Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Все профессии хороши» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации в будущем.
Задачи:
-расширять у обучающихся знания о многообразии профессий на основе их функциональных особенностей и получаемого результата,
-расширять познания обучающихся об окружающих их людях, профессиях,
-воспитывать в обучающихся чувство уважения к труду взрослых,
-расширение и активизация словаря по теме «Профессии».
Общая характеристика
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана для 4 класса. Каждое занятие рассчитано на 30-40 минут и проводится 1 раз в неделю (34 часа). Занятия поделены на тематические группы, которые связаны с рассмотрением определенной профессиональной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного материала
Личностные результаты
Дети приобретают навыки:
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели,
-формирование исследовательских навыков применительно к рассматриваемой профессии,
-расширение кругозора и словаря учащихся по лексической теме «Профессии».
Предметные результаты
Дети приобретут навыки:
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом будущего выбора профессии,
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения,
- проводить оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Формирование базовых учебных действий
Личностные:
– знания обучающихся о труде, о мире профессий;
– отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- предлагать помощь и сотрудничество;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Содержание курса
I раздел – Профессии, которые нас учат
II раздел – Профессии, которые лечат нас и наших животных
III раздел– Профессии, которые нужны селу
IV раздел - Профессии, которые нас охраняют
V раздел - Профессии, которые украшают наш мир
VI раздел - Профессии, которые нас обслуживают
Контрольно-измерительный материал
Уровни усвоения программы
Высокий уровень – выполнение более 70% заданий теста правильно.
Средний уровень –выполнение правильно от 30 до 69 % заданий теста.
Низкий уровень -выполнение правильно от 0 до 29 % заданий теста.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Знакомство «Путешествие в мир профессий» | 1 | | |
Профессии, которые нас учат |
2 | Учитель | 1 | | |
3 | Воспитатель | 1 | | |
4 | Библиотекарь | 1 | | |
Профессии, которые лечат нас и наших животных |
5 | Врач | 1 | | |
6 | Медицинская сестра | 1 | | |
7 | Фармацевт | 1 | | |
8 | Ветеринар | 1 | | |
9 | Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 | | |
Профессии, которые нужны селу | |
10 | Фермер | 1 | | |
11 | Доярка | 1 | | |
12 | Животновод | 1 | | |
13 | Пастух | 1 | | |
14 | Агроном | 1 | | |
Профессии, которые нас охраняют | |
15 | Полицейский | 1 | | |
16 | Пожарный | 1 | | |
17 | Охранник | 1 | | |
Профессии, которые украшают наш мир |
18 | Швея (дизайнер одежды) | 1 | | |
19 | Художник | 1 | | |
20 | Артист | 1 | | |
21 | Парикмахер | 1 | | |
22 | Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 | | |
Профессии, которые нас обслуживают | |
23 | Продавец | 1 | | |
24 | Кассир | 1 | | |
25 | Грузчик | 1 | | |
26 | Водитель | 1 | | |
27 | Почтальон | 1 | | |
28 | Повар | 1 | | |
29 | Дворник | 1 | | |
30 | Уборщица | 1 | | |
31 | Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 | | |
32 33 | Мероприятие по завершению курса проект «Реклама профессии» | 2 | | |
34 | Завершение курса «Путешествие в мир профессий» | 1 | | |
| Итого часов | 34 |
Поурочное планирование
№ | Тема | К-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Знакомство «Путешествие в мир профессий» | 1 | Первичная мониторинговая диагностика для определения первичных знаний о профессиях. |
Профессии, которые нас учат |
2 | Учитель | 1 | Определить обязанности учителя, выделить предметы необходимые ему для работы. Обвести по контуру и раскрасить рисунок. |
3 | Воспитатель | 1 | Определить обязанности воспитателя, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить рисунок с воспитателем. |
4 | Библиотекарь | 1 | Отгадать загадку, определить обязанности библиотекаря, выделить предметы необходимые ему для работы. Раскрасить рисунок по образцу. |
Профессии, которые лечат нас и наших животных |
5 | Врач | 1 | Определить обязанности врача, выделить предметы необходимые ему для работы. Обвести по контуру и раскрасить рисунок. |
6 | Медицинская сестра | 1 | Определить обязанности медсестры, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить медсестру на рисунке.. |
7 | Фармацевт | 1 | Определить обязанности фармацевта, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить фармацевта на рисунке. |
8 | Ветеринар | 1 | Определить обязанности ветеринара, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить ветеринара на рисунке. |
9 | Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 | Промежуточная мониторинговая диагностика для определения уровня усвоения знаний разделов «Профессии, которые нас учат», Профессии, которые лечат нас и наших животных |
Профессии, которые нужны селу |
10 | Фермер | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности фермера, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить фермера на рисунке. |
11 | Доярка | 1 | Профориентационная беседа. Отгадать загадку. Определить обязанности доярки, выделить предметы необходимые ей для работы. Выбрать и раскрасить доярку на рисунке. |
