Совесть русской литературы.
«Толстой – это целый мир.
Не зная Толстого, нельзя
считать себя культурным
человеком.»
М.Горький
«Это для нас, молодых,
откровение, целый новый мир.»
Ги де Мопассан
1828 – 1910 г.г .
Если бы понадобилось назвать
роман, соответствующий
определению, столь дорогому
сердцу составителей
литературных анкет:
«величайший роман в мире»,-
я выбрал бы «Войну и мир».
Джон Голсуорси
Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею, хотел добраться
до самой сути. Для Толстого-писателя всегда было характерно
двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь даётся
в единстве, объединяющем интерес писателя и к
«истории души человека», и к «истории целого народа».
«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе
с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и
нашего срама»
Л.Н.Толстой
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины.
Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Проблемы начала века:
- «Более всего в романе я любил мысль народную».
- Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества.
3. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние
на жизнь общества и страны.
4. Истинный и ложный патриотизм.
5. Назначение женщины – сохранение семейного очага.
Проблемы середины века:
- Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права –
реформы 60-х годов.
2. Постепенный уход дворянства с «арены» борьбы,
несостоятельность дворянства, начало разночинского
движения.
3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в
Крымской войне.
4. Вопрос об освобождении женщины, о её женской эмансипации .
В романе IV тома и эпилог:
I том – 1805 год.
II том – 1806- 1811 годы.
III том – 1812 год.
IV том – 1812- 1813 годы.
Эпилог – 1820 год.
Специфика жанра роман-эпопея:
1. Что такое роман-эпопея?
Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная форма
эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то,
что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс.
Для эпопеи характерна широкая, многогранная, всесторонняя картина
мира, включающая и исторические события, и облик повседневности,
и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами
мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа,
чаще несколько томов.
(«Словарь литературоведческих терминов» по ред. Л.И.Тимофеева)
2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».
- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы,
Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).
- События общественной и политической жизни (масонство,
законодательная деятельность Сперанского, первые организации
декабристов ).
- Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея;
бунт богучаровских крестьян, возмущения московских ремесленников).
- Показ различных слоёв населения (поместное, московское,
Петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
- Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы,
великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.)
- Огромное количество человеческих характеров.
- Большая протяжённость во времени (15 лет).
- Широкий охват пространства (Петербурга, Москва, поместья Лысые
Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино ).
«Чтобы
жить
честно…»
«Чтобы жить честно,
надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать,
и опять начинать,
и опять бросать, и вечно бороться
и лишаться.
А спокойствие – душевная
подлость»
(из письма Л.Н.Толстого
от 18 октября 1857 года )
Жизненный путь Андрея Болконского
«Дорога чести»
Вечер в салоне А.П.Шерер.
Почему он здесь «чужой»?
«Гостиные, сплетни, балы,
тщеславие, ничтожество…
Эта жизнь,
которую я веду здесь,
эта жизнь – не по мне».
- Военная кампания 1805- 1807 гг. в судьбе князя Андрея.
Честолюбивые мечты Болконского. Отношение князя к Бонапарту.
Участие в Шенграбенском сражении .
Аустерлицкая битва. Бой
на Праценской высоте.
Вечное небо Аустерлица и
слова « Le petit caporal ».
«Вот прекрасная смерть!»
Катастрофа Аустерлица,
осознание Андреем
противоречия между
разумом и «откровениями»
сердца.
- Переоценка жизненных
ценностей и глубокий
душевный кризис.
Семейная драма князя Андрея.
- Реформаторская деятельность
в комиссии М.М.Сперанского.
хозяйственные заботы в
Богучарове. Закон о вольных
хлебопашцах. Мысли Андрея о
растлевающем влиянии крепостного
права на владельцев «крещеной
собственности».
- Душевное возрождение Андрея. Любовь к Наташе.
Причины разрыва с Наташей.
- Отечественная война 1812 года в судьбе князя.
Бородинское сражение
Смертельное ранение. Отрешение от собственной судьбы и опыт
страдания. Примирение со всеми, последняя встреча с Наташей.
« Что-то было в этой жизни,
что я не понимал и не понимаю».
Эпилог. Сын Андрея Болконского – Николенька.
Жизненный путь Пьера Безухова
«… видите, какой я добрый
и славный малый».
- «Якобинец», «невоспитанный бонапартист» в гостиной
А.П.Шерер
- Увлечение бретерством, внешним блеском и
развлечениями «золотой» столичной молодёжи.
- Дружба с Андреем Болконским. «Золотое сердце» Пьера.
- Иллюзорность семейного счастья. Женитьба на Элен. Нравственное
потрясение Пьера при столкновении с Долоховым.
Встреча с Долоховым. Дуэль.
- Масонство. Разочарование в «братстве вольных каменщиков»
«Для чего жить и что такое я, зачем я живу?»
- Хозяйственно-экономическая деятельность Пьера в киевских
имениях; освобождение крестьян от крепостной зависимости,
строительство школ и больниц. Непрактичность Пьера Безухова.
- Бородинское поле в судьбе Пьера. Отношение к Наполеону. Решение
остаться в Москве.
- Ожидание смерти.
Жизнь в плену, встреча с Платоном Каратаевым.
«Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого, меня? Меня?
Меня – мою бессмертную душу».
Обретение внутренней свободы.
- Душевное возрождение Пьера. Любовь к Наташе.
Программная речь Пьера, активное участие
в политической оппозиции.
Женские образы в романе «Война и мир».
… что есть красота,
и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде.
Н.Заболоцкий
«… блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла
Между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но
всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право любоваться
красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней
моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала…»
Элен Курагина .
«- Quelle belle personne! – говорил каждый, кто её видел.»
« что было в общей улыбке, украшавшей всегда её лицо…»
Лиза Болконская
« … la femme la seduisante de
Petersbourg , молодая, маленькая
княгиня Болконская…»
«… хорошенькая, румяная, …
маленькая княгиня Болконская…»
« Княжна Марья повернулась к брату и сквозь любовный,
теплый, кроткий взгляд её прекрасных в ту минуту,
больших лучистых глаз …»
« Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого
света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое
лицо и делали его прекрасным.»
Наташа Ростова – самый обаятельный девичий образ в мировой
художественной литературе. Она - сама естественность. Она
ласкова, чувствительна и отзывчива, по-детски наивна и
женственна, романтична, порывиста, нежна, своевольна, капризна
и полна неиссякаемого очарования.
- «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, …,
была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок
ещё не девушка…»
- «…смеясь глазами и краснея», «…расхохоталась так громко и звонко,
что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «… сквозь
слёзы смеха…»
« Где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которым
она дышала, - эта графинечка, воспитанная
эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она
эти приёмы Но дух и приёмы эти были те самые,
неизучаемые, русские…»
Наташа проходит сложный путь исканий: от радостного,
восторженного восприятия жизни,
… через кажущееся счастье от помолвки с князем Андреем…
, … через ошибки жизни – измену князю Андрею с Анатолем,
… через духовный кризис и разочарование в себе,
… через возрождение
под влиянием необходимости
помощи близким, через высокую
любовь к раненому князю Андрею …
- к постижению смысла жизни в роли жены и матери.