СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему "Права человека. Виды юридической ответственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное мероприятие, тесно связанное с историей и литературой. Содержит несколько конкрсов, позволяющих оценить и обобщить знания студентов по заявленной теме.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему "Права человека. Виды юридической ответственности"»

Интегрированные предметы: история, литература.

Тема занятия: Права человека. Виды юридической ответственности.

Регламент занятия:

  1. Организационно-подготовительный этап осуществляется за 5-7 дней до проведения игры.

  2. Игровой этап.

    1. Формирование экспертной группы ~ 5 минут.

    2. Представление каждой группы ~ 3 минуты.

    3. Первый тур ~ 15 минут.

    4. Второй тур ~ 20 минут.

    5. Третий тур ~ 20 минут.

    6. Четвертый тур ~ 20 минут.

  3. Заключительный этап (подведение итогов) ~ 7 минут.

Итого: 90 минут.

Цели занятия:

- Создание условий для формирования у студентов целостной системы знаний о правах человека и гражданина.

- Способствовать воспитанию правовой культуры, чувства справедливости, создавать условия для понимания студентами своих прав и обязанностей.

- Углубить знания о сущности юридической ответственности в целом, её целях, принципах, видах; о юридической ответственности несовершеннолетних.

Задачи занятия:

- Обобщить  знания студентов о личных правах человека.

- Ознакомление студентов с содержанием Всеобщей декларацией прав человека, ее основными принципами и задачами.

- Подготовка студентов к восприятию основ прав человека.

- Совершенствовать умения студентов работать в группах, слушать других.

- Развивать умение анализировать и умение выделять главное, работать с документами.

- Формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям.

- Повышение уровня правовой культуры студентов.

- Способствовать воспитанию у студентов умения отстаивать свою точку зрения и  уважать мнение собеседника.


Оформление аудитории:

- Заголовок с названием аукциона.

- Табло с названием команд.

- Поле: по горизонтали от 1 до 5, по вертикали от А до Д (до начала игры поле закрыто).

- Столики для жюри и для участников аукциона.

Преподаватель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады пригласить всех, кто сегодня собрался в этом зале, помериться глубиной знаний в области дисциплины «Обществознание». В аукционе правовых знаний принимают участие… (Представление команд).

Мы начинаем аукцион, судить который предоставляется право компетентному жюри. (Представление жюри).

А сейчас послушайте правила проведения аукциона, который состоит из четырех туров. Первый тур «Накопительный». Командам необходимо набрать как можно большее количество баллов, отвечая на вопросы ведущего. Второй тур «Разорительный». Команды выбирают вопросы из предложенных на поле. Каждый вопрос имеет свою цену. В зависимости от того, правильно или нет команда отвечает на вопросы, ей будут начисляться баллы или она их потеряет. Кроме того, на поле есть вопросы – аукционы, где вы можете торговаться с ведущим о цене вопроса. Третий тур «Десять шагов к успеху». По десяти подсказкам, начиная с самой трудной, команда должна узнать известного русского писателя – классика. Четвертый тур «Кот в мешке». На табло вы увидите пять категорий вопросов, имеющих разную цену. Каждая из команд вправе выбрать любой вопрос по любой цене, ответив на который она получит шанс выиграть игру в целом. Если будет дан неправильный ответ, баллы у команд не будут вычитаться.

Итак, объявляется первый тур аукциона – «Накопительный»

В этом туре каждой команде будет предложено по 11 вопросов, каждый из которых имеет цену – 10 баллов. (преподаватель задает вопросы командам по очереди).

