СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие "Тобольский кремль. Достопримечательности Тобольского Кремля"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие с региональным  компонентом.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие "Тобольский кремль. Достопримечательности Тобольского Кремля"»

Внеклассное мероприятие «Тобольский Кремль. Достопримечательности Тобольского Кремля»

в 4 классе (в малой группе до 10 человек)

Губайдуллиной Марины Викторовны

Тема внеурочного занятия


Форма проведения внеурочного занятия

Методы проведения внеурочного занятия

Региональный компонент

Наглядный материал

Социокультурные объекты

Тема: «Тобольский Кремль. Достопримечательности Тобольского Кремля»

Цель: познакомиться с историей Тобольского кремля;

с постройками кремля;

познакомить с историей великомученика Гермогена;

выполнить групповой проект «Достопримечательности Тобольского Кремля»

Кружковое занятие.

Подготовка и защита группового проекта.


1.методы стимулирования и мотивации (формирование интереса к предстоящему виду деятельности);

2.методы организации и осуществления учебных действий: сочетание

словесных и наглядно-демонстративных методов (в течение всего занятия),

3.практический метод (на этапе самостоятельной творческой деятельности

Тобольский Кремль .


История святомученника Гермогена.

Видеоролик о Тобольске и Тобольском Кремле.

https://youtu.be/WR6a-Xi6DZI


Кроссворд.


Слайды.

Видеоролик о святомученике Гермогене.

https://youtu.be/szwlYrM75SM

Карточки с названиями достопримечательностей Кремля.


Карточки с информацией о достопримечательностях Кремля.

Схема Тобольского Кремля.

Игрушка юла.

г. Тобольск,

Тобольский Кремль,


Софийско- успенский Собор Тобольского кремля.


Архиерейский дом.


Гостинный двор.


Покровский собор.


Колокольня Тобольского Кремля.


Епархиальная гостиница.


Башни Кремля.


Стены Кремля.

Цели: 

  • дать представление об историческом памятнике 16 века (на примере Тобольского Кремля);

  • формировать представления о назначении кремля для Руси, для народа;

  • воспитывать  уважительное отношение к культурному наследию своих предков;

  • создать проект «Достопримечательности Тобольского Кремля»;

  • уточнить знания о профессии гида, экскурсовода.

Формируемые УУД:

- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами; соотносить предметы на рисунке, схеме, макете ;

имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси;

- познавательные: формулирование познавательной цели; умение работать с информацией; расширяют свои представления о красоте, органичности кремля, о его достопримечательностях и назначении;

-коммуникативные: умение слушать и слышать других, работать в парах и группах.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются предложенным материалом; выбирают нужное, сопоставляют.


Этапы организации учебной деятельности

Результаты освоения содержания образования (предметные)

Учебная деятельность ребенка (учебные задачи)

Учебный материал

(тексты учебников, Цоры, социокультурные, социопроизводительные ресурсы)

  1. Этап целеполагания

  1. Приветствие.(30 сек)



  1. Актуализация

(3 минуты)


















  1. Целеполагание

(2 минуты)

– Добрый день всем!

- «Захватите руками все доброе и прекрасное, а теперь, с улыбкой подбросьте, что бы поделиться этим со всеми!»


- Сегодня нас ждет увлекательное путешествие.

- А вот куда и как мы будем путешествовать вы должны угадать сами – это и будет нашим билетиком во время путешествия.


- Разгадайте кроссворд.


- Какое ключевое слово?

- Молодцы, билетики у вас уже есть.

- Что такое кремль?


- Кто- то знает, для чего нужен кремль?




- Из чего состояла эта защита?

- Действительно, кремль являлся защитой для храма и людей.

- Следовательно, какие цели поставим для себя?

Цели: (записываем на доску)

- вспомнить, что такое кремль;

-познакомится с устройством кремля одного из городов Сибири;

- выполнить проект достопримечательностей этого кремля;


- В жизни нам могут пригодиться эти знания?


- Среди современных построек можем увидеть кремль?

- Значит, нам нужно побывать в глуби веков.

- Каким видом транспорта можно обычно путешествовать?

Упражнение «Делюсь счастьем!»









Разгадывают кроссворд по группам.

- Кремль.


- Кремль – архитектурное сооружение.

Ответы детей с опорой на знания. (Кремль защита- центра города в старину)


Ответы детей.



Дети участвуют в формулировании целей.







-Что бы лучше знать и представлять жизнь предков…


- Нет. Сейчас их не строят.


Ответы.












Кроссворд


























2. Основной этап.


  1. Путешествие на ковре – самолете в город Тобольск (Тобольский Кремль) (6 мин)








































































Физкультурная минутка.

(2 минуты)
















































3. Практическая часть

(12 минут)
















4. Защита проекта

(15 минут)






Подведение итога работы.

- Наша цель город, основанный на Руси в (ХVI веке – написано на доске)

- Назовите, какой это век?

- Возможно сказочный вид перемещения?


- Полетели!!!

-Прежде, чем мы попадем на место, нужно угадать, где сделаем посадку.


- Этому городу исполнится 434 года, более 250 лет он был столицей Сибири.

Подсказка.

Поэту – гражданину этого города, принадлежат слова: «За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе..


- Вот и город впереди!




- Что вы узнали о городе?

- Смотрим на слайд. Откуда начинался город Тобольск?

- Что в нем особенного?




-Из какого материала выложены стены?

- Из какого материала ранее сооружали кремль?


- Какой материал надежнее дерево или камень?

- Почему нужен крепкий материал для строительства кремля?



- Какие объекты вы видели на территории кремля?




- Почему храм строили в Кремле?





- Тобольский Кремль - культурное и духовное наследие.. В текущем году отмечается 400-летие образования Сибирской епархии.

Это большое событие в жизни православных России.

Я уже упоминала о том, что Тобольск на протяжении 250 лет являлся столицей Сибири культурной и духовной.

При правлении Ивана Грозного только два города Руси имели право принимать гостей: Москва и Тобольск. Вот такое важное значение имел Тобольск в жизни нашей страны.

Множество различных событий произошло со времен образования города. Множество различных людей побывало в этом городе.

- Сегодня я хочу познакомить вас с судьбой непростого человека, чьи мощи хранит главный храм Тобольска.


- Кто скажет, как называется главный храм Тобольска?


- Внимательно смотрим видео.





- Кто такой святой мученик Гермоген?

- Почему его причислили к лику святых?

- Каким образом его имя связано со Софийско – Успенским Собором?



Коллективная работа.

- Встаньте, пожалуйста. Нам необходимо размяться, но сделаем это с пользой и для дела и для ума.

- На стенах закреплены карточки с надписями.

При ответе на вопрос, находим нужную надпись- ответ и встаем под ней, кто ответит вслух на мой вопрос, тот берет карточку с этим словом.

  1. 1) Самое высокое строение в Кремле? (отвечает тот, у кого самый маленький рост)


2) Сооружения для наблюдения за обстановкой за стенами кремля, во время боя в них укрываются стрелки. ( Отвечает самый высокий)

3) Самое ценное, что в первую очередь защищает кремль за своими стенами? (Отвечает тот, у кого самые светлые глаза)

4) Прочно защищают постройки кремля со всех сторон. (Отвечает тот, у кого самые светлые волосы)

- Молодцы!

- Что еще, охраняют стены кремля, но мы не назвали?


- Если вы затрудняетесь, посмотрите на схему Кремля.


- Ответьте, те знания, что мы сегодня получаем, где можем использовать?



- Как называют людей, чья работа – знакомство с какими-либо культурными, историческими достопримечательностями с их показом?

- Можем мы сегодня побыть такими экскурсоводами?

- Что необходимо гиду для его работы?




- Прекрасно, попробуем себя в роли экскурсовода.

- Это еще одна наша цель урока

- Как будем готовиться?

