СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочка "Лесенка успеха"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка курса внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочка "Лесенка успеха"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №43»


УТВЕРЖДАЮ: ПРИНЯТО:

Директор МБОУ «ООШ№43»: педагогическим советом

_______Ю.А.Вожик МБОУ «ООШ №43»

Пр. № ____ Протокол

«____» ___________20___года №__«__»_______20___года

РАССМОТРЕНО:

на методическом объединении

учителей. Протокол № ___

«____» ___________20___года





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ


«ЛЕСЕНКА УСПЕХА»



для 1, 3, 4 классов




Составитель программы:

Лашманова Н.Н.,

педагог-психолог МБОУ ООШ №43












Новокузнецк, 2017


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лесенка успеха» составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №43».

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников.

Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой.

Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

- осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

Аксиологический (связанный с сознанием).

Инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами.

Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

Формы организации внеурочных занятий: групповые занятия.

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.

1 класс – 66 часов (2 часа в неделю);

3 класс – 34 часа (1 час в неделю);

4 класс-34 часа (1 час в неделю).


Результаты освоения курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Лесенка успеха»


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности;

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать;

  • моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

  • учиться работать в паре и в группе;

  • выполнять различные роли;

  • слушать и понимать речь других ребят;

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой.

  • 3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

  • извлекать необходимую информацию из текста;

  • определять и формулировать цель в совместной работе;

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях;

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

  • адекватно воспринимать оценку учителя.

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии»

  • учиться контролировать свою речь и поступки»

  • учиться толерантному отношению к другому мнению»

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении»

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей»

  • формулировать своё собственное мнение и позицию»

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.


Предметными результатами освоения курса внеурочной деятельности являются:

Психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),

Психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),

Навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),

Опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года.

Тесты способностей, проводимые в начале года,  позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. 
К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.

Тесты достижений, проводимые в конце года,  ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

















Содержание курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Лесенка успеха»

1 класс (66 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1. Я школьник (17 часов)

Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».

Раздел 2. Мои чувства (17 часов)

Радость Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое занятие.

Раздел 3. Ступенька вверх (8 ч)

Речное путешествие. Развитие произвольности .Учимся слушать и выполнять. Учимся играя. Сказкотерапия. Путешествие с Чебурашкой. В гостях у сказки. Сказка лечет, сказка греет, сказка учит жить.Наш класс-единая команда. Волшебная поляна. Что такое дружба или учимся дружить и общаться.

Раздел 4. Наш дружный класс (8 часов)

Хорошо ли мы знаем друг друга. почему люди ссорятся. Дружный ли наш класс. В гостях у Робинзона.


Мой идеальный друг. Учимся дружить. Планеты – это мы. какой я? Наш характер. Красота природы, красота души.

Раздел 5. Развитие познавательной сферы (16 часов)

Умники и умницы. Приёмы успешного запоминания. Учимся играя. Крестики – нолики. Развитие произвольного внимания и зрительных ощущений. Развитие артикуляции и пространственных представлений. Развитие фонетико – фонематического восприятия. Учимся себя контролировать. Развитие творческого мышления. Развитие объёма внимания и осязательных ощущений. Учимся воспроизводить образец. Развитие осязательных ощущений. Учимся копировать образец . Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие процессов анализа. Наш дружный класс (социометрия Дж. Морено). Какой я? (диагностика эмоционально-личности. Какой я? (диагностика эмоционально-личности.


3 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1.Умение владеть собой (8 часов)

Я – третьеклассник. Как я изменился за лето? Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми. Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным. Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 часов)

Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают? Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают? Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3. Культура общения (7 часов)

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор. Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении. Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки. Как правильно познакомиться? Как правильно держать себя, чтобы понравиться?

Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10 часов)

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений (из умения понять другого; из умения договориться; из умения уступить, если это нужно для дела; из умения правильно распределить роли в ходе работы). Что значит понимать другого и как можно этому научиться? Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа?

