Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская школа»
Красногвардейского района Республики Крым
Рассмотрено и принято на заседании ШМО учителей гуманитарно-филологического цикла Протокол № от «___»_______2021г. Руководитель МО __________Т.И.Остапенко | СОГЛАСОВАНО зам. директора ________Т.Н.Смирнова «___»_________2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор__________Н.В.Кузьмич Приказ № - од «___» _________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
курса «Занимательный русский язык»
в 6-А классе
на 2021-2022 уч.год
в соответствии
с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)
Составитель: учитель русского языка
и литературы Минаева Э.Р.
МБОУ «Калининская школа»
с.Калинино,
2021
Содержание
1.Пояснительная записка …………………………………………………………………………………....3
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский
язык»……………………………………………………………………………………………………… 5
3.Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»………..................... 7
4.Тематическое планирование………………………………………………………………………………8
5. Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………..9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» для 6 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы, составлена на основе ФГОС ООО, примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Рабочая программа «Занимательный русский язык» предназначена для обучающихся 6 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия составляет 45 минут.
Программа составлена с учетом Программы воспитания МБОУ «Калининская школа» и КАЛЕНДАРЕМ образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры:
Дата | Образовательное событие |
Сентябрь | |
1 | День знаний |
1 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) |
3 | День солидарности в борьбе с терроризмом |
8 | Междvнародный день распространения грамотности |
11 (24) | 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова |
14 | 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова |
23 | Междvнародный день жестовых языков |
25-29 | Неделя безопасносmи дорожного движения |
26 | Междvнародный день глvхих |
27 | День работника дошкольного образования |
Октябрь | |
4 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) |
5 | Международный день учителя |
6 | Международный день детского церебрального паралича |
15 | 100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича |
15 | Всемирный день математики |
25 | Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) |
Ноябрь | |
4 | День народного единства |
11 | 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского |
13 | Международный день слепых |
16 | Международный день толерантности |
16 | Всероссийский урок «История самбо» |
20 | День начала Нюрнбергского процесса |
26 | День матери в России |
Декабрь | |
1 | Всемирный день борьбы со СПИДом |
3 | День Неизвестного Солдата |
3 | Международный день инвалидов |
5 | День добровольца (волонтера) |
9 | День Героев Отечества |
10 | Единый урок «Права человека» |
10 | 200-летия со дня рождения И.А. Некрасова |
12 | День Конституции Российской Федерации (12 декабря) |
25 | 165 лет со дня рождения И.И. Александрова |
Январь | |
4 | Всемирный день азбуки Брайля |
27 | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) |
Февраль | |
8 | День российской науки |
15 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества |
21 | Международный день родного языка (21 февраля) |
23 | День защитника Отечества |
Март | |
1 | Всемирный день иммунитета |
8 | Международный женский день |
14-20 | Неделя математики |
18 | День воссоединения Крыма и России |
Апрель | |
12 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос — это мы» |
21 | День местного самоуправления |
30 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) |
Май | |
5 | Международный день борьбы за права инвалидов |
9 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов |
15 | Международный день семьи |
22 | День государственного флага Российской Федерации |
24 | День славянской письменности и культуры |
Июнь | |
1 | Международный день защиты детей |
6 | День русского языка — Пушкинский день России |
9 | 350-летия со дня рождения Петра I |
12 | День России |
15 | 100-летие со дня рождения знаменитого ортопеда Г.А. Илизарова |
22 | День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны |
Июль | |
28 | День Крещение Руси |
Август | |
9 | Международный день коренных народов |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский»
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательный русский»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Организационное занятие. Сказочное царство слов. | 1 | Конкурс |
2 | Звуки не буквы | 1 | Тренировочные упражнения на транскрибирование |
3 | Банты и шарфы | 1 | Игра со словами |
4 | На сцене гласные | 1 | Лингвистическая игра |
5 | Как возникла наша письменность? | 1 | Творческая работа |
6 | Память и грамотность | 1 | Заучивание отрывков произведений |
7 | Поговорим обо всех приставках сразу | 1 | Тренировочные упражнения |
8 | Поговорим обо всех приставках сразу | 1 | Тренировочные упражнения |
9 | Где же хранятся слова? | 1 | Работа со словарями |
10 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | 1 | Экскурсия |
11 | Добрые слова | 1 | Игра |
12 | На карнавале слов | 1 | Игра |
13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | 1 | Сочинение стихотворений |
14 | Слова-антонимы | 1 | Игра |
15 | Экскурсия в прошлое | 1 | Экскурсия по виртуальному музею |
16 | Полёт в будущее | 1 | Игра |
17 | Кто командует корнями? | 1 | Тренировочные упражнения |
