СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя данный материал можно провести внеурочное занятие в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие»

Технологическая карта внеурочного занятия по «Основам читательской грамотности»



ФИО, должность и место работы: Габидуллина Гюзелия Габдулхаковна, учитель биологии, МБОУ «Катмышская СОШ»

Тема (название)

Работа со сплошным текстом «Крыжовник»

Цель

Формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста «Крыжовник»

Задачи

1. находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

2. преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать и обрабатывать информацию;

3. находить информацию в тексте и соотносить её с реальным жизненным опытом и делать простые выводы.

Ключевые смыслы, слоганы

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

Символы


Возраст или класс

5 класс

№ п/п

Этап занятия и время

Что делает педагог?

Что делают учащиеся?

Как формируется компонент функциональной грамотности?

Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование

1.

Организация начала занятия

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс.

5 мин.

 Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее


Включение в

работу,

самоопределение.


Здоровьесберегающая технология. (элемент)

Раздаточный материал (тексты, листы оценивания)

2.

Мотивация к

учебной

деятельности.

Цель: мотивирование к учебной деятельности.

3 мин.

Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в жизни. А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить отгадайте загадку:

Спеют ягоды в саду,

Собирать я их пойду.
Рвал и рвал до темноты –
Ох, колючие кусты!

Только это не шиповник –
Оборвал я весь … (крыжовник)

Слушают учителя, дают ответы

Технология сотрудничества


3.

Формулирование темы и задач занятия.

5 мин.

Хорошо! Молодцы! О чем мы сегодня будем говорить? Верно, сегодня мы будем читать, и обсуждать текст о крыжовнике.

Работать вы будете в группах, а чтобы работа наша прошла плодотворно, давайте вспомним правила работы в группе. Верно, работая в группе, нужно уважать мнение других, приходить к компромиссу. Эти правила пригодятся вам не только на уроке, но и в обычной жизни.

  1. Обратите внимание на партах у вас лежат листы самооценки, подпишите их и поставьте сегодняшнюю дату. В процессе работы с текстом мы с вами будем заполнять листы самооценки. Вы сможете оценить себя перед началом работы, поставив оценку в графе «Я смогу» и после окончания работы в графе «Я достиг». Посмотрите, какие умения мы сегодня будем вырабатывать (проговорить умения). Вернемся к нашей теме! Ребята, скажите, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы говорите о крыжовнике?

(записать все варианты детей: это ягода, растет в саду, колючий кустарник, из него можно варить варенье, он полезен для здоровья)

А знаете ли вы, что крыжовник называют «царской» ягодой? (нет) А почему его так называют? (нет) А какими полезными свойствами обладает крыжовник? (нет). А как нужно его выращивать?(нет)Чтобы это узнать, что для этого нужно сделать?(найти и прочитать информацию в каком-нибудь источнике)



Называют правила работы в группе




Работают с оценочными листами.







Высказывают собственное мнение, приходят к единой точке зрения.


Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах),







технологии развития критического мышления (ассоциации).






Проблемное обучение (элемент)

Оценочные листы

4.

Деятельность по достижению решения задач.

30 мин.

Вашему вниманию предлагается три текста, которые разные по содержанию, но объединены одной темой. Читать мы их будем с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания прочитанного, а другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

Работа с текстом №1

(после прочтения первого отрывка)

1.Вы прочитали первый отрывок из текста, о чём он? (ответы детей). А теперь обратимся к нашим оценочным листам, прочтите первое задание, оцените себя перед его выполнением. Хорошо, а теперь приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя в графе «Я достиг». Теперь давайте проверим как вам удалось с ним справиться. (сначала ответы детей потом проверка по эталону)

2.Почему на вид довольно обычная ягода называется «царской» и кто дал крыжовнику такое название?

3.Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь? Что мы ещё можем узнать о крыжовнике?

(ответы детей, рецепт приготовления крыжовникового варенья) Возможно, и, чтобы это проверить переходим к чтению следующего отрывка

(после прочтения второго отрывка)

1.О чем данный отрывок текста? (о приготовлении варенья из крыжовника)

2.Я предлагаю вам кратко записать рецепт приготовления крыжовника (последовательность приготовления). Если есть особенности приготовления, то кратко запишите их в графу «Примечания». Пример дан в первой строке. Не забывайте оценивать себя в ваших оценочных листах, прочтите задание, оцените себя перед его выполнением, поставьте прогностическую оценку в графе «Я смогу». Хорошо, а теперь приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя.


Как вы думаете, о чём нам может рассказать следующий текст? Читаем следующий текст № 2




Проводит физминутку


Работа с текстом №2


1. Итак, скажите, пожалуйста, что вы узнали из этого текста?

