СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода на Земле. 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вода - уникальное природное вещество, не имеющее  цвета, запаха и  вкуса, плюс хороший  растворитель. Более того, в результате температурных перепадов вода из одного  агрегатного состояния переходит в другое. 

Просмотр содержимого документа
«Вода на Земле. 6 класс»

География 6 класс

Конспект урока по теме «Вода на Земле»

Добрый день, ребята. Меня зовут Н. И.. Сегодня нам предстоит поближе познакомиться, не возражаете? Замечательно, тогда за дело!

Проверим рабочее место. На уроке понадобятся учебник, ручка, дневник, раздаточный материал и … хорошее настроение! Смысл всех непонятных слов, которые услышите, вы найдёте в толковом словаре урока (значение слов в печатном виде на доске: «аргумент», «эволюция», «актуально»…).

Надеюсь, тайну не открою, если скажу, что живём мы на уникальной планете, единственной, в своём роде, в Солнечной системе. Ну, во-первых, потому, что на Земле есть жизнь! А, во- вторых,… Ребята, кто мне поможет и приведёт аргументы - неоспоримые факты, доказывающие уникальность Земли.

На Земле в процессе эволюции сформировались и взаимодействуют между собой 4 оболочки. И я знаю, что одну из них вы уже изучили на уроках географии? Какую оболочку вы изучили, и какой состав она имеет?

Важную роль играет литосфера в жизни каждого из нас. Не каждая планета звёздной системы имеет твёрдую оболочку. Это та твердыня, которую мы чувствуем у себя под ногами. Это то, из чего сформировалась почва, дающая человеку 98% всех продуктов питания. Это все полезные ископаемые, без которых немыслима жизнь современного человека.

Сегодня мы познакомимся с ещё одной оболочкой, состоящей из очень важного компонента. Внимательно послушайте диалог наших героев и постарайтесь определить объект, о котором пойдёт речь (звучит шум прибоя)


*Выразительное ролевое чтение

Автор: Спросил на днях Малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

Малыш: Откуда ты?

Автор: Вода в ответ:

Струйка: Издалека, из Океана!

Автор: Потом малыш гулял в лесу

Росой искрилась вся поляна

Малыш: Откуда ты? – спросил росу

Роса: Поверь и я из Океана!

Автор: На поле лёг туман седой,

Малыш спросил и у тумана:

Малыш: Откуда ты, ты кто такой?

Туман: И я, дружок, из океана!

Малыш: Ты газировка, что шипишь?

Автор: И из бурлящего стакана

Донёсся шёпот:

Газировка: Знай, Малыш, и я пришла из Океана!

Автор: Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в дождинке,

И в росинке, и в снежинке-

Нам откликнется всегда

Все вместе: ОКЕАНСКАЯ ВОДА!


Итак, думаю, все догадались - объектом нашего урока будет? … - ВОДА!


Возьмите « ОК» и запишите тему урока: «Вода на Земле».


Подумайте, какие задачи мы можем поставить перед собой?

  1. Как называется водная оболочка,

  2. Из каких частей состоит?

  3. Какие процессы протекают в оболочке?

*Коль объектом нашего исследования является вода, предлагаю, для начала, внимательно посмотреть на воду и вспомнить её свойства. В этом нам поможет творческая лаборатория.

Перед нами природное, химическое вещество.

*Демонстрация воды в стакане. Переливание воды из одного стакана в другой. Растворение в воде перманганата калия (марганцовки).


Вывод: Итак, что мы имеем? Вода - уникальное природное вещество, не имеющее цвета, запаха и вкуса, плюс хороший растворитель. Более того, в результате температурных перепадов вода из одного агрегатного состояния переходит в другое. Эти природные явления часто встречаются в быту, приведите примеры… (кипение воды в чайнике, сушка белья и т.д.) При


*Какое значение вода имеет в природе, в жизни человека обладая всеми этими уникальными свойствами ? (дети отвечают).


