Пояснительная записка
Направленность программы
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» предусматривает ознакомление детей с таким распространенным материалом, как бумага, обладающая большими пластическими и изобразительными возможностями, изделиями, выполненными в той или иной технике. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы.
Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Работа с бумагой - это, пожалуй, самый интересный вид художественной деятельности. Сколько полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами. Бумагу можно мять, скручивать, получая разнообразные фигурки животных, птиц, домов, цветов и многое другое. Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Дети открывают для себя волшебный мир листа бумаги, превратив его в облака, снег, радугу и т. п., постигают свойства, структуру, наслаждаются палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.
Работа с бумагой не только пополняет знания и умения детей, но и формирует творческую личность. Занятия художественно- творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно- творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Как помочь детям открыть себя наиболее полно? Как создать условия для их творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях.
Именно эти вопросы поможет решить данная программа.
Цель программы: развитие интереса к бумагопластике; обучение навыкам и приемам работы с бумагой; развитие творческой личности; развитие эстетического вкуса, восприятия.
Основные задачи программы:
-воспитание у детей художественного вкуса, чувства меры, фантазии;
-формирование интереса к бумагопластике;
-развитие творческой активности воспитанников, создание условий для их самореализации.
Особенности программы:
Основной тенденцией современного художественного образования и воспитания является непрерывность этого процесса, т.е. включение в единую систему детей различного возраста. В связи с этим одну и ту же тему приходится варьировать в зависимости от возраста детей. На занятиях воспитанники знакомятся с разнообразием пластических возможностей бумаги, с различными техниками работы с бумагой: оригами, аппликацией, вырезанием, плетением, художественным конструированием; изделиями, выполненными в той или иной технике. Интерес к работе всегда поддерживают художественное слово, игровые приемы, мотивация деятельности.
Возраст детей: программа «Бумажная пластика» рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 7 до 10 лет, имеющих интерес к декоративно- прикладному искусству и проявляющих художественные задатки.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения - получение детьми первоначальных основ создания предметов, изделий, композиций из бумаги; знакомство с техниками работы с бумагой. Второй год обучения - это период дальнейшего развития декоративно- прикладных навыков детей, изготовления декоративных цветов из бумаги; создание творческих работ воспитанниками; участие в выставках.
Формы и режим занятий: групповые занятия с детьми (10- 12 человек), подгрупповые занятия (4-6 человек), индивидуальные занятия с одаренными детьми. Программа предполагает коллективные занятия по изготовлению работ, к примеру, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Общее кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов в год |
1 | 2 | 1 | 2 | 66 |
2 | 2 | 1 | 2 | 68 |
3 | 2 | | 2 | 68 |
4 | 2 | | 2 | 68 |
Структура занятия
Введение в художественно- творческое пространство.
Эмоциональное введение в художественно- изобразительную задачу и формирование темы.
Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости).
Обсуждение с детьми его работы в режиме диалога.
Обсуждение всех работ, выполненных на занятии, и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.
Примерные разделы программы:
Пластические свойства бумаги и основные способы ее формовки.
Обучение детей различным техникам изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности поделки: бумагопластика, оригами, аппликация, вырезание, плетение, художественное конструирование.
Изготовление игрушек в технике оригами.
Создание плоских, силуэтных, объемных аппликаций.
Плетение из бумаги.
Изготовление объемных поделок из бумаги: из объемной ложки, из цилиндров, конусов.
Изготовление сувениров, масок, игрушек.
Изготовление декоративных цветов из бумаги.
Создание различных композиций.
Коллаж.
Ведущие темы программы:
1. Виды техники работы с бумагой.
2. Декоративные цветы из бумаги.
Технология их изготовления.
Обработка листьев, лепестков горячими инструментами (булевка). Сборка бутоньерки.
Композиция. Составление панно, коллажей.
Построение композиции: форма, схема; главный элемент в композиции; значение композиции. Понятие о цвете, основные свойства цвета.
Предполагаемые результаты обучения.
Дети, освоившие программу «Бумажная пластика», умеют работать с бумагой, необходимыми инструментами, знают разные техники работы с бумагой; умеют принять цель, выбрать материал, организовать рабочее место; овладевают умениями и навыками в художественной деятельности. Имеют развитый художественный вкус, проявляют в процессе работы фантазию, творчество, самостоятельность в достижении результата.
В результате освоения программы дополнительного образования «Бумажная пластика» дети
- свойства бумаги, техники работы с бумагой;
- разновидности бумаги, особенности обработки;
- перечень инструментов, необходимых для работы;
- технику безопасности;
- владеть приемами вырезания, плетения, сгибания, наклеивания, буления;
- разработать несложные композиции для аппликации;
- выполнение объемных композиций из бумаги;
- изготовление панно, коллажей;
- оформить работу;
пользоваться инструментами.
Формы подведения итогов реализации программы.
Для оценки результативности учебных занятий применяется итоговый контроль знаний обучающихся. После первого года обучения он проводится в форме собеседования с воспитанниками, а также в форме выполнения воспитанниками специально подобранных педагогом изделий, поделок в различных в различных видах техники и выставки творческих работ.
Итоговый контроль в конце второго года обучения проводится в форме выставки творческих работ обучающихся: коллективных и индивидуальных. После первого года обучения выставка организуется на уровне учреждения. После второго года обучения воспитанники должны представить для выставки декоративно- прикладных работ учащихся «Ярмарка талантов «, проводимой в рамках районного фестиваля детского, творчества, не менее трех самостоятельных работ.
Содержание изучаемого курса
1 год обучения
1.Вводное занятие.
Ознакомление с программой. Инструменты и материалы, правила пользования ими. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
2.Пластические формы бумаги, основные способы ее формовки, ее разновидности.
