СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие “П.И. Чайковский “Детский альбом”

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие “П.И. Чайковский “Детский альбом”»

Внеклассное занятие “П.И. Чайковский “Детский альбом”

Цель: расширить знания о музыке русских композиторов; способствовать самовыражению обучающихся.

Задачи

• развивать музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), эстетический вкус, развивать творческую активность;

• способствовать воспитанию музыкальной культуры;

• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки

Ход занятия:

Звучат фрагменты песен и произведений детских композиторов.

Как вы думаете, для кого написаны эти произведения?

Кто из нас не помнит, как было здорово в детстве петь песенки, слушать музыку, да ещё и пританцовывать заодно? Подобные моменты остаются в памяти на всю жизнь, как самые светлые, добрые и счастливые. Роль музыки в жизни ребёнка огромна, её нельзя недооценивать. В первую очередь важны звуки, их тембр, тональность, гармония. Музыка влияет на развитие ребёнка, его физическое и умственное состояние, формирует вкус и даже характер, развивает творческие способности.



Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе.

Ведущий 1: Какая прекрасная музыка открывает нашу сегодняшнюю встречу. Это «Детский альбом», который написал знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. (слайд 1)

Давайте сегодня перелистаем страницы этого музыкального сборника, который композитор Чайковский специально сочинил для детей.

Ведущий 2: Только одновременно я предлагаю вспомнить и некоторые эпизоды из жизни самого композитора. Ведь многие детские воспоминания стали основой для создания музыкальных пьес альбома.



Ведущий 1: Согласна. (Читает стихи )



Бом-бом,бом-бом,



Открывается альбом.



То веселый, то печальный,



Не простой, а музыкальный.



Как у композитора возникла идея создания такого альбома?

Ведущий 2: Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину в семью своей сестры Александры Ивановны Давыдовой. Сохранилось много писем композитора о том, в каком он был восторге от подготовленной для него комнатки. В свободное время П.И. Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами и фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал им на рояле. Тогда – то и решил написать целый сборник пьес для юных музыкантов, пьес легких, запоминающихся и с интересными названиями, в которых отражен мир ребенка.



Ведущий 1: Да, здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии. «Детский альбом делится на 3 цикла» – утренний, дневной и вечерний.



Утренний цикл состоит из пьес: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама».

«Детский альбом» Чайковский писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

Начнем наше знакомство с пьесы «Игра в лошадки». Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. (Прослушивание).

А какую картинку вы себе представили? (Ответы).

Лошадка на палке – это игрушка наших дедов и прадедов. Для ребятишек было одной из любимых забав – скакать на палочке, изображающей лошадь. Такую игрушку можно изготовить самим и подарить младшим братьям и сестрам на Новый год. (Показ игрушки).

Ведущий 1:

Дневной цикл состоит из игр танцев, песен и развлечений. Композитор передает в музыке детские игры девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса о ней так и называется «Болезнь куклы». (Переворачивает страницу с надписью «Болезнь куклы»). Музыка здесь словно рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над ее кроваткой. (Прослушивание).

Но пьеса «Новая кукла» звучит светлее и радостно. (Перелистывает страницу). Мелодия в ней словно сверкает от счастья, передавая радость и восторг. (Прослушивание).

– Чем отличаются эти пьесы?

Ведущий 2: О каком произведении пойдет речь дальше, вы поймете, прослушав это стихотворение.

В детском мы альбоме,

У игрушек в доме!

Звонкий марш нас радостно встречал.

В киверах, в перчатках

Скачем на лошадках

К куклам в гости на прекрасный бал.

Нас не зря солдатиками звать!

На балу нам нужно

Станцевать вальс дружно.

Но лишь можем мы маршировать.

(Правильно «Марш деревянных солдатиков»). (Прослушивание)

Ведущий 1: Одинаково ли прозвучала музыка в этой пьесе? (В музыке менялась степень громкости и высота)

Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

Задание: Сейчас мы с вами исполним эту пьесу с движением, отобразив четкую поступь солдатиков. В 1 и 3 части шаги твердые, решительные, во 2 – тише и мягче. Командиром нашего отряда будет Игорь. Он будет отбивать пульс на барабане.

Ведущий 2:

Песни путешествий в дальние страны вошли в дневной цикл. Национальны колорит стран с легкостью передает композитор. П.И. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии и Швейцарии.

Вот итальянская песенка, мелодию которой композитор услышал в городе Флоренции. Был карнавал, и маленький мальчик пел под гитару чудесные песни. Еще одну мелодию композитор услышал в Венеции. Но думаю, не ошибусь, если скажу, что одна из самых знаменитых мелодий П.И. Чайковского «Неаполитанская песенка». (Открывает страницу.)

(На фоне музыки звучат стихи):

Волны блещут бирюзою.

Величавою красою

Нас Неаполь зазывает,

Погостить нас приглашает.

Здесь под синим небом юга

Повстречали мы друг друга.

Наш кораблик дальше мчится

Пена волн вокруг кипит.



Ах, Неаполь, город солнечный и страстный,

Город светлый и прекрасный

Тает в дымке голубой.

Ах, Неаполь, утро пахнет здесь лимоном.



Золотистым медальоном

Кажется Неаполь мой.



Ведущий 1: Сам Петр Ильич тоже любил эту музыку и сделал впоследствии на её основе знаменитый «Неаполитанский танец» в балете «Лебединое озеро».



Ребята, охарактеризуйте эту музыку. Одинаково ли она прозвучала? (1 часть песенная, напевная, плавная, 2 – легкая, радостная, танцевальная).

Задание: Сейчас мы с вами исполним эту пьесу на музыкальных инструментах: 1 часть – окончание фраз отметить звучанием звоночка; 2 часть – акценты исполнить на бубнах, а пульс при помощи погремушек.

Ведущий 2: Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. В этот цикл вошли пьесы «Баба Яга», «Сладкая греза», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет». Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

В пьесе «Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ героев сказки няни. Прослушайте и представьте себе сюжет сказки. О чем она? (ответы). Светлая, спокойная мелодия развивается и становится тревожной. (Просмотр видео фрагмента).



Ведущий 1: Ребята, какие пьесы «Детского альбома» вам запомнились больше всего? Я думаю, что ребята-зрители смогут назвать имя и фамилию композитора, который сочинил замечательные пьесы из сборника «Детский альбом».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!