СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война и мир. роман-эпопея

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит основные теоретические данные для изучения романа и характеристику героев, их взаимосвязь

Просмотр содержимого документа
«Война и мир. роман-эпопея»

Совесть русской литературы. «Толстой – это целый мир. Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.»  М.Горький «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир.»  Ги де Мопассан 1828 – 1910 г.г .

Совесть русской литературы.

«Толстой – это целый мир.

Не зная Толстого, нельзя

считать себя культурным

человеком.»

М.Горький

«Это для нас, молодых,

откровение, целый новый мир.»

Ги де Мопассан

1828 – 1910 г.г .

Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».  Джон Голсуорси

Если бы понадобилось назвать

роман, соответствующий

определению, столь дорогому

сердцу составителей

литературных анкет:

«величайший роман в мире»,-

я выбрал бы «Войну и мир».

Джон Голсуорси

 Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею, хотел добраться до самой сути. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь даётся в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».  «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама»  Л.Н.Толстой  В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею, хотел добраться

до самой сути. Для Толстого-писателя всегда было характерно

двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь даётся

в единстве, объединяющем интерес писателя и к

«истории души человека», и к «истории целого народа».

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе

с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и

нашего срама»

Л.Н.Толстой

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины.

Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

Проблемы начала века: «Более всего в романе я любил мысль народную».  Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества. 3. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны. 4. Истинный и ложный патриотизм. 5. Назначение женщины – сохранение семейного очага.  Проблемы середины века: Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права – реформы 60-х годов. 2. Постепенный уход дворянства с «арены» борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения. 3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне. 4. Вопрос об освобождении женщины, о её женской эмансипации .

Проблемы начала века:

  • «Более всего в романе я любил мысль народную».
  • Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества.

3. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние

на жизнь общества и страны.

4. Истинный и ложный патриотизм.

5. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

Проблемы середины века:

  • Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права –

реформы 60-х годов.

2. Постепенный уход дворянства с «арены» борьбы,

несостоятельность дворянства, начало разночинского

движения.

3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в

Крымской войне.

4. Вопрос об освобождении женщины, о её женской эмансипации .

 В романе IV тома и эпилог: I том – 1805 год. II том – 1806- 1811 годы. III том – 1812 год. IV том – 1812- 1813 годы. Эпилог – 1820 год.

В романе IV тома и эпилог:

I том – 1805 год.

II том – 1806- 1811 годы.

III том – 1812 год.

IV том – 1812- 1813 годы.

Эпилог – 1820 год.

Специфика жанра роман-эпопея: 1. Что такое роман-эпопея?  Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов.  («Словарь литературоведческих терминов» по ред. Л.И.Тимофеева)

Специфика жанра роман-эпопея:

1. Что такое роман-эпопея?

Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная форма

эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то,

что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс.

Для эпопеи характерна широкая, многогранная, всесторонняя картина

мира, включающая и исторические события, и облик повседневности,

и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами

мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа,

чаще несколько томов.

(«Словарь литературоведческих терминов» по ред. Л.И.Тимофеева)

2. Черты эпопеи в романе «Война и мир». Картины русской истории  (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы,  Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение). События общественной и политической жизни  (масонство,  законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов ). Отношения помещиков и крестьян  (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущения московских ремесленников). Показ различных слоёв населения  (поместное, московское,  Петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни  (балы,  великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.) Огромное количество человеческих характеров. - Большая протяжённость во времени  (15 лет). Широкий охват пространства  (Петербурга, Москва, поместья Лысые  Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино ).

2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».

  • Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы,

Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).

  • События общественной и политической жизни (масонство,

законодательная деятельность Сперанского, первые организации

декабристов ).

  • Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея;

бунт богучаровских крестьян, возмущения московских ремесленников).

  • Показ различных слоёв населения (поместное, московское,

Петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

  • Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы,

великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.)

  • Огромное количество человеческих характеров.

- Большая протяжённость во времени (15 лет).

  • Широкий охват пространства (Петербурга, Москва, поместья Лысые

Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино ).

 «Чтобы  жить  честно…»

«Чтобы

жить

честно…»

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»  (из письма Л.Н.Толстого  от 18 октября 1857 года )

«Чтобы жить честно,

надо рваться, путаться, биться,

ошибаться, начинать и бросать,

и опять начинать,

и опять бросать, и вечно бороться

и лишаться.

А спокойствие – душевная

подлость»

(из письма Л.Н.Толстого

от 18 октября 1857 года )

 Жизненный путь Андрея Болконского    «Дорога чести»

Жизненный путь Андрея Болконского

«Дорога чести»

Вечер в салоне А.П.Шерер. Почему он здесь «чужой»? «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество… Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне».

Вечер в салоне А.П.Шерер.

Почему он здесь «чужой»?

«Гостиные, сплетни, балы,

тщеславие, ничтожество…

Эта жизнь,

которую я веду здесь,

эта жизнь – не по мне».

 Военная кампания 1805- 1807 гг. в судьбе князя Андрея. Честолюбивые мечты Болконского. Отношение князя к Бонапарту. Участие в Шенграбенском сражении .
  • Военная кампания 1805- 1807 гг. в судьбе князя Андрея.

Честолюбивые мечты Болконского. Отношение князя к Бонапарту.

Участие в Шенграбенском сражении .

Аустерлицкая битва. Бой на Праценской высоте. Вечное небо Аустерлица и слова « Le petit caporal ». «Вот прекрасная смерть!» Катастрофа Аустерлица, осознание Андреем противоречия между разумом и «откровениями» сердца.

Аустерлицкая битва. Бой

на Праценской высоте.

Вечное небо Аустерлица и

слова « Le petit caporal ».

«Вот прекрасная смерть!»

Катастрофа Аустерлица,

осознание Андреем

противоречия между

разумом и «откровениями»

сердца.

- Переоценка жизненных ценностей и глубокий душевный кризис. Семейная драма князя Андрея. Реформаторская деятельность в комиссии М.М.Сперанского. хозяйственные заботы в Богучарове. Закон о вольных хлебопашцах. Мысли Андрея о растлевающем влиянии крепостного права на владельцев «крещеной собственности».

- Переоценка жизненных

ценностей и глубокий

душевный кризис.

Семейная драма князя Андрея.

  • Реформаторская деятельность

в комиссии М.М.Сперанского.

хозяйственные заботы в

Богучарове. Закон о вольных

хлебопашцах. Мысли Андрея о

растлевающем влиянии крепостного

права на владельцев «крещеной

собственности».

- Душевное возрождение Андрея. Любовь к Наташе.

- Душевное возрождение Андрея. Любовь к Наташе.

Причины разрыва с Наташей.

Причины разрыва с Наташей.

Отечественная война 1812 года в судьбе князя.  Бородинское сражение
  • Отечественная война 1812 года в судьбе князя.

Бородинское сражение

Смертельное ранение. Отрешение от собственной судьбы и опыт страдания. Примирение со всеми, последняя встреча с Наташей. « Что-то было в этой жизни,  что я не понимал и не понимаю».

Смертельное ранение. Отрешение от собственной судьбы и опыт

страдания. Примирение со всеми, последняя встреча с Наташей.

« Что-то было в этой жизни,

что я не понимал и не понимаю».

Эпилог. Сын Андрея Болконского – Николенька.

Эпилог. Сын Андрея Болконского – Николенька.

Жизненный путь Пьера Безухова «… видите, какой я добрый  и славный малый».

Жизненный путь Пьера Безухова

«… видите, какой я добрый

и славный малый».

«Якобинец», «невоспитанный бонапартист» в гостиной А.П.Шерер Увлечение бретерством, внешним блеском и развлечениями «золотой» столичной молодёжи.
  • «Якобинец», «невоспитанный бонапартист» в гостиной

А.П.Шерер

  • Увлечение бретерством, внешним блеском и

развлечениями «золотой» столичной молодёжи.

- Дружба с Андреем Болконским. «Золотое сердце» Пьера.

- Дружба с Андреем Болконским. «Золотое сердце» Пьера.

Иллюзорность семейного счастья. Женитьба на Элен. Нравственное потрясение Пьера при столкновении с Долоховым.
  • Иллюзорность семейного счастья. Женитьба на Элен. Нравственное

потрясение Пьера при столкновении с Долоховым.

Встреча с Долоховым. Дуэль.

Встреча с Долоховым. Дуэль.

Масонство. Разочарование в «братстве вольных каменщиков» «Для чего жить и что такое я, зачем я живу?» Хозяйственно-экономическая деятельность Пьера в киевских имениях; освобождение крестьян от крепостной зависимости, строительство школ и больниц. Непрактичность Пьера Безухова.
  • Масонство. Разочарование в «братстве вольных каменщиков»

«Для чего жить и что такое я, зачем я живу?»

