Внеклассное занятие «Многоликая ложка»
Цели: развивать познавательную активность ; расширять кругозор обучающихся.
Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме.
План занятия:
Вступительное слово.
Мини-лекция «История ложки».
Знакомство с народным творчеством.
Обсуждение монолога «Сказ о солдатской ложке».
Рефлексия.
Ход внеклассного занятия
Вступительное слово
Воспитатель . Отгадайте загадку.
Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот. (Ложка)
Правильно! Сегодня речь у нас пойдет о ложке. В конце занятия мы постараемся ответить на вопрос: почему ложку можно назвать многоликой?
Мини-лекция «История ложки»
(сопровождается показом презентации)
Воспитатель: Кто первым изобрел ложку, история умалчивает. Известно лишь то, что она имеет почти такой же почтенный возраст, как и древнейшее орудие человека—нож. Еще в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. Позже ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками, а греки предпочитали серебряные.
В Древней Руси во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, она упоминается в летописи «Повесть временных лет» (12 в.). речь идет не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже : «Запасливый гость без ложки не ходит».
В зависимости от величины, формы, назначения ложки имели разные названия. Откроем словарь В.И.Даля: « Ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки». Русские деревянные ложки делали из осины, березы, клена. Столовая ложка из металла в том виде, какой мы ее теперь знаем, появилась в Европе примерно к 1760 г. С тех пор непрерывно совершенствуются материалы и качество изготовления этих приборов. Делали ложки из олова, золота, серебра—кому что по карману.
В 1825 г. немецкий врач Э. Гейтнер открыл в Саксонии фабрику и начал выпускать столовые приборы из аргентала (сплава меди с никелем и цинком). Это был красивый, похожий на серебро материал. И сравнительно дешевый. Спустя несколько лет по всей Европе стали делать столовые приборы из аргентала, который стали называть по разному: альфенид, мельхиор… Сегодня за приборами из такого материала закрепилось название «мельхиоровые».
Был период, когда ложки изготавливали из алюминия, тогда только что открытого и потому дорогого металла, отдаленно похожего на серебро. Позднее алюминиевые ложки стали уделом дешевого общепита. Теперь наиболее популярны ложки из качественной нержавеющей стали, полированные, с тщательно продуманным дизайном, иногда с золотой отделкой некоторых частей.
По русской традиции салат обычно раскладывают большой салатной ложкой. В Европе принято использовать для этого две большие ложки, одна из которых обычная, а другая имеет несколько прорезей для стекания излишков масла, уксуса, лимонного сова. Есть специальные большие ложки для овощей и для соуса, а также ложка для коктейля. Ее длинная полая ручка заменяет соломинку для питья. Головка предназначена для вылавливания фруктов, в ней три отверстия, через которые жидкость попадает в ручку.
Знакомство с народным творчеством
Воспитатель: Ложка стала героиней устного народного творчества. Ей посвящены загадки, пословицы, поговорки, с ней связаны некоторые приметы. (Чтение детьми)
Пословицы и поговорки:
Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Пришлась ложка ко рту, да хлебать нечего.
Один горшок, а много ложек.
Ложка дегтя в бочке меда.
Ложкой моря не вычерпаешь.
Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.
Народные приметы:
Ложка, забытая на столе, -к гостю.
Ложкой в край посуды стучать- к ссоре.
Две чайные ложки на одном блюдце—к свадьбе.
Загадки о ложке:
Красный колпачок,
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
Обсуждение монолога «Сказ о солдатской ложке»
Воспитатель: Ложка была верным другом солдату во время войны. Послушайте монолог Ю.М. Погорельского под названием «Сказ о солдатской ложке». (Читает.)
Верст больших и трудных , тыщи
Прошагал солдат в войну,
И носил за голенищем
Он штуковину одну.
И с великою охотой
Доставал ее, когда
Краткий отдых был у роты,
А еще была еда.
В общем, с нею неразлучен
Был в огне военных лет
И всегда считал, что лучше
И нужнее вещи нет.
И с шутливой речью часто
Обращался воин к ней:
Дескать, друг мой милый, здравствуй,
Похлебай со мною щей!
Уж такое, дескать, наше
Дело ратное с тобой—
После щей да после каши
Снова—в путь и снова—в бой!
Нам с тобою стыть в разведке,
Нам спешить врагу в обход…
На тебе недаром метки
Я свои поставил—вот!
Не от шалости –забавы
Взял да вырезал слова:
Курс, Орел, а вот – Варшава,
А вот здесь у нас— Москва!
От Москвы , как говорится,
Путь пролег для нас один:
Через села да станицы,
Через разные столицы—
На фашистский на Берлин!
А когда мы злому зверю
Кол осиновый вобьем
(А такое будет, верю!),
Возвратимся в отчий дом.
В дом, где мама у окошка
Сына ждет который год…
А тебя я, значит, ложка,
Спрячу бережно в комод.
Чтоб хранилась честь по чести,
Не пылилась и притом
Завсегда была бы вместе
Ты с солдатским котелком.
Потому как я , считаю,
Ты прошла нелегкий путь,
Так что можешь, золотая,
Взять теперь и отдохнуть!
И нанес на алюминий
Он в последний самый раз
Метку в городе Берлине:
Дескать—точка! Знайте нас!
И пора приходит вроде
Сказ про ложку кончить тут,
Но сейчас ее в комоде
Отыскать—напрасный труд!
Где она?... Могу поведать,
Потому как не секрет.
Стал давненько воин дедом,
Очень внука любит дед.
Мол, бери ее на счастье,
С ней я шел в огонь атак…
Увидали ложку в части
И сказали парню так:
—Ложка славная, дружище,
Видишь надписи на ней?
Место ей не в голенище,
Есть в полку у нас музей.
В том музее ратной славы
Все, что нам не позабыть,
И положено по праву
Там ей именно и быть!!!
…И лежит с тех пор в музее
Эта ложка под стеклом,
И склоняются над нею,
Размышляя о былом,
Офицеры и солдаты,
Внуки тех, кто в трудный час
Шли в атаку с автоматом,
В голенище ложку спрятав
И громя врагов проклятых
Ради жизни, ради нас!!!
-- Что вы узнали из этого монолога? (Ответы детей.)
--Где носил солдат ложку?
-- Скажите, какие вещи попадают в музей?
-- О чем могут рассказать надписи, сделанные на ложке?
-- Почему солдат называет ложку золотой?
Рефлексия
Воспитатель: Наверное, в каждой семье есть такая вещь, которая передается из поколения в поколение, которая хранит память о ее хозяине.
Каждый день по несколько раз мы пользуемся ложкой, будь то чайная или столовая ложка. Кажется, это такой простой предмет. Сегодня мы с вами узнали его историю.
--Почему мы можем назвать ложку многоликой? (Ответы детей.)