СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие по русскому языку. Конкурс "Грамотей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие по русскому языку. Конкурс "Грамотей"»

План-конспект внеурочного мероприятия по русскому языку

Конкурс «Грамотей»

Классы – 6, 7, 8.

Цель проведения мероприятия: актуализировать имеющиеся у учащихся знания и умения.

Задачи мероприятия:

– формировать способность внимательно читать, писать и слушать текст, делать на его основе самостоятельные выводы, определять лексическое значение слова, решать лингвистические задачи;

– развивать мыслительные операции;

– воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость, любознательность, положительное отношение к учению.

Оборудование: раздаточный материал, электронная презентация, записи на доске, оценочные листы для жюри, грамоты, сертификаты, сладкие призы, распечатанные тексты диктанта.

Ход мероприятия

1. Мотивационный этап (цель – мотивировать учащихся к участию в данном внеурочном мероприятии).

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя и гости нашего мероприятия – конкурса «Грамотей»! Сегодня наши участники докажут нам, что именно они достойны звания Грамотей, что именно они знают все правила русского языка, умеют достойно пользоваться всеми богатствами нашего родного русского языка.

Наш конкурс пройдёт в два этапа. Первый этап – написание диктанта. Второй этап – мыслительный, здесь вам нужно будет ответить на вопросы, выполнить задания, за которые вам будут присуждаться баллы. Затем баллы за написанный диктант и баллы за вопросы и задания будут суммироваться. В итоге будет объявлен победитель нашего конкурса.

Формируемое личностное УУД:

  • настраивание на деятельность.

Скажите, пожалуйста, вы хотите победить? Как вы думаете, что вам нужно сделать для этого? Давайте все вместе настроимся на победу. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Это таблица. Каждому из вас был выдан небольшой квадрат. Прошу вас оценить своё настроение по шкале от 1 до 5 и прикрепить свой квадрат в подходящую колонку:

1

2

3

4

5






Учащиеся выполняют задание.

А теперь давайте посмотрим на результат. Сколько человек пришли на наш конкурс с совсем плохим настроением (колонки 1, 2), а с хорошим (колонка 4), а с отличным (колонка 5)? А как мы назовём настроение в колонке 3? Есть ли ребята с таким настроением? В какой колонке больше всего человек? Я вам желаю, чтобы в течение конкурса ваше настроение улучшилось!

Формируемые личностные УУД:

  • умение выделить нравственный аспект поведения;

  • ориентация на моральные нормы, их выполнение.

Но прежде чем начать конкурс я попрошу вас вспомнить о правилах поведения. Как мы должны вести себя во время конкурса? Ответы учащихся. Что нельзя делать? Ответы учащихся.

Вам, ребята, послал своё наставление «грамотей» прошлого года. Посмотрите на экран:

Ребята, вы должны быть др….ми, …. … обижать друг друга, …. ссориться… не … …. соблюдать …… кричать ………учителя. И только тогда вы будете достойны ….ды!

Ой, кто-то испортил послание! Что же делать? Ребята, вы сможете восстановить его?

Учащиеся восстанавливают письмо:

Ребята, вы должны быть дружными, никогда не обижать друг друга, не ссориться, не выкрикивать (возможен вариант учащихся), соблюдать тишину, не кричать, слушать учителя. И только тогда вы будете достойны победы!

Хорошо! Молодцы, ребята! А сейчас я приглашаю за эти столы четырёх желающих.

Четыре человека садятся за парты.

Формируемое личностное УУД:

  • осознание цели и мотива собственной деятельности.

Скажите, пожалуйста, почему вы захотели стать конкурсантами? Ответы учащихся.

Зачем вы хотите победить?

А теперь давайте познакомимся с членами нашего жюри.

Представление членов жюри.

2. Основная часть (цель – выявить основные пробелы в знаниях учащихся, определить победителя).

Прежде чем начать наше первое испытание хочу пожелать вам удачи! Мы в вас верим! Вы справитесь!

Первый этап.

Итак, приступаем к первому чтению текста.

Учитель читает текст. Учащиеся внимательно слушают.