4 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11 часов)

Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому – четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника? Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля! Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь? Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие». Мой выбор, мой путь. Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни. Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь. Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5 часов)

Моё детство.Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю? Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть. Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас. Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?

Раздел 3. Моё будущее (5 часов)

Как заглянуть во взрослый мир? Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас. Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)

Поведение человека зависит от его качеств. Кто такой интеллигентный человек, и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем? Что такое идеальное Я? У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать.

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (8 часов)

Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется? Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»? В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе». Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?

Тематическое планирование 1 класс


п/п

Раздел, тема

Количество часов

1.

Раздел 1. Я - школьник (17часов)

17 ч

2.

Раздел 2. Мои чувства (17 часов)

17 ч

3.

Раздел 3. Ступенька вверх (8часов)

8 ч

4.

Раздел 4. Наш дружный класс (8часов)

8 ч

5.

Раздел 5. Развитие познавательной сферы (16часов)

16 ч

Итого:


66 ч

Тематическое планирование 3 класс

п/п

Раздел, тема

Количество часов

1.

Раздел 1. Я - фантазер

9 ч

2.

Раздел 2. Я и моя школа

5 ч

3.

Раздел 3. Я и мои родители

4 ч

4.

Раздел 4. Я и мои друзья

7 ч

5.

Раздел 5. Что такое сотрудничество

8 ч

Итого:


33 ч

Тематическое планирование 4 класс

п/п

Раздел, тема



Количество часов

1.

Раздел 1. Кто Я? Мои силы, мои возможности

12 ч

2.

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь

4 ч

3.

Раздел 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

4 ч

4.

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

3 ч

5.

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

9 ч

6.

Раздел 6. Заключение

2 ч

Итого:


34 ч



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №43»


УТВЕРЖДАЮ: ПРИНЯТО:

Директор МБОУ «ООШ№43»: педагогическим советом

_______Ю.А.Вожик МБОУ «ООШ №43»

Пр. № ____ Протокол

«____» ___________20___года №__«__»_______20___года

РАССМОТРЕНО:

на методическом объединении

учителей. Протокол № ___

«____» ___________20___года




Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Лесенка успеха»

для __1,3,4__класса(ов)









Составитель программы:

Лашманова Н.Н.,

педагог-психолог МБОУ ООШ №43












Новокузнецк, 2017

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Дата

п/п

Тема занятия

Количество часов

Примечание


Раздел 1. Я - школьник (17часов)


1

Тема «Знакомство. Введение в мир психологии»

1

Знакомство с предметом психология, с учителем и одноклассниками.

Упражнения «Знакомство», «Имя оживает», «Ласковое имя», «Рисунок имени»


2

Начало пути

Школа – это хорошо

1

Познавательная беседа. Игра. Упражнение «Колокол». Рефлексия.

Познавательная беседа. Игра. Рефлексия.


3

Я - ученик

1

Познавательная беседа. Игра. Упражнения «Громко-тихо», «Кот и лодыри». Рисуночное упражнение «Кто где?», «Представь себя». Рефлексия.


4

Тема «Как зовут ребят моего класса»

1

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Мое имя», «Имя начинается с буквы», «Имя соседа», «Я - солнышко», «Нарисуем имя мамы»


5-6

Тема «Зачем мне нужно ходить в школу»

2

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее».


7

Тема «Я в школе»

1

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Работа со сказкой», рисунок «Я в школе»


8-9

Тема «Мой класс»

2

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в нашем классе», «Какого цвета», «Буратино хочет в школу», «Буратино хочет к нам в гости», «Буратино проголодался». Работа со сказкой «Два города». Рисунок сказки


10-11

Тема «Какие ребята в моем классе»

2

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в моем классе», «Закончи предложение», «Мы», «Вспомни хорошие поступки», «Мы любим». Работа со сказкой «Кто самый лучший»


12-14

Тема «Мои друзья в классе»

3

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Кто умеет хорошо», «Закончи предложение», «Тропинка к сердцу», «Портрет моего друга», «Изобрази предмет», «Буквы на спине», «Спасибо, что помог», «Ниточки тепла», «Как можно помириться», «Да», «У кого самое лучшее зрение». Работа со сказкой «Про белоцветик», «Фло», «Снежинка».


