СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологичный образ жизни"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собстенной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологичный образ жизни"»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Каждому человеку, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности, предпочтений и увлечений, необходимо владеть экологическими знаниями, ориентироваться на экологическую безопасность.

Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также и практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и научно-исследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений.

Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Программа поможет школьнику в более глубоком изучении интересующей его области естественных наук, а также в приобретении важных социальных навыков, необходимых для продуктивной социализации и формирования гражданской позиции:

− навыка самостоятельного решения актуальных исследовательских или практических задач, включающего в себя умение видеть и анализировать проблемы, нуждающиеся в решении, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать свое продвижение к желаемому результату;

− навыка генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму;

− - навыка уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов – владельцев интеллектуальной собственности;

− навыка публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;

− навыка работы со специализированными компьютерными программами, лабораторным оборудованием, техническими устройствами, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника.

Таким образом, школьник освоит основы проектно-исследовательской деятельности и приобретет навык критического отношения к материалу.

Модуль «ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» (эволюционная экология) Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением

МКОУ «Зургановская СОШ» на 2023/2024 учебный год.

Режим занятий –Данная программа составлена в соответствии с возрастными

особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 9-11 класс -34 часа в год.

Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом примерной программы воспитания, учитывает психолого-педагогические особенности данных возрастных категорий. Это проявляется:

− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;

− в возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;

− в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.

Задачи: сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Примерная схема проведения занятий по программе:

1. Объяснение теоретического материала по теме.

2. Подготовка к экспериментальному занятию, обсуждение объектов для практического занятия.

3. Проведение практического занятия – основная задача освоение методологии данного эксперимента.

4. По окончании предложить детям, которые заинтересовались данным экспериментом, развить его в исследовательский проект.

5. Помочь ученику проанализировать результаты эксперимента.











. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности

«Экологичный образ жизни» (3 ч)

Давайте знакомиться. Игры и упражнения, помогающие познакомиться. Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы в рамках программы.

Кто защищает природу. Понятия «экология», «экологичный образ жизни», «экологическая деятельность». Российские и международные экологические организации, работа которых нацелена на сохранение планеты.

Как проходит мой день. Повседневные действия, которые могут нанести ущерб природе. Способы уменьшения последствий наших повседневных действий для природы.

Лабораторная работа № 1 «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов»

Лабораторный опыт № 2.«Определение водопроводной и дистиллированной воды в пластиковой бутылке»

Раздел 2. Правила экологичного образа жизни (7 ч)

Путешествие пластиковой бутылки. Содержимое нашего пакета с мусором. Пластик в общем объёме мусора. Подготовка пластиковой бутылки к переработке.

Сдай батарейку. Использование разных типов батареек, элементов питания дома и в промышленности. Вред использованных батареек для природы. Правила сбора и утилизации использованных батареек.

Как отдыхать экологично. Отдых на природе. Что значит отдыхать экологично. Как выглядят места отдыха людей, не заботящихся о природе. Правила экологичного отдыха.

Знаки экологической безопасности. Виды знаков экологической безопасности. Функциональное назначение знаков.

О чём говорит маркировка товаров. Что такое маркировка и экомаркировка товаров. Процесс получения экомаркировки на товар. Экологические знаки на упаковке. Экомар-

кировка и экологическая чистота цикла производства и продажи товара.

Раздел 3. Здоровье своими руками (5 ч)

Звук и здоровье. Взаимосвязь экологичного образа жизни и здоровья человека. Звук и здоровье. «Шумовое загрязнение». Природные и техногенные звуки. Частота звука и громкость звука: их влияние на физическое и психическое здоровье человека.

Транспорт вокруг нас. Современные транспортные средства и типы двигателей. Соотношение машин с различными типами двигателей на дорогах России и сравнение их характеристик с точки зрения состава выхлопных газов. Влияние выхлопных газов на здоровье человека. Болезни, связанные с качеством воздуха. Способы минимизации выбросов выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания. Экологические стандарты топлива в России. Электромобиль.

Экология питания. Потребность подростка в еде: калории; белки, жиры и углеводы; вода; витамины. Количество приемов пищи. Домашняя еда и фастфуд. Упаковка для еды в магазине и дома. Правила хранения продуктов длительного хранения и скоропортящихся продуктов. Вегетарианство. Расчёт массы тела. Анорексия. Питание во время стрессовых ситуаций.