Наметим план наших действий.






- Экскурсовод хорошо должен разбираться в местности, где он находится и читать карты, схемы, чертежи местности. У вас у каждого будет карточка со схемой кремля, чтоб вы могла найти местоположения вашего объекта и сравнить с большой общей схемой.




- У четверых ребят уже есть карточка с названием части Тобольского кремля.

- Те, у кого еще нет карточки, выбирайте…

- Время на работу 12 минут.


















- Установим порядок выступления.

- Ваши предложения?

- Спасибо. Мы внимательно слушаем наших гидов.

(Заостряю внимание на то как должен держаться гид»


- Поставленных целей добились?

- Спасибо нашим гидам, все были на высоте, все показали высокий профессионализм в своем деле.(Дарю медальки за профессионализм)

- Посмотрите, какое удивительное наследие мы получили от наших предков! Как вы думаете, что нам с этим делать?

(Подвожу к тому, что это великий памятник как исторический так и культурный, архитектурный , со своей историей, которым нужно гордиться, и обязательно его сохранить для своих потомков)



- 16.

- Ковер – самолет













- Петр Павлович Ершов «Конек – Горбунок»

- Тобольск.


Просмотр видеоролика о Тобольском Кремле.


Ответы детей.

- с Кремля!





- Из белого камня

- Из дерева


- Камень долго не разрушается и не боится пожара.




- Храм, колокольню, музеи, дом наместника, посад с жилыми и хозяйственными постройками..


- Храм - святыня для русских, православных людей. Его нужно было защищать от врага.



















- Софийско - Успенский Собор.





Обсуждение увиденного материала.


Ответы детей.






Дети сначала коллективно обсуждают какую карточку выбрать для ответа.





-Колокольня.




- Башни.



- Храм



- Стены.



- Архиерейский дом, Гостиный двор, Покровский собор, звонница….


- Для ознакомления других людей с Тобольским Кремлем, его достопримечательностями.

- Гид, экскурсовод



Ответы детей.

- Хорошо знать достопримечательность, о которой рассказывает. Интересно рассказывать, уметь общаться с людьми….


- Найдем информацию о достопримечательности,

выберем нужное, подготовим рассказ, отметим на схеме кремля этот объект, найдем изображение (слайд) и познакомим остальных с объектом культуры.



Самостоятельная работа.

Возможны разноуровневые задания:

( в зависимости от степени подготовленности детей и их способностей, можно карточки с названием и текстом перепутать, тогда ребятам придется прочитать несколько текстов, чтобы найти нужный; ребятам менее подготовленным, можно дать на выбор карточку и текст с обратной стороны об этом объекте)

Ответы детей.


Рассказы детей об достопримечательностях Тобольского кремля с показом на схеме и на слайде.



- Да.



Ответы детей.


(Если детей в классе много, то можно дать больше объектов)

Слайд 3



Фонограмма звука полета















Видеоролик о Тобольске.

https://youtu.be/WR6a-Xi6DZI

2 минуты.

Слайд 4








































Слайд 5

Видео материал о Святом мученике Гермогене

https://youtu.be/szwlYrM75SM ( 2 минуты)










Карточки в четырех углах кабинета.





































Слайд 6.










Карточки с информацией об объектах Тобольского Кремля.


Слайд 7.


Слайд 8 -9











Во время рассказа демонстрируются слайды с фото объекта.

Схема кремля.




Слайды 10-17

5. Рефлексия «Юла»

- Итак, мы возвращаемся домой. В пути оставим свой отзыв о путешествии. Поможет нам одна из старинных игрушек юла. Как еще ее называли?

Закончите фразу,

Сегодня на занятии мне было…

Я узнал (а), что…

Самым трудным было…

Больше всего понравилось…

Я бы хотел изменить…



- Волчек.

Заводят юлу, читают надпись сектора и дополняют фразу.


Звук полета.


Юла со стрелкой и круг с секторами:

Сегодня на занятии мне было…и т.д.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!