15-16

Тема «Мои успехи в школе»

2

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Буратино забыл слова», «Мне помогли», «Считалка». Работа со сказкой «Яшок и «звездная болезнь»


17

Тема «Моя «учебная сила»»

1

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Я тоже», «Встаньте, у кого это есть», «Главная учебная сила». Работа со сказкой «Козленок Хрупигав»

Раздел 2. Мои чувства (17 часов)


18

Тема «Радость. Что такое мимика»

1

Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мною повтори». Упражнения «Закончи предложение», «Зоопарк», «Рисунок радости».


19

Тема «Радость. Как ее доставить другому человеку»

1

Разминка «Угадай, где я иду», «Превратись в животное». Кричалка «Я очень хороший» Упражнения беседа «Как доставить радость другому человеку», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова».


20

Тема «Жесты»

1

Рисунок по сказке

Составление схем


21-23

Тема «Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом»

3

Рисунок по сказке



24

Тема «Грусть»

1

Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упражнения «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську»


25

Тема «Страх»

1

Разминка «Дотронься до…». Упражнения «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Девочка с мишкой», «Темноландия»


26

Тема «Страх. Его относительность»

1

Разминка «неопределенные фигуры». Упражнения «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас»


27

Тема «Как справиться со страхом»

1

Разминка «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец». Упражнения «Картинная галерея». Работа со сказкой «Маленькая луна»


28

Тема «Страх и как его преодолеть»

1

Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному». Упражнения «Страшная маска». Работа со сказкой «Сказка звезд»


29-30

Тема «Гнев. С какими чувствами он дружит»

2

Разминка «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме». Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался», «Как ромашки с васильками поссорились».


31-32

Тема «Может ли гнев принести пользу»

2

Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились - одумались», «Поссорились - помирились». Упражнения «Закончи предложение». Работа со сказкой «О путнике и его беде»


33

Тема «Обида»

1

Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет», «Весеннее настроение». Упражнения «закончи предложение», «Какая у меня обида», «Напрасная обида». Работа со сказкой «Обида»


34-35

Тема «Разные чувства»

2

Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум-бурум», «Море волнуется», «Волны». Упражнения «Закончи предложение», «Ожившее чувство», «Рисунок чувств».


36

Тема «Итоговое занятие»

1

Игра-конкурс

Обобщение основных знаний и навыков

Раздел 3. Ступенька вверх (8 ч)


37

Тема «Речное путешествие»

1

Познавательная беседа. Игра. Графический диктант. Рефлексия.


38

Тема Развитие произвольности

1

Познавательная беседа. Игра «Что изменилось?». Упражнения «Мой любимый фрукт», «Наблюдательность», «Зеваки». Рефлексия.


39

Тема «Яркость красок»

1

Познавательная беседа. Игра. Упражнения «Какого цвета», «Цветные полоски». Рефлексия.


40

Тема «Учимся слушать и выполнять. Учимся играя»

1

Познавательная беседа. Игра. Упражнения «Найди ошибку», «Определи фигуру», «Послушай звуки», «Назови и проверь постукиванием». Рефлексия.

Игра «Говори наоборот». Упражнения «Сложи узор», «Штрихи в рисунке», «Тропинка». Рефлексия.


41

Тема «Путешествие с Чебурашкой»


1

Познавательная беседа. Игра. Работа в тетради. Рефлексия.

Чтение отрывка из сказки. Познавательная беседа. Работа в тетради. Рефлексия.


42

Тема «Дорогами сказок

В гостях у сказки. Сказка лечет, сказка греет, сказка учит жить»

1

Познавательная беседа. Игра «Дорогами сказок». Рефлексия.

Познавательная беседа. Игры «Сказочная викторина», «Загадки из сундучка», «Путаница». Литературный аукцион «Персонажи сказок». Рефлексия. Познавательная беседа. Игра. Чтение сказки. Работа в тетради. Рефлексия.