Вопросы первого тура:

1. Основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, организацию и основные принципы правосудия. (Конституция)

2. Страна, которая является родиной юридического образования. (Древний Рим)

3. Древнегреческая богиня правосудия. (Фемида)

4. Федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в нашей стране. (Правительство РФ)

5. Принцип, действующий в уголовном праве и определяющий, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина будет доказана в суде. (Презумпция невиновности)

6. Защитник в суде. (Адвокат)

7. Юридический документ, в котором систематизированы и объединены: нормы права, регулирующие определенную часть общественных отношений. (Кодекс)

8. Должностное лицо, осуществляющее удостоверение сделок, оформление наследственных прав и т.д. (Нотариус)

9. Денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении определенных правил. (Штраф)

10. Всенародное голосование по какому – либо государственному вопросу. (Референдум)

11. Незаконное изъятие государственного или общественного имущества в корыстных целях. (Хищение)

12. Незаконный захват и использование транспортного средства. (Угон)

13. Федеральный орган, осуществляющий законодательную власть в РФ. (Федеральное собрание РФ)

14. Лицо, обращающееся в суд с просьбой о защите нарушенных прав. (Истец)

15. Принудительное изъятие имущества, денег в собственность государства в соответствии с судебным решением или административным актом. (Конфискация)

16. Решение суда о виновности подсудимого. (Приговор)

17. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, и других следственных действий. (Понятой)

18. Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест)

19. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. (Налоги)

20. Лицо, избранное членом представительного органа власти. (Депутат)

21. Денежный сбор, взимаемый государственными органами при выполнении ими определенных функций. (Пошлина)

22. Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ. (Народ).

Преподаватель: Жюри подводит итоги первого тура. Слово предоставляется председателю жюри.

Начинаем следующий тур.

Второй тур аукциона – «Разорительный».

Преподаватель: Перед вами поле. По горизонтали его клетки пронумерованы от 1 до 5. По вертикали – от А до Д. Клетки закрыты квадратами. На каждом квадрате написано число – стоимость вопроса. Вопросы стоят от 10 до 30 баллов. Вы называете координату, выпадает вопрос на определенное количество баллов, если вы отвечаете правильно – получаете эти баллы, если нет – баллы вычитаются. Соперник не имеет права на ответ. Кроме того, на поле имеются вопросы – аукционы, где вы можете торговаться с ведущим аукциона о цене вопроса.

А -1 С какого возраста наступает уголовная ответственность? – 10 баллов. (С 16 лет, за особо тяжкие преступления с 14 лет)

А – 2 Вы покупаете газету, садитесь в автобус, заказываете костюм в ателье, дарите подарок другу. Какое законодательство регулирует эти отношения? – 10 баллов. (Гражданское право)

А - 3 Назовите предельную норму поднятия тяжестей для несовершеннолетних, занятых на производстве. Какой отраслью права это регламентируется? – 20 баллов. (10 кг. Трудовое право)

А – 4 Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? Обоснуйте ответ. – 10 баллов. (Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет).

А – 5 Имеет ли право паспортно – визовая служба оштрафовать гражданина на 300 рублей за утерю паспорта? – 10 баллов. (Да. Ст. 19 Кодекса об административных правонарушениях. Закон говорит о возможности вынесения предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 300 руб. ).

Б – 1 Что такое правосубъектность? Назовите ее составные элементы. – 30 баллов. (Определенный комплекс прав и обязанностей гражданина. Правоспособность и дееспособность).

Б – 2 Назовите нематериальные блага, которые согласно ст. 150 ГК РФ являются одним из объектов гражданского права. – 20 баллов. (Это жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна, право свободного передвижения и т. д.)

Б – 3 Какова продолжительность отпуска для несовершеннолетних? – 20 баллов. (31 календарный день)

Б – 4 Может ли применяться к 17 – летнему гражданину РФ административный арест за совершение административного правонарушения? – 10 баллов. (Нет. Административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях и не может применяться к лицам, не достигшим 18 лет).

Б – 5 Какова гражданская дееспособность несовершеннолетних? – 20 баллов. (С 14 до 18 лет несовершеннолетние частично дееспособны, они имеют право заключать мелкие сделки, а крупные договоры – с согласия родителей, или лиц, их заменяющих. До 14 лет дети обладают незначительной дееспособностью – могут совершать мелкие покупки, оплачивать проезд в городском транспорте и т. д.)

