Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курагинская средняя общеобразовательная школа № 3
Утверждено: Директор МБОУ Курагинская СОШ №3 _________ И.А.Андрусов Пр. № _____от «__»____2016г. |
Согласовано; Зам. директора по УВР
МБОУ Курагинская СОШ № 3
_________ В.А. Чурикова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Общеинтеллектуальное направление
4 класс
2016-2017 учебный год
Составитель:
Сарапульцева И.А.,
учитель начальных классов,
высшая категория
пгт Курагино
2016 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Назначение программы.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Актуальность и перспектива курса.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Возраст детей. Объём часов.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения в объёме 270 часов и предназначена для учащихся начальной школы.
4 год обучения – 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цели и задачи:
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Формы и методы.
Основные методы:
1.Словесный метод:
Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
3.Практический метод:
4.Объяснительно-иллюстративный:
5.Частично-поисковый метод:
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
4 класс
Содержание программы
№ п/п | Разделы программы | Колич. часов | Универсальные учебные действия |
1. | «Математика – царица наук» | 7ч | - Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. - Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. - Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. - Анализировать правила игры. - Действовать в соответствии с заданными правилами. - Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. - Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. |
2. | Числовой калейдоскоп | 3ч | - Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. - Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с геометрическим материалом. - Действовать в соответствии с заданными правилами. - Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. - Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. - Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. - Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
3. | Математические головоломки | 11ч | - Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. - Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. - Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. - Действовать в соответствии с заданными правилами. - Включаться в групповую работу. - Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. - Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. - Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. - Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. - Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
4. | Занимательные задачки | 4ч | -Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. - Действовать в соответствии с заданными правилами. - Включаться в групповую работу. - Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. - Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. - Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. - Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. - Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
5. | Конкурсы | 5ч | - Действовать в соответствии с заданными правилами. - Включаться в групповую работу. - Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. - Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. - Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. - Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. - Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
6. | Математические развлечения | 4ч | - Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. - Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. - Действовать в соответствии с заданными правилами. - Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. - Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. - Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
| Итого: | 34ч | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы Темы занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата |
план | факт |
«Математика – царица наук» (7 ч) |
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1ч | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». 3 уровень | | |
2. | Как люди научились считать. | | Числа от 1 до 1000000. Составление многозначных чисел. 3 уровень | | |
3. | Интересные приемы устного счёта. | | Устный счёт 3 уровень | | |
4. | Решение занимательных задач в стихах. | | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач 2 уровень | | |
5. | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | | Работа с алгоритмами 3 уровень Решение нестандартных задач. 2 уровень | | |
6. | В царстве смекалки | | | |
7. | Учимся отгадывать ребусы | | Составление математических ребусов 2 уровень | | |
Числовой калейдоскоп (3ч) |
8. | Числа-великаны. Коллективный счёт. | | Решение теста -кроссворда 3 уровень Решение теста -кроссворда 3 уровень | | |
9. | Числа-великаны. Коллективный счёт. | | | |
10. | Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | | Работа с алгоритмом 3 уровень | | |
Математические головоломки (11ч) |
11. | Решение ребусов и логических задач. | | Самостоятельная работа 3 уровень | | |
12. | Интеллектуальная разминка | | | |
13. | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | | Составление задач, требующих математического решения 3 уровень | | |
14. | Загадки- смекалки. | | Составление загадок, требующих математического решения 3 уровень | | |
15. | Секреты чисел | | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. 3 уровень | | |
16. | Математическая копилка | | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. 3 уровень | | |
17. | Игра «Знай свой разряд». | | Работа с таблицей разрядов 3 уровень | | |
18. | Обратные задачи. | | Работа в группах «Найди пару» 3 уровень | | |
19. | Числовые головоломки | | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 3 уровень | | |
20. | Практикум «Подумай и реши». | |
Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами 3 уровень | | |
21. | Практикум «Подумай и реши». | | | |
Занимательные задачки (4ч) |
22. | Мир занимательных задач | | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: 2 уровень | | |
23. | Задачи с изменением вопроса. | | Инсценирования задач 3 уровень | | |
24. | «Газета любознательных». | | Проектная деятельность. 3 уровень | | |
25. | «Газета любознательных». | | Проектная деятельность 2 уровень | | |
Конкурсы (5ч) |
26. | Решение задач международной игры «Кенгуру» | | Решение заданий повышенной трудности. 3 уровень | | |
27. | Решение задач международной игры «Кенгуру» | | | |
28. | Школьная олимпиада | | Решение заданий повышенной трудности 3 уровень | | |
29. | Конкурс смекалки | | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. 3 уровень | | |
30. | Математический КВН | | Работа в группах. 3 уровень | | |
Математические развлечения (4ч) |
31. | Математические фокусы | | Алгоритм умножения (деления). Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. 2 уровень | | |
32. | Энциклопедия математических развлечений | | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). 3 уровень | | |
33. | Энциклопедия математических развлечений | | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». 3 уровень | | |
34. | Круглый стол «Подведем итоги» | | Конкурс « Математика для всех». 3 уровень | | |
Универсальные учебные действия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Информационно-методическое обеспечение.
Дополнительная литература.
Графические диктанты: 4 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы
Программа «Кирилл и Мефодий» Уроки математики (4 классы)
Результативность курса.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
Три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
В результате реализации данной программы предполагается, что ученики 4 класса выходят на 2 и 3 уровни результативности и должны:
- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
-участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
-Воспитанники должны уметь общаться с людьми;
- вести исследовательские записи,
-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
Место реализации программы
Предполагается выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях).
Коллективный выпуск математической газеты.
Математический КВН.
Олимпиада.
Все достижения каждого ученика фиксируется в портфель достижений школьника.