Ильина Е. А.
определение проблемы урока.
кластера, набор карточек-лепестков для составления ромашки, альбомные листы, вырезки-
картинки с членами семьи, толковый словарь С. И. Ожегова, клей, сердечко.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Мотивация учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Посмотрите, как ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ. - А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот урок оставался радостным и приятным, прикоснитесь друг к другу ладошками и пожелайте всего доброго и хорошего. | Настраиваются на работу на уроке Отвечают на вопросы. |
- Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? | - Тепло, нежность. |
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то очень важном, согревающем душу каждого человека. | |
II. Постановка темы урока Работа в группах | Слайд 2. - Посмотрите на экран и разгадайте ребус. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет. Мы возьмём 7 букв «я» И получится … | Разгадывают ребус. Отвечают на вопросы. - Семья. |
- Да, это слово «семья». Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? | - Мы будем говорить о семье. |
Сегодня в этом классе Мы собрались не зря. Сегодня мы узнаем. Как нам важна семья. - Тема нашего урока «Счастливая семья». Именно счастливая семья важна для человека. | |
III. Работа на новым материалом а) Открытие новых знаний Работа в группах | Задаёт вопросы. Слайд 3. - А что такое семья? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. - Это родственники, близкие люди. |
- Где мы можем найти ответ на этот вопрос? | - В толковом словаре. |
- Будем работать в группах. Одна группа обратится к толковому словарю С.И. Ожегова и найдёт значение слова «семья». Другая группа обратится к толковому словарю Д.Н. Ушакова и найдёт значение этого же слова. | Ищут значение слова «семья» в словаре С. И. Ожегова. Зачитывают значение слова. - В словаре Ожегова С.И. дается такое объяснение: 1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами. - В словаре Д.Н. Ушакова слово «семья» означает группу людей, состоящих из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. |
- Теперь давайте сравним. | Сравнивают. - Одно и то же. |
- Выяснили значение слова «семья». А для чего человеку семья? | - Для того, чтоб о нём позаботились, помогли в чём-то, чтоб он был счастлив. |
- Может ли быть счастлив человек, если у него нет семьи? | - Не может быть счастливым человек без семьи. Ему не с кем поделиться радостью или печалью, у него нет поддержки. Без семьи он одинок. |
- Почему? Что дает человеку семья? | - Семья даёт ему любовь, радость, заботу, опору, поддержку в трудную минуту. |
- А всякую ли семью можно назвать счастливой? | - Не всякую. |
- А какую? | Счастливой можно назвать ту семью, где ее члены друг друга любят, уважают, доверяют, заботятся. |
б) Составление кластера «Члены семьи» | -А кто же эти люди — близкие и родные для нас? | - Это мама и папа, бабушка и дедушка и т.д. |
- Я предлагаю вам построить из кирпичиков дом на доске. Я буду загадывать вам загадки о членах семьи, а вы берите кирпичик с отгадкой и прикрепляйте к доске. Загадывает загадки. | Отгадывают загадки, выбирают кирпичик и прикрепляют к доске. |
в) Решение кроссворда | Слайд 4. - А теперь разгадайте невидимый кроссворд. Для этого ответьте на мои вопросы. | Отвечают на вопросы. - Сын. |
Для мамы он – отец, а для тебя? | - Дедушка. |
Первое слово, которое говорит малыш? | - Мама. |
| - Дочь. |
| - Я. |
| - Семья. |
IV. Физкульт минутка | Слайд 5. Раз, два, три, четыре. | Хлопают в ладоши. |
Кто живет у нас в квартире? | Выполняют повороты в стороны с подниманием плеч. |
Раз, два, три, четыре, пять — | Хлопают в ладоши. |
Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, | Указательным пальцем пересчитывают. |
Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я — Вот и вся наша семья! | Загибают поочередно пальцы на руке. |
V. Закрепление. а) Работа над легендой | Слайд 6. Читает легенду. - О семье слагают легенды. Вот одна из них. В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "любовь", "терпение" и "прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…» | Слушают легенду, отвечают на вопросы. |
- Кто знает, какой праздник, посвященный семье, с недавнего времени стали отмечать в России? | - День семьи, любви и верности. |
- Когда его отмечают? | - 8 июля. |
- Какие цветы являются символом этого праздника? | - Ромашки. |
-Давайте соберём ромашку. Сейчас каждый из вас подойдет к столу и выберет то качество, которое присутствует в счастливой семье. | Выбирают положительные качества и прикрепляют к доске. |
- Если каждый член семьи будет иметь друг к другу эти качества, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы. | |
б) Игра | Слайд 7. - Давайте поиграем. У кого есть старший брат — встаньте. У кого есть младший брат — поднимите обе руки вверх. У кого есть старшая сестра — потопайте ногами. У кого есть младшая сестра — похлопайте в ладоши. Кто в семье один ребёнок — скажите «Это я!». Если маму зовут Наташа — встаньте и попрыгайте. Если папу зовут Сережа — кричите «Ура!» У кого в семье больше трех детей — хлопайте и топайте. У кого есть брат и сестра — пойте. | Выполняют задания. |
VI. Практическая работа | Слайд 8. - Семья — это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Ни один человек не входит в мир один на один, мы входим в него через семью. Семья-это кровные родственники — отец и мать, дедушки и бабушки, братья и сестры. - Перед вами вырезанные картинки членов семьи. Я вам предлагаю собрать из картинок свою будущую семью. Какой бы вы хотели иметь семью, когда вырастите? Подходите ко мне и выбирайте для себя членов вашей семьи. | Подходят к столу, выбирают членов семьи и приклеивают на альбомный лист. |
- А теперь расскажите, какую семью вы хотели бы иметь в будущем? | Рассказывают о своей будущей семье. |
VII. Подведение итогов. | Задаёт вопросы. - Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? | Отвечают на вопросы, оценивают. - Мы говорили о семье, о качествах счастливой семьи. |
-Что мы говорили о семье? | - Мы говорили о том, человеческое счастье без семьи невозможно. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать человеку семья. |
- Какую семью можно назвать счастливой? | - Это та семья, где царит любовь. |
- Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? | - Семья — самое важное для человека, это самое главное его богатство. |
VIII. Рефлексия | Слайд 9. - А теперь встанем в круг. У меня в руках сердечко. Оно наполнено любовью к своей настоящей и будущей семье. Вы его будете передавать друг другу, и при этом говорить теплые слова о своей семье. А в этом вам поможет запись на слайде. Мама и папа для меня самые… Я люблю ……. за …. Свою семью я считаю… Родным я хочу пожелать… - Вот и закончился наш урок. Я желаю вам иметь и в настоящем, и в будущем счастливые семьи. Слайд 10. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья! | Встают в круг, передают друг другу сердечко и продолжают понравившееся предложение. Оценивают. |