СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочные материалы. Экскурсии по Омску "Омский драмтеатр"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочные материалы. Экскурсии по Омску "Омский драмтеатр"»



Омский драматический театр (1905)

(ул. Ленина, 8а)

Здание Омского академического театра драмы – достопримечательность Омска. Оно появилось в самом начале XX в. и было третьим по счету, специально построенным для театра. Прежние здания были деревянными. Идея постройки стационарного каменного здания обсуждалась в среде городской интеллигенции несколько десятилетий. В 1898 г. Омская городская дума объявила конкурс среди омских архитекторов на проект здания городского театра. Победителем конкурса в 1899 г. стал известный в городе гражданский инженер и архитектор И. Г. Хворинов (1835-1914), который впоследствии стал и производителем строительных работ. Дума выделила лишь часть нужной суммы – 100 тысяч рублей (смета насчитывала 114 540 руб.). Остальную часть в дальнейшем собрали горожане.

По одной из версий здание строилось не как театр. Во многом речь идет о том, что отделка здания заняла много времени с 1902 по 1905 год. Также по этой же версии здание ДрамТеатра и здание Музея Врубеля соедини тайными подземными путями. Вторая причина, почему существует эта версия связана с тем, что театр достраивали т.к. не хватало место на гримерки, даже для сцены было мало места. Заложенные изначально 3 арки были страны для театра. За сценой заложены были ненужные и нефункциональные окна. Нарушены пропорции по этажам. Почему-то на фото где строят театр, он выглядит закопанным. В плане нет подвальных помещений. Под театром на глубине около 10 метров существует вентиляционная система. Помещение под сценой сильно реконструировано и не понятно, что было изначально. (По версии с ютуб канала Экскурсии по Омску)

В июле 1901 г. состоялась закладка фундамента на Базарной площади. Здание театра было построено в стиле эклектики из профилированного красного кирпича с белыми полосами швов, придававшими постройке живописность и праздничность. В соответствии с проектом здание получило сложный многоступенчатый силуэт, разнообразную форму куполов и обилие внешнего декора. Оно логично продолжило «эклектичную тему» фасадов Любинского проспекта, формирующих единую красную линию. Компактная цельность здания, выразительная игра его объемов и уникальность деталей придала сооружению исключительное своеобразие.

Пространственная структура театра состоит из ряда больших и малых объемов, скомпонованных в соответствии с принципом центрально-осевого построения. Постепенно нарастая по высоте, основные объемы словно нанизываются на главную ось: портик с аркадой и открытой террасой над ним; помещение фойе, увенчанное четырехгранным усеченным французским куполом; зрительный зал под цилиндрическим сводом с «главкой» и вспомогательные службы при обычной двускатной крыше. Сложный объем здания усиливают ризалиты, завершающиеся малыми куполами с круглыми люкарнами (оконный проём в чердачной крыше или купольном покрытии), и одноэтажные помещения магазинов. Для оформления фасада архитектор использовал высокие арки и массивные пилоны главного входа, изящные колонны, обрамляющие большие окна.

Основные работы на здании театра были завершены к 1902 г., но отделка деталей, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулось до середины 1905 г. Первое время стены театра не были оштукатурены. В 1915 г. фасады оштукатурили и украсили барельефами и скульптурами. На главном фасаде, на уровне второго этажа, в нишах установили бюсты двух великих русских писателей – А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

На специальной площадке позади фронтона главного фасада установили аллегорическую фигуру «Крылатого гения», олицетворяющего Славу. Автор бюстов и «Крылатого гения» – талантливый чешский скульптор В. Ф. Винклер (1884-1956), попавший в Омск в качестве военнопленного в годы Первой мировой войны. По одной из версий Крылатый ангел был вдохновлен машинисткой Управления Еленой Павловна Мусатова, но вопрос тогда почему статуя названа в мужском роде. Скульптуру было решено ставить повыше в рамках европейской традиции. Есть две версии из чего изначально была сделана статуя. Из цемента либо песка бетона.

В 1933 г. со здания театра исчезла статуя «Крылатого гения». По одной версии, статую снесло ураганом, по другой – власти сняли скульптуру по идеологическим соображениям. В 1987 г. по старым фотографиям скульптуру удалось восстановить с некоторыми изменениями. Сейчас фронтон театра украшает крылатая женская фигура с лирой в поднятой руке (скульпторы С. А. Голованцев и Л. И. Семенов). В 1983 г. были заново отлиты бюсты А. П. Чехова и Л. Н. Толстого (скульптор В. А. Шамардин, реставратор Т. В. Шамардина).

Объемно-пространственное решение и декор фасадов омского театра выполнен с доминированием барочных форм и деталей. Раскрепованные фасады (раскреповка - способ пластического тектонического членения фасада), купола сложных форм, собранные попарно колонны, затейливые лучковые фронтоны представлены в эклектическом союзе с элементами раннего классицизма (гирлянды цветов и фруктов, ленты, скрещенные музыкальные инструменты, крылатые кони-пегасы). В обилии декоративных элементов разных стилевых систем заложена красота здания и его основная идея в понимании архитектора-эклектика И. Г. Хворинова. Архитектурные элементы стилей барокко и классицизма в свободном смешении придали зданию европейский лоск.

