СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность обучающихся начального звена

Нажмите, чтобы узнать подробности

описание внеурочной разработки по бумагопластике

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность обучающихся начального звена»

Пояснительная записка

Направленность программы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» предусматривает ознакомление детей с таким распространенным материалом, как бумага, обладающая большими пластическими и изобразительными возможностями, изделиями, выполненными в той или иной технике. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы.

Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Работа с бумагой - это, пожалуй, самый интересный вид художественной деятельности. Сколько полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами. Бумагу можно мять, скручивать, получая разнообразные фигурки животных, птиц, домов, цветов и многое другое. Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Дети открывают для себя волшебный мир листа бумаги, превратив его в облака, снег, радугу и т. п., постигают свойства, структуру, наслаждаются палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.

Работа с бумагой не только пополняет знания и умения детей, но и формирует творческую личность. Занятия художественно- творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно- творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Как помочь детям открыть себя наиболее полно? Как создать условия для их творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях.

Именно эти вопросы поможет решить данная программа.


Цель программы: развитие интереса к бумагопластике; обучение навыкам и приемам работы с бумагой; развитие творческой личности; развитие эстетического вкуса, восприятия.

Основные задачи программы:

-воспитание у детей художественного вкуса, чувства меры, фантазии;

-формирование интереса к бумагопластике;

-развитие творческой активности воспитанников, создание условий для их самореализации.


Особенности программы:

Основной тенденцией современного художественного образования и воспитания является непрерывность этого процесса, т.е. включение в единую систему детей различного возраста. В связи с этим одну и ту же тему приходится варьировать в зависимости от возраста детей. На занятиях воспитанники знакомятся с разнообразием пластических возможностей бумаги, с различными техниками работы с бумагой: оригами, аппликацией, вырезанием, плетением, художественным конструированием; изделиями, выполненными в той или иной технике. Интерес к работе всегда поддерживают художественное слово, игровые приемы, мотивация деятельности.

Возраст детей: программа «Бумажная пластика» рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 7 до 10 лет, имеющих интерес к декоративно- прикладному искусству и проявляющих художественные задатки.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения - получение детьми первоначальных основ создания предметов, изделий, композиций из бумаги; знакомство с техниками работы с бумагой. Второй год обучения - это период дальнейшего развития декоративно- прикладных навыков детей, изготовления декоративных цветов из бумаги; создание творческих работ воспитанниками; участие в выставках.

Формы и режим занятий: групповые занятия с детьми (10- 12 человек), подгрупповые занятия (4-6 человек), индивидуальные занятия с одаренными детьми. Программа предполагает коллективные занятия по изготовлению работ, к примеру, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника.


Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность


Год обучения

Общее кол-во занятий в неделю

Продолжительность занятия, час

Общее кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов в год

1

2

1

2

66

2

2

1

2

68

3

2


2

68

4

2


2

68


Структура занятия

  • Введение в художественно- творческое пространство.

  • Эмоциональное введение в художественно- изобразительную задачу и формирование темы.

  • Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости).

  • Обсуждение с детьми его работы в режиме диалога.

  • Обсуждение всех работ, выполненных на занятии, и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.

Примерные разделы программы:

  • Пластические свойства бумаги и основные способы ее формовки.

  • Обучение детей различным техникам изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности поделки: бумагопластика, оригами, аппликация, вырезание, плетение, художественное конструирование.

  • Изготовление игрушек в технике оригами.

  • Создание плоских, силуэтных, объемных аппликаций.

  • Плетение из бумаги.

  • Изготовление объемных поделок из бумаги: из объемной ложки, из цилиндров, конусов.

  • Изготовление сувениров, масок, игрушек.

  • Изготовление декоративных цветов из бумаги.

  • Создание различных композиций.

  • Коллаж.


Ведущие темы программы:

1. Виды техники работы с бумагой.

  • Оригами.

  • Плоская аппликация.

  • Аппликация из силуэтов.

  • Объемная аппликация.

  • Фигурное плетение.

  • Бумагопластика.

  • Объемные поделки из бумаги.

  • Сувениры и игрушки.

  • Панно.

