СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутреннее Строение листа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Урок соответсвует требованиям ФГОС  ООО. Данный урок дает представление о внутреннем строении листа.

Просмотр содержимого документа
«Внутреннее Строение листа»

Тема: «Внутренне строение листа»

Цель: познакомить учащихся с внутренним строением листьев, научить различать ткани листа под микроскопом.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом.

  2. Продолжить формировать навыки работы с микроскопами, микропрепаратами, раздаточными материалами, гербариями; умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи; развивать внимание и память.

  3. Развивать познавательную деятельность через практическую работу с лабораторным оборудованием, работу с учебником, наглядным демонстрационным материалом;

  4. Формировать умения выделять главное, обобщать, развивать мышление, память, внимание. воспитывать с учетом принципов научной работы при проведении исследований.

5.Воспитывать интерес к предмету, жизни растений, культуру труда.



Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Внутреннее строение листьев” (Приложение 1), электронные микроскопы (по 1 на парту) микропрепараты: эпидермис листа герани и лист камелии, гербарии цветковых растений,

Оргмомент. Приветствие детей и гостей. Настрой на урок.

Здравствуйте! Садитесь! Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с листьями.

Проверка домашнего задания

1. Работа с интерактивной доской (1 ученик)

Определить простые и сложные листья

Вопросы:

  1. По какому признаку вы разделили листья на простые и сложные?

  2. Какие виды сложных листьев представлены на рисунках?

  3. Какого вида на рисунке нет?

2. Вашему вниманию представлены несколько видов растений. Определите к какому классу принадлежат эти растения: однодольные или двудольные? (2 ученик)

Вопросы:

  1. По какому признаку вы разделили растения к однодольным и двудольным?

  2. По каким признакам еще мы можем определить класс растений?

  3. Могут ли быть исключения? Приведите примеры.

3. На доске вашему вниманию представлены несколько листьев с определенной формой листовой пластинки и края листовой пластинки. С помощью карточек, определите, где какие листья. (3 ученик)

Вопросы:

  1. Все ли формы листовых пластинок представлены на плакате? Какие еще формы вам известны?

  2. Какие еще существуют классификации листьев?

  3. Все ли виды растений представлены на рисунке, отличающиеся по форме края листовой пластинки?

4. Фронтальная беседа (со всем классом, пока учащиеся работают у доски)

Для начала давайте вспомним, что такое побег? (Стебель, с расположенными на нем литьями и почками).

  • Что такое лист? (орган растения, боковая вегетативная часть побега, выполняющий функции)

  • Какие функции выполняет лист? (транспирации, фотосинтеза и газообмена)

  • Что такое транспирация? (испарение воды)

  • Что такое фотосинтез? (процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды под действием солнечного света)

Теперь ребята, работавшие у доски, готовы, давайте послушаем их. (В конце – обязательное оценивание ответов с выставлением отметок).

5. Составь фоторобот ( словесный портрет, описание) гербарного экземпляра. (весь класс)

? Где нам могут пригодиться знания о внешнем строении листа? (при определении вида растений). Вот мы и попробуем сейчас с вами определять растения.

1 вариант: определить лист растения, о котором идет речь в описании.

2 вариант: составить фоторобот листа по его изображению. План ответа прилагается. Вам необходимо подчеркнуть нужное.



1 вариант

  1. Лист сложный, тройчатый; форма листочков овальная; жилкование сетчатое; листовые пластинки цельные, края зубчатые; все листочки и черешок — мягковолосистые; растение относится к двудольным.(земляника)

  2. Лист простой, черешковый; форма пластинки яйцевидная, основание сердцевидное; верхушка заостренная, со скосом; жилкование сетчатое; листовая пластинка цельная, край цельный; сверху и снизу лист голый; относится к двудольным растениям.(сирень)

  3. Лист простой, бесчерешковые; форма пластинки линейная, верхушка заостренная; жилкование сетчатое; пластинка цельная, край пильчатый; сверху и снизу лист голый; относится к двудольным растениям. (одуванчик)

2 вариант

  1. Клен

  2. Береза

  3. Вишня

План:

1.Простой или сложный лист.

2.Черешковый или сидячий

3. Форма листовой пластинки.
А - округлая, Б - овальная, В - продолговатая, Г- линейная, Д - ланцетная, Е – яйцевидная,

4. Форма верхушки листа.
А – тупая, б – острая, в – заострённая,
5. Жилкование.
А - сетчатое, В — параллельное , Г – дуговое

6. . Форма края листовой пластинки.
А – цельнокрайний, б – зубчатый, в – пильчатый, г – городчатый, д – выемчатый,

7.. Двудольное или однодольное растение.

Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний

Из чего состоит лист?(из клеток)

  • Во что объединяются клетки, имеющие сходное строение и выполняющие сходные функции (в ткани)

- Какие виды растительных тканей вам известны? (покровные, механические, основные / фотосинтезирующие, запасающие/ ,проводящие )

- Какая ткань образует корневой чехлик? (покровная)

- Какую функцию выполняет покровная ткань? ( защищает корень от повреждений и высыхания)

-Какая ткань отвечает за продвижение по растению минеральных и органических веществ? (проводящая).

-А какие виды проводящей ткани вам известны? (Сосуды и ситовидные трубки).

-Как называется ткань, в которой протекает процесс запасания питательных веществ, фотосинтеза? (Основная).

-Эта ткань находится в зоне деления кончика корня. (Образовательная).

-Какая ткань придает прочность органам растений? (Механическая).


Итак, продолжим наш урок,
Все, что здесь услышите, окажется вам впрок.
Какую тайну лист скрывает?

Постановка проблемы:Попробуйте разгадать загадку

В зеленом тереме
Площади не меряны,
Комнаты не считаны,
Стены – как стекло,
Все насквозь видно!
А в стенах – окошки,
Сами открываются,
Сами закрываются!

Пока нам сложно понять, о чем именно идет речь. Мы попробуем разгадать эту загадку в конце урока.

Лист – это “волшебная фабрика”, где под действием света происходят чудеса, которым бы могли позавидовать средневековые алхимики. В листе на свету, из воды и углекислого газа образуются органические вещества. Это явление называется фотосинтезом (написать на доске). Лист имеет сложное строение. Мы с вами уже познакомились с внешним строением листьев.

Теперь внимательно посмотрите на оборудование на ваших столах и скажите, что же сегодня мы с вами будем изучать? (внутреннее строение листьев).

Молодцы! Теперь нам необходимо поставить перед собой те цели, которых мы должны добиться в ходе урока. Давайте попробуем их сформулировать (познакомиться с внутренним строением листьев, научиться различать ткани листа под микроскопом, определить их фунции).

  1. Строение кожицы листа.

Внутреннее строение листа включает 3 основных части: кожицу (эпидермис), мякоть и жилки. В ваших инструкционных картах есть таблица, которую вы должны будете заполнить. Внимательно посмотрите на нее.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент строения кожицы листа. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. К Какому типу ткани относится эпидермис? (Эпидермис — это покровная ткань

  2. Почему клетки эпидермиса плотно прилегают друг к другу?Защита листа от внешних воздействий

  3. Почему они прозрачные и бесцветные?Пропускание солнечного света к мякоти листа

  4. Зачем нужен устьичный аппарат? (Газообмен: поглощение или выделение кислорода и углекислого газа. Испарение воды)

Часто на поверхности кожицы образуются выросты – волоски (слайд 9). Они создают опушение на листьях и служат защитой от чрезмерного испарения влаги. Иногда на конце таких волосков находятся пузырьки с эфирными маслами (железистые волоски). Масла испаряются, мы можем чувствовать их запах, а растение опять получает защиту от излишнего испарения и отпугивает таким образом растительноядных насекомых. На поверхности кожицы находится также тонкий защитный слой химических веществ – кутикула, уменьшающая испарение влаги растением.

.Испарение воды и газообмен регулируется устьицами – они способны открываться и закрываться.

Состояние устьиц зависит от разных факторов. Свет, например, способствует размыканию устьиц, а темнота – замыканию В замыкающих клетках есть хлоропласты. Хлоропласты содержат крахмал, который может превращаться в сахар. Когда он превращается в сахар, сахар притягивает воду в замыкающие клетки, увеличивается напряжение и устьица открываются. И наоборот, когда сахар превращается в крахмал, замыкающие клетки теряют воду, напряжение падает и устьица закрываются.

Составление схемы на доске:


Крахмал ------ сахар + вода -------устьица открываются

Сахар--------крахмал – вода-------устьица закрываются.

Итак, какие функции выполняет кожица листа? (защитная, газообмен, транспирация)

3. Строение мякоти листа.

-Что находится под кожицей листа?Под кожицей листа находится мякоть листа.

Она образована клетками основной ткани.

Давайте посмотрим видеофрагмент и попробуем ответить на следующие вопросы:

  1. Почему мякоть листа зеленая? (фотосинтез)

  2. Какие виды тканей находятся в мякоти листа?(столбчатая и губчатая)

  3. Чем они отличаются? (столбчатая имеет клетки в виде столбиков, плотно расположенных рядом друг с другом, содержат много хлоропластов. Клетки губчатой ткани расположены рыхло и между ними находятся межклетники, хлороплатов в клетках меньше).

  4. Какую роль выполняют межклетники?(содержат воздух)

Итак, какие функции выполняет мякоть лита? (фотосинтез, газообмен, транспирация)

4. Строение жилок листа.

- Проведите пальцами по листьям комнатных растений.( на каждой парте по 1 комнатному растению)

  • Что еще есть в листе? (Это жилки.)

Давайте посмотрим видеофрагмент и ответим на следующие вопросы:

1. А к какому виду ткани относятся жилки? (проводящей)

2. Что проводят жилки? (воду и питательные вещества).

3. Из чего состоят жилки? (Жилки состоят из сосудов, ситовидных трубок и волокон).

Чтобы выяснить строение сосудов, ситовидных трубок и волокон вам поможет учебник (работа с учебником стр. 38-39 и рисунок 30)

  • Каково же строение сосудов? Какие вещества по ним передвигаются?

Сосуды образованы мертвыми клетками, пропитаны лигнином - это ксилема

По сосудам передвигается вода с растворенными минеральными веществами.

- Каково строение ситовидных трубок и какие вещества по ним передвигаются?

Ситовидные трубки называются флоэмой. По ним передвигаются питательные органические вещества. Клетки живые. Поперечные перегородки между ними пронизаны узкими каналами и выглядят как сита.

  • Каково строение волокон? Это сильно вытянутые клетки с толстыми стенками.

  • Зачем они нужны? Волокна придают прочность листу.

  • Каким видом тканей образованы волокна? Механическая.

Каковы же основные функции жилок листа? (проведение воды и питательных веществ и придание прочности листу).


Физкультминутка ( звучит спокойная мелодия)

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

Закрепление

Давайте сами посмотрим на строение кожицы листа под микроскопом. Выполним лабораторную работу. (приложение 1)

Лабораторная работа.

“Внутреннее строение листьев”.

Какова цель нашей работы?

Цель: познакомиться с внутренним строением листьев.

Оборудование: электронный микроскоп, микропрепараты внутреннего строения листьев, рисунок 30 учебника.

I. Кожица листа герани.

Рассмотрите микропрепарат кожицы листа герани. На рисунке отметьте, какие части листа указаны цифрами 1-4

Теперь заполняем таблицу. (заполнение таблицы).

  1. Поперечный срез листа камелии.

Продолжим лабораторную работу и рассмотрим микропрепарат поперечного среза листа камелии. На рисунке укажите, что обозначено цифрами 5-10.

Таблицу вы заполните дома самостоятельно.

Ну, а теперь вернемся к нашей с вами загадке.

В зеленом тереме
Площади не меряны,
Комнаты не считаны,
Стены – как стекло,
Все насквозь видно!
А в стенах – окошки,
Сами открываются,
Сами закрываются!

Зеленый терем – это лист, комнаты – клетки. Прозрачные, как стекло, стены – это покровная ткань. А что за окошки имеют прозрачные стены, самооткрывающиеся и самозакрывающиеся – устьица.

- Все ли клетки листа одинаковы?

- От чего зависит разница в строении? ( от выполняемой функции)

- Зачем нужно мыть листья растений? ( пыль , вредные примеси)

- Нужно ли беречь растения в лесу, во дворе, на газонах, дома и в кабинетах, заботиться о них так как они заботятся о нас?

Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…



Домашнее задание.

Прочитать параграф 7, устно ответить на вопросы после параграфа. Заполнение таблицы.

Творческое задание: составить кроссворд на тему “Внутреннее строение листьев”.

Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы.

При подготовке презентации за основу взята презентация “Внутреннее строение листа” с сайта mirbiologii.ru. Микрофотографии слайдов 2, 4, 10, 11 использованы с сайта http://microskopia-uai.narod.ru/Leaves.html. Приложение 1.








(Приложение 1)

Ф.И. __________________________________

Лабораторная работа.

“Внутреннее строение листьев”.

Цель: познакомиться с внутренним строением листьев.

Оборудование: электронный микроскоп, микропрепараты внутреннего строения листьев, рисунок 29,30 учебника.

  1. Кожица листа герани.

Рассмотрите микропрепарат кожицы листа герани. На рисунке отметьте, какие части листа указаны цифрами 7-12

Теперь заполняем таблицу. (заполнение таблицы).



  1. Поперечный срез листа камелии.

Продолжим лабораторную работу и рассмотрим микропрепарат поперечного среза листа камелии. На рисунке укажите, что обозначено цифрами 1-6





























Клеточное строение листа

Часть листа

Тип ткани

Особенности строения клеток

Функции

Кожица (эпидермис)




Мякоть листа (мезофилл)




Жилки:


Сосуды






Ситовидные трубки





Волокна






Вывод:









Составить фоторобот листа по его изображению















План:

1.Простой или сложный лист.

2.Черешковый или сидячий

3. Форма листовой пластинки.
А - округлая, Б - овальная, В - продолговатая, Г- линейная, Д - ланцетная, Е – яйцевидная,

4. Форма верхушки листа.
А – тупая, б – острая, в – заострённая,
5. Жилкование.
А - сетчатое, В — параллельное , Г – дуговое

6. . Форма края листовой пластинки.
А – цельнокрайний, б – зубчатый, в – пильчатый, г – городчатый, д – выемчатый,

7. Двудольное или однодольное растение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!