СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие на тему "Знакомство с минералами, горной породой и рудой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие на тему "Знакомство с минералами, горной породой и рудой"»

  1. Подготовительный этап.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Васильевна, и сегодня внеурочное занятие у вас проведу я. Я надеюсь, что мы хорошо поработаем в течении занятия. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, тем самым вы желаете хорошего рабочего настроения своему соседу. Теперь посмотрите на меня. Я тоже вам желаю хорошего и интересного занятия.

Вспомним что вы ученики, для этого вам нужно сесть ровно и выпрямить спинки. Прежде чем мы начнём наше исследование, повторим правила поведения в лаборатории.
1. Без разрешения учителя мы не трогаем оборудование;
2. Работать нужно аккуратно – не размахивать руками, не бегать и внимательно слушать инструкции учителя.
3. При работе с интерактивной доской мы используем стилус и аккуратно обращаемся с оборудованием.

Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, прочитайте стихотворение. (выразительно)

Я – золото и очень драгоценно.

Я по сравнению со всем другим бесценно.

Без нефти не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Каменный уголь чёрный, блестящий, 

Людям помощник настоящий.

О чем это стихотворение (о полезных ископаемых). А что же такое полезные ископаемые? (горные породы и минералы, природные богатства нашей Земли).

- Вы уже догадались о чем мы сегодня будем говорить ? ( о полезных ископаемых)

-Как по другому можно назвать «полезные» -нужные.

Кому они нужны?

-Человеку слово размещается на доске) Что значит, ископаемые? Откуда их добывают?

-Добывают из недр земли

-Говорят, что государство, которое имеет много полезных ископаемых, богато. Значит, чем мы можем считать полезные ископаемые?

-Богатства

-Кто же создал все эти богатства, человек или природа? Значит эти богатства какие?

-Природные

Теперь поработайте в парах и попробуйте дать определение, что такое полезные ископаемые, используя слова, размещенные на доске.

Полезные ископаемые – это нужные человеку природные богатства, которые добывают из- под земли.

Значит что мы будем сегодня исследовать? (полезные ископаемые)

Какую цель поставим? (познакомиться с полезными ископаемыми) Только ли с внешней характеристикой? (еще узнаем их свойства) Какие знаете вы? (гранит, мрамор, глина, известняк, нефть)

На уроках окружающего мира вы уже знакомились с некоторыми полезными ископаемыми, а сегодня мы поподробнее познакомимся с полезными ископаемыми, раскроем их тайны.

Сегодня мы с вами будем геологами. Кто это? (кто исследует полезные ископаемые) Перед тем, как начать исследование, выдвинем предположение, в науке это называется гипотеза. Я начну, а вы продолжите. Как вы думаете, чем ценны полезные ископаемые? (человек использует их в своей жизни).

Значит «если полезные ископаемые являются богатством Земли, то…(они имеют свойства, которые человек использует в жизни).

Чтобы исследовать их, нам нужен план, что же нам нужно делать?

  1. Провести внешнюю характеристику 2. С помощью опытов выявить их свойства 3. Узнаем применение и значение)

1.Научиться различать.

2.Узнать, где используются.

3.Узнать, как их добывают.

2. Основной этап

Не забываем про технику безопасности, без разрешения учителя не трогайте материалы, не пробуйте воду, работайте аккуратно.

-Вы уже знаете, что на поверхности земли присутсвуют различные минералы, горные породы и руда.

-У меня на столе лежат некоторые объекты, посмотрите и скажите, что вы видите.

Камни, сыпучие вещества.

Рассмотрим образец и проведём опыт.

Без чего не обойтись при приготовлении еды? (Без соли) Рассмотрим ее. Что можно о ней сказать? Какого она цвета? В каком состоянии?

Соль называют белым золотом. Почему? (Имеет большую ценность) Соль издревле имела большую ценность. Она была и валютой, и объектом культов и обрядов. Также соль называют белым ядом, поэтому важно избегать переизбытка соли.