Лабораторная работа № 3.«Окислительно-восстановительные реакции»

«Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха веществами, попадающими в окружающую среду, в результате работы автотранспорта»

Практическая работа №1.«Определение концентрации веществ в продуктах», Исследовательская работа «Биондикация окружающей среды»

Лабораторная работа № 4«Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов», Лабораторный опыт № 5.«Определение рН в разных средах», Лабораторная работа № 6«Влияние среды на клетки крови человека»,

Раздел 4. Экологические навыки (19 ч)

Практикум по сортировке неорганического мусора. Вопрос об утилизации мусора и его место среди экологических проблем планеты. Как утилизуют мусор. Что такое сортировка мусора. Правила сортировки мусора. Одноразовая посуда. Места для сбора разных видов мусора.

Потребительское общество. Что такое «потребительское общество». Его характеристики. Ограничение потребления.

Экология нашего города (села). Наш город с точки зрения экологии. Природные особенности местности, в которой мы живём. Промышленные предприятия города и района. Трассы и магистрали. Экологические проблемы города и способы их решения.

Какой бывает энергия. Получение энергии и способы её экономии дома, в школе, в городе. Что такое «зелёная энергия». Солнечные станции, ветряки, приливные электростанции — их плюсы и минусы для экологии. Расчёт стоимости электроэнергии.

Пернатые друзья. Птицы нашего края. Значение птиц для природы. Охрана птиц. Зимующие птицы. Кормушки и корм для птиц.

Санитары нашей природы. Основные функции санитаров природы. Животные, птицы, насекомые, помогающие сохранить окружающую природу. Санитары леса и мусор в лесу.

Экологический практикум. Правила очистки водоёмов рек от мусора. Правила сбора мусора в лесу и парке. Прави-ла посадки саженцев деревьев. Правила сбора макулатуры.

Правила создания экологической тропы.



Почему лишь немногие живут экологично? Как экологичный образ жизни позволит сохранить жизнь на планете. Глобальные экологические вызовы. Усилия народов и стран

мира по сохранению жизни на планете.

Создание социальной рекламы. Значение социальной рекламы. Примеры социальной рекламы. Экологическая социальная реклама.

Красная книга России. Цель создания Красной книги.Структура Красной книги России. Разные цвета страниц Красной книги.

День Земли. История возникновения Дня Земли. Акции, которые проводятся ко Дню Земли. Акции «Час Земли», «Зелёный марафон».

Игровой практикум. Экологическая игра «Что? Где? Когда?». Игра «Экологическое лото». Возможности игры для формирования экологичного образа жизни.

Экологическая карта района. Карта района, где обозначены все «экологические места»: пункты приёма пластиковой тары, батареек, макулатуры; места наибольшего загрязнения воздуха, экологические тропы и т. д.

Практическая работа №2 «Расчёт стоимости электроэнергии и способы её оплаты» на примере счёта за электроэнергию

Практическая работа№ 3 «Составление экологической карты поселка»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Личностные результаты

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в

том числе:

В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Экологичный образ жизни»; готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса.

В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию

истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины в науке, технологиях и трудовых достижениях народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе экскурсий экологической направленности.

В сфере духовно-нравственного воспитания: воспитание моральных ценностей и норм в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм; осознание необходимости брать на себя ответственность в ситуации экологического выбора, активное неприятие асоциальных поступков.

В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду.

В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода задачи; применение знаний, полученных в ходе изучения курса «Экологичный образ жизни»;

В сфере экологического воспитания: применение социальных и естественно-научных знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты

Универсальные познавательные действия: выявлять дефицит информации о той или иной стороне экологически значимой деятельности, находить способы решения возникших проблем; использовать вопросы как инструмент для познания; аргументировать свою позицию, мнение; оценивать достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанных с тем или иным экологически обоснованным выбором; применять различные методы при поиске и отборе информации, связанной с экологически значимой деятельностью и дальнейшим изучением курса; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию; находить аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию.

Универсальные коммуникативные действия: формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс «Экологичный образ жизни»; выражать свою точку зрения; понимать намерения других участников занятий курса «Экологичный образ жизни», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях; в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи.

Универсальные регулятивные действия: выявлять проблемы, возникающие в ходе изучения курса «Экологичный образ жизни»; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе включения в различные виды активности в сфере экологии.

Предметные результаты

Биология: формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; умение применять систему биологических знаний; формирование представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов, об антропогенных факторах; формирование представлений об экосистемах и значении биоразнообразия, о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; умение создавать и применять

словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы; владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений); умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; формирование основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни» (3 ч)

Тема 1.