43

Тема «Наш класс – единая команда.

Волшебная поляна»

1

Познавательная беседа. Игра «Узнай по голосу». Игра «Дракон кусает свой хвост». Рефлексия.

Игра «Волшебная поляна». Познавательная беседа. Рефлексия.


44

Тема «Что такое дружба или учимся дружить и общаться»

1

Познавательная беседа. Релаксация. Игра. Рефлексия.

Познавательная беседа. Релаксация. Игра «У меня зазвонил телефон». Игра «Детская радиопередача». Упражнение на отработку выразительности речи. Работа над неречевыми средствами коммуникации. Рефлексия.

Раздел 4. Наш дружный класс (8 часов)


45

Тема «Объединяемся играя»

1

Познавательная беседа. Игра «Я знаю, что ты…». Упражнения «Подари улыбку», «Здравствуйте». Игра «Путаница». Рефлексия.


46

Тема «Мы похожи – мы отличаемся.

Хорошо ли мы знаем друг друга»

1

Познавательная беседа. Релаксация. Игра «Путаница». Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся». Рефлексия.

Познавательная беседа.Игра. Упражнения «Комплименты», «Мы тебя любим», «Распускающийся бутон». Рефлексия.


47

Тема «Почему люди ссорятся.

Дружный ли наш класс»

1

Познавательная беседа. Игра «Толкалки без слов». Рефлексия.

Познавательная беседа. Игра «Паутина». Релаксация. Песни. Конкурс. Рефлексия.


48

Тема «В гостях у Робинзона»

1

Познавательная беседа. Релаксация. Конкурс – путешествие. Рефлексия.


49

Тема «Учимся дружить.

Мой идеальный друг»

1

Познавательная беседа. Игра. Упражнение «Что важно для дружбы?». Рефлексия.

Познавательная беседа. Релаксация. Игра. Упражнение «Мой идеальный друг». Рефлексия.


50

Тема «Планеты – это мы»

1

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. Обучение хорошим манерам. Упражнение «Хорошие слова и чувства». Рефлексия.


51

Тема «Какой я?

Наш характер»

1

Познавательная беседа. Игра. Рефлексия.


52

Тема «Красота природы, красота души»

1

Познавательная беседа. Игра «Назови противоположное». Рефлексия.

Познавательная беседа. Игра «На какое дерево я похож?». Изготовление коллажа. Релаксация. Рефлексия.

Раздел 5. Развитие познавательной сферы (16 часов)


53

Тема «Умники и умницы»

1

Игра. Упражнения «Поставь значки», «Алфавит». Рефлексия.


54

Тема «Приёмы успешного запоминания»

1

Познавательная беседа. Игра. Рефлексия.


55

Тема «Учимся играя»

1

Познавательная беседа. Игра. Упражнение «Письмо инопланетянина». Рефлексия.


56

Тема «Крестики – нолики»

1

Игра «Штирлиц». Игра «Крестики - нолики». Рефлексия.


57

Тема «Развитие произвольного внимания и зрительных ощущений»

1

Познавательная беседа. Релаксация. Игра. Упражнения «Сгруппируй буквы», «Цветной ксилофон», «Живые цепочки». Рефлексия.


58

Тема «Развитие артикуляции и пространственных представлений»

1

Познавательная беседа. Составление «Азбуки хороших слов». Игра. Упражнения «Произнеси число», «Раскрась правильно». Рефлексия.


59

Тема «Развитие фонетико – фонематического восприятия»

1

Познавательная беседа. Игра «Найди ошибку». Упражнения «Определи фигуру», «Конкретизация понятий». Рефлексия.


60

Тема «Учимся себя контролировать»

1

Познавательная беседа. Релаксация. Игра. Упражнения «Учись слушать и выполнять», «Учитель – ученик, ученик - учитель». Рефлексия.


61

Тема «Развитие творческого мышления»

1

Познавательная беседа. Игра. Рефлексия.


