Занятие –тренинг: «Внутренний мир подростка».
Аннотация: все чаще педагогам и психологам приходится слушать жалобы родителей о том, что их подростки ни чем не интересуются, а большую часть времени проводят за компьютером, играя в компьютерные игры. Дети пассивны, у них нет внутреннего стимула к дальнейшему росту, нет желания образовываться, развиваться. Они не проявляют интереса к учебе и труду, долго не могут включиться в работу, ждут подсказок, помощи, не пытаются искать решения какой-либо проблемы самостоятельно. Дети мыслят шаблонами, не проявляют творческую активность, не используют свой личностный потенциал, что приводит к опустошению души ребенка.
В рамках данного занятия-тренинга подростку представится возможность заглянуть в свой внутренний мир и мир другого человека, рефлексировать свои действия и поступки, активизировать свой потенциал к творческому мышлению.
Цель: предоставить возможность изучить и раскрыть свои внутренние ресурсы, осознать самого себя и окружающую действительность.
Задачи:
- погрузить подростка в атмосферу эмоционального комфорта;
- создать условия, в которых подросток будет заинтересован во всех позитивных изменениях в себе и в своей жизни;
- способствовать развитию творческого потенциала подростков.
Форма занятия: групповая,
группа численностью 8-10 человек. Возраст 13-14 лет.
2.Творческое включение в занятие: Песня из кинофильма «Приключение Электроника». (До чего. дошел прогресс! Труд физический исчез, да и умственный заменит механический прогресс! Позабыты хлопоты, остановлен бег. Вкалывают роботы, а не человек!).
Вступление.
Технический прогресс - дело хорошее! Но человек существо биологическое, живое, со своими чувствами, мыслями, желаниями. И мы не можем допустить, чтобы нашу Землю заполонили бездушные роботы. Мы должны научиться оставаться Людьми в любой ситуации.
Знакомство
Упражнение «Броуновское движение»
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы эмоционального комфорта.
Ведущий: передвигаясь по комнате в произвольном направлении, необходимо пообщаться как можно с большим количеством участников: пожелать доброго дня, сделать комплимент, спросить как дела(если группа не знакомых людей – познакомиться).
Упражнение «Я-образ»
Цель: развивать способность к самоанализу, раскрепощение участников группы.
Ведущий: представьте себя в виде предмета. Представьтесь от имени этого предмета.(н-р: я –пуговица, блестящая, красивая, что люблю…, что не люблю…)
Принятие правил
Ведущий: групповая работа требует определенных правил взаимодействия. Предлагаю разбиться на три группы, выбрав карточку: красную, зеленую, синюю. Каждой группе необходимо обдумать и предложить по пять правил групповой работы.
Далее проходит обсуждение и принятие правил работы тренинговой группы.
3. Содержательный блог.
Притча.
«Однажды, весной внук с дедом убирали в огороде сорняки. Вдруг ребенок спросил: «Дедушка, а почему сорняки, которые мы не сажали, так хорошо растут, а то, что мы сажали, нуждается в нашем внимание, заботе и труде? Вот внучек,- ответил дедушка,- благодаря своей наблюдательности, ты сделал важное для себя открытие: всё ценное и значимое для человека, требует от него немалых усилий, а вредное и ненужное произрастает само».
Ведущий: Как вы понимаете эту притчу? ( Все хорошее в себе надо развивать, учиться познавать себя и окружающий мир).
Упражнение: «Путешествие на планету Творчества».
Цель: активизация механизмов творческого воображения.
Ведущий: давайте организуем первое путешествие на планету Творчества. Каждый из вас нарисует по одному материку, даст ему название, нанесет контур ландшафта (горы, реки, долины, города, замки и т.п.) и придумает для всего название. Обязательно нужно проложить путь по материку, выделив начало и конец этой дороги. (Участникам дается лист А3, из которого они вырезают материк любой формы. В заключение все материки размещаются на нарисованной заготовке планеты и отвечают на вопросы: «На какой материк ты хотел бы попасть? Как вы думаете, где может находиться эта планета?»).
Шуточный тест « Китайская рулетка».
Цель: получение позитивной обратной связи, для укрепления самооценки.
Ведущий предлагает участникам закончить предложения:
- если бы я был деревом, то каким…
- если бы я был одеждой, то какой…
- если бы я был животным, то каким…
- если бы я был цветком, то каким…
- если бы я был автомобилем, то каким…
- если бы я был взрослым, то каким…
Ведущий: скажите, а что такое самовыражение? Для чего оно человеку? Что мешает развитию самовыражения человека? ( может быть: лень, зависть, злость).
Упражнение «Убить дракона».
Ведущий: все знают сказку, про смелого воина, убившего дракона или змея горыныча с тремя головами. У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький и безопасный дракоша, но если от него вовремя не избавиться, он может вырасти и стать опасным для самого человека. (далее участникам предлагается нарисовать своего «дракона» и назвать его в целом, и каждую голову в отдельности. Придумать историю, как можно победить его).
Рефлексия (обратная связь).
Ведущий: а теперь давайте каждый по кругу выскажется, как он себя чувствовал в этих упражнениях, что получилось, и были ли трудности? Какие открытия появились в ходе работы?»
Участники высказываются о своих впечатлениях успехах, трудностях и появившихся идеях.
Ведущий: как вы думаете, что такое могущество? Могущество от слова – могу. Чем больше человек умеет, что то делать: создавать, творить, тем он могущественнее. Могущественный человек рассчитывает на свои силы, не сдается, не опускает руки. Будьте же сильными, могущественными, учитесь создавать, творить и стремитесь довести каждое дело до конца.
Упражнение «Закончи предложение «Я могу…»»
Ведущий: напишите на звездах свои умения и прикрепите звезды на нашу планету Творчества.
Ведущий: послушайте притчу о путнике и проводнике.
….Один путник оказался в чужой стране у высокой горы. Ему надо было перейти через неё, но он знал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, сказал:
-Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении, я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт. Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору, я вижу впервые. Поэтому, не теряя бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу идти рядом с тобой, но ноги за тебя передвигать я не могу. Если ты не хочешь идти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор. В горах холодно, поэтому не будем затягивать наш путь. Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты можешь идти сам к цели, которую себе наметил. И последнее. Я ни кому не расскажу, что покорял с тобой эту гору. И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяния, и новые надежды. А незадолго до вершины, проводник покинул путника. И он дошел и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.
Ведущий: нарисуйте рисунок, изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения. Ответьте на вопрос: «Кто или что влияет на ваш выбор пути?»
Выбирайте себе достойных проводников, не сотворите себе кумиров, не попадайте в зависимость от обстоятельств, доверяйте больше себе.
4. Резюме(рефлексия).
Ведущий предлагает по кругу сказать, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось. Каждый может говорить минуту или просто сказать несколько слов. Каждый из участников имеет право высказать свое мнение о прошедшем занятии, поделиться своими открытиями и мыслями. Важно поощрять ребят в откровенном высказывании своих чувств и мнений относительно того, что они слышали и делали.
Ведущий: возьмитесь за руки и легким сжиманием руки товарища справа передайте тепло своих рук по кругу. И пусть тепло наших рук согревает наших близких и друзей.
Спасибо всем!
Список источников:
Кунигель Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка»// -Санкт-Петербург: издательство «Речь»,2006. – С. 5-25.
Ромек В, Ромек Е. Тренинг наслаждения//-Санкт-Петербург: издательство «Речь»,2003.-С.91-95.
Гремлинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом// Санкт-Петербург: издательство «Питер»,2002.-С.214230.