-Вода – главный «строительный материал» живых организмов. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал. И сегодня перед человечеством стоит очень важный, актуальный вопрос, помогите определить его?


Не грозит ли человечеству водный голод?


Действительно, не грозит ли нам водный голод? Очень важно сможет ли планета обеспечить всех нуждающихся водой. Чтобы ответить вопрос предлагаю собрать все факты по порядку.



Посмотрите на карту, какую площадь занимает вода на планете?


*Диаграмма «Соотношение площади воды и суши на Земле».


Вывод: 71% всей поверхности Земли занимает вода.

-Воды на Земле боле, чем достаточно! «Земля - планета поразительной голубизны!» - восторженно докладывали космонавты. Справедливо было бы назвать Землю планета Океан!

Вес воды столь велик, что обычно его измеряют не в кг, или т, а в куб. км. На Земле содержится 1,5 млрд. куб. км. воды. На каждого человека приходится по 250 млн. т. Пей, не хочу! Причём вода находится всюду и образует оболочку.



*СМ. УЧЕБНИК (стр.68) Найдите, как называется эта оболочка?

*Запись в ОК: Гидросфера - водная оболочка Земли.

- Что получается - воды много и она повсюду. Возможно, наш вопрос не совсем актуальный, ваше мнение? (ответы могут быть неоднозначными).

-Не будем торопиться, и делать поспешные выводы, предлагаю вернуться к цепочке логических рассуждений и рассмотреть, из каких частей состоит гидросфера. Откройте 68 страницу в учебнике и заполните «ОК»




* Самостоятельная работа с учебником (СМ. СТР.68) .


«ЧАСТИ ГИДРОСФЕРЫ»

Воды Мирового океана -96%

Воды суши-4%

Вода в атмосфере






Реки, озёра-0,02%

Подземные воды-2%





Ледники-2%




*Ваши выводы? Соотношение и качество воды в гидросфере разное.


*Демонстрация качества воды. Перед вами вода. Визуально два образца ничем не отличаются, но в одной ёмкости вода грунтовая, а в другой - морская. Как определить, в какой ёмкости морская вода. (Пробуют на вкус ).



1.

2.

Скажите, можно использовать морскую воду в быту, почему?...

Но, большая часть воды гидросферы сосредоточена в МО, меньшая на суше.



*Демонстрация: представим, что весь водный запас планеты составил 1000 литров. Из этого количества 30 литров – пресная вода, из них 5 литров пригодны к употреблению, и лишь 0,03 литра, т. е. седьмая часть стакана (демонстрирую), доступны человеку. Много это, или мало? Сможет ли такой объём воды напоить человечество?
















Итак, воды, которую может потреблять человек и другие живые организмы, на планете не так уж много! Но почему же она не кончается?


*Запись в ОК: МИРОВОЙ КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ (стр.69)-непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан.


* Я предлагаю практикам воссоздать модель (схему) « МКВ» в природе. Все звенья этого процесса вы найдёте в конверте. Вам необходимо их разложить и приклеить в правильном порядке. А теоретикам составить описание «МКВ» заполнив пропуски в тексте, используя слова для справок. На работу даётся 2 мин.


*Работают с кейсами.


*Демонстрация работ.

*Итак, пришло время практикам продемонстрировать свою работу, а теоретикам объяснить процесс «МКВ» .


Практики показывают свои модели. Лучшие крепятся на доске.

Теоретики описывают по схеме « МКВ».


Растения впитывают воду из почвы. Затем они испаряют её обратно в атмосферу с поверхности своих листьев. Облака образуются при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами, когда он поднимается вверх. Дождевая вода просачивается в почву и горные породы. Затем она постепенно стекает по водоупорным пластам в озёра и реки. Реки несут воду обратно в Океан . Вода вновь испаряется из водоёмов. Так проходит круговорот воды в природе, главным источником которого является Солнце.