62

Тема «Развитие объёма внимания и осязательных ощущений»

1

Познавательная беседа. Релаксация. Игра. Упражнения «Кто точнее нарисует», «Шершавые дощечки». Рефлексия.


63

Тема «Учимся воспроизводить образец.

Развитие осязательных ощущений.

Учимся копировать образец»

1

Познавательная беседа. Игра. Упражнения «Найди образец», «Одинаковы ли бусы». Рефлексия.

Игра «Путаница». Упражнения «Цветная сказка», «Штриховка». Рефлексия.

Познавательная беседа. Игра. Упражнения «Срисуй фигуры точно», «Найди одинаковые», «Тяжёлые коробочки». Рефлексия.


64

Тема «Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение)»

1

Релаксация. Игра «Запомни и найди». Игра «Запомни и нарисуй». Упражнение «Найди одинаковые». Рефлексия.

Познавательная беседа. Игра. Упражнения «Тяжёлые коробочки», «Крестики, точки», «Пишущая машинка». Рефлексия.


65

Тема «Развитие процессов анализа.

Наш дружный класс (социометрия Дж. Морено)»

1

Игра. Упражнения «Синхронный счёт», «Цветной ксилофон», «Живые цепочки». Рефлексия.

Познавательная беседа. Игра «Восковая палочка». Упражнение «Здравствуйте». Рефлексия.


66

Тема «Я и группа (рисуночный тест «Я и группа»).

Какой я? (диагностика эмоционально-личностной сферы)»

1

Игра «Восковая палочка». Упражнения «Что важно для дружбы?». Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций. Диагностирование. Рефлексия.

Игра «На какое дерево я похож?». Упражнение «Найди себя». Диагностирование. Рефлексия.

Итого: 66 ч




Календарно-тематическое планирование 3 класс

Дата

п/п

Тема занятия

Количество часов

Примечания

Раздел 1. Я - фантазер (9 часов)


1

Тема «Я - третьеклассник»

1

Разминка «Я соскучился по…», «Летние сценки», «Закончи предложение», «Я -третьеклассник». Упражнения «Что интересно третьекласснику», «Если б не было на свете школ…», «Рисунок идеальной школы»


2

Тема «Кого можно назвать фантазером?»

1

Разминка «Ведущий тоже соскучился», «Кто как отдыхает», «Кто это».

Упражнения «Небылицы».

Работа со сказкой «Цветик-семицветик»



3-4

Тема «Я умею фантазировать!»

2

Разминка «Мысленные картинки», «Домашние занятия», «Какое чувство ты испытываешь», «Небылицы».

Упражнения «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна».


5

Тема «Мои сны»

1

Разминка «Мысленные картинки», «Небылицы», «На что похож этот звук», «Песочные картинки».

Упражнения «Самый интересный сон», «Рисунок сна».



6

Тема «Я умею сочинять»

1

Разминка «Мысленные картинки», «На что похож этот звук», «Ассоциации»,

«Свечка».

Упражнения «Вредные советы», рисунок «Вредные советы»


7

Тема «Мои мечты»

1

Разминка «Мысленные картинки», «Ассоциации», «Запахи». Упражнения «Неоконченное предложение».

Работа со сказкой «Сказка о голубой мечте». Рисунок «Моя мечта»


8-9

Тема «Фантазии и ложь»

2

Разминка «Мысленные картинки», «Лишняя ассоциация», «Запахи», «Кто соврал». Упражнения «Правда и ложь».

Работа со сказкой «Лживый мальчик»

Раздел 2. Я и моя школа (6 часов)




10-11

Тема «Я и моя школа»

2

Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств».

Упражнения «Неоконченное предложение», «Школа на планете «Наоборот»»


12

Тема «Что такое лень?»

1

Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает учитель?», «Мешок хороших качеств».

Упражнения «Существо по имени лень».

Работа со сказкой «О ленивой звездочке»


13-14

Тема «Я и мой учитель»

2

Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я - тетрадь», «Передай чувство ногами». «Школьная фотография», «Я – книжный шкаф».

Упражнения «Неоконченные предложения».

Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице», «О мальчике Вале»


15

Тема «Как справляться с «Немогучками»»

1

Разминка «В маске», «Передай чувство ногами», «Радиоинтервью».

Упражнения «Кто такие Немогучки».

Работа со сказкой «Малыш-облачко»

Раздел 3. Я и мои родители (4 часа)


16

Тема «Я и мои родители»

1

Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои».

Упражнения «Неоконченные предложения», рисунок «Семья».


17

Тема «Я умею просить прощение!

1

Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения».

Работа со сказкой «Принц Эдгар»


18-19

Тема «Почему родители наказывают своих детей?»

2

Разминка «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Я сделал дело хорошо».

Упражнения «Неоконченные предложения».

Работа со сказкой «Простить маму»

Раздел 4. Я и мои друзья (7 часов)


20-21

Тема «Настоящий друг»

2

Разминка «Кто сказал спасибо», «Я сделал дело хорошо», «Кто есть кто», «надежный лифт».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга».

Работа со сказкой «Неожиданная встреча»


22-23

Тема «Умею ли я дружить?»

2

Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «прости»?», «Одинаковые скульптуры», «Санитары».

Упражнения «Нужно ли уметь дружить».

Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу»


24

Тема «Трудности в отношениях с друзьями»

1

Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «мяу»?», «Одинаковые скульптуры».

Упражнения «Об Алеше». Работа со сказкой «О Спиногрызкине»


25-26

Тема «Ссора и драка»

2

Разминка «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры или драки».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика

Раздел 4. Что такое сотрудничество (8 часов)


27-28

Тема «Что такое сотрудничество»

2

Разминка «Я сегодня обрадовался встрече с …», «Спасибо тебе за…», «Кто лишний».

Упражнения «Что такое сотрудничество?»

Работа со сказкой «Добрая память»


29-30

Тема «Я умею понимать другого»

2

Разминка «Передай чувство», «Извини меня…», «Кто лишний».

Упражнения «Что значит понимать другого», «Конструктор».

Работа со сказкой «Путевые заметки Оле-Лукойе»


31

Тема «Я умею договариваться с другими»

1

Разминка «Передай чувство», «Собери картинку», «Кто сказал «мяу»».

Упражнения «Я умею договариваться с другими».

Работа со сказкой «Чтобы тебя любили»


32

Тема «Мы умеем действовать сообща»

1

Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?».

Упражнения «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе», рисунок «Мой класс».


33

Тема «Что такое коллективная работа»

1

Разминка «Найди себе пару», «Вальс дружбы», «Кто это».

Упражнения «Что мы хотим пожелать друг другу», «Коллективный плакат»


34

Тема «Итоговое занятие»

1

Игра-конкурс

Итого

34 ч























Календарно – тематическое планирование 4 класс

Дата

п/п

Тема занятия

Количество часов

Примечания

Раздел 1. Кто Я? Мои силы, мои возможности (12 часов)


1

Тема «Мое лето»

1

Разминка «Радостное лето», «Гав-гав, хрю-хрю», «Рассказы о лете».

Упражнения «Я - четвероклассник», рисунок «Лето»


2-3

Тема «Кто Я?»

2

Разминка «Как я провел лето», «Летом я научился».

Упражнения «Роли». Работа со сказкой «Федунчик», «Сказка о Маше и ее человечках»


4

Тема «Какой Я – большой или маленький?»

1

Разминка «Я горжусь», «Роли», «Я умею…».

Упражнения «Большие и маленькие, «Я сам», «Любимая игра»


5

Тема «Мои способности»

1

Разминка «Ты похож на…», «Конкурс портретов».

Упражнения «Что такое способности», «Способности моих родителей».

Работа со сказкой «Сказка о скрипке»


6

Тема «Мой выбор, мой путь»

1

Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий», «Отгадай, кто я?». Упражнения «Мой выбор», рисунок «На перекрестке дорог».


7-8

Тема «Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир?»

2

Разминка «Подушечный бой», «Не выходя из комнаты», «Радиопередача». Упражнения «Чужие рассказы», «Маленький принц».