Текст

Мне вспомнилась одна поездка в трамвае. Тогда в трамваях ещё были кондукторы. В нашем вагоне кондукторшей оказалась пожилая женщина маленького роста. На остановке в вагон села компания молодых людей. Все пассажиры взяли билеты, а молодые люди из этой компании билетов брать не стали. Кондукторша подошла к ним:

Оплатите проезд.

Трое отвернулись. Один нахально улыбнулся и сказал:

Проездной у меня. Туда и обратно.

Пятый полез в карман, достал монету и поднял её к потолку. Кондукторша только беспомощно протянула руку.

Что же, бабуля, ты не даёшь мне билета? Я деньги приготовил! Допрыгни!

Компания загоготала. Кондукторша снова повторила:

Оплатите проезд!

Но молодые люди продолжали издеваться над пожилой женщиной.

Мы ехали во втором вагоне, кондукторша не могла позвать на помощь вожатого.

Пассажиры стали увещевать хулиганов:

Постыдились бы!

Но увещевания только подзадоривали безобразников.

Вы что-то сказали?

Ты контролёр что ли?

Помалкивай в тряпочку!

Пассажиры замолчали. Они знали: такие компании способны на многое…

(в сокращении. По С. Львову).

Скажите, пожалуйста, о чём этот текст? (ответы учащихся).

Встретились ли вам незнакомые слова? Какие? (ответы учащихся).

А сейчас мы с вами поиграем. У каждого из вас на столе лежат два конверта, в одном из которых карточки со словами из текста, а во втором – определения к этим словам. Ваша задача – установить соответствие между словами из текста и их определениями. Что вам в этом поможет? Ответы учащихся. А вы, дорогие болельщики, видите эти карточки на экране. Ребята устанавливают соответствие.

Трамвай

Документ, удостоверяющий право пользования чем-либо, разовый или на определённый срок.

Кондуктор

Уговаривать, советуя и убеждая.

Компания

Поезд городской наземной электрической железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов.

Пассажир

Должностное лицо, работник, который контролирует кого (что)-либо.

Билет

Работник, сопровождающий поезда, а также обслуживающий пассажиров на городском транспорте.

Вожатый

Группа лиц, проводящих время вместе.

Увещевать

Водитель трамвая.

Контролёр

Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.

Ребята зачитывают определения.

Болельщики, вы согласны с конкурсантами? Ответы учащихся.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Это фото. Что же мы видим на нём? (на экране фото трамвая и пассажиров). Ответы учащихся.

Итак, хорошо. Со словами мы разобрались. Теперь послушайте, пожалуйста, ещё раз текст и постарайтесь выяснить, какие слова или предложения могут вызвать у вас затруднения при написании. Объясните, почему они вызывают у вас затруднения.

Чтение текста учителем.

Обсуждение затруднений учащихся. Составление плана текста. Болельщики, ваша задача во время написания текста конкурсантами – подготовить по теме текста продолжение этой ситуации, то есть придумать, что станет делать дальше кондукторша, на что решатся пассажиры и члены компании.

А теперь, дорогие конкурсанты, давайте приступим к написанию текста. Будьте внимательны.

Учащиеся пишут диктант под диктовку учителя.

Формируемое личностное УУД:

  • соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами.

Итак, сдаём свои диктанты.

Учащиеся сдают диктанты жюри.

А сейчас я прошу выступить со своим представлением болельщиков.

Ребята представляют свою сценку.

Молодцы! Почему, по вашему мнению, кондукторша поступила именно так? А пассажиры? А члены компании? Что бы сделали на их месте вы?

Ответы учащихся.

Второй этап.

Объявление итогов членами жюри.

Учитель: Ребята, результаты вы узнали, но это ещё не всё. Впереди нас ждёт второй этап испытания. На этом этапе мы решим несколько языковедческих задач, которые для вас приготовили наши болельщики. За их выполнение вы получите ещё несколько баллов. Итак, болельщики будут представлять вам задание. Кто быстрее и, самое главное, правильнее его выполнит, тому и присуждается балл. Готовы? Тогда начинаем. Прошу на сцену болельщика с первым заданием.

Учащиеся предоставляют это задание на слайде и объясняют его.

Задание первого болельщика:

Найдите в тексте два слова на это правило:

Чтобы проверить правописание этой согласной, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное.