Учитель: Главным источником непрерывного движения воды является Солнце. В результате температурных перепадов вода из одного агрегатного состояния переходит в другое. При высокой температуре - превращается в пар, т.е. испаряется, при этом все соли остаются в Океане. При охлаждении пар переходит в жидкое состояние – конденсируется. Эти природные явления часто встречаются в быту, приведите примеры? (Кипение воды в чайнике сушка белья и т.д.). Замерзает пресная вода при переходе через 0* С и ниже.

-Ребята, в природе существует «малый» и «большой» круговорот воды. Малый состоит из трёх звеньев: «ОКЕАН-АТМОСФЕРА- ОКЕАН», а большой –из четырёх: «ОКЕАН-АТМОСФЕРА-СУША-ОКЕАН».

*МУЛЬТИМЕДИА

*Подведём итог, какое значение имеет «КВ» в природе? (Во-первых, объединяет все оболочки Земли, а во-вторых, бесперебойно обеспечивает планету пресной водой).


Действительно, запасы пресной воды на Земле не меняются на протяжении нескольких млрд. лет


Итак, мы собрали все звенья логической цепи, и пришло время сделать вывод: «Грозит ли человечеству водный голод?»

Вывод: При разумном потреблении вода на Земле не иссякнет.

Учитель: Различают два вида использования воды: водопользование - когда вода не изымается из водных объектов и водопотребление – когда вода изымается из водных объектов, и количество её в них уменьшается, а качество ухудшается. Сегодня, к сожалению, каждый второй житель планеты потребляет грязную воду, а это причина многих болезней и отдельная тема урока.

*Д/з П.23, вопросы, понятия.* Эссе: «Путешествие капли воды»


*Рефлексия «шляпы-мышления» (первая выбираю шляпку и показываю образец ответа)



*Закрепление Тестирование


Выберите правильный вариант ответа.

1.В одном литре океанской воды содержится до 35 граммов соли, которая делает её:

а) непригодной для питья;

б) непригодной для использования в промышленности и сельском хозяйстве.

2. Основными источниками питьевой воды являются:

а)реки; б)болота; в) озёра.

3. Что происходит с пресной водой при температуре 0 *С?

а) испаряется; б) замерзает.

4. Как называется процесс перехода воды из жидкого состояние в газообразное?

а) конденсация; Б) испарение.

5. Из каких звеньев состоит «малый круговорот воды» в природе?

а) «океан – атмосфера - океан»; б) «океан – атмосфера – суша -океан».


Ключ:

1-а

2-а,в

3-б

4-б

5-а Оценка: 5б-«5» 4б-«4» 3б-«3»
























Теоретики

Используя слова для справок, заполните пропуски в тексте


Растения……………………………………………..воду из почвы. Затем они………………………………её обратно в атмосферу с поверхности своих листьев.

Облака образуются при…………………………воздуха, насыщенного водяными парами, когда он поднимается вверх. Дождевая вода……………………………..в почву и горные породы. Затем она постепенно……………………………………………… по водоупорным пластам в озёра и реки. Реки несут воду обратно в ………………………………………………. Вода вновь ………………............... из водоёмов. Так проходит круговорот воды в природе, главным источником которого является ………………………………...



Слова для справок: испаряют, Океан, впитывают, Солнце,просачивается, испаряется, стекает, охлаждении.


…………………………………………………………………………………………………………………………..


Словарик к уроку:

ЭВОЛЮЦИЯ - РАЗВИТИЕ



АКТУАЛЬНЫЙ – СОВРЕМЕННЫЙ



АРГУМЕНТ - ДОВОД, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА




АГРЕГАТ - СОЕДИНЕНИЕ




КОНДЕНСАЦИЯ, ИСПАРЕНИЕ -ПРОЦЕССЫ, ПРИ КОТОРЫХ ВОДА ПЕРЕХОДИТ ИЗ ОДНОГО АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ В ДРУГОЕ


Проблемный вопрос: НЕ ГРОЗИТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВОДНЫЙ ГОЛОД?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!