СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность Занимательная математика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа № 3

Утверждено:

Директор МБОУ

Курагинская СОШ №3

_________ И.А.Андрусов

Пр. № _____от «__»____2016г.

Согласовано;

Зам. директора по УВР

МБОУ Курагинская СОШ № 3

_________ В.А. Чурикова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Общеинтеллектуальное направление

4 класс

2016-2017 учебный год



Составитель:

Сарапульцева И.А.,

учитель начальных классов,

высшая категория



пгт Курагино

2016 г.



Пояснительная записка

Нормативно-правовая база.


Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

Назначение программы.


Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Актуальность и перспектива курса.

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.




Возраст детей. Объём часов.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения в объёме 270 часов и предназначена для учащихся начальной школы.

4 год обучения – 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Цели и задачи:

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.

Формы и методы.

Основные методы:

1.Словесный метод:

    • Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

    • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

    • Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

    • Тренировочные упражнения;

    • практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

    • Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

    • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.


Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.


Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.



















4 класс

Содержание программы

п/п

Разделы программы

Колич.

часов

Универсальные учебные действия

1.

«Математика – царица наук»

- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

- Анализировать правила игры.

- Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

2.

Числовой калейдоскоп

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с геометрическим материалом.

- Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. - Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


3.

Математические головоломки

11ч

- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

- Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Включаться в групповую работу.

- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


4.

Занимательные задачки

-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Включаться в групповую работу.

- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

5.

Конкурсы

- Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Включаться в групповую работу.

- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


6.

Математические развлечения

- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.



Итого:

34ч




















Календарно-тематическое планирование


Разделы

Темы занятий

Кол-во часов

Содержание

занятий

Дата

план

факт


«Математика – царица наук» (7 ч)

1.

Вводное занятие «Математика – царица наук»

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

3 уровень



2.

Как люди научились считать.


Числа от 1 до 1000000. Составление многозначных чисел.

3 уровень



3.

Интересные приемы устного счёта.


Устный счёт

3 уровень



4.

Решение занимательных задач в стихах.


Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

2 уровень



5.

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)


Работа с алгоритмами

3 уровень


Решение нестандартных задач.

2 уровень



6.

В царстве смекалки




7.

Учимся отгадывать ребусы


Составление математических ребусов

2 уровень



Числовой калейдоскоп (3ч)

8.

Числа-великаны. Коллективный счёт.


Решение теста -кроссворда

3 уровень


Решение теста -кроссворда

3 уровень



9.

Числа-великаны. Коллективный счёт.




10.

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)


Работа с алгоритмом

3 уровень



Математические головоломки (11ч)

11.

Решение ребусов и логических задач.


Самостоятельная работа

3 уровень



12.

Интеллектуальная разминка




13.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.


Составление задач, требующих математического решения

3 уровень



14.

Загадки- смекалки.


Составление загадок, требующих математического решения

3 уровень



15.

Секреты чисел


Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

3 уровень



16.

Математическая копилка


Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

3 уровень



17.

Игра «Знай свой разряд».


Работа с таблицей разрядов

3 уровень



18.

Обратные задачи.



Работа в группах «Найди пару»

3 уровень



19.

Числовые головоломки


Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

3 уровень



20.

Практикум «Подумай и реши».






Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

3 уровень



21.

Практикум «Подумай и реши».




Занимательные задачки (4ч)

22.

Мир занимательных задач


Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

2 уровень



23.

Задачи с изменением вопроса.


Инсценирования задач

3 уровень



24.

«Газета любознательных».


Проектная деятельность.

3 уровень



25.

«Газета любознательных».


Проектная деятельность

2 уровень



Конкурсы (5ч)

26.

Решение задач международной игры «Кенгуру»



Решение заданий повышенной трудности.

3 уровень



27.

Решение задач международной игры «Кенгуру»




28.

Школьная олимпиада


Решение заданий повышенной трудности

3 уровень



29.

Конкурс смекалки


Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

3 уровень



30.

Математический КВН


Работа в группах.

3 уровень



Математические развлечения (4ч)

31.

Математические фокусы


Алгоритм умножения (деления). Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

2 уровень



32.

Энциклопедия математических развлечений


Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

3 уровень



33.

Энциклопедия математических развлечений


Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

3 уровень



34.

Круглый стол «Подведем итоги»


Конкурс « Математика для всех».

3 уровень








Универсальные учебные действия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

    • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    • воспитание чувства справедливости, ответственности;

    • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).


Информационно-методическое обеспечение.


Дополнительная литература.


Графические диктанты: 4 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011

Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003

Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012.

Цифровые образовательные ресурсы

Программа «Кирилл и Мефодий» Уроки математики (4 классы)


Результативность курса.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

Три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.


В результате реализации данной программы предполагается, что ученики 4 класса выходят на 2 и 3 уровни результативности и должны:

- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

- решать логические упражнения;

-участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;

-Воспитанники должны уметь общаться с людьми;

- вести исследовательские записи,

-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.


Место реализации программы


Предполагается выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях).


  1. Коллективный выпуск математической газеты.

  2. Математический КВН.

  3. Олимпиада.

Все достижения каждого ученика фиксируется в портфель достижений школьника.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!