Давайте

знакомиться

(1 ч)


Игры и упражнения, помогаю-

щие познакомиться. Ожидания

каждого школьника и группы в

целом от совместной работы в

рамках программы


Представление участников программы. Участие в играх, помогающих познакомиться, снять напряжение, установить доверительную атмосферу (например, «Никто не знает, что я…», «Расскажи мне о себе» и т. п.1). Высказывание детьми своих ожиданий от занятий по программе курса внеурочной де-

ятельности «Экологичный образ жизни» с использованием игры «Разворачивающаяся кооперация»


Тема 2. Кто защищает природу

(1 ч)


Понятия «экология», «экологич-

ный образ жизни», «экологиче-

ская деятельность». Российские

и международные экологические

организации, работа которых

нацелена на сохранение планеты


Решение филворда, в котором «зашифрованы» слова, связанные с программой курса внеурочной деятельности: «экология», «потребление», «пластик», «природа», «энергия», «батарейка», «потепление» «безопасность», «вода», «эколог», «климат».

Блицопрос о том, почему каждое из этих слов попало в филворд.

Беседа о роли природоохранных организаций (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Росгидромет,Всероссийское общество охраны природы, Всемирное общество защиты животных и т. д.) в сохранении природы

Тема 3.

Как проходит

мой

день (1 ч)


Повседневные действия, которые

могут нанести ущерб природе.

Способы уменьшения последствий наших повседневных действий для природы

Лабораторный опыт № 1. «Определение кислотности почвы на территории села»

Составление перечня повседневных действий школьника (и членов его семьи), которые оказывают влияние на состояние окружающей среды. Заполнение таблицы, где цветами школьники стараются обозначить степень влияния на природу каждого своего действия в течение дня или недели (красный — сильное негативное необратимое влияние; оранжевый — сильное негативное влияние; синий — существенное негативное влияние, которое можно уменьшить; Например, действия могут быть такими: мытьё посуды, покупка товаров, приём душа, езда на автобусе, мытьё окон, пользование дезодорантом, приёмы пищи, выбрасывание мусора и т. д.

Раздел 2. Правила экологичного образа жизни (7 ч)


Тема 4.

Путешествие

пластиковой

бутылки

(2 ч)


Содержимое нашего пакета с мусором. Пластик в общем объёме мусора. Подготовка пластиковой бутылки к

переработке

Лабораторный опыт № 2.«Определение водопроводной и дистиллированной воды в пластиковой бутылке»

Беседа о том, сколько мусора выбрасывают жители Земли за день; где используют пластик и каковы масштабы его использования; какую часть в общем объёме мусора занимает пластик. Практическое занятие «Пластик пластику рознь», в ходе которого школьники учатся различать разные виды пластиковой тары и анализируют, что из неё поддаётся переработке, а что перерабатывают с трудом (например, пластиковые бутылки в термоусадочных плёнках); выясняют, в каком виде надо сдавать пластиковую тару. Задание по желанию: проанализировать содержимое домашнего холодильника на предмет наличия продуктов в пластиковых упаковках; предложить экологичные способы упаковки продуктов в магазине и способы хранения продуктов дома

Тема 5.

Сдай

батарейку

(1 ч)


Использование разных типов

батареек, элементов питания

дома и в промышленности.

Вред использованных батареек.

Правила сбора и утилизации

использованных батареек

Лабораторный опыт .№3«Окислительно-восстановительные реакции»

Участие в блиц опросе об использовании батареек в домашних условиях, на производстве. Беседа о токсичных веществах, которые выделяют использованные батарейки, о правилах сбора и утилизации батареек.

Составление карты села с отмеченными пунктами приёма батареек.

Обсуждение призыва «Сдай батарейку — спаси ёжика», который появился из-за того, что одна батарейка заражает токсичными веществами около 20 кв. м леса — территорию обитания одного ежика

Тема 6. Как

отдыхать

экологично

(1 ч)


Отдых на природе. Что значит

отдыхать экологично. Как

выглядят места отдыха людей,

не заботящихся о природе.

Правила экологичного отдыха


Участие в беседе о том, что значит отдыхать экологично. Работа в группах по обсуждению правил, следуя которым можно меньше навредить природе. Обобщение результатов работы и выбор тех правил, которым можно следовать без особых усилий во вре-

мя семейного отдыха или многодневных походов. Ранжирование правил в зависимости от потенциального вреда, который человек может причинить природе

Тема 7.

