Тема: Знакомство с эмоциями.
Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.
Задачи: познакомить детей с эмоциями;
учить определять эмоциональные состояния других людей;
развивать умение владеть своими эмоциями, анализировать
эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего
меняются;
воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные
эмоции.
Материалы: слайды, карточки со схематическим изображением эмоций, карточки с заданиями, таблицы, смайлики, портреты, мягкая игрушка.
Ход занятия:
1.Побуждение.
"Подари улыбку другу".
- Подумайте, вспомните новость или событие, которое вас обрадовало, постарайтесь передать такое эмоциональное состояние стоящему рядом с вами слева, затем справа товарищу.
Когда улыбаешься, настроение меняется само собой. Подари улыбку другу!
2. Упражнение: «Сказка про то, как У поймала рыбку по имени Удовольствие»
Буква У отличалась от всех других букв своей любознательностью. Конечно, ведь У не была пара крючков, которые легко подцепляли разные вопросы и заставляли искать на них ответы.
И в этот раз буква У не отказала себе в удовольствие и залезла в книгу под названием «Руководство по рыбной ловле». У нее закружилась голова от того количества вопросов, которые повисли у нее на крючке. Через пару часов она решила прейти от теории к практике и направилась к озеру.
Три раза она забрасывала свои крючки, но ничего не ловилось. И только четвертый раз был удачным. О чудо! В воздухе трепыхалась рыбка, да непростая, а волшебная.
Рыбаки со всего озера окружили нашу букву, стали задавать ей вопросы, рассматривать добычу. Рыбка переливалась всеми цветами радуги, приветливо махала плавниками и напевала какой-то незатейливый мотивчик.
Как приятно было У внимание окружающих, их добрые слова и улыбки, дружеские рукопожатия и похлопывания по плечу! Какое это удовольствие, когда вокруг тебя единомышленники, готовые выслушать тебя и помочь.
— А вот рыбку-то жаль! Больно хороша! Пожалуй, сделаю фото да отпущу! — проговорила буква У вслух….
Вопросы для обсуждения:
1. От чего У получала удовольствие (от внимания окружающих, добрых слов и улыбок, рукопожатий);
2. Какие еще положительные эмоции она могла чувствовать (радость, удовлетворение, счастье, гордость). Давайте запишем их на большом листе бумаги;
3. От чего вы чувствуете удовольствие.
4. Как можно узнать, что человек испытывает удовольствие? (поза, жесты, мимика, поведение)
3.Сбор ассоциаций:
Эмоции - это выражение нашего отношения, чувства, к происходящему вокруг нас или внутри нас.
Работа по карточкам "Распредели эмоции"
В таблице необходимо распределить слова в 2 столбика: радость, грусть, гнев, стыд, отвращение, любовь, гордость, восторг, смех, обида.
положительные | отрицательные |
| |
| |
| |
| |
| |
- По какому принципу вы распределили?
Какие эмоции можно назвать нашими «врагами»? Какие - «друзьями?»
"Смайлики – наши друзья" (в конверте)
Выберите тот Смайлик, который будет выражать положительные эмоции, а затем - отрицательные.
"В гостях у Мультипликации"
И взрослые, и дети любят мультфильмы. И сейчас я приготовила для вас сюрприз.
А) Сюрприз (поёт Чебурашка, дети его не видят. Затем
появляется Чебурашка вместе с Крокодилом Геной).
Какой Смайлик выражает ваше настроение в данный момент?
Почему?
Б) "Узнай героев мультфильма".
Всегда ли было хорошее настроение у героев мультфильма
"Трое из Простоквашино ?"
Вывод: положительные эмоции помогают бороться с нашими отрицательными эмоциями - "врагами", поэтому положительные эмоции можно назвать нашими "друзьями".
И поэтому встречи с друзьями всегда сопутствуют хорошему настроению.
3.Упражнение "Словарь чувств"
Инструкция.
Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, ты можешь назвать за одну минуту. Ты будешь называть, а я считать. Теперь напиши, пожалуйста, какие чувства испытываешь после контрольной работы (1минута). А теперь вспомни значимую для тебя ситуацию. Можешь ли ты ее описать на языке чувств? (2-3 минуты).
Вопросы для обсуждения:
- С кем ты говоришь о своих чувствах?
- О каких чувствах тебе бывает легче говорить?
- О каком чувстве тебе говорить труднее?
- Какое чувство нравится тебе больше других?
- Какое, по-твоему, самое неприятное чувство?
- Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?
4.Игра "Изобрази эмоцию".
Давным - давно жил великий артист немого кино - Чарли Чаплин. Он передавал мимикой и жестами то, что хотел рассказать зрителям.
Перед вами карточки. У девочек - «Букет», у мальчиков - «Встреча с медведем».
Нужно изобразить без слов выражение лиц через мимику. Написать, какая эмоция изображалась - радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление?
- Какие ещё причины (события) могут вызывать такие чувства?
Вывод: можно сказать, что чувства являются регуляторами поведения человека. Благодаря им, мы понимаем, всё ли у нас хорошо. А если не всё благополучно, человек начинает искать причину плохого настроения.
Сегодня мы поговорим о том, что такое «саморегуляция», и как научиться управлять своими эмоциями.
- Как вы думаете, для чего нам это нужно?
- Зачем контролировать своё поведение?
5.Релаксация.
" Минутка тишины" (фонограмма "Пение птиц").
Сядьте удобно. Закройте глаза. Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Где - то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Вам вдруг захотелось оказаться там. Посмотрите вверх: на фоне четко виден движущийся тёмный крестик. Это орёл, парящий над скалами... Мгновение - и вы становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко скользите в облаках, плывущих под вами... Далеко внизу видны игрушечные рощицы, маленькие домики в долинах, крохотные человечки, спешащие по делам... Вглядитесь хорошо в эту картину. Рассмотрите её поподробнее...
Вокруг себя вы слышите негромкий свист ветра и крики птиц, пролетающих мимо. Вы чувствуете прохладу в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им!
Вам не составляет никакого труда достигнуть любой вершины, чтобы стать патриотом своей Родины, своего дела. Выберите себе приглянувшееся местечко и опуститесь на него, чтобы оттуда с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко внизу, у подножия горы...
Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения вопросов, которые помогут вам осуществить любые поставленные перед собой цели. Здесь с поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.
Взлетите снова и снова, испытайте изумительное чувство полёта. Пусть оно надолго запомнится вам.
А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Проводите взглядом орла, поблагодарите его за то, что он сделал доступным для вас новое восприятие мира...
Вы снова здесь в этой комнате… Вернулись сюда после своего удивительного путешествия...
6. Рефлексия.
"Оживи эмоции" .
- Сейчас необходимо закрасить свои эмоции в течение сегодняшнего дня определенным цветом, включая время нашего урока.
А теперь дарите всем улыбку!
Круг " От сердца к сердцу". Исполнение песни " Улыбка"