12 | Животновод | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности животновода, выделить предметы необходимые ему для работы. Познакомиться с животными, с которыми работает животновод. Обвести на рисунке по контуру и раскрасить животных. |
13 | Пастух | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности пастуха, выделить предметы необходимые ему для работы. Познакомиться с животными, которых пасет пастух. Соединить на рисунке точки и определить, где потерялась овца. |
14 | Агроном | 1 | По стихотворению определить, чем занимается агроном. Выбрать и раскрасить на рисунке агронома. |
Профессии, которые нас охраняют |
15 | Полицейский | 1 | Определить обязанности полицейского, выделить предметы необходимые ему для работы. Обвести на рисунке по контуру и раскрасить полицейского. |
16 | Пожарный | 1 | По стихотворению определить, чем занимается пожарный. Определить, что необходимо пожарному для тушения пожара. Раскрасить по образцу. |
17 | Охранник | 1 | Определить обязанности охранника. Ответить на вопрос: «Чем работа охранника отличается от работы полицейского?». Выбрать и раскрасить на рисунке охранника. |
Профессии, которые украшают наш мир |
18 | Швея (дизайнер одежды) | 1 | Профориентационная беседа. С помощью стихотворения определить обязанности швеи, выделить предметы необходимые ей для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке швею. |
19 | Художник | 1 | Определить обязанности художника, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке художника. |
20 | Артист | 1 | Определить обязанности артиста. Ответить на вопрос: «Где может выступать артист?». Выбрать и раскрасить на рисунке артиста. |
21 | Парикмахер | 1 | Профориентационная беседа. С помощью стихотворения определить обязанности парикмахера, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке парикмахера. |
22 | Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 | Промежуточная мониторинговая диагностика для определения уровня усвоения знаний разделов «Профессии, которые украшают наш мир», «Профессии, которые нас охраняют», «Профессии, которые нужны селу». |
Профессии, которые нас обслуживают |
23 | Продавец | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности продавца, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке продавца. |
24 | Кассир | 1 | Определить обязанности кассира, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке кассира. |
25 | Грузчик | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности грузчика. Выбрать и раскрасить его на рисунке. |
26 | Водитель | 1 | Определить обязанности водителя. Ответить на вопрос: «Легко ли стать водителем?». Выбрать и раскрасить его на рисунке. |
27 | Почтальон | 1 | Профориентационная беседа. С помощью стихотворения определить обязанности почтальона, предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке почтальона. |
28 | Повар | 1 | Профориентационная беседа. С помощью стихотворения определить обязанности повара, определить предметы необходимые ему для работы. Обвести на рисунке по контуру и раскрасить повара. |
29 | Дворник | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности дворника, предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке дворника. |
30 | Уборщица | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности уборщицы, предметы необходимые ей для работы. Ответить на вопрос: «Сколько раз в день в школе моется пол?». Выбрать и раскрасить на рисунке уборщицу. |
31 | Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 | Промежуточная мониторинговая диагностика для определения уровня усвоения знаний раздела «Профессии, которые нас обслуживают» |
32 33 | Мероприятие по завершению курса проект «Реклама профессии» | 2 | Представление запомнившихся профессий в форме презентации, рисунка, чтение стихотворения. |
34 | Завершение курса «Путешествие в мир профессий» | 1 | Мониторинговая диагностика для определения знаний о профессиях, рассмотренных на курсе в соответствии с их результатом труда. |
| Итого часов | 34 | |
Список литературы
Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 2008.
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 2011.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 2007.
Галстян М.Н. Программа профессионального самоопределения «Твоя профессия»// Работа социального педагога в школе и микрорайоне. М., 2010.
Классные часы: 1 класс / Авт. Сост Т.Н. Максимова- М.: ВАКО, 2011. - 272 с.
Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М.: 2006. - 104 с. (Коррекционная педагогика).
Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2006.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2011.
2. Интернет-ресурсы
газета «1 сентября»: www.festival.1september.ru
единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-cjllection.edu.ru
презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info
образовательный портал «Учёба»: http://uroki.ru
3. Технические средства обучения
интерактивная доска
компьютер
Для учеников
Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак — М.: Издательство «Детская литература»
Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков — М.: Издательство «Детская литература» Маяковский В. Кем быть. М.: Издательство Малыш,1987 г
Родари Д. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари — М.: Издательство «Детская литература»
Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский «Стрекоза»
Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель — М.: Издательство « Детская литература»
Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский — М.: Издательство «Детская литература»