СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внерочная деятельность "Занимательный русский язык" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочные занятия по русскому языку должны быть познавательны и интересны с максимальным примемнением теории в практику и наоборот для закрепления школьной программы

Просмотр содержимого документа
«Внерочная деятельность "Занимательный русский язык" 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская школа»

Красногвардейского района Республики Крым


Рассмотрено и принято на заседании ШМО

учителей гуманитарно-филологического

цикла Протокол № от

«___»_______2021г.

Руководитель МО

__________Т.И.Остапенко

СОГЛАСОВАНО зам. директора

________Т.Н.Смирнова

«___»_________2021г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор__________Н.В.Кузьмич

Приказ № - од

«___» _________ 2021г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

курса «Занимательный русский язык»

в 6-А классе

на 2021-2022 уч.год

в соответствии

с федеральным государственным образовательным

стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)





Составитель: учитель русского языка

и литературы Минаева Э.Р.

МБОУ «Калининская школа»











с.Калинино,

2021


Содержание



1.Пояснительная записка …………………………………………………………………………………....3

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский

язык»……………………………………………………………………………………………………… 5

3.Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»………..................... 7

4.Тематическое планирование………………………………………………………………………………8

5. Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………..9





















































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» для 6 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы, составлена на основе ФГОС ООО, примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Рабочая программа «Занимательный русский язык» предназначена для обучающихся 6 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия составляет 45 минут.

Программа составлена с учетом Программы воспитания МБОУ «Калининская школа» и КАЛЕНДАРЕМ образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры:

Дата

Образовательное событие

Сентябрь


1

День знаний

1

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)

3

День солидарности в борьбе с терроризмом

8

Междvнародный день распространения грамотности

11 (24)

125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова

14

130 лет со дня рождения И.М. Виноградова

23

Междvнародный день жестовых языков

25-29

Неделя безопасносmи дорожного движения

26

Междvнародный день глvхих

27

День работника дошкольного образования

Октябрь


4

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации)

5

Международный день учителя

 6

Международный день детского церебрального паралича

15

100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича

15

Всемирный день математики

25

Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября)

Ноябрь


4

День народного единства

11

200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского

13

Международный день слепых

16

Международный день толерантности

16

Всероссийский урок «История самбо»

20

День начала Нюрнбергского процесса

26

День матери в России

Декабрь


1

Всемирный день борьбы со СПИДом

3

День Неизвестного Солдата

3

Международный день инвалидов

5

День добровольца (волонтера)

9

День Героев Отечества

10

Единый урок «Права человека»

10

200-летия со дня рождения И.А. Некрасова

12

День Конституции Российской Федерации (12 декабря)

25

165 лет со дня рождения И.И. Александрова

Январь


4

Всемирный день азбуки Брайля

27

День полного освобождения Ленинграда   от фашистской блокады (1944 год)

Февраль


8

День российской науки

 15

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

21

Международный день родного языка (21 февраля)

23

День защитника Отечества

Март


1

Всемирный день иммунитета

8

Международный женский день

14-20

Неделя математики

18

День воссоединения Крыма и России

Апрель


12

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос — это мы»

21

День местного самоуправления

30

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны)

Май


5

Международный день борьбы за права инвалидов

9

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов

 15

Международный день семьи

22

День государственного флага Российской Федерации

24

День славянской письменности и культуры

Июнь


1

Международный день защиты детей

6

День русского языка — Пушкинский день России

9

350-летия со дня рождения Петра I

12

День России

15

100-летие со дня рождения знаменитого ортопеда Г.А. Илизарова

22

День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны

Июль


28

День Крещение Руси

Август


9

Международный день коренных народов



  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский»


Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

  • Метапредметные результаты:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




3. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательный русский»


Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

1

Организационное занятие. Сказочное царство слов.

1

Конкурс

2

Звуки не буквы

1

Тренировочные упражнения на транскрибирование

3

Банты и шарфы

1

Игра со словами

4

На сцене гласные

1

Лингвистическая игра

5

Как возникла наша письменность?

1

Творческая работа

6

Память и грамотность

1

Заучивание отрывков произведений

7

Поговорим обо всех приставках сразу

1

Тренировочные упражнения

8

Поговорим обо всех приставках сразу

1

Тренировочные упражнения

9

Где же хранятся слова?

1

Работа со словарями

10

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями»

1

Экскурсия

11

Добрые слова

1

Игра

12

На карнавале слов

1

Игра

13

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

1

Сочинение стихотворений

14

Слова-антонимы

1

Игра

15

Экскурсия в прошлое

1

Экскурсия по виртуальному музею

16

Полёт в будущее

1

Игра

17

Кто командует корнями?

1

Тренировочные упражнения

18

Кто командует корнями?

1

Игра

19

Кто командует корнями?

1

Работа с текстами

20

Что рассказали части речи о себе

1

Игра

21

Что рассказали части речи о себе?