В – 1 16 – летний Сергей находился дома один. Раздался звонок и мальчик, ожидавший прихода своего друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина. Они попросили срочно позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню, где его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро сложили в сумки ценные вещи и бытовую технику и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке овчарку. Тот, увидев в руках незнакомцев вещи Сергея, заподозрил неладное и дал команду «фас». Собака схватила мужчину за руку, на шум отозвались соседи и правонарушители были задержаны. На суде обвиняемый подал встречный иск, в связи с причинением ему телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого? – 30 баллов. (Преступление против собственности: открытое хищение имущества; нанесение тяжелых телесных повреждений ребенку. Встречный иск удовлетворен не будет)

В – 2 Необходимо ли согласие 11 – летнего ребенка на усыновление, на изменение фамилии, имени, отчества? Нормами какой отрасли права это регулируется? – 20 баллов (Да. С 10 лет мнение ребенка должно быть учтено. Семейное право)

В – 3 Какой вид ответственности наступает за мелкое хулиганство? – 10 баллов. (Это административное правонарушение. Ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях гласит: «Мелкое хулиганство влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ или административный арест на срок до 15 суток)

В – 4 После развода с отцом мать запретила сыну видеться с бабушкой по отцовской линии. Имеет ли мать на это право? Кто может разрешить этот вопрос в случае продолжения прецедента? – 10 баллов. (Семейный кодекс закрепляет право ребенка на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой и другими родственниками. Это право заключается в том, что никто, в том числе и родители, не могут воспрепятствовать такому общению при обоюдном желании ребенка и его родственника. Разрешить этот вопрос могут органы опеки, суд)

В – 5 Должно ли российское правительство прекратить свои полномочия, если избран новый президент РФ? – 10 баллов. (Ст. 116 Конституции РФ содержит правило, согласно которому перед вновь избранным Президентом правительство должно сложить свои полномочия)

Г -1 С какого возраста подросток может заниматься предпринимательской деятельностью? – 30 баллов. (Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет. Несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью, если он вступил в брак или объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или по решению суда)

Г- 2 15 – летний подросток совершает разбойное нападение на магазин. Какой вид ответственности наступает за данное правонарушение? – 10 баллов (Разбой – это тяжкое преступление, уголовная ответственность за которое наступает с 14 лет.)

Г – 3 Назовите форму правления и тип государственного устройства нашей страны.- 10 баллов. (Республика, федерация)

Г – 4 17 – летний Юрий в апреле поступил работать на завод и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев того же года. Но в отделе кадров ему сказали, что право на отпуск в первый год работы наступает через 6 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. Правильно ли ответили молодому работнику? Сколько отпускных дней должен получить Юра? – 10 баллов (В отделе кадров ответили неправильно. По трудовому законодательству работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск по их просьбе предоставляется в любое удобное для них время. Продолжительность данного отпуска не менее 31 календарного дня.)

Г – 5 Государственное устройство характеризует структуру государства, его внутреннее деление на составные части. О какой форме государственного устройства идет речь: государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства. – 30 баллов (Это унитарное государство. Такое устройство имеют Франция, Италия).

Д – 1 В каких международных документах закреплены права ребенка? – 20 баллов. (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка)

Д – 2 Каков состав Федерального собрания РФ? – 10 баллов. (Совет Федерации и Государственная дума)

Д – 3 Что такое эмансипация по гражданскому праву? Какой юридический документ подтверждает эмансипацию несовершеннолетнего? – 20 баллов. (Эмансипация – это объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства и с согласия родителей, если он работает по трудовому договору, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, имеет постоянное место работы, систематический заработок. Выдается свидетельство об эмансипации, подписанное главой местного самоуправления)

Д – 4 Назовите основные отличия между предпринимательской деятельностью и наемным трудом. 30 баллов. (Предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск, наемный труд с ним не связан; ПД направлена на систематическое получение прибыли, наемный труд оплачивается в соответствии с осуществляемой трудовой функцией)

Д – 5 Кто может быть избран Президентом РФ? – 10 баллов. (Гражданин РФ не моложе 35 лет и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет).

