по освобождению исторической Юго-Западной Руси от украинского нацизма, весьма актуальным является вопрос об отношении Церкви к войне вообще.

Проблема эта обсуждалась и древними авторами, и современными богословами.  Необходимо подробно разъяснить эту позицию, опираясь и на Священное Писание, и на примеры из истории нашей Церкви и Отечества. Война в любом случае трагедия и в убийстве нет ничего хорошего. Причина войны, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством.

На всех направлениях специальной военной операции наряду с российскими военными работают священники Русской православной церкви. Они приезжают к бойцам на передовые позиции, исповедуют военных, проводят таинства причащения и крещения. Зачастую это по несколько сотен человек за день.


Священнослужители приезжают к бойцам не только во время церковных праздников. У них особая служба в зоне СВО. Молятся перед важными сражениями, благословляют ребят, исповедуют, крестят. И даже те, кто раньше не верил, признаются: там, на линии соприкосновения, все по-другому. Духовная помощь и поддержка крайне необходимы. 



Православие казаков

Для каждого человека важна «ВЕРА». Вера в себя, в близких, в Бога. Для казака же испокон веков особое место занимала вера ПРАВОСЛАВНАЯ. С самого рождения смыслом жизни для казака было служить Богу и Отечеству. Ценности и традиции Сибирского казачества всегда переплетались с Православием. Оно являлось основой и связующим звеном в истории культурных и духовных традиций казачьего мира. Православная вера являлась духовным стержнем для казака. Он считал своим долгом защищать идеалы и веру России.



     За всё время существования казачества Православие считалось фундаментом его жизни. Основой воспитания подрастающего поколения была триединая формула «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО».

Жизнь, полная опасностей, выработала мировоззрение казаков, которое опиралось в основном на православные каноны, благодаря которым всегда сохранялась вера в Бога, связанная невидимыми нитями. Любые дела у казаков начинались и заканчивались молитвами. Отношения в семье и обществе складывались на основе религии. Казачьи сообщества жили по принципам справедливости и благочестия, которые являлись нравственной основой православной веры. Исконным казачьим понятиям (свободолюбие, мужество, взаимовыручка, стремление к независимости) это не противоречило. Церковным обрядом отмечался каждый важный этап казачьей жизни (крещение, венчание). Надетые во время крещения нательные крестики носились всю жизнь. В избе у каждого казака имелся святой «красный угол», с почитаемыми иконами, украшенный вышитым полотенцем с кружевом – рушником. Молитвами и крестом сопровождалась вся казачья жизнь, а хозяйственный год – церковным календарем.

Православие для казаков – это, в первую очередь, их мировоззрение, т.е. представление о человеке, как личности и как части общества, о его предназначении на этой земле, о природе. Это нормы и образ жизни, казачьи заповеди, которым они следуют, и которые отражают поведение и поступки каждого казака. Казачья доблесть и сила духа берут свое начало именно в ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ.

Сегодня, спустя более семидесяти лет, нет сомнения в том, что выстоять в Великой Отечественной войне и победить коварного и сильного врага, кроме всех прочих условий, помогла и вера советских людей. Несмотря на то, что накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям и невзирая на нанесенные обиды, Русская Православная Церковь в тяжелую годину для страны и народа без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!