Знаки экологической

безопасности

(1 ч)


Виды знаков экологической безопасности. Функциональное назначение знаков.

Участие в беседе о назначении знаков экологической безопасности. Знакомство с разными видами знаков (запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указа тельные, эвакуационные, знаки пожарной безопасности). Практическое задание, во время которого педагог демонстрирует знаки и предлагает школьникам отнести их к определённому виду. Знакомство со знаками радиоактивности, химичской опасности, биологической опасности, высокого напряжения и т. д.

Тема 8.

О чём

говорит

маркировка

товаров(2 ч)


Что такое маркировка и экомар кировка товаров. Процесс получения экомаркировки на товар. Экологические знаки на упаковке. Экомаркировка и экологическая чистота цикла производства и продажи товара условиях хранения, сроках годности и т. п.

Лабораторная работа № 4 «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов»,

Лабораторный опыт № 5.« Определение рН в разных средах»,


Беседа о содержании информации, которая нанесена на этикетку товара (текст, знаки, символы).Практическая работа по обнаружению и расшифровке информации на этикетке о составе продукта, калорийности продукта, месте производства товара, знакомство со знаками экомаркировки, с процессом получения экомаркировки (проверка документации; выезд экологов на предприятие; лабораторные испытания продукции). Мозговой штурм, в процессе которого школьники, представляя себя экологами, обсуждают, на что надо обращать внимание на производстве, где изготавливают, например, игрушки.

Раздел 3. Здоровье своими руками (5 ч)

Тема 9.

Звук

и здоровье

(1 ч)


Взаимосвязь экологичного образа жизни и здоровья человека. Звук и здоровье. «Шумовое загрязнение». Природные и техногенные звуки. Частота звука и громкость звука: их влияние на физическое и психическое

здоровье человека

Лабораторная работа №6 «Влияние среды на клетки крови человека»,


Беседа о связи экологичного образа жизни и здоро-

вья человека.

Игра «Громко-тихо», в процессе которой школьни-

ки ранжируют звуки от самого тихого до самого

громкого.

Беседа о том, к чему приводят громкие крики в лесу; какие наушники надо использовать при прослушивании музыки со смартфона; почему в общественных местах необходимо использовать наушники при прослушивании музыки. Изучение временных интервалов, в которых можно проводить шумные работы в квартирах, и интервалов тишины дома и на улице, которые обозначены в нормативных документах региона.

Знакомство с приложением к смартфонам «Шумометр», измерение уровня шума в коридорах школы, в классе, на улице


Тема 10.

Транспорт

вокруг нас

(2 ч)













Современные транспортные

средства и типы двигателей. Соотношение машин с различными

типами двигателей на дорогах России и сравнение их характеристик с точки зрения состава выхлопных газов. Влияние выхлопных газов на здоровье человека. Болезни, связанные с качеством воздуха. Способы минимизации выбросов выхлопных

газов двигателя внутреннего сгорания. Экологические стандарты топлива в России. Электромобиль

Практическая работа №1«Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха веществами, попадающими в окружающую среду, в результате работы автотранспорта»


Интервью с учителем физики о первых машинах и первых двигателях, появившихся на планете. Заполнение таблицы с целью сравнения разных типов двигателей (двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель, газовый двигатель) по критериям, связанным с количеством и составом выхлопных газов. Беседа о загрязнённости воздуха в городах, о перспективах и тенденциях развития транспорта в мире, о плюсах и минусах разных типов двигателей, о болезнях, возникающих или обостряющихся из-загрязнённости воздуха. Групповая работа, в процессе которой определяются достоинства и недостатки электродвигателей (электромобилей). Составление карты района с обозначением мест наибольшего загрязнения воздуха из-за транспорта.

Тема 11.

Экология

питания

(2 ч)


Потребность подростка в еде: калории; белки, жиры и углеводы; вода; витамины. Количество приёмов пищи. Домашняя еда и фастфуд. Упаковка для еды в магазине и дома. Правила хранения продуктов. Вегетарианство. Расчёт массы тела. Анорексия. Питание во время стрессовых ситуаций Беседа о плюсах и минусах домашней еды и фастфуда, о способах хранения продуктов,о минимизации использования пластика при совершении покупок продуктов в магазине.