Преподаватель: жюри подводит итоги второго тура, а мы переходим к следующему этапу аукциона.

3 тур аукциона – «10 шагов к успеху».

По 10 подсказкам, начиная с самой трудной, команда должна узнать известного русского писателя – классика. Чем раньше вы ответите, тем больше баллов получите.

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)

10 баллов – В мае 1790 года городская дума в связи с военной опасностью, угрожавшей Петербургу по случаю Русско – Шведской войны, организовала по инициативе этого писателя специальный добровольческий батальон из 200 человек для защиты города.

9 баллов – Он служил во главе Петербургской таможни.

8 баллов – Он занимал скромную должность протоколиста в высшем правительственном учреждении – Сенате.

7 баллов – Служба в Сенате не удовлетворяла писателя, он перешел на военную службу, а скоро вышел в отставку.

6 баллов – За создание широко известного произведения в 1790 году он был брошен в казематы Петропавловской крепости и в силу обстоятельств вынужден был отречься от него.

5 баллов – После дворцового переворота 1762 года, возведшего на престол Екатерину II, он был пожалован в пажи императрицы.

4 балла – Он был включен императрицей в число шести пажей, отправлявшихся в Лейпциг, для получения специального юридического образования.

3 балла – Грамоте был обучен «просвещенным» дядькой Петром Мамонтовым, по прозвищу Сума, чей облик он полушутя зарисовал в своей поздней поэме «Бова».

2 балла – Он родился, согласно одним источникам – в Москве, согласно другим – в селе Верхнее Аблязево в 1749 году.

1 балл – Императрица Екатерина II называла его «бунтовщиком хуже Пугачева».

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886)

10 баллов – Родился в Москве в семье чиновника в 1823 году.

9 баллов – Его отец занимался частной адвокатской практикой среди купечества.

8 баллов – Усердно учась в Первой московской губернской гимназии, в третий класс которой поступил в 13 лет, он окончил ее с отличием.

7 баллов – Подчиняясь настойчивому желанию отца, он поступил на юридический факультет Московского университета, но с четвертого семестра его покинул.

6 баллов – Служил в судейских учреждениях, наблюдения в которых послужили значительным материалом для его драматургической деятельности.

5 баллов – В 26 лет он лишился материальной поддержки отца, который был не доволен взглядами и литературными занятиями сына.

4 балла – Его брат был министром государственных имуществ.

3 балла – Не видя возможности обеспечить себя изданиями и постановками пьес, он трижды обращался в дирекцию императорских театров с просьбами о ежегодной пенсии, но в этом ему отказывали.

2 балла – За пьесу «Свои люди – сочтемся» он был отдан под негласный полицейский надзор, а затем его уволили со службы в суде (1851 год).

1 балл – Им были написаны такие пьесы, как: «Бедность – не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется» и т. д.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829)

10 баллов – Ему было 10 лет, когда он стал студентом Московского университета. Он прошел курс трех факультетов – словесного, юридического, физико – математического.

9 баллов – В 1812 году он готовился «для возведения в звание доктора прав»

8 баллов – Он служил секретарем персидской дипломатической миссии в Тегеране.

7 баллов – Он вел дипломатические переговоры с Турцией и Персией, был полномочным министром России в Персии.

6 баллов – Он был арестован по подозрению в причастности к тайным обществам, но за неимением доказательств вскоре освобожден.

5 баллов – Он был членом Вольного общества любителей российской словесности.

4 балла – Он владел французским, немецким, английским, итальянским языками, позже изучил латынь, греческий, персидский.

3 балла – Он погиб в 34 года в перестрелке с персами, напавшими на русское посольство в Тегеране.

2 балла – Он родился в Москве 15 января 1795 года.

1 балл – Он был поэтом, автором гениальной комедии « Горе от ума».

