СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие по русскому языку "Борьба за звание отличника по морфологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие, направленное преимущественно на формирование личностных УУД у учащихся 5 - 7 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие по русскому языку "Борьба за звание отличника по морфологии"»

План-конспект внеурочного мероприятия по русскому языку

Интеллектуальная игра

«Борьба за звание отличника по морфологии»

Классы – 6, 7, 8.

Цель проведения мероприятия – выявить одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие, углубить знания, умения учащихся в области морфологии через конкурсно-игровую программу, способствовать формированию личностных УУД.

Задачи мероприятия:

– обобщить сведения учеников о морфологии как разделе языкознания и о её составляющих, формировать умение выполнять задания на основе текста, правильно оформлять свои высказывания в устном и письменном виде, сравнивать свой ответ с верным;

– пробудить интерес к познанию русского языка, морфологии как разделу языкознания.

Оборудование: электронная презентация, проектор, листы-ступеньки, карточки с заданиями, трон победителя, учебники под ред. М. М. Разумовской (5, 6, 7) классы, грамоты и сладкие призы.

Ход мероприятия

1. Мотивационный этап (цель – мотивировать учащихся к участию в данном внеурочном мероприятии).

Вступительное слово учителя.

Формируемые личностные УУД:

  • настраивание на деятельность;

  • осмысление цели и мотива собственной деятельности.

Здравствуйте, дорогие ребята! Как ваше настроение? Готовы бороться за победу? Как видите, на доске у нас висят смайлики. Я прошу вас по очереди подойти к доске и выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению. Прикрепите его к своей одежде.

Учащиеся выполняют задание.

Давайте все вместе дружно улыбнёмся и начнём наше мероприятие. Я прошу четыре пары желающих из вас занять места игроков на этом поле, на цифре 6. Остальные образуют для каждой пары игроков группу поддержки, которая будет помогать своим участникам. А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран (на экране название игры). Скажите, что мы будем делать? Какой будет задача каждого из вас? Ответы учащихся.

Дорогие участники, скажите, пожалуйста, почему вы решили стать игроками? Ответы учащихся. Для чего вам нужно победить? Ответы учащихся.

2. Актуализация опорных знаний (цель – предъявить задания, близкие жизненному опыту детей, зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний, актуализировать имеющиеся у учащихся знания по морфологии).

Слово учителя. Итак, сегодня мы с вами поборемся за высокое звание – звание отличника по морфологии. А кто из вас скажет мне, что это за раздел такой - морфология? Что он изучает? Ответы учащихся.

Молодцы, ребята. А в какую науку входит этот раздел? Ответы учащихся.

А что такое языкознание? Ответы учащихся.

А что такое русский язык? Ответы учащихся.

Формируемые личностные УУД:

  • умение выделить нравственный аспект поведения;

  • ориентация на моральные нормы, их выполнение.

Прежде чем приступить к нашей борьбе мы должны вспомнить, как нам нужно вести себя во время нашего мероприятия. Можно ли перебивать друг друга? Ответы учащихся. А как же вы тогда сможете отвечать первыми? Ответы учащихся. А можно ли ссориться из-за того, что кто-то обошёл вас по итогам соревнования? Ответы учащихся. Почему вы так считаете? Ответы учащихся.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите из этого списка только хорошие поступки. Ответы учащихся. А теперь назовите плохие. Ответы учащихся.

Список поступков:

1. Обзываться.

2. Перебивать друг друга.

3. Здороваться со взрослыми и товарищами.

4. Обижать маленьких.

5. Не выкрикивать, а поднимать руку.

6. Попросить прощения, если был не прав.

7. Помочь бабушке донести до дома сумку.

8. Бить домашних животных.

9. Опаздывать в школу.

10. Уступить место в общественном транспорте пожилому человеку.

Дорогие игроки, желаю вам удачи! Правила таковы: за каждое верно выполненное задание ваша пара получает право перейти на следующую ступеньку. Кто первый дойдёт до трона отличника по морфологии, тот и станет победителем в нашей игре.

3. Основная часть (цель – выявить победителя данного мероприятия, проверить знания и умения учащихся по морфологии).

Слово учителя.

Формируемые личностные УУД:

  • рефлексия и оценка собственной деятельности.

Недавно я возвращалась домой и случайно увидела на земле обрывок бумаги. Подняв его, я увидела следующее (слайд):

1. Я русский язык.

