СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Через тернии к звёздам"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню космонавтики, в техникумах со студентами первого курса и школах с обучающимися 9-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Через тернии к звёздам"»

Внеклассное мероприятие ко Дню космонавтики «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ…»

Подготовила: Акатова Г.С., преподаватель физики Г(О)БОУ СПО

«Задонский политехнический техникум»

Задонск, 2011г Подробный конспект внеклассного занятия.


Организационная информация

Тема занятия

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Космонавтики «Через тернии к звёздам… »

Дисциплина

физика, история, астрономия.

Группа

Э-1-1

Автор урока (ФИО, должность)

Акатова Галина Сергеевна, преподаватель физики

Образовательное учреждение

Г(О)БОУ СПО «Задонский политехнический техникум»

Методическая информация

Тип занятия

внеклассное мероприятие – пресс-конференция

Цели занятия

обобщение и систематизация знаний студентов, по астрономии и космонавтике.

Задачи занятия


образовательные: углубление знаний и расширение кругозора студентов в области покорения космоса через игровые технологии;

развивающие: развитие познавательного интереса, развитие памяти и внимания студентов;

воспитывающие: способствовать воспитанию активной творческой личности студентов на примере жизни и деятельности знаменитых людей, патриотизма, уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят студенты в ходе занятия

закрепление ЗУНов по космонавтике, расширение и углубление имеющихся знаний по астрономии, космонавтике.

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедиаприставка

Подробный конспект внеклассного занятия

Мотивация студентов


Мотивационный момент заложен и формой занятия (пресс-конференция) и содержанием с применением компьютерной презентации

Ход и содержание занятия


1.Вступительное слово преподавателя.

2. Студенты сообщают истоки зарождения космонавтики. 3. Проходит пресс-конференция, в которой участвуют физик, космонавт, инженер космической техники, врач, историк, астроном.

4. Представители различных профессий, связанных с космонавтикой, отвечают на вопросы корреспондентов .

5. Подведение итогов занятия.

В помощь преподавателю

Использованные источники и литература

  • «Орбиты сотрудничества» редакция академика Б.Н. Петрова и доктора юридических наук В.С. Верещетина. Москва, «Машиностроение» 1983

  • «Очерки истории науки и техники 1870-1917гг.» В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков Москва, «Просвещение» 1988

  • «Физика 10 класс» С.В. Громов, издательство «Просвещение» 2001

  • Большая детская энциклопедия: Вселенная/ сост. К. Люцис. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.- 608 с.: ил.

  • Он слышал зов Вселенной// Детская энциклопедия АиФ. - 2005. - № 6. - с. 42-47.

  • Титов, Г. На звездных и земных орбитах. - М.: Детская литература, 1987.

  • Шаталов, В. Космос: рабочая площадка/ В. Шаталов, М. Ребров.- М.: Детская литература,1978.

Электронные ресурсы:

  • «Полный мультимедийный курс Астрономия»

  • CD-диск «В помощь учителю», СарИПКиПРО

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Компьютерная презентация является и фоном для проведения пресс-конференции, и наглядностью, позволяющей быстро запоминать новые сведения

День космонавтики

Преподаватель. День 12 апреля 1961 года стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. В нашей стране и во всем мире этот день считают Днем космонавтики. Наше мероприятие приурочено к этой дате, 2011 – юбилейный год, т.к. исполняется 50 лет со дня первого полёта в космос. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Как вы думаете им, первым, было ли трудно в освоении космоса? Сегодня тема нашего часа общения - «Через тернии к звёздам…» Тернии от слова тернистый, что означает – трудный. (слайд 2-3)

(слайд 4)

Студент(ка). Ладонью, заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
– Ракета
Достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
– Порядок.
Как будто, так и быть должно.
Студент(ка)2. Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.

Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!

Преподаватель: С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. (слайд 5)

Ведущий 1: Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. (слайд 6)

Ведущая 2: С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год. (слайд 7)

Ведущий 3: Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но, люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.

Ведущая 4: В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур. (слайд 8 )

Студент(ка). 4 октября 1957 года – начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1).

Студент(ка). 3 ноября 1957 года – запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.

Студент(ка). 15 мая 1958 года – запущен третий спутник. Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства. 2 января 1959 года был запущен искусственный спутник "Луна-1", он прошел около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.

Студент(ка). 12 сентября 1959 года "Луна-2", автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля – Луна.

4 октября 1959 года "Луна-3", автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны.

Студент(ка). 20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка.

Студент(ка). 12 февраля 1961 года – "Венера-1", космический аппарат, а затем и "Марс".
Студент(ка). 12 апреля 1961 года – день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина.

Ведущая 1: Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева. (приложение о Королёве) (слайд 9,10)

Ведущий 2. Сейчас вы можете узнать много нового о космических полетах, космонавтах и их биографиях. У нас присутствуют специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос. Открываем пресс-конференцию.

