Методическая разработка
Урока истории в 6 классе
« Война Алой и Белой розы»
Учитель истории МОУ «Окунайская СОШ№1»
Хомушкина Людмила Петровна
-- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, ручка, карандаши, дневники и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит наличие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.
На предыдуших уроках мы рассматривали Столетнюю войну, между какими государствами. Франция Англия. Кто победил.
Через два года после Столетней войны в Англии началась междоусобная война, династии Плантагенётов — Ланкастеров или Йорков, боровшихся за престол.
Учитель: « Как вы думаете, (показывает розы) Что их связывает? Так как в гербе Ланкастеров была изображена алая роза, а в гербе Йорков — белая, войну назвали Войной Алой и Белой розы (1455—1485).
Высказывают свои предположения по рисункам.
что мы сегодня будем изучать?
Записывают название темы.
Давай составим план сегодняшнего урока
Используя метод понятийного колеса , с помощью учащихся определяет темы, цели урока.
Учитель: Давайте подумаем, что мы должны узнатьо на уроке (пишет в центре доски название темы, дает наводящие вопросы, чтобы учащиеся
смогли определить цели урока)
Составляют цели, высказывая варианты.
(правильный ответ: причины (выявить) , герои (установить личности), основные события (повторить), вывод (сделать))
ПРИЧИНЫ
Эта война начавшаяся в 1455 отличалась редкой жестокостью. Горючим элементом выступали многочисленные профессиональные солдаты, которые после поражения в войне с Францией оказались не у дел и, находясь в больших количествах в пределах Англии, представляли серьёзную опасность для королевской власти. Война была для этих людей привычным ремеслом, поэтому они охотно нанимались на службу к крупным английским баронам, значительно пополнившим за их счёт свои армии. Король Франции и помогали Йоркам и Ланкастерам в их борьбе против друг друга. Предоставляли им вооружённые силы и финансовую помощь. Зачем? Хотели предотвратить появление сильной и объединённой Англии, ставшей бы их противником. В результате войны почти вся английская родовитая аристократия была уничтожена. Используя метод погружения в историческую эпоху, показывает слайды.
Предлагаю погрузиться в историческую эпоху
Видео
Учитель: Династия Плантагенетов берет свое начало с правления короля Генриха II. После смерти его потомка Эдуарда III, Плантагенеты распались на 2 линии: младшая линия – Ланкастеры, и старшая линия – Йорки. Страна разделилась на 2 части: Север Англии поддерживала Дом Ланкастеров, а юг – Йорков. Соперничество этих династий вошло в историю, как Война Алой и Белой розы. Так как гербом Дома Ланкастеров была алая роза, а Йорков белая роза.
Используя метод погружения в историческую эпоху, объясняет работу в группе.
Делит класс на 2 группы. С помощью шляп
Работают в группе:
Ланкастеры (вручает розу) (Зеленые)
Йорки (вручает розу) (Алая)
Напоминает, что за каждую выполненную работу команда получает лепесток (Ланкастеры – красный лепесток, Йорки – белый лепесток).
Задание 1
Учитель: Вы должны выбрать правильные варианты причин этой войны на листочках
(после выполнения задания, учитель определяет верные ответы)
После выполнения задания выдает листочки роз.
Задание 2 Историческая путаница. С.179-180
Команды получают задание, в котором «историк» что-то напутал. Вам необходимо найти допущенные ошибки.
Борьба между Людовиком XI и Ричардом Йоркским (Карлом Смелым) продолжалась 20 (12) лет. В открытой войне король выйграл (потерпел) поражение и был вынужден заключить унизительный для себя мир. Тогда Людовик XI натравил на Карла Смелого недовольных им соседей. В войне с ними войско герцога Гильома Каля (Бургунского) было разгромлено, он сам убит. Затем король по одиночке расправился с остальными противниками
(Необходимо найти 4 ошибки).
Мы познакомились с историческими личностями, участниками войны
- В годы правления в Англии короля Людовика XI крупные феодалы объединились в тайный союз, душой которого был герцог Бургундии Карл Смелый.
- Сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе с этими двумя людьми. Я вам зачитаю небольшие характеристики, а вы должны будете заполнить такую табличку, куда вносите только черты их личности
« Ф. Де Коммин « Мемуары»
« Из всех тех, кого я знал когда-либо, всего лучше мог выпутаться из беды и напасти король Людовик XI, наш господин, смиреннейший в одежде и на словах. Он весьма старался подкупить всякого, кто мог ему послужить или повредить ему. Он нисколько не досадовал, если человек, которого он хотел расположить к себе, ему отказывал, но продолжал свои усилия, давая щедрые обещания и на самом деле жалуя ему деньги и такие отличия, какие, как он знал, тому любы. Те же, кого он во времена мира и благополучия изгонял и отвергал, он, если нужно, снова подкупал дорогою ценой, пользовался ими и не испытывал никакой вражды за прошлое. Совершенно естественно он был другом людей среднего класса и врагом всех «вельмож», которые могли обходиться без него. Никто никогда не выслушивал столько людей, не расспрашивал о стольких вещах, как он, никто не желал узнать стольких лиц, как он, досконально знал всех людей значительных и сильных в Англии, Испании, Португалии, Италии, а так же земель Бургундии и Бретани»
- Каким вы представили себе короля Людовика XI?
- Какими способами он добивался укрепления своей власти? ( подкуп, давал должности, интересовался сильными людьми)
- На какой класс опирался король? ( на средний)
- Почему ( богатые феодалы могли ему противостоять, а средний класс его поддерживал)
- О каких чертах личности можно узнать из этого отрывка? ( целеустремлённый, хитрый, практичный, терпеливый, расчетливый)
Людовик XI | Карл Смелый |
целеустремлённый, хитрый, лживый практичный, терпеливый, расчетливый скупой льстил людям, которых боялся или ненавидел натравливал своих врагов друг на друга. | |
- А сейчас прослушайте отрывок о Карле Смелом и заполните вторую часть таблицы.
Родился в Дижоне в семье бургундского герцога Филиппа Доброго и португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее образование, так что без труда читал латинских писателей. Уже 19-летним юношей в битве при Гаверене выказал ту упрямую, доходившую до безрассудства отвагу, которая на всю жизнь осталась основной чертой его характера. Жил просто, чуждаясь роскоши и волокитства, царивших при дворе его отца. Всю свою жизнь он пытался жить по законам рыцарской чести. Он презирал интриги, коварство, притворство, но при этом был храбр, высокомерен и упрям.
- О каких чертах личности Карла Смелого вы узнали ?
- Что означает выражение « законы рыцарской чести»?
- На какой класс опирался герцог Бургундский и почему? ( на знатных феодалов, которые могли противостоять королю)
( сл. 7)
Людовик XI | Карл Смелый |
целеустремлённый, хитрый, лживый практичный, терпеливый, расчетливый скупой льстил людям, которых боялся или ненавидел натравливал своих врагов друг на друга. | хорошо образованный упрямый отважный до безрассудства любил простоту жил по законам рыцарской чести презирал коварство, интриги, притворство Храбрый высокомерный честолюбивый |
ФИЗМИНУТКА
Война длилась 30 лет с до 1485 г.
Ситуацией воспользовался дальний родственник Ланкастеров, Генрих Тюдор. В битве под Босуортом он разгромил войска Ричарда Йорка и был коронован прямо на поле боя. Так в Англии возникла новая династия Тюдоров, правившая Англией до начала XVII века. Женившись на представительнице династии Йорков, Генрих VII отчасти примирился с их сторонниками и объединил в своём гербе обе розы – алую и белую.
Так закончилась 30-летняя война.
Победив в последнем сражении, Генрих женился на дочери короля из династии Йорков и соединил в своем гербе алую и белую розы. С него в Англии началось правление династии Тюдоров.
Генрих Тюдор провел ряд реформ с.183-184
5. Правление Генриха Тюдора.
1) запретил феодалам содержать вооружённые отряды
3) пополнял казну разными способами ( штраф со знатных феодалов, собирал налог с населения даже в мирное время)
4) парламент собирал только 2 раза
5) раздавал земли и титулы своим сторонникам
- Таким образов, в Англии установился абсолютизм.
- Запишем определение:
Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
- А сейчас мне хочется узнать, как вы внимательно работали на уроке и разобрались ли вы с новым материалом.
- Для закрепления изученного я предлагаю вам игру « Крестики-нолики». Если вы полностью согласны с тем, что я буду говорить – вы ставите «Х», если не согласны «О»
1. В годы правления Людовика XI был создан тайный совет, который возглавил Карл Смелый.
2. В борьбе между Людовиком XI и Карлом Смелый победу одержал герцог Бургундский Карл Смелый.
3. Самым последним герцогством, которое было присоединено к королевским владениям было Бретань.
4. К концу XV века во Франции было установлено централизованное государство.
5. К концу XV века объединение Франции завершилось.
6. Феодальная война Алой и Белой розы длилась 30 лет.
7. войну роз прекратил Генрих Тюдор, женившись на дочери короля т из династии Йорков.
8. При Генрихе прекратился собираться парламент.
9. При Генрихе VII в Англии происходит складывание абсолютизма.
- Если вы выполнили задание без ошибок, то у вас должна была получиться буква «М», означающая, что вы молодцы.
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Магнитами отметить