2. Моё достоинство состоит в том, что…

3. Моими качествами являются следующие…

4. Моими недостатками являются следующие…

5. Меня нужно хорошо знать для того, чтобы…

6. Без знания меня вы…

Как видите, это потерял русский язык. При этом вторая часть этого листа была оторвана. Наша с вами задача – восстановить эту запись. Попробуйте это сделать самостоятельно. Для оценки вашей работы я пригласила русский язык. Он внимательно вас выслушает и скажет, у кого самое верное представление о нём. Встречайте.

В зале появляется русский язык. Учащиеся аплодируют ему, он садится на предназначенный ему трон.

Представление учащимися своей работы.

Слово предоставляется русскому языку.

Выступление русского языка.

Ребята, вы довольны решением русского языка? Что именно в вашем ответе не понравилось русскому языку? Как бы вы сами оценили свой ответ? Ответы учащихся.

Формируемое личностное УУД:

  • осознание своей национальной принадлежности.

А теперь задание группам поддержки: каждый из вас хорошо говорит на русском языке. А знаете ли вы, почему это так? Подготовьте на эту тему небольшое устное высказывание. Высказывания учащихся.

А сейчас внимание! К нам пожаловал победитель нашей игры в прошлом году. Послушайте его, пожалуйста.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Победитель: Здравствуйте, ребята. Я не мог не прийти к вам сегодня, ведь мне срочно нужно вас предупредить. Наверное, вы думаете, что в этой борьбе нет ничего страшного… Вы не правы. Будет много трудностей на вашем пути, но вы не должны унывать, вы должны бороться. Подумайте, хорошо подумайте… Какая самая главная трудность встанет на вашем пути? (предполагаемый ответ: незнание). А теперь сами для себя (только не говорите этого вслух) найдите в себе это незнание, подумайте над причинами его существования в вас, подумайте, как можно его устранить. (ответы детей) А теперь я даю вам немного времени. Возьмите эти учебники и постарайтесь в течение короткого времени устранить это незнание. Поторопитесь. А я убегаю. У меня очень много дел. Удачи вам, ребята!

Ребята в течение короткого времени пользуются учебниками.

Учитель: Итак, ваше время вышло. Отложите учебники и подойдите ко мне. Как вы, наверное, уже заметили, в центре нашего зала расположен трон отличника по морфологии, к нему в разные стороны идут ступеньки, 6 ступенек в каждую сторону. Вы сейчас находитесь на цифре 6. Переход на ступеньку, ведущую к победе, будет зависеть от ваших знаний. Удачи!

Испытание для перехода с цифры 6 на цифру 5.

Подберите 2 пословицы и одну поговорку, в которых есть прилагательные. Определите разряд имени прилагательного. Ответы детей.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Скажите, чему учат нас пословицы и поговорки? Нужны ли они вам? Используете ли вы их в своей речи? Зачем? Ответы учащихся.

Учащиеся, которые верно выполнили задание, переходят на следующую ступень.

Испытание для перехода с цифры 5 на цифру 4.

Ответьте на вопрос, который вы видите на экране: как изменить наклонение глаголов, которые вы видите на слайде, не изменяя ни одной буквы? (Запись на слайде: держите, ходите, носите). Ответы учащихся.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопросы для тех, кто не отвечал на вопрос:

Почему ты не смог ответить на вопрос? Ответы учащихся.

Что тебе нужно сделать для того, чтобы в следующий раз суметь ответить на подобный вопрос? Ответы учащихся.

Ответившие верно дети переходят на следующую ступень.

Испытание для перехода с цифры 4 на цифру 3.

Исправьте стилистически неправильные предложения. Но сначала ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: что такое стилистика? Что значит стилистически? Итак, вот эти предложения (на карточках):

1. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.

2. Гусь среди их был самый старый и степенный.

3. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Какие части речи в данных предложениях употреблены неправильно? Ответы учащихся.

Формируемое личностное УУД:

    1. наблюдение и анализ чужой деятельности.

Часто ли вы слышите в речи окружающих вас людей подобные ошибки? Приведите примеры. Ответы учащихся.

Формируемое личностное УУД:

    1. рефлексия собственной деятельности.

Делаете ли вы в своей речи подобные ошибки? Приведите примеры. Почему вы их делаете? Ответы учащихся.

Зачем нужно исправлять их? Ответы учащихся.

Выполнившие верно задание учащиеся переходят на следующую ступень.

Испытание для перехода с цифры 3 на цифру 2.

Прослушайте текст. Найдите и подчеркните все имена существительные в первом абзаце этого текста, определите их склонение. Какие знания вам для этого пригодятся? (Текст на карточках).