1

Игра

22

Королевство ошибок

1

Сочинение сказок

23

Королевство ошибок

1

Театрализованная постановка ситуаций

24

Крылатые слова

1

Беседа, работа с текстами

25

В Стране Сочинителей

1

Сочинение стихотворных сказок

26

В Стране Сочинителей

1

Сочинение загадок. Конкурс рисунков

27

Анаграммы и метаграммы

1

Сочинение анаграмм

28

Анаграммы и метаграммы

1

Сочинение метаграмм

29

Шарады и логогрифы

1

Составление шарад

30

Шарады и логогрифы

1

Составление логогрифов

31

Откуда пришли наши имена

1

Конкурс рисунков

32

Откуда пришли наши имена

1

Экскурсия

33

КВН по русскому языку

1

КВН

34

35

Итоговое занятие

2

Контроль по типу портфолио





4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема раздела

Модуль воспитательной программы

«Школьный урок»

Количество часов

Всего

1

Вводное занятие


1

2

Фонетика

Международный день распространения грамотности

1

3

Орфоэпия

130 лет со дня рождения И.М.Виноградова

2

4

Графика

Международный День учителя

2

5

Морфемика

Международный день школьных библиотек

2

6

Лексикология

Международный день толерантности

8

7

Орфография


3

8

Морфология


2

9

Культура речи

День российской науки

День родного языка

Всемирный день иммунитета

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это МЫ»

Международный день семьи

11

10

Подведение итогов

День славянской письменности и культуры

2


Итого:


34













5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема занятия


Разделы программы

Виды деятельности или формы организации занятий


Формирование УУД

Кол-во часов


Дата

По плану

Фактически

1

Сказочное царство слов


Введение – 1ч.

Конкурс

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

1

07.09


2

Звуки не буквы


Фонетика – 1ч.

Тренировочные упражнения на транскрибирование

Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи.

1

14.09


3

Банты и шарфы



Орфоэпия – 2 ч.

Игра со словами

Личностные: оптимистически воспринимать мир;

Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

Коммуникативные: совершенствовать собственную речь.

1

21.09


4

На сцене гласные

Лингвистическая игра

1

28.09


5

Как возникла наша письменность?


Графика – 2 ч.

Творческая работа

Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

Коммуникативные: совершенствовать собственную речь

1

05.10


6

Память и грамотность

Заучивание отрывков произведений

1

12.10


7

Поговорим обо всех приставках сразу

Морфемика –

2 ч.

Тренировочные упражнения

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

1

19.10


8

Поговорим обо всех приставках сразу

Тренировочные упражнения

1

26.10


9

Где же хранятся слова?

Лексикология

8 ч.

Работа со словарями

Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; 

Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

1

09.11


10

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями»

Экскурсия

1

16.11


11

Добрые слова


Игра

1

23.11


12

На карнавале слов

Игра

1

30.11


13

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

Сочинение стихотворений

1

07.12


14

Слова-антонимы

Игра

1

14.12


15

Экскурсия в прошлое

Экскурсия по виртуальному музею

1

21.12


16

Полёт в будущее

Игра

1

28.12


17

Кто командует корнями?

Орфография – 3ч.

Тренировочные упражнения

Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией; 

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

1

11.01


18

Кто командует корнями?

Игра

1

18.01


19

Кто командует корнями?

Работа с текстами

1

25.01


20

Что рассказали части речи о себе?

Морфология – 2 ч.

Игра

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

1

01.02


21

Что рассказали части речи о себе?

Игра

1

08.02


22

Королевство ошибок

Культура речи – 11ч.

Сочине-ние сказок

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме;

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

1

15.02


23

Королевство ошибок

Театрализован-ная постановка ситуа-ций

1

22.02


24

Крылатые слова

Беседа, работа с текстами

1

01.03


25

В Стране Сочинителей

Сочинение стихотворных сказок

1

15.03


26

В Стране Сочинителей

Сочинение загадок. Конкурс рисунков

1

29.03


27

Анаграммы и метаграммы

Сочинение анаграмм

1

05.04


28

Анаграммы и метаграммы

Сочинение метаграмм

1

12.04


29

Шарады и логогрифы

Составление шарад

1

19.04


30

Шарады и логогрифы

Составление логогрифов

1

26.04


31

Откуда пришли наши имена

Конкурс рисунков

1

14.05


32

Откуда пришли наши имена

Конкурс презентаций

1

17.05


33

КВН по русскому языку

Подведе-ние итогов –

3 ч.

КВН

Личностные: осознать свое место в мире;

Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия.


1

19.05


34

Итоговое занятие

Контроль по типу портфолио

1

24.05









Лист корректировки КТП по __Занимательному Русскому языку __в ___6-А___классе учителя _Минаевой Э.Р._

Цель: приведение к единым показателям выполнения учебной программы.

Четверть

Раздел

Тематического плана

Дата

по плану

Дата

по факту

Причина корректировки программы (основание:

приказ)

Мероприятия по корректировке рабочей программы

Самостоятельное изучение

Дополнительный урок в другое время в соответствии с СанПин (дата)

2 темы за один урок (прописать темы)


















































































































































































Учитель ___________________________________________


25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!