  • Коллаж.

2. Декоративные цветы из бумаги.

  • Технология их изготовления.

  • Обработка листьев, лепестков горячими инструментами (булевка). Сборка бутоньерки.

  • Композиция. Составление панно, коллажей.

  • Построение композиции: форма, схема; главный элемент в композиции; значение композиции. Понятие о цвете, основные свойства цвета.

Предполагаемые результаты обучения.

Дети, освоившие программу «Бумажная пластика», умеют работать с бумагой, необходимыми инструментами, знают разные техники работы с бумагой; умеют принять цель, выбрать материал, организовать рабочее место; овладевают умениями и навыками в художественной деятельности. Имеют развитый художественный вкус, проявляют в процессе работы фантазию, творчество, самостоятельность в достижении результата.

В результате освоения программы дополнительного образования «Бумажная пластика» дети

  • должны знать:

- свойства бумаги, техники работы с бумагой;

- разновидности бумаги, особенности обработки;

- перечень инструментов, необходимых для работы;

- технику безопасности;

  • должны уметь:

- владеть приемами вырезания, плетения, сгибания, наклеивания, буления;

- разработать несложные композиции для аппликации;

- выполнение объемных композиций из бумаги;

- изготовление панно, коллажей;

- оформить работу;

пользоваться инструментами.


Формы подведения итогов реализации программы.

Для оценки результативности учебных занятий применяется итоговый контроль знаний обучающихся. После первого года обучения он проводится в форме собеседования с воспитанниками, а также в форме выполнения воспитанниками специально подобранных педагогом изделий, поделок в различных в различных видах техники и выставки творческих работ.

Итоговый контроль в конце второго года обучения проводится в форме выставки творческих работ обучающихся: коллективных и индивидуальных. После первого года обучения выставка организуется на уровне учреждения. После второго года обучения воспитанники должны представить для выставки декоративно- прикладных работ учащихся «Ярмарка талантов «, проводимой в рамках районного фестиваля детского, творчества, не менее трех самостоятельных работ.

















Содержание изучаемого курса

1 год обучения

1.Вводное занятие.

Ознакомление с программой. Инструменты и материалы, правила пользования ими. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

2.Пластические формы бумаги, основные способы ее формовки, ее разновидности.

Бумага, как художественный и конструктивный материал. Ее необычные пластические свойства, позволяющие создать объемные, рельефные формы, разнообразные декоративные композиции. Разновидности бумаги. Общие принципы формообразования, создание различных видов рельефных

Элементов из бумаги .Их художественная разработка.

3.Гофрировки и декоративные формы из них.

Использование пластики листа при создании гофрировок. Основные способы образования гофрированного рельефа. Изготовление из бумажной полосы простых гофрированных форм: гармошки, забора, солнца, цветка.

4. Виды техники работы с бумагой.

Знакомство с техниками работы с бумагой: бумагопластика или художественное конструирование, оригами, аппликация, вырезание, фигурное плетение.

5. Оригами.

Оригами- по-другому сложение бумаги. Квадрат, как основа в оригами. Операции в оригами. Изготовление из квадрата различных поделок.

6. Аппликация.

Виды аппликации: предметные, состоящие из отдельных предметов; сюжетные, изображающими какие- либо действия и события; декоративные. Представляющие собой узоры и служащие для украшения предметов. Аппликация плоская, объемная; аппликация из силуэтов.

7.Плетение.

Виды плетений. Фигурное плетение.

8. Художественное конструирование.

Объемные поделки. Их характерные особенности. Основные этапы и последовательность изготовления поделки, игрушки. Технология и пластические особенности в конструировании игрушек. Значение художественного конструирования для творческих навыков.

9. Подарки. Сувениры.

Создание объемных фигурок, поделок, цветов. Пластические приемы, придающие форме жесткость, упругость, мягкость и т. п.

10. Панно.

Краткие сведения по цветоведению. Цветовой круг. Краткие сведения о композиции. Основные законы композиции. Использование различных техник работы с бумагой. Декоративное изображение цветов, растений, деревьев, животных.

11. Коллаж.

Техника выполнения коллажа. Интеграция видов деятельности: рисование + Бумагопластика.

12. Итоговое занятие.

Контрольные занятия с целью закрепления умений и навыков, формирования художественного вкуса детей. Выставка лучших работ.


2 год обучения

1. Вводное занятие.

Ознакомление с особенностями программы 2 года обучения. Новые инструменты и материалы, правила пользования ими. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

2. Пластические свойства бумаги, способы ее формовки.

Пластические и конструктивные свойства бумаги. Отработка упражнений по формовке листа и полосы бумаги на сгиб, излом, скручивание. Создание простых пластических комбинаций из полученных форм.

3.Декоративные цветы из бумаги.

Технология изготовления цветов из бумаги. Изготовление выкроек. Нарезка, гофрировка. Сборка цветка в целом. Создание цветов из бумаги. Способы обработки листьев, лепестков горячими инструментами.

4. Сувениры.

Создание сувениров, подарков. Общее назначение этих композиций.

5.Панно.

Составление из бумажных цветов, листьев декоративных композиций. Работа над пропорциями и цветовым решением. Углубление знаний умений и навыков в составлении композиций в квадратном, круглом, овальном формате. Развитие навыков в работе с горячими инструментами.

6.Коллаж.

Техника выполнения коллажа. Обучение составлению оригинальных работ. Правильность оформления работ.

7. Итоговые занятия.

Выставка творческих работ учащихся.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для достижения поставленных в дополнительной образовательной программе «Бумажная пластика» цели и задачи предусматривается отбор основных форм совместной деятельности воспитанника и педагога с учетом ступенчатости обучения (от простого – к сложному ). В результате реализации программы используются следующие формы обучения:

  • Беседы.

  • Экскурсии.

  • Дидактические игры.

  • Практические работы.

  • Творческие задания.

  • Выставки творческих работ.

Обычно занятия начинаются с теоретической части : работа с литературой, иллюстрациями, схемами поделок и будущих композиций, затем следует рассказ педагога. Вторая часть занятия – практическая: выполнение заданий необходимых по проходимой теме. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающихся педагог сочетает практическую работу с бумагой с устными комментариями основных приемов выполнения творческой композиции, увязывая изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом детей, используя различные аналогии. При проведении практических занятий педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приемы работы с различными видами бумаги, помогает разобраться в иллюстрациях, схемах.


ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ.

Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса.

В работе над программой используются различные методы:

- обучения

  • репродуктивный,

  • исполнительский,

  • поисковый,

  • творческий.

-преподавания

  • объяснительный,

  • информационно – обобщающий,

  • поисковый,

  • интегрированный.

-воспитания

  • метод упражнений,

  • метод личного примера.


Техническое оснащение занятий

1. Бумага разных видов: писчая, для рисования, для аппликации, оригами, гофрированная, ватман, картон.

2. Ножницы (большие и маникюрные

3. Карандаш.

4. Материал для основы: ткань, плотный картон, тонкий картон.

5. Водоэмульсионная краска.

6.Гуашь.

7.Клей ПВА.

8.Кисточки для клея.

9.Инструменты для буления.

10.Электроплитка.

11.Подушка, наполненная солью.


Формы подведения итогов

Для оценки результативности занятий применяется текущий, тематический и итоговый контроль. После каждого занятия педагог подводит итоги деятельности обучающихся. Отмечает активность отдельных детей, анализирует правильность исполнения заданных упражнений и обобщает проделанную работу. Особое внимание уделяя творческому полету детской фантазии. Тематический контроль может принимать различные формы: художественно оформленный дневник, выставка лучших поделок, композиций, оформление специально оборудованной витрины.

Итоговый контроль проводится в конце каждого года обучения. После первого года обучения он проводится в форме собеседования с воспитанниками, а также в форме выполнения воспитанниками специально подобранных педагогом композиций в различных видах техники. В конце второго года

обучения он проводится в форме выставки творческих работ обучающихся.


Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Оч. умелые ручки»


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.


















Литература


1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.

3. Малахова Е.Изготовление искусственных цветов. Ростов на Дону:»Феникс», 2000.

4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4
7. Чернова Н.Н. Волшебная бумага. М. : АСТ,2006







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!