Тема: «Тобольский Кремль. Достопримечательности Тобольского Кремля» Цель: познакомиться с историей Тобольского кремля; с постройками кремля; познакомить с историей великомученика Гермогена; выполнить групповой проект «Достопримечательности Тобольского Кремля» | Кружковое занятие. Подготовка и защита группового проекта. | 1.методы стимулирования и мотивации (формирование интереса к предстоящему виду деятельности); 2.методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов (в течение всего занятия), 3.практический метод (на этапе самостоятельной творческой деятельности | Тобольский Кремль . История святомученника Гермогена. | Видеоролик о Тобольске и Тобольском Кремле. https://youtu.be/WR6a-Xi6DZI Кроссворд. Слайды. Видеоролик о святомученике Гермогене. https://youtu.be/szwlYrM75SM Карточки с названиями достопримечательностей Кремля. Карточки с информацией о достопримечательностях Кремля. Схема Тобольского Кремля. Игрушка юла. | г. Тобольск, Тобольский Кремль, Софийско- успенский Собор Тобольского кремля. Архиерейский дом. Гостинный двор. Покровский собор. Колокольня Тобольского Кремля. Епархиальная гостиница. Башни Кремля. Стены Кремля. |
Этап целеполагания Приветствие.(30 сек) Актуализация (3 минуты) Целеполагание (2 минуты) | – Добрый день всем! - «Захватите руками все доброе и прекрасное, а теперь, с улыбкой подбросьте, что бы поделиться этим со всеми!» - Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. - А вот куда и как мы будем путешествовать вы должны угадать сами – это и будет нашим билетиком во время путешествия. - Разгадайте кроссворд. - Какое ключевое слово? - Молодцы, билетики у вас уже есть. - Что такое кремль? - Кто- то знает, для чего нужен кремль? - Из чего состояла эта защита? - Действительно, кремль являлся защитой для храма и людей. - Следовательно, какие цели поставим для себя? Цели: (записываем на доску) - вспомнить, что такое кремль; -познакомится с устройством кремля одного из городов Сибири; - выполнить проект достопримечательностей этого кремля; - В жизни нам могут пригодиться эти знания? - Среди современных построек можем увидеть кремль? - Значит, нам нужно побывать в глуби веков. - Каким видом транспорта можно обычно путешествовать? | Упражнение «Делюсь счастьем!» Разгадывают кроссворд по группам. - Кремль. - Кремль – архитектурное сооружение. Ответы детей с опорой на знания. (Кремль защита- центра города в старину) Ответы детей. Дети участвуют в формулировании целей. -Что бы лучше знать и представлять жизнь предков… - Нет. Сейчас их не строят. Ответы. | Кроссворд |
2. Основной этап. Путешествие на ковре – самолете в город Тобольск (Тобольский Кремль) (6 мин) Физкультурная минутка. (2 минуты) 3. Практическая часть (12 минут) 4. Защита проекта (15 минут) Подведение итога работы. | - Наша цель город, основанный на Руси в (ХVI веке – написано на доске) - Назовите, какой это век? - Возможно сказочный вид перемещения? - Полетели!!! -Прежде, чем мы попадем на место, нужно угадать, где сделаем посадку. - Этому городу исполнится 434 года, более 250 лет он был столицей Сибири. Подсказка. Поэту – гражданину этого города, принадлежат слова: «За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе.. - Вот и город впереди! - Что вы узнали о городе? - Смотрим на слайд. Откуда начинался город Тобольск? - Что в нем особенного? -Из какого материала выложены стены? - Из какого материала ранее сооружали кремль? - Какой материал надежнее дерево или камень? - Почему нужен крепкий материал для строительства кремля? - Какие объекты вы видели на территории кремля? - Почему храм строили в Кремле? - Тобольский Кремль - культурное и духовное наследие.. В текущем году отмечается 400-летие образования Сибирской епархии. Это большое событие в жизни православных России. Я уже упоминала о том, что Тобольск на протяжении 250 лет являлся столицей Сибири культурной и духовной. При правлении Ивана Грозного только два города Руси имели право принимать гостей: Москва и Тобольск. Вот такое важное значение имел Тобольск в жизни нашей страны. Множество различных событий произошло со времен образования города. Множество различных людей побывало в этом городе. - Сегодня я хочу познакомить вас с судьбой непростого человека, чьи мощи хранит главный храм Тобольска. - Кто скажет, как называется главный храм Тобольска? - Внимательно смотрим видео. - Кто такой святой мученик Гермоген? - Почему его причислили к лику святых? - Каким образом его имя связано со Софийско – Успенским Собором? Коллективная работа. - Встаньте, пожалуйста. Нам необходимо размяться, но сделаем это с пользой и для дела и для ума. - На стенах закреплены карточки с надписями. При ответе на вопрос, находим нужную надпись- ответ и встаем под ней, кто ответит вслух на мой вопрос, тот берет карточку с этим словом. 