1. Пояснительная записка
Рабочая программа « Уроки нравственности» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 (с дополнениями и изменениями) и положением о структуре порядке, разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов и программ внеурочной деятельности, МКОУ «СОШ» с.п.Зольское и примерной программой Н.Ф.Виноградовой.
Цель и задачи занятий: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:
на основе авторской программы внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана - Граф. 2012.
Согласно учебному плану МКОУ «СОШ» с.п. Зольское на 2018-2019 уч.год, на изучение внеурочной деятельности «Уроки нравственности» во 2 классе отводится 2 часа в неделю из расчёта 34 учебные недели, что составляет 68 часов в году.
2.Планируемые результаты
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
3.Содержание занятий
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата |
План | факт |
Культура общения-18ч |
1. | Этикет (повторение). | 1 | 4.09 | |
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | 11.09. | |
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | 11.09 | |
4. | Встреча и развлечение гостей. | 1 | 18.09 | |
5. | Встреча и развлечение гостей. | 1 | 18.09 | |
6. | Поведение в гостях. | 1 | 25.09 | |
7. | Поведение в гостях. | 1 | 25.09 | |
8. | Как дарить подарки. | 1 | 9.10 | |
9. | Как дарить подарки. | 1 | 9.10 | |
10 | Этикет разговора. | 1 | 2.10 | |
11 | Обращение к разным людям. | 1 | 2.10 | |
12 | Обращение к разным людям. | 1 | 2.10 | |
13 | Вежливый отказ, несогласие. | 1 | 2.10 | |
14 | Этикетные ситуации. | 1 | 9.10 | |
15 | Этикетные ситуации. | 1 | 9.10 | |
16 | Афоризмы. | 1 | 9.10 | |
17 | Разговор по телефону. | 1 | 16.10 | |
18 | Играем роль воспитанного человека. | 1 | 16.10 | |
Общечеловеческие нормы нравственности-21 | | | 22.01 |
19 | Заповеди. | 1 | 16.10 | |
20 | Заповеди. | 1 | 23.10 | |
21 | Дал слово держи. | 1 | 23.10 | |
22 | Дал слово держи. | 1 | 6.11 | |
23 | Что значит быть вежливым? | 1 | 6.11 | |
24 | Мои достоинства и недостатки. | 1 | 13.11 | |
25 | Мои достоинства и недостатки. | 1 | 13.11 | |
26 | Большое значение маленьких радостей. | 1 | 20.11 | |
27 | О хороших и дурных привычках. | 1 | 27.11 | |
28 | О хороших и дурных привычках. | 1 | 27.11 | |
29 | Афоризмы о самовоспитании. | 1 | 4.12 | |
30 | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 | 4.12 | |
31 | О сострадании и жестокосердии. | 1 | 11.12. | |
32 | О сострадании и жестокосердии. | 1 | 11.12. | |
33 | Лгать нельзя, но если...? | 1 | 18.12 | |
34 | Лгать нельзя, но если...? | 1 | 18.12 | |
35 | Всегда ли богатство счастье? | 1 | 25.12 | |
36 | Всегда ли богатство счастье? | 1 | 25.12 | |
37 | Спешите делать добро. | 1 | 15.01 | |
38 | Спешите делать добро. | 1 | 15.01 | |
39 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 | 29.01 | |
Дружеские отношения-18ч |
40 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | 29.01 | |
41 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | 5.02 | |
42 | Преданный друг. | 1 | 5.02 | |
43 | О доброте и бессердечие. | 1 | 12.02 | |
44 | О доброте и бессердечие. | 1 | 12.02 | |
45 | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | 19.02 | |
46 | О зависти и скромности. | 1 | 19.02 | |
47 | О зависти и скромности. | 1 | 26.02 | |
48 | О доброте и жестокосердии. | 1 | 26.02 | |
49 | В мире мудрых мыслей. | 1 | 5.03 | |
50 | В мире мудрых мыслей. | 1 | 5.03 | |
51 | «Как сердцу высказать себя?» | 1 | 12.03 | |
52 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 | 12.03 | |
53 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 | 19.03 | |
54 | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 1 | 19.03 | |
55 | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | 1 | 9.04 | |
56 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 | 9.04 | |
57 | Афоризмы. | 1 | 16.04 | |
Понять другого-11ч |
58 | Золотые правила. | 1 | 16.04 | |
59 | Золотые правила. | 1 | 23.04 | |
60 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | 23.04 | |
61 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | 30.04 | |
62 | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | 30.04 | |
63 | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | 7.05 | |
64 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | 7.05 | |
65 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | 14.05. | |
66 | В мире мудрых мыслей. | 1 | 14.05. | |
67 | Вот человек. Что скажешь ты о нём? | 1 | 28.05 | |
68 | Обзор курса этики за год. | 1 | 28.05 | |