На нашей пресс-конференции присутствуют:
Историк;
Физик;
Космонавт;
Инженер космической техники;
Врач.

Корреспондент 1. Свой вопрос хочу задать историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?

Историк: Приведу одно из высказываний Константина Эдуардовича Циолковского “Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал. Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. (приложение 1) (слайд 11)

Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов. Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь. Следует назвать и других пионеров космонавтики, русских и зарубежных – Фридрих Артурович Цандер, Юрий Васильевич Кондратюк, Герсан Оберта, Роберт Энсо-Пельтри. Одним из первых предложивших использовать ракету для полета человека в небо был молодой русский народоволец студент Николай Иванович Кибальчич. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею. (слайды 12, 13)

Корреспондент 2. Вопрос физику. Скажите, в чем состояла основная трудность на пути в космос?

Физик: Главная трудность на пути в космос – силы земного тяготения. О том, что такая сила существует, люди знают со времен Ньютона. Жизнь на Земле зарождалась и развивалась в постоянном присутствии силы тяготения и приспособлена к ней. Не будь её, не существовало бы и самой Земли, Луны, планет, Солнца, Галактики. Чтобы справиться с земным тяготением, нужно совершить немалую работу. Для иллюстрации скажу: для тела массой 1т эта работа равноценна поднятию огромного авианосца массой 65000т на вершину Исаакиевского собора в С-Петербурге! Затратив эту работу, мы выведем тело на поверхность сферы земного тяготения. Итак, любой космический полет, связан с преодолением сил тяготения и затратой большой энергии.

Корреспондент 3. Когда же было преодолено земное тяготение?

Инженер космической техники: Уже в начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли. Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур.

Студент(ка). Космонавты говорят, что из космоса земля видна в голубовато-белой дымке. Из иллюминаторов космических кораблей они продолжают видеть голубые озера, зеленые леса и прекрасные луга. Нашу прекрасную, удивительную планету космонавты смогли увидеть благодаря космодрому Байконур. Именно с нашего полигона были запущены первые в мире космические корабли. 2 июня 2010 года Космодрому Байконур исполнилось 50 лет. А как всё начиналось? (слайд 14)

Студент(ка) 1:

У космических подвигов было начало
Чуть раньше, чем стало известно Миру.
Еще до того, как морзянка стала
Лететь со спутника по эфиру.

Студент(ка) 2:

Еще до т ого, как впервые ракета
Старт опалила огненной бурей,
Началась звездных подвигов эра
Здесь, на пустынной земле Байконура.

Студент(ка) 3:

Весна в том году изнуряющим зноем
Шла по пустыне, жаждой томила,

Ветер горячий песчаной струею
В легкие рвался с бешеной силой.

Студент(ка) 4:

Здесь начинали свой подвиг строители,
Трудности их, закалив, не согнули,
И пионеры – Земли покорители –
Первыми к звездам с палаток шагнули.

Инженер космической техники: Наконец, 21 августа 1957 г. советская космическая ракета стартовала в космос, а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ массой 83,6кг. Через месяц, в ноябре 1957 г. полетел второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. Этот полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить. (слайд 15)

Корреспондент 4. От запуска первого ИСЗ до первого полета человека в космос прошло 4 года. Когда было принято решение о полете и кого решили запускать в космос?

Инженер космической техники: В Советском Союзе только 5 января 1959 г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Корреспондент 5. Каким требованиям должен отвечать космонавт?

Врач: Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Корреспондент 6. Какую подготовку должен пройти космонавт к полету? (слайд 16)

Космонавт: Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.

Корреспондент 7. Итак, все приготовления к первому полету завершены, выбор за кандидатурой космонавта. Кого отобрали к первому полету, и как проходил отбор космонавтов?

Историк: (слайд 17) Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам. В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам. (приложение 3) (слайды 18-25).

Корреспондент. Расскажите, что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости?

Космонавт: Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне. А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

Ведущий 1. После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.
Ведущая 2. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. (Приложение 4, слайды 26-34)

Ведущий 3. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи, например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, Кубы, Венгрии, Франции, Индии и других стран. Даже существует так называемый космический туризм. (Приложение 5, слайд 35)

Ведущий 4. (слайд 36) Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.

Ведущий 1. Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.

Студент.

Когда последний закруглен виток

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

Ведущая 2. Закончим наше мероприятие словами Юрия Алексеевича Гагарина «Это сегодня. А завтра?… Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями… Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос. И пусть потомки завидуют нашему счастью». Спасибо!

Преподаватель. Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрется или утратит свою ценность, но имя Юрия Гагарина в истории земной цивилизации останется навсегда. Люди подобны звездам: одни тлеют, но живут долго, а другие быстро сгорают, но при этом создают столько света и тепла, что не заметить их невозможно. Вот так и жизнь первого космонавта подобна звезде, которая указала человечеству путь, осветила небосвод и безвременно погасла. На этом наш час общения закончен. (слайд 37)

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!