1) Самое высокое строение в Кремле? (отвечает тот, у кого самый маленький рост) 2) Сооружения для наблюдения за обстановкой за стенами кремля, во время боя в них укрываются стрелки. ( Отвечает самый высокий) 3) Самое ценное, что в первую очередь защищает кремль за своими стенами? (Отвечает тот, у кого самые светлые глаза) 4) Прочно защищают постройки кремля со всех сторон. (Отвечает тот, у кого самые светлые волосы) - Молодцы! - Что еще, охраняют стены кремля, но мы не назвали? - Если вы затрудняетесь, посмотрите на схему Кремля. - Ответьте, те знания, что мы сегодня получаем, где можем использовать? - Как называют людей, чья работа – знакомство с какими-либо культурными, историческими достопримечательностями с их показом? - Можем мы сегодня побыть такими экскурсоводами? - Что необходимо гиду для его работы? - Прекрасно, попробуем себя в роли экскурсовода. - Это еще одна наша цель урока - Как будем готовиться? Наметим план наших действий. - Экскурсовод хорошо должен разбираться в местности, где он находится и читать карты, схемы, чертежи местности. У вас у каждого будет карточка со схемой кремля, чтоб вы могла найти местоположения вашего объекта и сравнить с большой общей схемой. - У четверых ребят уже есть карточка с названием части Тобольского кремля. - Те, у кого еще нет карточки, выбирайте… - Время на работу 12 минут. - Установим порядок выступления. - Ваши предложения? - Спасибо. Мы внимательно слушаем наших гидов. (Заостряю внимание на то как должен держаться гид» - Поставленных целей добились? - Спасибо нашим гидам, все были на высоте, все показали высокий профессионализм в своем деле.(Дарю медальки за профессионализм) - Посмотрите, какое удивительное наследие мы получили от наших предков! Как вы думаете, что нам с этим делать? (Подвожу к тому, что это великий памятник как исторический так и культурный, архитектурный , со своей историей, которым нужно гордиться, и обязательно его сохранить для своих потомков) | - 16. - Ковер – самолет - Петр Павлович Ершов «Конек – Горбунок» - Тобольск. Просмотр видеоролика о Тобольском Кремле. Ответы детей. - с Кремля! - Из белого камня - Из дерева - Камень долго не разрушается и не боится пожара. - Храм, колокольню, музеи, дом наместника, посад с жилыми и хозяйственными постройками.. - Храм - святыня для русских, православных людей. Его нужно было защищать от врага. - Софийско - Успенский Собор. Обсуждение увиденного материала. Ответы детей. Дети сначала коллективно обсуждают какую карточку выбрать для ответа. -Колокольня. - Башни. - Храм - Стены. - Архиерейский дом, Гостиный двор, Покровский собор, звонница…. - Для ознакомления других людей с Тобольским Кремлем, его достопримечательностями. - Гид, экскурсовод Ответы детей. - Хорошо знать достопримечательность, о которой рассказывает. Интересно рассказывать, уметь общаться с людьми…. - Найдем информацию о достопримечательности, выберем нужное, подготовим рассказ, отметим на схеме кремля этот объект, найдем изображение (слайд) и познакомим остальных с объектом культуры. Самостоятельная работа. Возможны разноуровневые задания: ( в зависимости от степени подготовленности детей и их способностей, можно карточки с названием и текстом перепутать, тогда ребятам придется прочитать несколько текстов, чтобы найти нужный; ребятам менее подготовленным, можно дать на выбор карточку и текст с обратной стороны об этом объекте) Ответы детей. Рассказы детей об достопримечательностях Тобольского кремля с показом на схеме и на слайде. - Да. Ответы детей. (Если детей в классе много, то можно дать больше объектов) | Слайд 3 Фонограмма звука полета Видеоролик о Тобольске. https://youtu.be/WR6a-Xi6DZI 2 минуты. Слайд 4 Слайд 5 Видео материал о Святом мученике Гермогене https://youtu.be/szwlYrM75SM ( 2 минуты) Карточки в четырех углах кабинета. Слайд 6. Карточки с информацией об объектах Тобольского Кремля. Слайд 7. Слайд 8 -9 Во время рассказа демонстрируются слайды с фото объекта. Схема кремля. Слайды 10-17 |