СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект урока "Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878гг.»

План-конспект урока по истории в 9 классе по теме «Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.»

Учитель Гниденко Т.В.

Цели урока:

Образовательные:

    • закрепить знания основных направлений внешней политики Александра II;

    • изучить причины, ход и последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.;

Развивающие:

    • развивать умения выделять главное в тексте, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.

    • использовать дифференциацию обучения, рассчитанную на особенности учащихся и их успех;

    • находить способы решения проблемы, используя навыки работы с картой, историческими документами;

    • решая проблему, делать вывод о том, почему война «выигранная, но неудачная»

Воспитывающие:

- усваивать морально-этические нормы, овладевать умением правильно строить партнёрские отношения,

- на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.

Тип урока: комбинированный.
Основные понятия:
Русско-турецкая война 1877-1878 гг., Плевна, Никополь, Шипкинский перевал, Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г., Берлинский конгресс – июнь 1878 г., Плевна, Никополь, Шипкинский перевал
Оборудование урока: учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. История России. Под редакцией А.В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2019; атлас по истории России ХIХ век – М., 2014, проектор, экран, компьютер, презентация.


Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд1)
2.Актуализация знаний.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Внешняя политика Александра II.) Слайд №2

- Что такое внешняя политика? (Взаимоотношения с другими государствами.) Слайд № 3


Характеризуя внешнюю политику Российской империи после Крымской войны, нельзя не вспомнить о выдающемся дипломате Александре Михайловиче Горчакове. На посту министра иностранных дел Александр Михайлович стремился дипломатическим путём восстановить мировой престиж и влияние России. Он напрямую влиял на международные отношения Российской империи в XIX веке. При его участии менялись границы; росли, враждовали и примирялись государства. Именно во время нахождения Горчакова на посту министра иностранных дел были заложены новые европейские отношения и был отменён нейтралитет Чёрного моря.

- Какое событие во внешней политике России в то время можно назвать «триумфом российской дипломатии»? Слайд № 5 (Россия не имела права держать в Чёрном море после Крымской войны военный флот. Россия, в лице канцлера Горчакова добивалась нейтрализации Чёрного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между европейскими державами. Успех Пруссии в борьбе против Дании и Австрии, а затем разгром Франции привёл к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решилась единолично выступить против России. Турция без европейской поддержки этого не могла тоже. Пруссия же поддержала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех стран, подписавших договор 1856 г., собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Чёрного моря. На Лондонской конференции (март 1871 г.) этот вопрос был решён положительно. Это и был "триумф российской дипломатии" и лично А.М. Горчакова.)

- Какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ? Слайд № 6 (Россия вернула себе право строить крепости и держать флот на Чёрном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте её международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А.М. Горчакову, "железному канцлеру" российской империи.)

- Устраивало ли Россию сложившееся положение на Чёрном море? К чему могло привести это недовольство? Слайд № 7 (Нет, так как Россия стремилась установить контроль на Балканах и над черноморскими проливами, что могло привести к войне с Турцией).

- Анализируя всё сказанное выше, назовите тему нашего урока.

Тема урока: «Русско-турецкая война 1877–1878 гг.». Слайд № 8 (Записать в тетрадь.)

1.Задание: Давайте попробуем определить цели нашего урока, что нам необходимо узнать о русско-турецкой войне 1877–1878 гг.? (причины, повод, основные события и итоги русско-турецкой войны)

2. План урока. Слайд № 9 (Записать в тетрадь)

1. Основные направления внешней политики Александра II.
2. Предпосылки русско-турецкой войны.
3.Причины войны
3. Ход военных действий.
4. Сан-Стефанский мирный договор.
5. Берлинский конгресс и итоги войны.

Проблемный вопрос: Почему современный историк Троицкий назвал русско-турецкую войну 1877-1878гг. «выигранной, но неудачной»? Слайд №10

-Давайте назовём основные направления внешней политики Александра II.
-
(составляют схему)
1.Ближневосточное направление. Россия вернула себе право строить крепости и держать флот на Чёрном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте её международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А.М. Горчакову, "железному канцлеру" российской империи. 

2. Европейское направление.  После Лондонской конференции 1871 г. происходит сближение России и Германии. В подобном сближении Россия могла видеть определённую гарантию от нападения на неё Германии, чрезвычайно усилившейся после победы над Францией. Для России это был также способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 году между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение получило название "Союза трёх императоров".

3. Среднеазиатское направление. В 60-70-е гг.XIX века русские войска под командованием генералов Черняева и Скобелева завоевали территорию Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата. На этих территориях было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 тысяч невольников. Были прекращены набеги на русские земли, началось более активное экономическое освоение края. Туда потянулись железные дороги из центра. Установилось влияние России в Средней Азии, на которое претендовала Англия.

4. Дальневосточное направление. Дальнейшее освобождение Россией Дальнего Востока и Сибири, активные действия Англии и Франции в Китае заставили российское правительство обратиться к уточнению границ с Китаем. В результате переговоров в Китае граница между двумя государствами устанавливалась по реке Амур (Айгуньский договор 1858 г), а Уссурийский край был объявлен владением России (Пекинский договор 1860 г).

