РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
духовно - нравственное направление
«Мастерская общения»
для обучающихся 1«А», 1 (дополнительный), 1 (8.3.) класс
2018-2019 учебный год.
Разработчик:
учитель начальных классов
Сагайдак Л.В.
г. Барнаул, 2018
Содержание:
1.Пояснительная записка (Нормативно-правовая база, актуальность курса).
2.Цели и задачи реализации программы.
3. Принципы реализации программы.
4. Формы и методы работы.
5. Виды деятельности.
6. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной
деятельности «Мастерская общения»
7. Календарно-тематическое планирование.
8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 1 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая учебная программа разработана на основании адаптированной основной образовательной программы школы-интерната на 2018-2019 учебный год и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская общения» адресована обучающимся 1 класса с умственной отсталостью. (Вариант 1), обучающимся с расстройством аутистического спектра.
Нормативно-правовую базу разработки программы внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,ФГОС НОО ОВЗ.
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г. № 4/15; АООП РАС.
4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Письмо МО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.1999 г. № 220/11-12.
6. Локальные акты КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1».
Актуальность темы, «Мастерская общения».
Направление: духовно-нравственное .
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.
В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Мастерская общения», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на чтения, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Задачи курса: Задачи:
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
III. Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
VI. Виды деятельности
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Художественное творчество
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
Техническое творчество
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Проектная деятельность
VI. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты.
Регулятивные БУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные БУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные БУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебно-тематический план на год
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Я среди людей | 6 | 3 | 3 |
3. | Речевой этикет | 6 | 2 | 4 |
4. | Культура поведения | 12 | 6 | 6 |
5. | В мире сказок. | 6 | - | 6 |
6. | Заключительное занятие | 2 | - | 2 |
| Итого: | 33 | 12 | 21 |
VII. Тематическое планирование.
Программа предназначена: для обучающихся 1 класса.
Возрастная группа обучающихся 7 – 8 лет.
Тематическое планирование (33 часа в течении учебного года).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 - 40 минут
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вводное занятие (1ч) | 1 | Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» | 1 | |
Я среди людей (6 ч) | 2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 1 | |
3 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |
4 | Плохо одному. | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 | |
5 | Товарищи и друзья. | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 | |
6 | Как завоевывать друзей. | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 | |
7 | Бескорыстие в дружбе. | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 | |
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 | |
9 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 1 | |
10 | Правила знакомства, представления и обращения. | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |
11 | Правила приветствия и прощания. | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 | |
12 | Правила извинения и просьбы. | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |
13 | Правила благодарности и отказа. | Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. | 1 | |
Культура поведения (12 ч) | 14 | Отношение к старшим. | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 | |
15 | Отношение к учителю. | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 | |
16 | Отношение к малышам. | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 | |
17 | Как вести себя в школе, на переменах. | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 | |
18 | Правила поведения в столовой, за столом. | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 | |
19 | Правила поведения с гостями, в гостях. приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 | |
20 | Искусство делать подарки. | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |
21 | Как правильно разговаривать по телефону. | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 | |
22 | Правила поведения в общественном транспорте. | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 | |
23 | Как вести себя в общественных местах. | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 | |
24 | Правила поведения в театре и кино. | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 1 | |
25 | Поведение в библиотеке и музее. | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
В мире сказок (6 ч) | 26 | Добро и зло в сказках. | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | |
27 | Добро и зло в сказках. | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | |
28 | Сказки – волшебство, чудо и правда. | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | |
29 | Сказки – волшебство, чудо и правда. | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | |
30 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | |
| 31 | Сказка – ложь, да в ней намек. | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | |
| 32 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят. | 1 | |
Итоговые занятия (2 ч) | 33 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят. | 1 | |
Итого: | | | | 33 часа | |
Учебно – методическое обеспечение.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.