Зрительный зал был рассчитан на 829 человек и включал в себя партер, бенуар, бельэтаж, два яруса балконов. Зал опоясывала галерея. На втором этаже здания располагалось праздничное фойе, выходящее на широкий балкон главного фасада, и еще 26 различных помещений служили для нужд публики, артистов и музыкантов. Однако интерьеры фойе и зрительного зала театра были достаточно скромны. Лишь губернаторская ложа, украшенная коринфскими колоннами и профилированным аттиком с валютами, да барьер бельэтажа имели лепной декор. Ложа бенуара и второй ярус были оформлены только тягами и филенками. Главным украшением зала был купол с декоративным решетчатым плафоном и люстрой. Верхние ярусы балконов были рассчитаны на публику более низких сословий. Для нее были предусмотрены боковые изолированные входы в театр, отдельные гардероб, буфет и уборные.

Здание театра построено в стиле эклектики (« смешение стилей»). Здание имеет сложный многоступенчатый силуэт, разнообразную форму куполов и обилие внешнего декора.

Стремление зодчего сделать здание городского театра не только представительным и красивым, но в то же время и современным сказалось на его конструктивных особенностях и инженерной оснащенности. Подшивной потолок зрительного зала крепился деревянными балками к большепролетным металлическим фермам, перекрывавшим его пространство. Инженер И. Г. Хворинов создал для театра уникальную систему удержания центрального купола и люстры: она и сейчас продолжает исправно служить. Отличительная особенность театрального зала – блестящая акустика. Хорошему звучанию служат плавное полукружие зрительного зала, точно спланированный купол, тщательный подбор отделочных материалов стен. При строительстве под дубовым полом было устроено дополнительное пространство, своеобразная деревянная мембрана, по форме напоминающая балалайку. Она и усиливает звук. В отличие от зала, в других помещениях полы устилались горным битумом, что являлось в то время модной новинкой. Свидетельством заботы о зрителях являлась оригинальная система вентиляции и отопления. Освещался театр с помощью собственной электростанции. В здании предусматривались помещения для сдачи в аренду под магазины частным предпринимателям. Здесь торговали красками, обоями, олифой, галантерейными товарами. На старых фотоснимках видны крупные рекламные надписи известных в городе фирм. Городские власти имели доход от освещения театра и его торговых площадей, таким образом компенсируя расходы на строительство здания.

Торжественное открытие нового здания театра состоялось 24.09(7.10).1905 г. В 12 часов дня в присутствии акмолинского военного губернатора Л. Я. Романова и других военных, представителей печати, местной интеллигенции и всего состава актеров театр был освящен. После церемонии присутствующим предложили шампанское и завтрак. Вечером публике показали гоголевского «Ревизора» в исполнении труппы приезжего антрепренера Е. М. Долина.
Уже в первое десятилетие существования нового здания началась история его перепланировок. Современники критически высказывались о планировочных погрешностях театра, считая его главным недостатком расположение лож «не по окружности, а по сторонам цилиндра», что затрудняло обзор сцены. Уже в 1915 г. со стороны заднего фасада были сооружены помещения для складирования декораций. В 1932-1933 гг. убрали магазины. За счет них расширили вестибюль, пробили двери на боковых лестницах. Ранее изолированную галерею соединили с буфетом и фойе. Были оборудованы новые театральные мастерские. Реконструировалась и театральная сцена. Первоначально основная (большая) сцена театра была неподвижна. Вращающийся сценический круг появился лишь в 1927 г. вместе со спектаклем В. Киршона «Рельсы гудят». Долгое время устройство приводили в движение рабочие, находившиеся под сценой. В 1964 г., после новой реконструкции, круг стал передвигаться механически. В 1972 г. к зданию пристроили помещения для хранения декораций и большой репетиционный зал. В 1991 г. зал был реконструирован под малую сцену. Для зрителей Камерная сцена им. Т. Ожеговой открылась 27 декабря 1991 г. спектаклем «Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гете» П. Хакса.

В 2001-2004 гг. была проведена серьезная реконструкция театра. Она закончилась в декабре 2004 г., в канун 100-летнего юбилея театрального здания. Реставрационные работы были максимально щадящими для работы театра и его труппы. Основная сцена не функционировала всего несколько месяцев (лето-осень 2004 г.). Во время реконструкции здания укрепили фундамент, заменили систему коммуникаций, обновили фасады и кровлю. Появились специальные подъезды для зрителей-инвалидов. Театр оснастили современными системами видеонаблюдения и пожаротушения, При участии австрийских, израильских и японских фирм модернизировали световое и звуковое оборудование, создали студии звуко- и видеозаписи. Зрительный зал получил новый дубовый паркет, кресла испанского производства, чешские светильники и люстры. Люстра зрительного зала в значительной степени повторяет форму прежней. Пол фойе второго этажа выложен итальянским гранитом. При реставрации лепных украшений лож второго яруса строители обнаружили несколько масок, скрытых под слоем многочисленных забеливаний.

Стены театра помимо спектаклей видели многое за годы своего существования. В 1917 гг. здесь проводились революционные митинги, распространялись листовки. В 1919 г. помещение театра было на короткое время реквизировано и занято подразделением армии адмирала А. В. Колчака. В 1941-1943 гг. в здании работал эвакуированный из Москвы театр им. Е. Вахтангова. В стенах театра работали выдающиеся режиссеры и актеры: В. Д. Торский, Л. С. Сомборская, Е. Р. Хигерович, Я. М. Киржнер, А. Ю. Хайкин, С. В. Мишулин, В. Я. Дворжецкий, С. В. Филиппов, Т. А. Ожигова и др. Непрерывная нить истории Омского драматического театра продолжается, продолжает жить и его здание.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!