СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по развитию устной речи в 1 классе Тема: «Животные зимой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

· Конкретизировать и углублять знания детей с ОВЗ о жизни обитателей зимнего леса;

· Устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;

· Формировать познавательный интерес и умения разрешать проблемную ситуацию: «а как вы думаете?... «что будет, если?.., «что сделать?..

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по развитию устной речи в 1 классе Тема: «Животные зимой»»

Открытое внеклассное занятие по развитию устной речи в 1 классе Селенгинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тема: «Животные зимой»

Содержание:

1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.

2. Составление рассказа «Приключения зайца» (по мнемотаблицам).

3. Опыт «Как маскируются животные» (заяц, лиса.)

4. Конструирование бус из бумаги


Цели внеклассного занятия:

Образовательные:

· Конкретизировать и углублять знания детей с ОВЗ о жизни обитателей зимнего леса;

· Устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;

· Формировать познавательный интерес и умения разрешать проблемную ситуацию: «а как вы думаете?... «что будет, если?.., «что сделать?..

Развивающие:

· Развивать активную речь детей;

· Развивать зрительное внимание, память;

· Совершенствовать словарно-логическое мышление;

· Умение составлять рассказ с опорой на схему;

· Работа по индивидуальным карточкам («цепочка слов»)

Воспитательная:

· Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

· Любовь к природе, животным, стремление помочь им в трудных условиях;

· Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование:

Демонстрационный материал: «письмо-снежинка», мяч, мнемотаблица по составлению рассказа, карточки в конверте на каждого ребенка (по 5штук), иллюстрации на тему «Зима», «Лето», силуэты животных – заяц, лиса, лось, белка, волк, корова, лошадь, коза; силуэты дома и дерева;

Методы и приемы:

Наглядные: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблем и создания мотивации (снежинка – письмо от Зайца).

Словесные: образец учителя, вопросы, речевые упражнения, физкультминутка

Предварительная работа:

1. Чтение и пересказ Е. Чарушина «Заяц», сказки А. Черныш «Заяц–хвастун».

2. Беседа «Дикие животные зимой».

3. Отгадывание загадок о животных.

4. Д/игра «Путешествие в зимний лес».

5. Составление рассказа по мнемотаблице.

6. Рассматривание иллюстраций «Время года».

Ход внеклассного занятия

1.Орг.момент

Круг друзей. Приветствие.

Динамическая пауза «Звериная зарядка» (по стихотворению А. Барто). Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Раз – присядка. Два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться, любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – Начинаем все сначала!


Пальчиковая игра «Мальчик пальчик»

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ежика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(загибаем пальчики при перечислении).

- Вот сколько животных повстречал мальчик – пальчик в зимнем лесу. А где же эти животные живут и как называются их домики, сейчас мы расскажем.

Игра с мячом «Чей домик»

У лисы-нора, у волка-логово, у зайца-кустик, у белки-дупло, у медведя-берлога…

Да, зимой все животные пытаются согреться от сильного мороза, холодного ледяного ветра и вы молодцы, правильно назвали жилище диких животных.

Дидактическое упражнение «Кто какой» (показ иллюстраций)

Злой, как … волк.

Трусливый, как … заяц.

Хитрая, как … лиса.

Косолапый, как … медведь.

Зубастый, как … волк.

Пушистый, как … заяц.

Неуклюжий, как … медведь.

Прыгучая, как … белка.

А что делается у нас за окном? Какая погода? (обращает внимание на большую снежинку, приклеенную с обратной стороны стекла).

Ой, а что это за большая снежинка? Да это не просто снежинка. Это письмо. Вот оно. (Показывает детям).

Так… прекрасно…Адрес точный.

Наш указан детский дом

Там, наверное загадки

Очень ждут ребят давно.

Ребята оказывается чудеса еще не закончились, наверное это дедушка Мороз постарался. Давайте посмотрим, от кого письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне. Я не хочу жить в магазине на полке. Решил уйти в настоящий лес. Расскажите мне, как живые звери живут в лесу зимой и как они спасаются от хищных зверей»

Ваш зайчик.

- Друзья, поможем зайцу? (ДА)

Дети садятся на стулья.

- Предлагаю отправиться в зимний лес.

(Обращает внимание на доску). Представьте, что мы в лесу. Сейчас мы с вами сравним жизнь диких животных в лесу с высоким домом и деревом. Проведем сравнение (работа у доски).

Дидактическое упражнение «Кто, где живет?»

Слева: 4х этажный дом

Справа: дерево.

(От дома к дереву протянуты полоски по этажам.)

Попробуем отгадать первую загадку о белке.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

1. Правильно это белка живет на самом верхнем этаже. Вот здесь. (Выставляется силуэт белки на верхний этаж.)