Лабораторная работа № 7«Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов»,

Исследовательская работа .«Определение концентрации веществ в продуктах»,

Знакомство с таблицами энергетической ценности продуктов питания, соотношением белков, жиров и углеводов в них. Составление сбалансированного меню, в приготовлении блюд которого дома может принять участие школьник. Экскурсия в школьную столовую, встреча с поварами, интервью с поваром об уменьшении калорийности блюд при сохранении питательности, о том, как влияют соль и сахар на здоровье человека, о том, как сохранить в приготовленных блюдах витамины и минералы. Игра «От стресса», в процессе которой школьники называют те продукты, которые, на их взгляд, помогают справиться со стрессом


Раздел 4. Экологические навыки (19 ч)

Тема 12.

Практикум

по сортировке

неорганического

мусора

(2 ч)


Место «мусорной проблемы» среди экологических проблем планеты. Как утилизуют мусор.

Что такое сортировка мусора.

Одноразовая посуда. Места для

сбора разных видов мусора.

Правила сортировки мусора


Блицинтервью со школьниками на тему «Сколько и какого мусора мы выбрасываем».

Знакомство с проектом «Ноль отходов» на сайте российского отделения Гринпис.

Беседа о проблемах сортировки мусора; о переработке мусора, в том числе о перспективах пластиковой тары стать флисовой толстовкой или напольным покрытием. Беседа о правилах сортировки неорганического мусора.

Практикум по сортировке мусора, в процессе которого школьники сортируют мусор и объясняют основания для сортировки.



Тема 13.

Потребительское

общество

(1 ч)


Что такое «потребительское общество».Его характеристики.

Ограничение потребления

Беседа о том, почему современное общество называют обществом потребления; как поступать с вещами, которые не нужны; как не покупать то, что

не нужно; как не выбрасывать еду.

Интервью с социальным педагогом «Как и кому

можно предложить ненужные вещи».

Групповая работа «10 правил разумного потребле-

ния», в процессе которой школьники формулируют

свои личные правила потребления


Тема 14.

Экология

нашего

села (2 ч)


Наше село с точки зрения экологии.

Природные особенности местности, в которой мы живём. Сельскохозяйственные

предприятия села и района. Трассы и магистрали.

Экологические проблемы города и способы их решения Исследовательская работа «Биондикация окружающей среды»

Обсуждение природных особенностей местности,

в которой живём; факторов, положительно и отри-

цательно влияющих на окружающую среду.

Мозговой штурм по составлению рейтинга экологи-

ческих проблем села.

Групповая работа, в процессе которой каждая груп-

па обсуждает одну экологическую проблему и пред-

лагает способы её решения на уровне человека,

семьи, дома, района (города)

Тема 15.

Какой

бывает

энергия

(2 ч)


Получение энергии и способы её экономии дома, в школе. Что такое «зелёная энергия». Солнечные станции, ветряки, приливные электростанции — их плюсы и минусы для экологии. Расчёт стоимости электроэнергии

Практическая работа №2 «Расчёт стоимости электроэнергии и способы её оплаты» на примере счёта за электроэнергию

Экскурсия по школе с целью выяснения, какие

электроприборы или лампы освещения в этот момент включены без необходимости. Выяснение примерного расхода электроэнергии каждым работающим прибором (к примеру, один компьютер в спящем режиме потребляет около 15 Вт энергии. Если он в таком режиме работает 9 часов, то оплата

энергии за год может составить около 200 рублей

в зависимости от стоимости энергии в регионе).

Беседа «Откуда в наших розетках берётся электри-

чество», в процессе которой обсуждаются способы

получения энергии, их плюсы и минусы.


Тема 16.

Пернатые

друзья (2 ч)

Мозговой штурм:


Птицы нашего края. Значение

птиц для природы. Охрана

птиц. Зимующие птицы. Кор-

мушки и корм для птиц какие птицы встречаются в регионе.


Беседа о том, почему важно кормить птиц зимой, но нельзя их перекармливать; о значении птиц для природы. Групповая работа, в процессе которой школьники из перечня разнообразных продуктов выбирают те, которыми можно подкармливать птиц зимой.


Тема 17.

Санитары

нашей

природы

(1 ч)


Основные функции санитаров

природы. Животные, птицы, насекомые, помогающие очистить окружающую природу. Санитары леса и мусор в лесу

Исследовательская работа «Птицы нашего края»

Беседа о том, почему некоторых животных, насекомых и птиц называют санитарами природы.

Мини-соревнование групп, в процессе которого

группы по очереди называют животных, птиц, насекомых, которые очищают окружающую среду.

Интервью с учителем биологии о санитарах леса.