Ответы учащихся. Предполагаемые ответы: проезД, поезДка.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопрос для тех, кто не выполнил (выполнил неверно) это задание:

Как ты считаешь, почему ты не справился с заданием?

Задание второго болельщика:

Найдите в тексте три слова на данное правило:

После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся гласные и, у, а, никогда не пишутся гласные ы и я, гласная ю пишется в трёх словах: жюри, брошюра, парашют.

Предполагаемые ответы: Пожилая, женщина, пассажиры.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопрос для тех, кто не выполнил (выполнил неверно) это задание:

Как ты считаешь, почему ты не справился с заданием?

Задание третьего болельщика:

Найдите слово в тексте, в составе которого находится суффикс с уменьшительно-ласкательным значением.

Предполагаемый ответ: маленький.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопрос для тех, кто не выполнил (выполнил неверно) это задание:

Как ты считаешь, почему ты не справился с заданием?

Задание четвёртого болельщика:

Найдите в тексте одно собирательное числительное и одно порядковое.

Предполагаемые ответы: трое, пятый.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопрос для тех, кто не выполнил (выполнил неверно) это задание:

Как ты считаешь, почему ты не справился с заданием?

Задание пятого болельщика:

Найдите в тексте предложение с обращением.

Предполагаемый ответ: Что же, бабуля, ты не даёшь мне билета?

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопрос для тех, кто не выполнил (выполнил неверно) это задание:

Как ты считаешь, почему ты не справился с заданием?

Задание шестого болельщика:

Найдите в тексте одно существительное, которое всегда склоняется в третью сторону.

Предполагаемый ответ: помощь.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопрос для тех, кто не выполнил (выполнил неверно) это задание:

Как ты считаешь, почему ты не справился с заданием?

Задание седьмого болельщика:

Найдите в тексте два глагола, которые всё отрицают.

Предполагаемый ответ: глаголы с частицей не.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопрос для тех, кто не выполнил (выполнил неверно) это задание:

Как ты считаешь, почему ты не справился с заданием?

Задание восьмого болельщика:

Из какого словаря мы можем получить информацию о том, что слово пассажир заимствовано нами?

Предполагаемый ответ: этимологический.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопрос для тех, кто не выполнил (выполнил неверно) это задание:

Как ты считаешь, почему ты не справился с заданием?

Задание девятого болельщика:

Определите стиль и тип нашего текста.

Предполагаемый ответ: тип – повествование, стиль – публицистический.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопрос для тех, кто не выполнил (выполнил неверно) это задание:

Как ты считаешь, почему ты не справился с заданием?

Учитель: Итак, теперь настало время определить победителя нашего конкурса. Передаю слово жюри.

Члены жюри объявляют победителя, вручают грамоты и сладкие призы победителям, сертификаты всем участникам.

4. Рефлексия (цель – организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной деятельности в ходе мероприятия).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами таблица, которую вы заполняли в начале нашего конкурса. Я прошу вас снова оценить ваше настроение сейчас. Прикрепите свои квадраты.

1

2

3

4

5






Учащиеся выполняют задание.

Посмотрите на таблицу 1 и 2. Как изменилось ваше настроение? Как вы думаете, почему это произошло?

Учитель: Ребята, поздравляю вас! А сейчас с вами хотят поговорить журналисты нашей школьной газеты. Уделите им немного времени.

Вопросы журналистов:

Формируемые личностные УУД:

  • рефлексия собственной деятельности;

  • личное участие в ходе мероприятия;

  • осознание цели и мотива собственной деятельности;

  • оценка собственной деятельности.

Каковой была цель твоего участия в данном конкурсе? Для чего тебе нужно было победить? Ответы учащихся.

Как ты думаешь, почему ты победил (а)? Ответы учащихся.

Почему ты проиграл (а)? Каких знаний не хватило тебе для победы? Ответы учащихся.

Что посоветуешь ребятам, которые в следующем году будут участвовать в этом конкурсе? Ответы учащихся.

Как думаешь, что нужно для того, чтобы победить в этом конкурсе? Ответы учащихся.

Определи свою роль в данном мероприятии. Смогло бы оно состояться без тебя? Ответы учащихся.

Как бы ты оценил (а) свою работу в течение конкурса? Ответы учащихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!