  • Хозяйственно-экономическая деятельность Пьера в киевских

имениях; освобождение крестьян от крепостной зависимости,

строительство школ и больниц. Непрактичность Пьера Безухова.

Бородинское поле в судьбе Пьера. Отношение к Наполеону. Решение остаться в Москве. - Ожидание смерти.
  • Бородинское поле в судьбе Пьера. Отношение к Наполеону. Решение

остаться в Москве.

- Ожидание смерти.

Жизнь в плену, встреча с Платоном Каратаевым. «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого, меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу».  Обретение внутренней свободы.

Жизнь в плену, встреча с Платоном Каратаевым.

«Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого, меня? Меня?

Меня – мою бессмертную душу».

Обретение внутренней свободы.

Душевное возрождение Пьера. Любовь к Наташе. Программная речь Пьера, активное участие в политической оппозиции.
  • Душевное возрождение Пьера. Любовь к Наташе.

Программная речь Пьера, активное участие

в политической оппозиции.

Женские образы в романе «Война и мир». … что есть красота, и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде.  Н.Заболоцкий

Женские образы в романе «Война и мир».

что есть красота,

и почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде.

Н.Заболоцкий

«… блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла Между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала…» Элен Курагина .

«… блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла

Между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но

всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право любоваться

красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней

моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала…»

Элен Курагина .

«- Quelle belle personne! – говорил каждый, кто её видел.» « что было в общей улыбке, украшавшей всегда её лицо…»

«- Quelle belle personne! – говорил каждый, кто её видел.»

« что было в общей улыбке, украшавшей всегда её лицо…»

Лиза Болконская « … la femme la seduisante de Petersbourg , молодая, маленькая княгиня Болконская…»  «… хорошенькая, румяная, … маленькая княгиня Болконская…»

Лиза Болконская

« … la femme la seduisante de

Petersbourg , молодая, маленькая

княгиня Болконская…»

«… хорошенькая, румяная, …

маленькая княгиня Болконская…»

« Княжна Марья повернулась к брату и сквозь любовный, теплый, кроткий взгляд её прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз …»

« Княжна Марья повернулась к брату и сквозь любовный,

теплый, кроткий взгляд её прекрасных в ту минуту,

больших лучистых глаз …»

« Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным.»

« Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого

света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое

лицо и делали его прекрасным.»

Наташа Ростова – самый обаятельный девичий образ в мировой художественной литературе. Она - сама естественность. Она ласкова, чувствительна и отзывчива, по-детски наивна и женственна, романтична, порывиста, нежна, своевольна, капризна и полна неиссякаемого очарования.

Наташа Ростова – самый обаятельный девичий образ в мировой

художественной литературе. Она - сама естественность. Она

ласкова, чувствительна и отзывчива, по-детски наивна и

женственна, романтична, порывиста, нежна, своевольна, капризна

и полна неиссякаемого очарования.

- «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, …, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка…» - «…смеясь глазами и краснея», «…расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «… сквозь слёзы смеха…»

- «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, …,

была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок

ещё не девушка…»

- «…смеясь глазами и краснея», «…расхохоталась так громко и звонко,

что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «… сквозь

слёзы смеха…»

« Где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы  Но дух и приёмы эти были те самые, неизучаемые, русские…»

« Где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которым

она дышала, - эта графинечка, воспитанная

эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она

эти приёмы Но дух и приёмы эти были те самые,

неизучаемые, русские…»

 Наташа проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни,

Наташа проходит сложный путь исканий: от радостного,

восторженного восприятия жизни,

… через кажущееся счастье от помолвки с князем Андреем…

… через кажущееся счастье от помолвки с князем Андреем…

, … через ошибки жизни – измену князю Андрею с Анатолем,

, … через ошибки жизни – измену князю Андрею с Анатолем,

… через духовный кризис и разочарование в себе,

… через духовный кризис и разочарование в себе,

… через возрождение под влиянием необходимости помощи близким, через высокую любовь к раненому князю Андрею …

… через возрождение

под влиянием необходимости

помощи близким, через высокую

любовь к раненому князю Андрею …

- к постижению смысла жизни в роли жены и матери.

- к постижению смысла жизни в роли жены и матери.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!