9

Тема «Уникальность моего внутреннего мира. Уникальность твоего внутреннего мира»

1

Разминка «Подушечный бой», «Рассмотри и подумай», «Не выходя из комнаты».

Упражнения «Маленькая страна»


10

Тема «Кого я могу впустить в свой внутренний мир?»

1

Разминка «Бой полотенцами», «Рассмотри и подумай».

Упражнения «Кому я могу рассказать о себе все», «Мой самый интересный сон»


11-12

Тема «Что значит верить?»

2

Разминка «Бой петушков», «Рассмотри и придумай». Упражнения «Взгляд», «Чудо».

Работа со сказкой «Тайна другого берега»

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (4 часа)


13-14

Тема «Мое детство»

2

Разминка «Маленькое имя», «Любимый сказочный герой», «Неопределенные картинки», «Мне опять пять лет», «Если бы у меня был ребенок…», «Если ребенок плачет…».

Упражнения «Кто в какую игрушку превратился», «Любимая фотография», «Случай из детства».

Работа со сказкой «Сундук, который помог царю»


15-16

Тема «Я изменяюсь»

2

Разминка «Имя - цветок», «Неопределенные картинки».

Упражнения «Раньше и сейчас», «Каким я буду, когда вырасту».

Раздел 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (4 часа)


17-18

Тема «Мое будущее»

2

Разминка «Взрослое имя», «Я в будущем», «Неопределенные картинки», «Антонимы».

Рисунок «Я в настоящем, я в будущем». Упражнения «Хочу в будущем, работаю сейчас», «Если бы я был волшебником», «Мой будущий дом».


19-20

Тема «Хочу вырасти здоровым человеком»

2

Разминка «Я психологом родился», «Скажи так, чтоб тебе поверили». Упражнения «Об эмоциональной грамотности», «Мусорное ведро»

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (3 часа)


21

Тема «Кто такой интеллигентный человек»

1

Разминка «Антонимы», «Улыбнись, как…», «В ресторане». Упражнения «Кто такой интеллигентный человек».

Работа со сказкой «Я иду к своей звезде»


22

Тема «Хочу вырасти интеллигентным человеком»

1

Разминка «Антонимы», «Поприветствуй меня, как…», «Если ты корабль…». Упражнения «Кто может стать интеллигентным человеком»».

Работа со сказкой «Жила-была одна девочка»


23

Тема «Что такое идеальное Я»

1

Разминка «Антонимы», «Произнести фразу», «Поприветствуй меня, как…», «Если ты водоем…».

Упражнения «Идеальное Я».

Работа со сказкой «Я умею жалеть»

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (9 часов)


24

Тема «Кто такой свободный человек?»

1

Разминка «Скажи так, чтоб тебе поверили», «Взгляд», «Я психологом родился». Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе»


25-26

Тема «Права и обязанности школьника»

2

Разминка «Синонимы», «Произнеси фразу по-разному», «Поприветствуй меня. как…», «Если вы источник света…». Упражнения «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею»


27

Тема «Что такое «право на уважение»?»

1

Разминка «Толковый словарь», «Поприветствуй меня, как…».

Упражнения «Закончи рассказы», «Любимая игра»




28

Тема «Права и обязанности»

1

Разминка «Толковый словарь», «Точка, точка, запятая», «Я - учитель». Упражнения «Пять главных прав», «Билль о правах».




29-30-

Тема «Нарушение прав других людей может привести к конфликтам»

2

Разминка «Толковый словарь», «Придумай реплику», «Прищепка». Упражнения «Нарушение прав». Работа со сказкой «Друг Великана»


31-32

Тема «Как разрешать конфликты мирным путем?»

2

Разминка «Толковый словарь», «Точка, точка, запятая», «Передай чувство спиной». Упражнения «Разыграй конфликт». Работа со сказкой «Лети вверх, Соня»

Раздел 6. Заключение (2 час)


33-34

Тема «Итоговое занятие»

2

Игра «Ключи от форта Байярд»

Итого: 34 ч




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!