СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по истории «Катюша»: песня и оружие»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия об истории песни "Катюша" и одноимённой реактивной установке. Прилагаются фотографии и музыкальное сопровождение. Рассчитано на учащихся 6-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по истории «Катюша»: песня и оружие»»

МБОУ Ершичская средняя школа муниципального образования «Ершичский район» Смоленской области.

Учитель: Шорохов Владимир Сергеевич.

Внеклассное мероприятие по истории

«Катюша»: песня и оружие».

Цель: воспитание чувства любви к Родине; гражданственности, гордости за великое прошлое нашего народа.

Задачи: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения; воспитание интереса к героическому прошлому своей страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, оформление доски.

1-й ведущий: Дорогие друзья! Накануне великого праздника-Дня Победы нашего народа в Великой отечественной войне мы отдаём дань памяти и уважения всем, кто внёс свой вклад в дело победы над врагом. На фронте и в тылу миллионы наших соотечественников приближали День Победы. Множество великих боевых и трудовых подвигов было совершено за эти 1418 дней и ночей.

2-й ведущий: история Победы соткана из больших и малых событий, фактов, которые иногда нам кажутся малозначительными, но это только на первый взгляд. Сегодня мы расскажем вам об одной такой истории. Это история удивительной судьбы, объединившей известную песню и одно из самых грозных боевых средств той войны: реактивный миномёт. Имя этой истории «Катюша».

1-й ведущий: автор музыки к песне «Катюша» Матвей Исаакович Блантер (фото на экране) родился 10 февраля 1903 года в г. Почеп ныне Брянской области (совсем недалеко от Ершич). В юные годы обучался по классу фортепиано и скрипки в Курском музыкальном училище, затем продолжал учёбу в музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. В ряду советских композиторов-песенников имя Матвея Блантера по праву занимает одно из самых почётных мест. Блантер словно родился песенником – так богат мелодиями его музыкальный дар, так легко умел он почувствовать и перевести в ноты современную интонацию. Уже к концу 30-х годов прошлого века Блантер становится одним из ведущих мастеров советской песни.




3-й ведущий: песни Блантера быстро завоёвывают поистине всенародную известность. Мелодии таких песен как «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», «В путь-дорожку дальнюю» звучат повсюду. В эти же грозные годы огромной популярностью стали пользоваться две его песни,-«Моя любимая» и особенно поистине легендарная «Катюша».

Немного найдётся песен с такой необычной и красивой судьбой, как эта. Её распевали на фронте и в тылу, то и дело её текст обогащался новыми куплетами, которые слагал народ. Бойцы итальянского сопротивления сделали её своим гимном, французские патриоты пели её, как родную. Именем этой песни было названо оружие, наводившее панический страх на гитлеровцев,- известные гвардейский миномёты. Эта песня и сейчас в строю.

4-й ведущий: теперь несколько слов об авторе стихов. ( фото) Михаил Васильевич Исаковский (1900-1973) родился 8 января 1900 года в д. Глотовка Смоленской губернии в крестьянской семье. Учился в гимназии, которую не смог закончить из-за нужды. Первые стихи опубликовал в 1914 году. Работал учителем, с 1919 – редактор газеты в г. Ельня, с 1921 г. – сотрудник газеты «Рабочий путь» в Смоленске. С 1931 жил в Москве и редактировал журнал «Колхозник». Многие стихотворения Исаковского положены на музыку и любимы до сих пор.

Вот воспоминания самого поэта об истории стихотворения «Катюша».

1-й ведущий: «Стихи, ставшие впоследствии песней под названием «Катюша», я начал писать в начале 1938 года. У меня, можно сказать, сразу, без особых усилий написались первые восемь строк, то есть первая половина «Катюши». Но потом работа застопорилась. Я не знал, что дальше делать с «Катюшей», которую я заставил выйти «на высокий берег, на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить, хотя начало их мне определённо нравилось.

Весной – в конце апреля или начале мая – я по каким-то делам поехал в редакцию газеты «Правде». Там – в литературном отделе – я впервые встретился и познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером…. (Фото №3) Матвей Исаакович сразу же стал выспрашивать – нет ли у меня каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку. Я вспомнил про начатую «Катюшу» и ответил:

- Знаете, стихи есть, и, по-видимому, их можно положить на музыку, но вся беда в том, что они не закончены: я написал лишь восемь начальных строк.

-А Вы можете сейчас переписать эти строки для меня?

-Конечно же, могу,- согласился я.

И тут же, сев за какой-то столик, написал:

2-й ведущий:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла…

1-й ведущий: Я передал написанное Блантеру и, по совести говоря, скоро позабыл об этом.

Однако, летом, когда я по какому-то случаю снова встретился с Матвеем Исааковичем, тот сказал мне, что музыку «Катюши» он написал, что, по его мнению, песня получилась хорошая, но необходимо дописать слова. Но дописать песню нужно во что бы то ни стало, и я её дописал».

3- ведущий: осенью 1938 года, как и обещал Блантер, состоялся первый концерт Государственного оркестра. На концерте певица Валентина Батищева впервые исполнила «Катюшу», которая сразу же понравилась всем. Отсюда и началось её шествие по стране.



( Звучит песня)

4-й ведущий:

Однако, история «Катюши» на этом не кончается. Она, пожалуй, только начинается.

Мы рассказали историю песни, а теперь несколько слов о создании оружия.





История создания гвардейского реактивного миномёта ведёт своё начало с 20-х годов прошлого века. Уже тогда советская военная наука видела будущие военные операции манёвренными, с широким использованием моторизированных войск и современной техники. И в эту картину с трудом вписывалась классическая ствольная артиллерия. Гораздо более соответствовали ей лёгкие подвижные реактивные установки. Отсутствие отдачи, малый вес и простота конструкций позволяли ей обойтись ей без традиционных тяжёлых лафетов и станин. Вместо них - лёгкие направляющие из труб, которые можно смонтировать на любом грузовике. Правда, более низкая, чем у пушек кучность и невысокая дальность стрельбы препятствовала принятию реактивной артиллерии на вооружение.

1-ведущий: в 1940 году после доработок первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня, получившая название М-132, успешно прошла заводские и полигонные испытания. К началу 1941 года изготовили их первую опытную партию. Она получила армейское обозначение БМ-13-16, или просто БМ-13 (фото №6), и было принято решение о промышленном производстве. Одновременно одобрили и приняли на вооружение лёгкую подвижную установку массированного огня БМ-82-48, на направляющих которой размещалось сорок восемь 82-мм реактивных снарядов с дальностью стрельбы 5500 м. чаще её называли коротко БМ-8. Такого мощного оружия тогда не имела ни одна армия мира. В создании принимало участие много талантливых конструкторов. Руководителем был инженер Костиков.



2-й ведущий: 22 июня 1941 года началась война. Её начало было трагическим для нашей страны. Оказывая ожесточённое сопротивление наша армия отступала. В ночь на 30 июня 1941 года на запад отправилась первая экспериментальная батарея реактивных миномётов под командованием капитана И.А.Флёрова, состоявшая из семи опытных установок БМ-13 ( с 3000 тысячами снарядов) и пристрелочной 122-мм гаубицей. Первые залпы батареи оказали на врага ошеломляющее воздействие.

Как же получилось, что грозное оружие назвали ласковым женским именем?

4-й ведущий: есть несколько версий.

Первая – по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера и Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку впервые батарея капитана Флёрова стреляла по врагу 14 июля 1941 года в 10 часов утра, сделав залп по базарной площади города Рудня. Стреляли установки с крутой горы – ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, вплоть до недавнего времени был жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии Андрей Сапронов, впоследствии – военный историк, который и дал ей это имя. Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша»,- ответил А.Сапронов.

2-й ведущий: Есть ещё версия, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта – установки выпускались заводом имени Калинина (по другой версии – заводом имени Коминтерна). А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку МЛ-20 – «Емелькой», да и БМ-13 поначалу именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывалось сокращение РС (реактивный снаряд). Следует отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь» или «залп», вместо них звучали «пой» или «играй» (запуска надо было очень быстро крутить ручку электрогенератора), что, возможно, тоже было связано с песней «Катюша». Да и для нашей пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.

1-ведущий:

-следующая версия гласит, что название гласит, что название «Катюша» произошло от маркировки «КАТ» («Костикова автоматический термический») на применявшихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой. А так как появление оружия в боевых частях совпало со временем популярности песни «Катюша», прижилось это название.

Известно двустишие:

Выходила на берег «Катюша» —

Оставляла от фашистов уши.

Каких только куплетов не придумывали на фронте на мотив любимой песни!

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом —

Распевала песенки «Катюша»

Под Калугой, Тулой и Орлом.

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни.

2-й ведущий:

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

4-й ведущий:

Весьма любопытную историю рассказал поэт Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!.. В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

5-ведущий:

Вот так песня и реактивный миномёт с победой дошли до Берлина и вернулись домой.

У реактивной установки скоро появились современные наследники (фото).



И у песни, популярность которой после войны не угасла. Её поют во Франции, Италии, Израиле и даже в Китае. В чём вы сейчас сами убедитесь ( песня на китайском языке). «Катюшу» исполняют лучшие наши певцы. И на любом концерте в любой аудитории зал подхватывает знакомые всем с детства слова.

Давайте и мы с вами в заключение нашего рассказа споём «Катюшу».









4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!