Соль - полезное ископаемое, природный элементСоль бывает каменная, морская и поваренная.

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. 

Продолжим исследование. Возьмите стакан с водой и добавьте ложку соли и перемешайте. Что произошло? Какой вывод можно сделать? (Соль растворяется в воде) Как это свойство связано с жизнью человека (Используется в кулинарии, солевые ванны для лечения болезней)

Что же подтвердили этими опытами? (Что полезные ископаемые обладают важными для человека свойствами)

Без него не обойдется ни один школьный день, работая у доски, он обязательно вам понадобится. Что же это? (Мел) Рассмотрите мел. Что можно о нем сказать? Какого он цвета? Есть ли запах?

Мел – это очень интересное вещество, которое одновременно является и полезным ископаемым, и химическим сырьём, и лекарственным средством, и надежным домашним помощником. 

Мел залегает на разных глубинах. Очень большие залежи мела в Брянской, Ульяновской области, а также за пределами России, во Франции, Англии.

Как настоящие исследователи проведем опыты. Не забываем про технику безопасности.

Возьмите мел и лист картона. Проведите мелом по картону, что вы видите? (Остался след) А теперь окуните мел в воду и проведите по картону. Получился след? Почему? (Мел впитал воду и стал плохо писать) Какой вывод можем сделать? (Мокрый мел плохо рисует, сухой - хорошо) Как же это свойство связано с жизнью человека? (На доске мокрым мелом нельзя писать; мел можно использовать как устранитель влаги в шкафу) Посмотрите на свои руки, мел их окрасил, возьмите салфетки.

Но это не все свойства мела, сделаем ещё один опыт.

Материал: небольшой кусочек мела, уксус, вода, стакан.

Опустите мел в стакан с уксусом  (уксус разбавлен водой 1:1) и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.  Объяснить детям, что мел – это известняк.  При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.  

Мел нужен не только для рисования. Натуральный мел используют для подкормки животных, добавляют при изготовлении красок, используют для получения стекла. Мел- это составная часть зубных порошков и паст.


ФИЗМИНКУТКА

Выполним задание в карточках. Тест. На выполнение 2 минуты.


1.Что из перечисленного  относится  к полезным  ископаемым?

а) ножницы, ложки, вилки;     б) кирпич, бензин, известняк;

в) нефть, глина, торф.

2.. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) психологи;                     б) геологи;                 в) строители.

3. Кто создал горные породы?

а) люди;                  б) природа;                     в) животные.

4.Жидкое  горючее  полезное ископаемое

а) природный газ;               б) нефть;            в) известняк.


Проверим под документ-камерой. У всех правильно?

-На ваших столах лежат конверты. В группах по 2 человека вы должны соотнести полезные ископаемые с их названием. На выполнение данного задания вам дается 3 минуты.

-Давайте проверим.

-Вы большие молодцы.

Ребята, скажите, а нужно ли вообще беречь полезные ископаемые? Зачем? (Человек их использует в своей жизни, имеет большое значение) Вклеим в нашу таблицу.

  1. Заключительный этап

-И так, рябята, наше занятие подходит к концу.

Расскажите, что нового вы сегодняя узнали ?

Потвердили ли мы гипотезу ?

Вернемся к плану.

Что запомнилось больше всего?

Что такое полезные ископаемые?

3. В чем их польза для человека?

4. Как добывают полезные ископаемые?

5. Где добывают полезные ископаемые?

6. Где используют полезные ископаемые?

7. Какие полезные ископаемые ты знаешь?

Один искатель счастья шёл по дороге и увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с огромным трудом пытался перевернуть камень и, когда, наконец, искателю счастья удалось это сделать, он увидел простую надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие».

-Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете применять их в жизни.

За хорошую работу вы получаете медальки.

Подойдите и опустите камень в одну из чаш:

В первую – если вам было интересно на занятии, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;

Во вторую чашу– вам не очень интересно,

В третью чашу – если занятие для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.

Судя по наполняемости чаш, занятие прошло для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.

В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!