2. Назовите полезные свойства, которыми обладают ягоды крыжовника и какую пользу они приносят человеческому организму? (аскорбиновая кислота предохраняет человеческий организм от простудных заболеваний, вирусных атак, фолиевая кислота незаменима для людей, страдающих от потери крови и анемии, витамин РР предотвращает внутренние кровотечения, укрепляет кровеносные сосуды, а фолиевая кислота незаменима для людей, страдающих от потери крови и анемии.). А теперь снова обратимся к нашим оценочным листам, прочтите третье задание, оцените себя перед его выполнением в графе «Я смогу». Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя в графе «Я достиг»

3.Что же ещё не знаем о крыжовнике?

4.Давайте найдем ответ, прочитав последний текст.

Работа с текстом №3

1.Какую информацию мы узнали из этого текста? (информацию о том, как нужно садить крыжовник)

2.Какие условия нужно создать для посадки крыжовника, чтобы в будущем получить хороший урожай ягод? Почему? (во-первых, чтобы участок был защищен от холодных ветров и избегать низких мест, поскольку там может, скапливается холодный воздух, так как он рано зацветает. Во-вторых, крыжовник не выносит заболоченных почв, на таких участках он очень плохо растет, болеет и в большинстве случаев погибает. В-третьих, крыжовник очень требователен к свету и отрицательно реагирует на затемнение и загущение куста. При этом у него вытягиваются и оголяются ветки, ягод становится мало и меньшего размера, созревают они не одновременно и хуже окрашиваются. Не забудьте оценить себя в листах самооценки, прочтите первое задание, оцените себя перед его выполнением. Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя.







Читают тексты. Работают в группах с текстами по нахождению необходимой информации.





Высказывают собственное мнение.








Заполняют таблицу «Рецепт приготовления крыжовника» сведениями из текста




Учащиеся высказывают предположения, читают текст .


Выполняют упражнения за учителем




Читают текст, отвечают на вопросы, работают с оценочными листами









Учащиеся высказывают предположения


Читают текст, отвечают на вопросы, работают с оценочными листами


Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах), технологии развития критического мышления (чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы)
















Здоровьесберегающая технология. (элемент)


Тексты

5

Рефлексия.

6 мин.

Итак, что же мы узнали о крыжовнике?

Ответы детей: о том, почему крыжовник называется «царской» ягодой

  • Узнали рецепт приготовления варенья из крыжовника

  • Какими полезными свойствами обладают ягоды крыжовника и какой положительный эффект

  • они оказывают на человеческий организм

  • В каких условиях нужно выращивать крыжовник

Верно! Молодцы!

А теперь посчитайте количество баллов в оценочных листах и определите уровень успешности выполнения работы(Повышенный – 75-100, базовый уровень – 50-74, пониженный – 25-49, недостаточный – 24 и менее )


И в заключении мы с вами выполним задание творческого характера. Я предлагаювам составить синквейн по следующей схеме:

  • Название темы – одно существительное

  • Описание темы – два прилагательных

  • Описание действия, в рамках темы – три глагола

  • Фраза, несущая определённый смысл – предложение 3-4 слова

  • Синоним ключевого слова (существительное)(крыжовник, колючий, невзрачный, растет, созревает, осыпается, интересный рецепт варенья, ягода)

Всем спасибо за работу!


Отвечают на вопросы










Оценивают свою работу на занятии





Составляют синквейн







Технология обучения в сотрудничестве,

технологии развития критического мышления (составление синквейна)




Планируемые результаты:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, преобразовывать текст в новую форму;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

• готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении, выдвигать гипотезу и доказывать

• умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

• использовать разные информационные ресурсы для поиска информации

Текст № 1.

①Крыжовник на вид довольно обычная ягода, некоторым она даже кажется довольно кисловатой или твердой, а другие считают ее вообще не пригодной для себя. Самое интересное то, что эта на вид незаметная и тусклая ягода имеет название «Царская». Да, именно так называют по-народному эту ягоду, а все из-за того, что варенье, сделанное из крыжовника, получается на самом деле царским. Например, в свое время, Екатерина Великая после того, как попробовала на вкус такое варенье, пришла в восхищение и изумление от его вкуса и тут же окрестила его «царским», после чего даже наградила драгоценным перстнем свою повариху за это замечательное угощение.

Правильно приготовленный крыжовник по сей день славится своим царским вкусом. Рецептов приготовления много, но «царский рецепт», говорят, кроме поварихи Екатерины Великой, знала и семья А. С. Пушкина. Вот он.

