I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Рассмотрите карту русских земель к началу XVII в. Какие задачи внешней политики удалось решить? Какова была главная внешнеполитическая задача России в конце XVI — начале XVII в.? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Какие важные события происходили в это время в Западной Европе? Покажите на карте государства Восточной и Северной Европы, существовавшие на рубеже XVI—XVII вв. Когда образовалась Речь Посполитая? Какие государства вошли в её состав? Почему России пришлось искать новых союзников в Европе (используйте информацию п. 1 параграфа)? | Привлекать межкурсовые, межпредметные знания. Использовать карту как информационный источник. Определять главные причинно- следственные связи событий и процессов | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Беседа. Работа с картой, учебником |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Работа с учебником Беседа 2. Работа с учебником 3. Работа с документом 4. Работа с эл. источниками | Можно ли утверждать, что главную задачу по защите южных рубежей России от набегов крымских татар выполняли казаки? Своё мнение аргументируйте. Прочитайте п. 5 параграфа. Какие экономические и военные выгоды видел Борис Годунов в союзе с Персией? Прочитайте фрагмент из «Краткого известия о начале войн в Московии» И. Массы (см. рубрику «Изучаем документ»). Вспомните, что Вы знаете об авторе. О каких событиях рассказывается в отрывке? В чём причина недовольства московских бояр? Как это могло сказаться на внутренней ситуации в стране? Соберите информацию, подготовьте и представьте в классе электронную презентацию о сражении русского войска с крымскими татарами во главе с Казы-Гиреем (показать ход битвы, места современной Москвы, где она проходила) | Раскрывать роль казачества в укреплении Российского государства. Определять мотивы, цели политической деятельности. Анализировать исторический источник, выделять информацию о событии. Самостоятельно отбирать информацию по теме, представлять результаты познавательной деятельности в классе. Определять главные причинно- следственные связи событий и процессов | Беседа. Работа с учебником Дискуссия. Индивидуальная работа | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Работа с текстом. Устные ответы. 2. Беседа. Записи в карте 3. Устные Ответы Презентация (сообщение) 4. Записи в рабочих тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Назовите основные направления внешней политики России на рубеже XVI—XVII вв. Составьте рассказ «Россия и Крымское ханство в XVII в.». Сравните политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой. Определите, в отношении какого из этих государств политика России оказалась более эффективной. Раскройте на примерах вывод: «На рубеже XVI—XVII вв. внешняя политика России была успешной во всех направлениях» | Выделять главные направления политики. Рассказывать об отношениях России с соседними государствами, давать сравнительную характеристику. Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Аргументировать вывод на основе материалов параграфа, собственных суждений | Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Какое государство Европы являлось наиболее мощным на рубеже XVI— XVII вв.? С какими странами у него имелись противоречия? Почему? 2. Какой выход видели правители Речи Посполитой из экономических проблем страны в конце XVI в.? 3. Почему союз с Данией был важен для России? 4. Какие экономические и военные выгоды видел Борис Годунов в союзе с Персией? 5. Можно ли утверждать, что главную задачу по защите южных рубежей России от набегов крымских татар выполняли казаки? Своё мнение аргументируйте. Работаем с картой: 1. Покажите на карте государства Восточной и Северной Европы, существовавшие на рубеже XVI—XVII вв. 2. Используя карту, составьте в тетради список государств, которые на рубеже XVI—XVII вв. имели выход к Балтийскому и Чёрному морям. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 13 учебника. | Конкретизирует домашнее задание Задание 2 рубрики «Работаем с картой». *Опережающее задание. Соберите информацию, подготовьте и представьте в классе электронную презентацию о Григории Отрепьеве | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |