СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Военный компонент на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос о включении в уроки математики  компонента «Военная составляющая», предназначенного для формирования у кадетов представлений о роли предмета в военном деле и воспитания у обучающихся позиции гражданина и патриота своего корпуса, своей Родины.

Просмотр содержимого документа
«Военный компонент на уроках математики»

Военный компонент на уроках математики.



Н.О. Железная - преподаватель математики ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» Министерства обороны Российской Федерации.


Аннотация. Перед довузовскими образовательными учреждениями Министерства обороны России стоит задача по формированию у воспитанников военно-профессиональной направленности в выборе будущей профессии, а значит педагогические коллективы должны не только подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, навыков и качеств, но и сформировать у него желание получить дальнейшее профессиональное образование в высших военных учебных заведениях. В статье рассматривается вопрос о включении в уроки математики компонента «Военная составляющая», предназначенного для формирования у кадетов представлений о роли предмета в военном деле и воспитания у обучающихся позиции гражданина и патриота своего корпуса, своей Родины.

Ключевые слова: военная составляющая, урок математики.


Одной из основных задач, реализуемых в кадетском корпусе, является создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, получения знаний, формирования военной культуры воспитанников, необходимых для продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации [1]. Следовательно, образовательный процесс должен быть направлен на мотивацию обучающихся к самореализации в структуре Министерства обороны России. Для реализации этой задачи любая учебная дисциплина, преподаваемая в кадетском корпусе, должна изучаться в контексте будущей профессиональной деятельности и работать на главную цель кадетского военного корпуса – профессиональное самоопределение выпускников и их поступление в вузы военной направленности.

Отличительной чертой кадетских корпусов, нахимовских и суворовских училищ от остальных средних общеобразовательных учебных заведений является использование военного компонента в образовательном пространстве для повышения мотивации к военной службе. Военная составляющая пронизывает весь учебный и воспитательный процесс, а также организацию быта воспитанников. Уставной порядок кадетского корпуса, условия размещения ребят, распорядок дня, соблюдение правил ношения формы одежды, строевая подготовка, субординация – элементы военной составляющей. Вчерашний школьник, поступивший в Омский кадетский военный корпус, попадает в особые условия, основанные на достаточно строгой регламентации жизнедеятельности в соответствии с правилами поведения кадета, его правами и обязанностями, кадетскими заповедями и др. Все эти правила и нормы максимально приближены к требованиям, которые предъявляются к курсантам военных вузов. В урочной деятельности взаимодействие воспитанников с преподавателями также регламентировано нормами военной культуры: каждый урок сопровождается соблюдением воинских требований (рапорт заместителя командира взвода в начале урока, приветствие, ответы кадет, организованное завершение урока и другие проявления военной культуры).

Для кадетов младших возрастных курсов (6-7 классы) во главу угла ставится воспитание «культуры служебных отношений». Поэтому основная цель воинского воспитания на данном этапе – формирование знаний, умений и навыков взаимодействия на основе требований установленного в корпусе порядка, основанного на воинских нормах, правилах, традициях и ритуалах, а также формирование представлений о великих полководцах, героях России, о важнейших военных событиях истории России; привитие уважения к защитникам Родины. Разрабатывая урок, каждый преподаватель использует свою копилку методических приемов и способов, которые помогают не только достичь поставленной цели, но и сделать урок интересным и результативным, создав условия, обеспечивающие у кадет первого курса формирование чувства гордости, патриотизма и любви к своей роте, родному корпусу. Живой интерес у учащихся вызывают задания, связанные с Российской армией, её оснащением и военной техникой.

В среднем звене обучения (8-9 классы) идет актуализация вышеперечисленных задач, углубление и расширение знаний и навыков, приобретенных на первых курсах обучения. На уроках математики преподаватели рассказывают будущим защитникам Отечества о применении математики на военной службе, о том, что прочные знания точных наук необходимы для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии. Военная составляющая на занятиях математики реализуется на разных этапах урока: повторении изученного материала, актуализации знаний, изучении нового материала и первичном его закреплении.

Показать использование военной составляющей на уроках математики можно несколькими способами:

  • подбор, решение и составление задач с военным содержанием;

  • выход на военно-прикладные вопросы при решении расчетных, вычислительных задач;

  • военно-исторические справки в ходе уроков;

  • высказывания великих полководцев;

  • занятия проектно-исследовательской деятельностью (например, по темам «Парабола безопасности», «Вычисление комфортности учебных помещений ОКВК», «Геометрия для десантника» и т.д.).

Для старших курсов (10-11 классы) характерна конкретизация воинского воспитания на основании результатов профессиональной ориентации старшекурсников с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей каждого кадета. Применение профессионально значимого содержания, отражающего связь математики с военным делом, помогает решать проблему более глубокого и прочного усвоения программы, так как интерес к изучаемому материалу стимулирует познавательную и мыслительную деятельность кадетов, удерживает их внимание, то есть обеспечивает мотивацию к обучению, ориентированному на специально созданные условия контакта с военной профессией, на особенности военных специальностей ВДВ, особенности конкретных военных вузов страны и, прежде всего, РВВДКУ.

Работа с военным компонентом осуществляется как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, а также через участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Преподавателями отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ» в рамках предметной недели были разработаны и проведены внеклассные мероприятия «Математический биатлон», «Ключи к победе», игры «Морской бой», «Воздушный бой», игра-квест «Никто, кроме нас», патриотическая игра «Не даром помнит вся Россия».

Обучение математике с применением прикладных профессионально-ориентированных задач является средством повышения качества обучения математике и, как следствие, улучшения качества формирования профессиональных компетенций будущих военных.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Материалы VI заочных педагогических Маргеловских чтений. Формирование военной культуры в образовательной среде довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (г. Омск, 28-30 января 2020 г.) [Текст] /Омский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ. – Омск: Интеграл Трейдинг, 2020. 165 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!