Вопросы: Чем питается белка на дереве?

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?

Что ей помогает спасаться от врагов?

Что защищает от холода?

2. Загадка о лисе.

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…(Лиса)

(Вставляется лиса). Наземное животное, живет на нижнем этаже.

Вопросы: Чем питается зимой?

Что ей в этом помогает?

Как спасается от врага?

3. Загадка о лосе.

Он и смелый, он и быстрый,

У него рога ветвисты

Средь заснеженных болот

Он лишайник вкусный рвет.

(Вставляется лось.) Наземное животное.

Вопросы: на каком этаже обитает лось?

С какого этажа добывает корм зимой?

Что ему в этом помогает?

Как лось защищается от врагов?

4.Загадка о зайце.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг – прыг!

По снежочку тык – тык!

(Вставляется заяц.) Наземное животное, полностью живет на нижнем этаже.

Вопросы: Чем питается зимой?

Что ему в этом помогает?

Как спасается от врагов?

Что ему помогает выдержать холода?

Молодцы, ребята!

Дидактическое упражнение «Что ты знаешь об этих животных?

Скажите мне, лиса какая? (рыжая, хитрая, пушистая, осторожная, Патрикеевна.)

Заяц какой? (белый, пушистый, пугливый, быстрый, трусливый, осторожный.)

А сейчас поиграем в слова. Составить предложения о зайце и лисе.

Игра «живые слова»

Например - зайка прыгает, прыгает зайка.

Лиса хитрая, хитрая лиса.

(Дети составляют предложения про зайца и лису).

Вот и замечательно. Мы с вами составили предложения, назвали, какой бывает лиса, заяц, и теперь предлагаю вам сочинить рассказ про зайца. Давайте придумаем как заяц и лиса встретились и что могло случится в зимнем лису. А поможет вам в этом вот эта таблица. Но сначала послушайте мой рассказ.

«Как- то зимой пушистый, белый заяц бежал по лесу. Вдруг из- за куста выскочила рыжая лиса, и побежала за ним, чтобы съесть. Быстрый заяц бегал, бегал и спрятался под куст. Хитрая лиса пробежала мимо так и не поймав зайца.»

Вот какая история случилась с зайцем в зимнем лесу.

А теперь ваша история, в этом вам поможет таблица с условными обозначениями.

Рассказы детей по мнемотаблице

Физкультминутка

Зайцы скачут скок – скок - скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Вот и кончилась игра.

Дети садятся на стулья.

Ребята у зайца нет ни норы, ни гнезда. Он прячется под кустом, и иногда ямку в снегу выкопает – там и ночует. Я вам сейчас покажу опыт, называется маскировка: как заяц прячется среди снега от лисы.

Опыт. Модель маскировки (показать фигурку зайца то на пестрой, то на белой части модели).

Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зайца делает его не заметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть не подвижным (замереть на месте).

Правда, наш заяц в рассказе молодец, ребята, смог уйти от лисицы, спрятаться среди снега. Давайте сделаем ему новогодний подарок (бусы разноцветные)

Дидактическое упражнение «Составь цепочку из слов»

Например – 1.заяц, 2.цыпленок, 3. карандаш, 4. шар, 5. рыба.

Учитель обращает внимание на ключевое слово, оно обозначено символом.

Вот, ребята, теперь мы знаем, как трудно и опасно зайцу жить в зимнем лесу. На зайца все охотятся и человек, и хищники. Зайцу надо обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги и шерсть белой окраски. Наш заяц из магазина совсем не такой. Не сможет он жить в лесу среди диких животных. Не стоит ему идти туда и мы, ребята, напишем ему письмо и пригласим к нам в класс, будем заботиться о нем и играть с ним.

Ребята, как ни холодно в лесу животным, но зима прекрасная и красивое время года.

Давайте закроем глаза и представим себя в зимнем сказочном лесу.

Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Под голубыми небесами»

Музыка П. И. Чуковского «Времена года»

Релаксация «Мы в лесу»

(Звучит музыка, чтение стихотворения о зиме.)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Учитель предлагает открыть глаза (музыка звучит дальше).

Обращает внимание: « А вот и наша сказочная полянка».

Здесь и зайчики и лисичка и медвежонок.

У вас у каждого на столе лежит зайчик, но у него нет настроения. Как мы показываем свое настроение? (по губам, рту, глазам)

- сейчас вы нарисуете зайчику свое настроение и поселите его здесь в классе на сказочной полянке. Ему здесь понравится и ни в какой другой лес зайцу ненужно идти.

Итог. Ребята как вы думаете: помогли мы зайцу, который нам прислал письмо? Рассказали мы ему, как опасно жить в зимнем лесу.

Да помогли. Спасибо. Молодцы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!