Участие в групповой работе по созданию памятки

для школьников начальных классов о значении

животных — санитаров природы


Тема 18.

Экологический

практикум

(3 ч)


Правила очистки водоёмов от

мусора. Правила сбора мусора в лесу и парке. Правила посадки саженцев деревьев. Правила сбора макулатуры. Правила создания экологической тропы

Практическая деятельность школьников, направленная на помощь природе.

Возможные варианты: 66 сбор макулатуры,

66 создание экологической тропы, 66 посадка деревьев, 66 уборка мусора в парке, 66 изготовление кормушек, 66 сбор батареек, 66 сбор пластиковых крышек

Тема 19.

Почему лишь немногие живут экологично?

(1 ч)


Экологичный образ жизни как

образ жизни, позволяющий сохранить жизнь на планете.

Глобальные экологические вызовы.


Беседа о глобальных вызовах и усилиях разных

стран по сохранению природы. Дискуссия на тему «Жить экологично легко/сложно», в процессе которой каждая группа старается аргументировать свою точку зрения. Игра «Неоконченное предложение», в процессе «ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Усилия народов и стран мира по сохранению жизни на планете которой каждый школьник продолжает фразу «Когда я решу жить экологично, то первое, что я сделаю …»


Тема 20.

Создание

социальной

рекламы

(1 ч)


Значение социальной рекламы. Знакомство с примерами социальной рекламы. Экологическая социальная реклама


Участие в беседе о том, каковы функции социальной

рекламы, в каких формах она может существовать.

Работа в командах по созданию социального эко-

плаката.

Групповая работа, в процессе которой обсуждаются

возможности проведения в школе конкурса фотографий (плакатов) на экологическую тематику среди учащихся 5—7 классов


Тема 21.

Красная

книга

России (1 ч)


Цель создания Красной книги.

Структура Красной книги

России. Разные цвета страниц Красной книги

Исследовательская работа «По страницам Красной книги нашего поселка»


Беседа о причинах исчезновения некоторых видов

растений и животных; о деятельности человека, которая становится причиной сокращения и исчезновения некоторых видов животных.

Знакомство с историей создания Красной книги.

Практическая работа по определению животных,

насекомых и растений, которые есть в регионе, но

численность которых сокращается.

Составление памятки для учащихся начальных

классов «По страницам Красной книги»


Тема 22.

День Земли

(1 ч)


История возникновения Дня

Земли. Акции, которые прово-

дятся ко Дню Земли. Акции

«Час Земли», «Зелёный мара-

фон» Знакомство школьников с историей возникновения

Дня Земли.


Групповая работа, в процессе которой каждая группа

знакомится с одной из проводимых в мире или стране

акций, обсуждает её эффективность для сохранения

природы и знакомит с ней остальных школьников.


Тема 23.

Игровой

практикум

(2 ч)


Экологическая игра «Что? Где? Когда?».

Игра «Экологическое лото».

Возможности игры для формирования экологичного образа жизни


Экологическая игра «Что? Где? Когда?»1.

Игра «Экологическое лото».

Обсуждение возможности проведения игр для

школьников младших классов.

Групповая работа по адаптации проведённых игр

для младших школьников


Тема 24.

Экологическая

карта

поселка

(2 ч)


Карта района, где обозначены все «экологические места»: пункты приёма пластиковой тары, батареек, макулатуры; места наибольшего загрязнения воздуха, экологические тропы и т. д.

Практическая работа№ 3 «Составление экологической карты поселка»

Составление карты (схемы) района, где

обозначены все «экологические места»: пункты

приёма пластика, пластиковых крышей, батареек,

макулатуры; места наибольшего загрязнения воды

или воздуха; экологические тропы; места размещения экологической информации; велодорожки и т.д.

Представление карты на сайте школы, знакомство

с ней педагогов и школьников



Литература

Методическое пособие «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленности по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Башмакова В.Е., Ясная Л.Б. Москва, 2021

Методическое пособие Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» В. В. Буслаков , А. В. Пынеев Москва, 2021

Методические рекомендации Цифровая лаборатория по химии Д.М. Жилин, О.А.Поваляев

Интернет-ресурсы

1. https://moodledata.soiro.ru/eno/met_rec.pdf. Лабораторный практикум по биологии.

2. https://urok.1sept.ru/articles/611487 методические разработки с использованием цифровой лаборатории.

3. http://window.edu.ru/resource/880/29880/files/ssu016.pdf Школьный практикум по биологии.

4. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!