5. Продажа Аляски. К середине XIX в. защищать и содержать эту отдалённую территорию становилось всё сложнее, расходы на неё превосходили приносимые Аляской доходы. Эта территория превратилась в обузу для государства. Было принято решение продать Аляску за 7,2 млн.долларов. К тому же Россия стремилась укрепить дружественные отношения с США. Продажа Аляски показала, что русское правительство недооценило экономическое и военной значение своих владений на Тихом океане.

- Переходим к русско-турецкой войне.
Какие славянские народы и государства находились под властью Османской империи? (Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина)

Работа с учебником.
1.Повод к войне. Слайд 11
Весной 1875 года в Боснии и Герцеговине вспыхнули восстания, которые охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших: уравнения христиан в правах с мусульманами.
Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших. На Балканы добровольцами поехали врачи Склифосовский и Боткин, писатель Успенский, художники Полёнов и Маковский и многие другие. Поток заявлений был столь велик, что, прежде всего, отправляли лиц, имеющих военную подготовку. В сборе средств участвовали видные общественные деятели - с публичными лекциями, деньги от которых шли на нужды восставших, выступали учёные И.Мечников, Д.И.Менделеев и другие. Александр II из личных средств внёс пожертвование в сумме 10 тысяч рублей.
Летом 1876 года войну Турции объявили Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал Черняев, добровольно отправившийся на Балканы.

Россия не была готова к войне, потому что военные реформы были ещё не завершены. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.

2. Причины войны. Слайд 12
Освободительное движение в Босниии и Герцеговине, Болгарии против османского ига. Борьба европейских стран за влияние на Балканском полуострове.
12 апреля 1877 г. - манифест Александра II о начале войны с Турцией.
Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шёл кратчайший путь к городу Андрианополю, т.е. в тыл турецкой армии.
Перейдя Балканы, для русской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

3. Задание: Используя карту и раздаточный материал (приложение №2), расскажите о крупнейших событиях русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Впишите в тетрадь в хронологическом порядке основные события русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Слайд № 13,14.

Ход военных действий.
1.Русская армия прошла через Румынию
2.Переправа через Дунай
3.Освобождение Тырново генералом Гурко
4.Захват Шипкинского перевала
5.Взятие Никополя вместо Плевны
6.Захват Плевны турками
7.Три неудачных штурма Плевны
8.Турки выбиты из Плевны Тотлебеным
9.Гурко – захват Софии - декабрь 1877
10.Гурко – захват Адрианополя - янв 1878
11.Скобелев – захват Сан-Стефано - 18 янв 1878г

4.Итоги войны. Слайд 15
Сан-Стефанский мирный договор (19 февраля 1878 г.)
n Сербия, Черногория, Румыния – независимость. Болгария – автономное княжество в составе Османской империи. Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум. Задание: Почему Россия одержала победу в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.? Свой ответ обоснуйте
Берлинский конгресс ( июль 1878 г.)
слайд 16. Болгария разделена на 2 части: Северная – зависимое от Турции княжество, Южная- автономная турецкая провинция Восточная Румелия. Урезаны территории Сербии и Черногории. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Австрия – Босния и Герцеговина. Англия – остров Кипр

Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока. Слайд №17

При ответе на проблемный вопрос ученики отмечают, что, несомненно, это была победа России. Но великие державы постарались умалить значение победы. Победа России была достигнута благодаря численному превосходству и более высокой боеспособности русских войск. Победа была достигнута дорогой ценой. Россия нанесла смертельный удар Османской империи. Россия внесла большой вклад в дело освобождения народов Балканского полуострова от Османской империи. Однако желанная цель гегемонии на Балканах и контроля над Константинополем и черноморскими проливами не была достигнута.

4.Подведение итогов урока.Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Анализируем вместе с учениками их деятельность на уроке (рефлексия), выставляю и комментирую оценки.

5.Домашнее задание: Параграф 21, прочитать ответить на вопросы после; прочитать документы в конце параграфа и ответить на вопросы к ним.

Задание: Подчеркнуть ошибки в тексте (приложение №5), пронумеровав их, и напишите правильные ответы в тетрадях

Задание: Текст содержит исторические ошибки. Подчеркните их в тексте, пронумеровав, и напишите правильные ответы в тетрадях.


Во второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестоко подавлялись. В Российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876 года Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарам части русской армии под командованием генерала М.Г. Черняева. Россия продолжала попытки урегулировать конфликт с Оманской империей дипломатическим средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война. В ходе боевых действий образовалось два фронта – Балканский и Кавказский. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена. Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск, повышению уровню экономического развития и как следствие – к улучшению материального обеспечения армии. Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен генерал И.В. Гурко. Русская армия одержала ряд крупных побед: были взяты города Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Турецкий гарнизон сдался только в январе 1878 года. Обойдя Плевну, русские части продолжали наступление и овладели Софией, Андрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом и Карсом. Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля 1878г. был подписан Берлинский трактат, по которому к России отошли Сербия, Черногория, Румыния, Бессарабия, земли Закавказья. Усиление позиций России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1877г. была созвана новая конференция в Сан-Стефано, на которой были пересмотрены условия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии, Сербии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской империи. Сан- Стефанский договор стал «черной страницей» в служебной карьере А.М.Горчакова- председателя Комитета министров Российской империи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!