Бумага, как художественный и конструктивный материал. Ее необычные пластические свойства, позволяющие создать объемные, рельефные формы, разнообразные декоративные композиции. Разновидности бумаги. Общие принципы формообразования, создание различных видов рельефных
Элементов из бумаги .Их художественная разработка.
3.Гофрировки и декоративные формы из них.
Использование пластики листа при создании гофрировок. Основные способы образования гофрированного рельефа. Изготовление из бумажной полосы простых гофрированных форм: гармошки, забора, солнца, цветка.
4. Виды техники работы с бумагой.
Знакомство с техниками работы с бумагой: бумагопластика или художественное конструирование, оригами, аппликация, вырезание, фигурное плетение.
5. Оригами.
Оригами- по-другому сложение бумаги. Квадрат, как основа в оригами. Операции в оригами. Изготовление из квадрата различных поделок.
6. Аппликация.
Виды аппликации: предметные, состоящие из отдельных предметов; сюжетные, изображающими какие- либо действия и события; декоративные. Представляющие собой узоры и служащие для украшения предметов. Аппликация плоская, объемная; аппликация из силуэтов.
7.Плетение.
Виды плетений. Фигурное плетение.
8. Художественное конструирование.
Объемные поделки. Их характерные особенности. Основные этапы и последовательность изготовления поделки, игрушки. Технология и пластические особенности в конструировании игрушек. Значение художественного конструирования для творческих навыков.
9. Подарки. Сувениры.
Создание объемных фигурок, поделок, цветов. Пластические приемы, придающие форме жесткость, упругость, мягкость и т. п.
10. Панно.
Краткие сведения по цветоведению. Цветовой круг. Краткие сведения о композиции. Основные законы композиции. Использование различных техник работы с бумагой. Декоративное изображение цветов, растений, деревьев, животных.
11. Коллаж.
Техника выполнения коллажа. Интеграция видов деятельности: рисование + Бумагопластика.
12. Итоговое занятие.
Контрольные занятия с целью закрепления умений и навыков, формирования художественного вкуса детей. Выставка лучших работ.
2 год обучения
1. Вводное занятие.
Ознакомление с особенностями программы 2 года обучения. Новые инструменты и материалы, правила пользования ими. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
2. Пластические свойства бумаги, способы ее формовки.
Пластические и конструктивные свойства бумаги. Отработка упражнений по формовке листа и полосы бумаги на сгиб, излом, скручивание. Создание простых пластических комбинаций из полученных форм.
3.Декоративные цветы из бумаги.
Технология изготовления цветов из бумаги. Изготовление выкроек. Нарезка, гофрировка. Сборка цветка в целом. Создание цветов из бумаги. Способы обработки листьев, лепестков горячими инструментами.
4. Сувениры.
Создание сувениров, подарков. Общее назначение этих композиций.
5.Панно.
Составление из бумажных цветов, листьев декоративных композиций. Работа над пропорциями и цветовым решением. Углубление знаний умений и навыков в составлении композиций в квадратном, круглом, овальном формате. Развитие навыков в работе с горячими инструментами.
6.Коллаж.
Техника выполнения коллажа. Обучение составлению оригинальных работ. Правильность оформления работ.
7. Итоговые занятия.
Выставка творческих работ учащихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для достижения поставленных в дополнительной образовательной программе «Бумажная пластика» цели и задачи предусматривается отбор основных форм совместной деятельности воспитанника и педагога с учетом ступенчатости обучения (от простого – к сложному ). В результате реализации программы используются следующие формы обучения:
Обычно занятия начинаются с теоретической части : работа с литературой, иллюстрациями, схемами поделок и будущих композиций, затем следует рассказ педагога. Вторая часть занятия – практическая: выполнение заданий необходимых по проходимой теме. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающихся педагог сочетает практическую работу с бумагой с устными комментариями основных приемов выполнения творческой композиции, увязывая изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом детей, используя различные аналогии. При проведении практических занятий педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приемы работы с различными видами бумаги, помогает разобраться в иллюстрациях, схемах.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ.
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса.
В работе над программой используются различные методы:
- обучения
репродуктивный,
исполнительский,
поисковый,
творческий.
-преподавания
-воспитания
метод упражнений,
метод личного примера.
Техническое оснащение занятий
1. Бумага разных видов: писчая, для рисования, для аппликации, оригами, гофрированная, ватман, картон.
2. Ножницы (большие и маникюрные
3. Карандаш.
4. Материал для основы: ткань, плотный картон, тонкий картон.
5. Водоэмульсионная краска.
6.Гуашь.
7.Клей ПВА.
8.Кисточки для клея.
9.Инструменты для буления.
10.Электроплитка.
11.Подушка, наполненная солью.
Формы подведения итогов
Для оценки результативности занятий применяется текущий, тематический и итоговый контроль. После каждого занятия педагог подводит итоги деятельности обучающихся. Отмечает активность отдельных детей, анализирует правильность исполнения заданных упражнений и обобщает проделанную работу. Особое внимание уделяя творческому полету детской фантазии. Тематический контроль может принимать различные формы: художественно оформленный дневник, выставка лучших поделок, композиций, оформление специально оборудованной витрины.
Итоговый контроль проводится в конце каждого года обучения. После первого года обучения он проводится в форме собеседования с воспитанниками, а также в форме выполнения воспитанниками специально подобранных педагогом композиций в различных видах техники. В конце второго года
обучения он проводится в форме выставки творческих работ обучающихся.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Оч. умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Литература
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
3. Малахова Е.Изготовление искусственных цветов. Ростов на Дону:»Феникс», 2000.
4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4
7. Чернова Н.Н. Волшебная бумага. М. : АСТ,2006