СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внеурочная деятельность учителя начальных классов коррекционной школы-интерната в условиях ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.  

Просмотр содержимого документа
««Внеурочная деятельность учителя начальных классов коррекционной школы-интерната в условиях ФГОС»»

   «Внеурочная деятельность учителя начальных классов коррекционной школы-интерната в условиях ФГОС»

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.  

На всех этапах воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной коррекционной школе главной задачей является коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.  Для её решения необходимо воспитывать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельность, развивать интерес к окружающей  жизни, совершенствовать знания и умения, формировать нравственные и социальные качества личности.          

Основными задачами внеурочной деятельности учителя начальных классов являются:  включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся;  формирование способностей  к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

В начальной школе внеурочная деятельность реализуется в первую очередь через дополнительные коррекционные занятия по разным направлениям: развитие речи, грамматика, чтение, окружающий мир. На дополнительных коррекционных занятиях учитель расширяет знания по предмету для успешного освоения основной образовательной программы. Учитель предлагает различные игровые задания: ребусы, кроссворды, викторины, инсценировки, театрализация, моделирование и другие формы работы. Все коррекционные занятия проходят в свободной игровой форме, без оценивания, что позволяет учащимся настроиться не на учебную деятельность, а на соревновательную.

Изучение своего края, его природы,  истории, жизни и труда населения особенно важно для обучающихся с ОВЗ, так как коррекционная школа-интернат является единственным учебным заведением для большинства из них. По окончании школы, начав трудовую деятельность, выпускники остаются жить и работать в своей местности, вступают в самые широкие связи и отношения с рабочим коллективом, создают семьи.

         Знание окружающей действительности необходимо каждому человеку, чтобы он мог существовать и заниматься общественно полезной деятельностью. Тем более эти знания необходимы для коррекции  интеллектуальной недостаточности обучающихся коррекционной школы.

       Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности,  почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив.

  В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большее внимание придается роли специального обучения и воспитания, подготовке учащихся к самостоятельной жизни,  решению проблем социализации детей с проблемами слуха. Ранее на первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам.  Достижения в социальной адаптации  рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания школьников. Однако результаты подобной работы, как показывает практика, не удовлетворяли педагогов и родителей.  В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с проблемами развития. В данный период в  ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется  не только обучению предметам, но и развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. Во всех коррекционных школах организовано целенаправленное  обучение детей с ОВЗ, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка.

  Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися.  Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего  мира является экскурсия.

«Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью».

Экскурсия  активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.

В соответствии с программами по развитию речи, окружающему миру, природоведению учителями начальных классов проводятся различные экскурсии: по улицам города, к памятникам, в музеи, в природу.

  Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Во время нее могут применяться все методы обучения.

В образовательно – развивающем плане экскурсия способствует накоплению учащимися научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать отдельные факты, подробности, детали, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию наблюдательности, эмпирического мышления, памяти.

Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

Спецификой любой экскурсии является органичное сочетание показа с рассказом, ведь в её основе всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным пояснением, анализом.

Экскурсионная работа в силу своей коррекционно – компенсаторной направленности приобретает в обучении и воспитании детей с ОВЗ особое значение. Прежде чем изучать язык, им необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими.

Во внеурочное время  можно проводить следующие виды экскурсий:

искусствоведческие;

обществоведческие;

природоведческие;

профориентационные;

познавательные.

До проведения  экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:

развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

развитие мыслительных операций и познавательной активности;

активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;

развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности;

развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств.

Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует  тщательной подготовки. Она включает: определение ее цели, задач, содержания, методов; подготовку учащихся: рассказ о цели,  содержании, организации экскурсии, о видах работы в ходе экскурсии, постановка вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии; продумывание форм контроля понимания школьниками изучаемого материала; определение содержания беседы, завершающей экскурсию, с целью закрепления усвоенного материала.

Современная коррекционная школа призвана обеспечить развитие учащихся и подготовку их к практической деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Эта важная задача решается через реализацию основных направлений работы по социальной адаптации.

Как писал Л.С.Выготский: «Дефективный ребёнок есть, прежде всего, особый ребёнок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим людям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются». Все это в свою очередь обуславливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении дела возникают «… непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребёнка». В качестве первоочередной цели лечебной педагогики автор выдвигал задачу социальной компенсации дефекта, нормализации общения аномального ребёнка с окружающими. Он отмечал, что возможность устранения ближайшей причины недоразвития высших психических функций открывает перед педагогикой большие перспективы.

Социальная адаптация в среде слышащих для детей с ОВЗ имеет большое значение. От нее в немалой степени зависит успешность обучения и интеграции воспитанников с нарушениями слуха в среду слышащих. А это позволит им наравне со своими слышащими сверстниками занять достойное место в обществе.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!