18 | Кто командует корнями? | 1 | Игра |
19 | Кто командует корнями? | 1 | Работа с текстами |
20 | Что рассказали части речи о себе | 1 | Игра |
21 | Что рассказали части речи о себе? | 1 | Игра |
22 | Королевство ошибок | 1 | Сочинение сказок |
23 | Королевство ошибок | 1 | Театрализованная постановка ситуаций |
24 | Крылатые слова | 1 | Беседа, работа с текстами |
25 | В Стране Сочинителей | 1 | Сочинение стихотворных сказок |
26 | В Стране Сочинителей | 1 | Сочинение загадок. Конкурс рисунков |
27 | Анаграммы и метаграммы | 1 | Сочинение анаграмм |
28 | Анаграммы и метаграммы | 1 | Сочинение метаграмм |
29 | Шарады и логогрифы | 1 | Составление шарад |
30 | Шарады и логогрифы | 1 | Составление логогрифов |
31 | Откуда пришли наши имена | 1 | Конкурс рисунков |
32 | Откуда пришли наши имена | 1 | Экскурсия |
33 | КВН по русскому языку | 1 | КВН |
34 35 | Итоговое занятие | 2 | Контроль по типу портфолио |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов Всего |
1 | Вводное занятие | | 1 |
2 | Фонетика | Международный день распространения грамотности | 1 |
3 | Орфоэпия | 130 лет со дня рождения И.М.Виноградова | 2 |
4 | Графика | Международный День учителя | 2 |
5 | Морфемика | Международный день школьных библиотек | 2 |
6 | Лексикология | Международный день толерантности | 8 |
7 | Орфография | | 3 |
8 | Морфология | | 2 |
9 | Культура речи | День российской науки День родного языка Всемирный день иммунитета День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это МЫ» Международный день семьи | 11 |
10 | Подведение итогов | День славянской письменности и культуры | 2 |
| Итого: | | 34 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Разделы программы | Виды деятельности или формы организации занятий | Формирование УУД | Кол-во часов | Дата По плану | Фактически |
1 | Сказочное царство слов | Введение – 1ч. | Конкурс | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | 1 | 07.09 | |
2 | Звуки не буквы | Фонетика – 1ч. | Тренировочные упражнения на транскрибирование | Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. | 1 | 14.09 | |
3 | Банты и шарфы | Орфоэпия – 2 ч. | Игра со словами | Личностные: оптимистически воспринимать мир; Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; Коммуникативные: совершенствовать собственную речь. | 1 | 21.09 | |
4 | На сцене гласные | Лингвистическая игра | 1 | 28.09 | |
5 | Как возникла наша письменность? | Графика – 2 ч. | Творческая работа | Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; Коммуникативные: совершенствовать собственную речь | 1 | 05.10 | |
6 | Память и грамотность | Заучивание отрывков произведений | 1 | 12.10 | |
7 | Поговорим обо всех приставках сразу | Морфемика – 2 ч. | Тренировочные упражнения | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | 1 | 19.10 | |
8 | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения | 1 | 26.10 | |
9 | Где же хранятся слова? | Лексикология 8 ч. | Работа со словарями | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 1 | 09.11 | |
10 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | Экскурсия | 1 | 16.11 | |
11 | Добрые слова | Игра | 1 | 23.11 | |
12 | На карнавале слов | Игра | 1 | 30.11 | |
13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | Сочинение стихотворений | 1 | 07.12 | |
14 | Слова-антонимы | Игра | 1 | 14.12 | |
15 | Экскурсия в прошлое | Экскурсия по виртуальному музею | 1 | 21.12 | |
16 | Полёт в будущее | Игра | 1 | 28.12 | |
17 | Кто командует корнями? | Орфография – 3ч. | Тренировочные упражнения | Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | 11.01 | |
18 | Кто командует корнями? | Игра | 1 | 18.01 | |
19 | Кто командует корнями? | Работа с текстами | 1 | 25.01 | |
20 | Что рассказали части речи о себе? | Морфология – 2 ч. | Игра | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | 1 | 01.02 | |
21 | Что рассказали части речи о себе? | Игра | 1 | 08.02 | |
22 | Королевство ошибок | Культура речи – 11ч. | Сочине-ние сказок | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. | 1 | 15.02 | |
23 | Королевство ошибок | Театрализован-ная постановка ситуа-ций | 1 | 22.02 | |
24 | Крылатые слова | Беседа, работа с текстами | 1 | 01.03 | |
25 | В Стране Сочинителей | Сочинение стихотворных сказок | 1 | 15.03 | |
26 | В Стране Сочинителей | Сочинение загадок. Конкурс рисунков | 1 | 29.03 | |
27 | Анаграммы и метаграммы | Сочинение анаграмм | 1 | 05.04 | |
28 | Анаграммы и метаграммы | Сочинение метаграмм | 1 | 12.04 | |
29 | Шарады и логогрифы | Составление шарад | 1 | 19.04 | |
30 | Шарады и логогрифы | Составление логогрифов | 1 | 26.04 | |
31 | Откуда пришли наши имена | Конкурс рисунков | 1 | 14.05 | |
32 | Откуда пришли наши имена | Конкурс презентаций | 1 | 17.05 | |
33 | КВН по русскому языку | Подведе-ние итогов – 3 ч. | КВН | Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. | 1 | 19.05 | |
34 | Итоговое занятие | Контроль по типу портфолио | 1 | 24.05 | |
Лист корректировки КТП по __Занимательному Русскому языку __в ___6-А___классе учителя _Минаевой Э.Р._
Цель: приведение к единым показателям выполнения учебной программы.
Четверть | Раздел Тематического плана | Дата по плану | Дата по факту | Причина корректировки программы (основание: приказ) | Мероприятия по корректировке рабочей программы |
Самостоятельное изучение | Дополнительный урок в другое время в соответствии с СанПин (дата) | 2 темы за один урок (прописать темы) |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Учитель ___________________________________________
25