Внеклассное мероприятие по физике
"Удивительное рядом". 5-6-й класс
Шилько Анастасия Викторовна, учитель физики
Цель: повышение интереса учащихся к изучению физики.
Задачи:
обобщить знания учащихся,
развивать познавательный интерес к предмету,
развить коммуникативные способности учащихся;
воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, системный блок, презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint;
тарелка с водой, свеча, колба, спички;
две бутылки с водой, ложка;
электрическая лампочка, банка из-под майонеза;
лист органического стекла, шерстяная тряпочка, буквы из салфетки;
гильза из фольги на подставке, шерстяной лоскут, эбонитовая палочка;
электрофорная машина.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Индийские мудрецы утверждали: «Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть.
И все, что люди зовут чудесами, – та или иная степень знания».(Слайд 1)
Вот передо мной коробок спичек. Они обыкновенные. И всё же они удивительны!
Например, Пушкин спичек не видел. Огонь, тогда зажигали, едва ли не по- первобытному – высекали из камня искру, либо тёрли угольный трут. (Слайд 2)
В годы, когда была написана "Сказка о рыбаке и рыбке", в мире появились фосфорные спички. (Слайд 3)
Они легко вспыхивали, но запах от них шёл удушающий. Никто не хотел даже в руки брать эту гадость.
30 лет придумывали и, наконец, придумали новые спички. Четыре химических элемента соединились в спичечной головке. Но для огня их мало. Всё равно фосфор нужен. Тогда фосфором обмазали край коробки. Получилась всем знакомая чиркалка. Спичка чиркнет по ней и загорится без запаха. Фосфор-то на коробке остался.
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
А почему огонь горит?
На этот вопрос ответил гениальный учёный Антуан Лавуазье. (Слайд 4)
Он раскрыл тайну, разгадку которой искали не одну тысячу лет. Оказывается, так соединяется с некоторыми химическими элементами кислород. При этом выделяется тепло и свет. А мы видим огонь. Кислород есть в воздухе. Поэтому горение возможно только на воздухе.
Опыт № 1(Слайд 5)
Ученик 1. Беру тарелку с водой, ставлю свечу, зажигаю ее, накрываю колбой.
При горении свечи количество кислорода под колбой уменьшилось, давление понизилось и под действием атмосферного давления вода поднялась в колбу.
Опыт №2(Слайд 6)
Ученик 2. Какая бутылка будет издавать более высокий звук, если по ней постучать ложкой?
Бутылка с большим количеством воздуха внутри.
(Продемонстрировать: две бутылки – одна полностью заполнена водой, другая наполовину.)
Как горит огонь, одним из первых объяснил Майкл Фарадей. (Слайд 7)
Однажды учёный присутствовал в замке герцога. Говорили о науке. Герцог не поверил, что алмаз горит, так как он всего на всего углерод. Учёный быстро разубедил его. Он легко продемонстрировал, как углерод соединяется с кислородом. В результате алмаз исчез.
– Мой алмаз испарился,… промолвил герцог
– Не испарился, а сгорел, – поправил его Фарадей.
Конечно, время не стоит на месте и 11 февраля 1847 года в маленьком городке Милане, в состоятельной семье родился Томас Эдисон. (Приложение 1, слайд 8)
Из многих сотен изобретений Т.А. Эдисона одно прославило его на все времена – лампочка "на все времена".
Первую пригодную для пользования лампу – "русский свет" – создал П.Н. Яблочков в 1873 г. (Приложение 1, слайд 9)
А Эдисон сумел в высокой степени всё усовершенствовать. Лампа Эдисона горела непрерывно сначала в течение 45 часов, а потом до 300 часов. Это Эдисон придумал винтовой патрон. А ещё он изобрёл выключатель, плавкий предохранитель и счётчик электроэнергии.
А чтобы убедиться в уникальном явлении – лампочке, давайте её испытаем:
Опыт № 3 (Слайд 10)
Ученик 3. Беру лампочку, ставлю ее в банку из-под майонеза. Прошу ассистента встать на нее. Я придержу его за руку.
Лампочка остаётся, цела и невредима!
Ну, а сегодня у нас в доме повсюду электрические лампы.
Итак, электричество. Что же это такое?
Движущийся заряженный поток.
"Электр" – произошло от греческого слова "электрон" – "янтарь". (Слайд 11)
Люди впервые задумались над странной силой, скрытой внутри янтаря, когда потерли его сухой тряпицей, а он стал вдруг притягивать к себе мелкий сор, пылинки.
Опыт № 4 Слайд 12)
Ученик 4. Натираю шерстяной тряпочкой органическое стекло, на него кладу буквы из салфетки (электрон). Они притягиваются, как к янтарю притягивались легкие тела.
Опыт № 5
Ученик 5. Палочкой потертой о шерсть я могу раскачать гильзу из фольги. Посмотрите.
Здесь тоже действует электрическое поле.
А еще гладишь в темноте кошку – искры сыплются… Да и шерсть у нее дыбом стоит.
Долго ли, коротко ли размышляли люди, пока не придумали машину для получения электричества – электрофорную машину. (Слайд 13)
Опыт № 6
Ученик 6. Вращаю ручку электрофорной машины, соединяю шарики. Проскакивает искра.
Ученые на этом не остановились и вот, постепенно, год за годом создавали они все новые и новые устройства. Теперь огромные города залиты светом, энергия которого получена на электростанциях, находящихся далеко от них. (Слайд 14)
Электричество работает в могучих электровозах, электромобилях, холодильнике, телевизоре, компьютере.
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, –
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.
Как придумать могли такое,
Что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою –
И средь ночи день настает?
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам!..
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.