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

10 баллов – Его отец и мать происходили из родовитых дворянских семей России. Матери не помнит, она умерла когда будущему писателю не было еще и двух лет.

9 баллов – В 16 лет он был зачислен на восточное отделение философского факультета по турецко – арабскому отделу в Казанский университет. Через год, не выдержав экзамена, он перешел на юридический факультет того же университета.

8 баллов – В 24 года он был зачислен на военную службу, принимал активное участие в обороне Севастополя.

7 баллов – В журнале «Современник» в 1852 году появилась его первая повесть «Детство».

6 баллов – Он открыл школу для крестьянских детей.

5 баллов – После возвращения из – за границы писатель сказал: «В России скверно, скверно, скверно. В Петербурге, Москве что – то кричат, негодуют, ожидают чего – то. В глуши тоже происходит патриархальное варварство – воровство и беззаконие».

4 балла – На протяжении всей жизни писатель почти непрерывно вел дневник.

3 балла – Шесть лет (с 1863 по 1869) он работал над одним из известнейших романов.

2 балла – Он издавал журнал «Ясная поляна».

1 балл – Он автор известных произведений: «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение», «После бала» и т. д.

4 тур аукциона – «Кот в мешке».

На табло вы видите 5 категорий вопросов, имеющих разную цену. Каждая из команд вправе выбрать любой вопрос по любой цене, ответив на который она получит шанс выиграть или сразу выиграет игру в целом. В случае неправильного ответа баллы у команды не будут вычитаться.

1. Какая эмблема российской законности стояла на столах в судебных учреждениях до 1917 года? – 100 баллов.

(Три указа Петра I, касающихся судебной реформы в России, объявлялись «Зерцалом правосудия», то есть его защитой. Со временем положенные по указам три «доски» объединились в единое целое, образовав своего рода треугольную призму или пирамиду, на гранях которых приклеивались или особо писались тексты петровских указов, а сверху устанавливался государственный герб – двуглавый орел).

2. Первоначально это была одна из форм книги, впервые распространенная в восточных древнеримских провинциях в первые века нашей эры, вытеснившая постепенно таблички и свитки. С этим названием связано появление переплета страниц и их оформления. Сейчас же это слово символизирует один из нормативно – правовых актов. Что это? – 90 баллов.

(Кодекс).

3. Какое название имели сборники церковных и светских законов на Руси с XIII века? – 80 баллов.

(«Кормчие книги»).

4. Во времена царствования Петра I было издано не менее 6 тысяч законодательных актов, почти по закону в день. Как назывался в то время самый важный вид законов? – 70 баллов.

(Манифест. От латинского «объявляю»)

5. «Ночь темна. Лови минуты!

Но стена тюрьмы крепка,

У ворот ее замкнуты

Два железные замка.

Чуть дрожит вдоль коридора

Огонек сторожевой,

И звенит о шпору шпорой,

Жить скучая часовой».

Так начал свое стихотворение ближайший друг и соратник А. Герцена, один из зачинателей русской гражданской поэзии, предшественник великого певца крестьянской демократии – Н. Некрасова. О ком идет речь? – 60 баллов.

(Николай Платонович Огарев)

Преподаватель: Вот и завершился последний тур нашего аукциона. Мы просим жюри подвести итоги 4 тура и игры в целом.

Нарушение закона причиняет вред в первую очередь тому, кто его не знает. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности. Прежде чем что – либо совершить, подумайте, не причинит ли этот поступок зла, неприятностей и неудобств другим людям. Чтобы быть защищенным в правовом поле, необходимо знать об объеме прав и свобод, которыми располагает гражданин.

Вот и закончился наш аукцион знатоков права. Желаем успехов и всего хорошего!


Список использованной литературы

Основная:

  1. Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  2. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. Заведений/ Важенин А.Г.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  3. Конституция Российской Федерации. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2008.

  4. Всеобщая декларация прав человека.

Дополнительная:

  1. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов/ А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!