Учитель: Тагирова Римма Зиннуровна
Педагог дополнительного образования: Шишкина Регина Ринатовна
Предмет: Хореография.
Класс: 1В
Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений/
Тема по хореографии: Знакомство с основными элементами народного танца.
Тема по шахматам: Шахматная доска. Начальное положение фигур.
Цель: 1. Знакомство с основными элементами народного танца. развитие координации движений ребёнка на основе несложных элементов русского народного танца.
-воспитывать любовь к ритмическим движениям.
- разучить народные элементы.
2. Знакомство с правилом расстановки фигур на шахматной доске. Начальное положение фигур.
Цель занятия:
1.-развитие координации движений ребёнка на основе несложных элементов русского народного танца.
-воспитывать любовь к ритмическим движениям.
- разучить народные элементы.
2.- познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией – начальным положением шахмат, ввести понятия: начальное расположение фигур, создать положительную мотивацию к занятиям. Развивать логическое мышление, ориентирование на плоскости, память, внимание, воспитывать самостоятельность, усидчивость, уважительное отношение друг к другу.
Задачи:
Обучающие задачи:
-научить простейшем русским народным элементам- (елочка, гармошка, ковырялочка, приставной шаг с выставлением ноги на пятку)
Развивающие задачи:
- развить чувство ритма;
- развить координацию движения.
Воспитательные задачи:
- воспитать эстетические чувства ребенка и расширить общий кругозор.
Учащиеся, знакомясь с элементами традиционного народного танца, приобретая навыки одновременного исполнения танца и песни, находят в этом возможность для самовыражения.
Оборудование: шахматное демонстрационное полотно, плакаты с изображением шахматной доски с начальной позицией фигур и плакаты с изображением танцоров. Чемоданчик с куклами в народных костюмах.
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в паре.
Технологии:
Проблемно-диалогическая, наблюдение.
Ход занятия
I.Организационный момент
Шахматы игра для тех,
Кто жаждет чуда и успех.
Для тех, кто юн, для тех, кто сед.
Игра полезная для всех!
Ученики выстроены в одну шеренгу. (расчет по порядку )
1.Вступительная часть.
- Добрый день, мои юные любители шахмат!
- Мы с вами вновь отправляемся в шахматную страну.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Для того, чтобы попасть в эту страну, надо ответить на вопросы :
У: Что у нас находится в центре зала?
Д: (шахматная доска)полотно
У: Ребята, покажите вертикальные линии на доске
( один из учеников проходит по вертикальной линии)
У: И покажите горизонтальные линии на доске
(другой ученик проходит по горизонтальной линии.)
У: Ребята, покажите теперь диагональные линии на доске
( Два ученика проходят по диагональным линиям.)
У: Молодцы!
1. На каких полях ничего не растет?
Д: (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок?
Д: (Из шахматных.)
3.Что делают партнеры, противники за шахматной доской?
Д: (Играют в шахматы.)
У: Молодцы!
1 .Повторение изученного
У: Давайте вспомним, сколько королевств есть в шахматной стране.
Д: (Черное и белое)
2 ученик
Вся в квадратах – белых, чёрных – деревянная доска,
А ряды фигур точёных – деревянные войска.
У: Напомните мне секрет шахматной доски
Д: (она должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым и возле него должна быть цифра один).
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Что б у правого угла
Клетка белая была!
У: Кто живет в этих королевствах?
Д: (шахматные фигуры)
У: Мы смело можем отправляться дальше по сказочной стране шахмат.
III.«Открытие нового знания»
- Ребята, перед каждой шахматной игрой шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места.
3 ученик
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Белые фигуры шагают на первую горизонталь, а черные – на последнюю.
- Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Кони белых и черных фигур должны повернуть свои мордочки навстречу друг другу
- Меж коней заключены
Наши славные слоны.
- И еще два поля есть,
А на них король и ферзь
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
У: Ребята, мы все фигуры выставили на доску? (Раставляют все фигуры на шахматной доске).
Д: (Да, все)
У: Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить это расположение фигур. Так располагаются шахматные фигуры перед каждой шахматной игрой или еще говорят перед шахматной партией. И называется это расположение «начальное положение» или «начальная позиция».
У: Ребята, нам принесли ценное письмо, давайте распакуем.
- Интересно, что там внутри?
Из письма достаем квадраты, на которых изображена шахматная доска с начальной позицией фигур.
У: Ребята, что это изображено?
Д: (шахматная доска)
У: Как называется такое расположение фигур?
Д: (начальное положение, начальная позиция)
IV. Основная часть.
У: Это особа особой породы
Гуляет, где хочет,
Поклонница моды.
Она дирижер, она командир,
С достоинством носит
придворный мундир (входит ферзь).
Педагог: Добрый день ребята. Я рада вас видеть в шахматной стране.
Есть в музыке и в танце движение ритм и тон, а мы начнем занятие и сделаем поклон (дети выполняют поклон).
П: Ачто это за сундучок? Ребята вы знаете? (педагог открывает и вынимает кукол, переодетых в народные костюмы).
П: К нам приехали гости из России и Татарстана. Посмотрите, какие у них красивые костюмы! Что это за костюмы?(ответы детей)
П: Да, правильно, у Машеньки русский народный костюм, а у Алии татарский.
П: Народный танец является подлинным выражением чувств, темперамента, характера, жизненного уклада народа, его национальных особенностей. Поэтому, разучивая народный танец, добившись его правильного, правдивого исполнения желательно ознакомить с бытом и - культурой данного народа, используя при этом, прежде всего, народную музыку
П: Ребята, мы познакомимся с основными элементами народного танца.
П: -Начнем с татарского танца. Исходное положение ног в 6 позиции. Руки у мальчиков за спиной , девочки за юбочку. (Сначала педагог демонстрирует, дети внимательно смотрят. Потом начинают повторять (перепрыгивание через поля).
П: Следующий элемент из русского народного танца. Знакомство с элементом «ковырялочка»( Педагог демонстрирует, потом дети повторяют).
П: Наша с вами задача- не выходить за край своих полей, выполнять четко в своем поле.
П: А сейчас мы выполним эти элементы под музыку (дети выполняют все под музыку).
П: Итак, ребята мы познакомились с основными элементами народных танцев. Нашим гостям Алие и Машеньке понравилось как вы выполняли движения. А вам понравилось?
Д: Да.
П: А какие движения понравились больше всего понарвились?
(ответы детей).
И гостям пора уезжать, проводим их веселой песней-танцем!
«Колесики, колесики».
Спасибо.