②Берём чистый от семечек и ополосканный в воде неспелый и зелёный крыжовник, складываем его в горшочек, при этом необходимо получающиеся ряды перекладывать рядами листьев вишни и щавеля. Далее заливаем водой и закрываем на время крышку, обмазанную тестом, после ставим горшок на пару часов в печь, нагретую и жаркую.

На следующий день крыжовник надо выложить и влить холодной воды с кусками льда, по прошествии часа перемешать, а после обратно вернуть ягоды в холодную воду с кусочками льда и её тоже перемешать, держа в ней ягоды по четыре часа подряд. После завершения этого цикла надо выбросить ягоды на решето, а после и вовсе выложить на скатерть из льна, где крыжовник легко сможет обсохнуть. Обсохших ягод надо выбрать столько, сколько надо, чтобы соблюдалась пропорция один килограмм ягод на два килограмма сахара плюс стакан воды.

Далее нужно сварить сироп из трёх-четырёх частей сахара и прокипятить с последующим снятием пены. В полученный сироп засыпать ягодки крыжовника и довести всё до точки кипения, а как закипит всыпать остатки сахара, а затем удержать на слабом огне, не забывая при этом пробовать на вкус. Полученное варенье лучше всего выложить в заранее подготовленные банки, которые после окончательной заливки в них варенья надо обвернуть бумагой с воском, а сверху накрыть крышкой, и всё это обвязать.


Последовательность приготовления

Примечания

Очистить крыжовник от семечек, помыть.

Крыжовник должен быть неспелым и зелёным.

Складываем ягоды в горшочек

Ряды перекладываем листьями вишни и щавеля

Залить водой и закрыть крышкой, потом поставить на пару часов в печь

Крышка обмазывается тестом, печь должна быть жарко натоплена

Ягоды из горшочка выложить и влить холодной воды с кусками льда, по прошествии часа перемешать. Вернуть ягоды в холодную воду с кусками льда, все перемешать

Держать 4 часа

Выложить ягоду на решето, потом на скатерть из льна

Соблюдать пропорцию один килограмм ягод на два килограмма сахара плюс стакан воды.

Сварить сироп из трёх-четырёх частей сахара

Снимать пену

В сироп засыпать ягодки крыжовника и довести всё до кипения, а как закипит высыпать остатки сахара и варить на слабом огне.

Пробовать на вкус

Полученное варенье выложить в заранее приготовленные банки

Банки обернуть бумагой с воском, а сверху накрыть крышкой, и всё это обвязать


Текст № 2.

③Крыжовник ценится на вес золота. И не случайно польза вкусной садовой ягоды огромна.

В народной медицине крыжовник используется как лекарственное растение, исцеляющее различные болезни и укрепляющее иммунную систему.

Зеленая или красная ягода, обсыпающая колючие ветви низкого кустарника, отличается уникальным химическим составом. Крыжовник занимает второе место по содержанию аскорбиновой кислоты, уступая лишь черной смородине. А железа в нём больше, чем в яблоках.

Ягоды крыжовника способны поддерживать нормальный кислотно-щелочной баланс в организме. Аскорбиновая кислота, содержащаяся в крыжовнике, предохраняет человеческий организм от простудных заболеваний, вирусных атак. Витамин РР предотвращает внутренние кровотечения, укрепляет кровеносные сосуды, а фолиевая кислота незаменима для людей, страдающих от потери крови и анемии.

Ягоды крыжовника едят сырыми или используют для приготовления варенья, желе, соков, киселя, джема, мармелада, различных десертов, тортов, йогуртов.

Текст № 3.

④Самым лучшим сроком для посадки крыжовника является конец сентября — первая половина октября, так как до промерзания почвы он должен успеть прижиться.

Место для посадки крыжовника выбираем с учетом нескольких факторов: во-первых, необходимо, чтобы участок был защищен от холодных ветров, а также важно избегать посадку крыжовника в низких местах, поскольку там может скапливается холодный воздух, так как он рано зацветает.

Во-вторых, крыжовник не выносит заболоченных почв, на таких участках он очень плохо растет, болеет и в большинстве случаев погибает.

В-третьих, крыжовник очень требователен к свету и отрицательно реагирует на затемнение и загущение куста. При этом у него вытягиваются и оголяются ветки, ягод становится мало и меньшего размера, созревают они неодновременно и хуже окрашиваются.

Посадочные ямы лучше всего приготовить заранее, приблизительно, за 1,5-2 месяца до посадки и сделать их надо такой ширины и глубины, чтобы после того как будут внесены необходимыми удобрениями осталось место для свободного размещения расправленных корней саженцев.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!