В автобусе было душно и очень тесно. Его зажали со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной приём к врачу ранним утром. Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. А потом началась война. Он не любил вспоминать то, что он пережил там, зачем ворошить прошлое. Но каждый год двадцать второго июня он запирался в своей квартире, не отвечал на звонки и никуда не ходил. Он вспоминал тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не вернулся. Война была для него и личной трагедией: во время боёв под Москвой и Сталинградом погибли его отец и старший брат.

Сейчас это казалось таким далёким, что будто бы и не было совсем этой проклятой войны. Но рана была слишком глубокой, чтобы забыть об этом так быстро.

Был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе), был тёплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. «Почему я не уступил ему место?» - это вопрос терзал его день изо дня. Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.

Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слёз обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого возраста, к ветеранам, которые потом и кровью заслужили победу и право на жизнь и свободу для своих потомков.

Автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. Вдруг к нему подошёл мальчик лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на моё место, я вижу, как Вам тяжело стоять». У старика навернулись слёзы на глаза. Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы. Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности, они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека (Поучительные рассказы. Эффект бумеранга. Добрые-истории.рф).

Ответы учащихся.

Формируемое личностное УУД:

    1. рефлексия собственной деятельности.

А теперь сравните свою работу с верной на слайде. Сколько ошибок вы допустили? Почему? Ответы учащихся.

Формируемые личностные УУД:

    1. умение выделить нравственный аспект поведения;

    2. соотнесение поступков с принятыми этическими принципами.

Чему нас учит история, описанная в тексте? Случалось ли с вами подобное? Почему пожилого человека мучила совесть? Ответы учащихся.

А теперь задание для групп поддержки: постарайтесь доказать, что мальчик поступил правильно, а пожилой человек, будучи ребёнком, поступил неправильно. Для этого подготовьте устный диалог и представьте его нам. Представления учащихся.

Хочет ли кто-то дополнить этот диалог (монолог)? Ответы учащихся.

Испытание для перехода с цифры 2 на цифру 1.

Участвуют только те, кто находится на цифре 2 и 3, остальные проигрывают и уходят в зал.

Составьте предложение, в котором было бы 3 глагола, 4 существительных, 2 прилагательных, одно местоимение и 5 служебных слов. Ответы учащихся.

Вопрос для тех, кто не справился с заданием:

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Почему это задание показалось сложным / лёгким? Ответы учащихся.

Испытание для перехода с цифры 2 на цифру 1.

Составьте предложение, в котором было бы 3 глагола, 4 существительных, 2 прилагательных, одно местоимение и 5 служебных слов. Ответы учащихся.

Верно ответившие школьники переходят на следующую ступень.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственной деятельности.

Молодцы. Что показалось сложным в данном задании? Почему? Ответы учащихся.

Испытание для перехода с цифры 1 на трон отличника по морфологии.

Формируемое личностное УУД:

  • рефлексия собственных знаний.

Вот и решающее испытание для тех, кто находится на цифрах 2 и 3. Ваша задача такова: вы должны будете письменно представить себя как отличника по морфологии: какими качествами он должен обладать, что знать, что уметь. План выступления вы видите на экране. Специально для проверки этого задания было выбрано три человека для жюри. Жюри вас будет оценивать по этому плану.

План:

Я отличник по морфологии.

Я обладаю такими качествами, как… Мне очень нравится морфология, потому что…

Я знаю…

Я умею…

Вам, ребята, я советую…

Вам, ребята, я желаю…

Каждая пара учащихся представляет своё сообщение, выступая в роли отличника по морфологии.

По решению жюри победители занимают место на троне. Им вручаются грамоты и сладкие призы, остальным сертификаты участников.

4. Рефлексия (цель – организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной деятельности в ходе мероприятия).

Формируемые личностные УУД:

  • рефлексия собственной деятельности;

  • настраивание на деятельность

Вопросы победителям:

Что помогло вам победить? Ответы учащихся.

Вопросы остальным:

Что помешало вам победить? Ответы учащихся.

Что нужно сделать для того, чтобы победить в следующем году? Ответы учащихся.

Смог бы ты стать отличником по морфологии? Почему? Ответы учащихся.

Как бы вы себя оценили свою работу в течение мероприятия? Какую роль вы в нём играли? Ответы учащихся.

А теперь подойдите к доске и снова выберите смайлик, соответствующий вашему настроению. Учащиеся выполняют задание.

Поднимите руки те, у кого сейчас разные смайлики. Как вы думаете, почему так получилось? По какой причине изменилось ваше настроение? Ответы учащихся.

Спасибо вам за участие. Вы молодцы!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!