СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие «Многоликая ложка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развивать познавательную активность ; расширять  кругозор обучающихся.

Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Многоликая ложка»»

Внеклассное занятие «Многоликая ложка»

Цели: развивать познавательную активность ; расширять кругозор обучающихся.

Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме.

План занятия:

  1. Вступительное слово.

  2. Мини-лекция «История ложки».

  3. Знакомство с народным творчеством.

  4. Обсуждение монолога «Сказ о солдатской ложке».

  5. Рефлексия.


Ход внеклассного занятия


  1. Вступительное слово

Воспитатель . Отгадайте загадку.

Кто такая?

Каши зачерпнет

И отправит в рот. (Ложка)

Правильно! Сегодня речь у нас пойдет о ложке. В конце занятия мы постараемся ответить на вопрос: почему ложку можно назвать многоликой?


  1. Мини-лекция «История ложки»

(сопровождается показом презентации)

Воспитатель: Кто первым изобрел ложку, история умалчивает. Известно лишь то, что она имеет почти такой же почтенный возраст, как и древнейшее орудие человека—нож. Еще в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. Позже ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками, а греки предпочитали серебряные.

В Древней Руси во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, она упоминается в летописи «Повесть временных лет» (12 в.). речь идет не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже : «Запасливый гость без ложки не ходит».

В зависимости от величины, формы, назначения ложки имели разные названия. Откроем словарь В.И.Даля: « Ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки». Русские деревянные ложки делали из осины, березы, клена. Столовая ложка из металла в том виде, какой мы ее теперь знаем, появилась в Европе примерно к 1760 г. С тех пор непрерывно совершенствуются материалы и качество изготовления этих приборов. Делали ложки из олова, золота, серебра—кому что по карману.

В 1825 г. немецкий врач Э. Гейтнер открыл в Саксонии фабрику и начал выпускать столовые приборы из аргентала (сплава меди с никелем и цинком). Это был красивый, похожий на серебро материал. И сравнительно дешевый. Спустя несколько лет по всей Европе стали делать столовые приборы из аргентала, который стали называть по разному: альфенид, мельхиор… Сегодня за приборами из такого материала закрепилось название «мельхиоровые».

Был период, когда ложки изготавливали из алюминия, тогда только что открытого и потому дорогого металла, отдаленно похожего на серебро. Позднее алюминиевые ложки стали уделом дешевого общепита. Теперь наиболее популярны ложки из качественной нержавеющей стали, полированные, с тщательно продуманным дизайном, иногда с золотой отделкой некоторых частей.

По русской традиции салат обычно раскладывают большой салатной ложкой. В Европе принято использовать для этого две большие ложки, одна из которых обычная, а другая имеет несколько прорезей для стекания излишков масла, уксуса, лимонного сова. Есть специальные большие ложки для овощей и для соуса, а также ложка для коктейля. Ее длинная полая ручка заменяет соломинку для питья. Головка предназначена для вылавливания фруктов, в ней три отверстия, через которые жидкость попадает в ручку.


  1. Знакомство с народным творчеством

Воспитатель: Ложка стала героиней устного народного творчества. Ей посвящены загадки, пословицы, поговорки, с ней связаны некоторые приметы. (Чтение детьми)

Пословицы и поговорки:

  • Ложка не кошка, рта не оцарапает.

  • Пришлась ложка ко рту, да хлебать нечего.

  • Один горшок, а много ложек.

  • Ложка дегтя в бочке меда.

  • Ложкой моря не вычерпаешь.

  • Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.

Народные приметы:

  • Ложка, забытая на столе, -к гостю.

  • Ложкой в край посуды стучать- к ссоре.

  • Две чайные ложки на одном блюдце—к свадьбе.

Загадки о ложке:

  • Маленький черпачок,

Красный колпачок,

Три раза в день берется

И опять на место кладется.


  • Поцелую, полижу и опять положу.

Всех кормлю с охотою, а сама безротая.


  • Что за урод: нога и рот,

  • Ничего не вижу,

  • Ртом таскаю жижу,

  • Сама не глотаю, а выливаю.


  1. Обсуждение монолога «Сказ о солдатской ложке»

Воспитатель: Ложка была верным другом солдату во время войны. Послушайте монолог Ю.М. Погорельского под названием «Сказ о солдатской ложке». (Читает.)

Верст больших и трудных , тыщи

Прошагал солдат в войну,

И носил за голенищем

Он штуковину одну.

И с великою охотой

Доставал ее, когда

Краткий отдых был у роты,

А еще была еда.

В общем, с нею неразлучен

Был в огне военных лет

И всегда считал, что лучше

И нужнее вещи нет.

И с шутливой речью часто

Обращался воин к ней:

Дескать, друг мой милый, здравствуй,

Похлебай со мною щей!

Уж такое, дескать, наше

Дело ратное с тобой—

После щей да после каши

Снова—в путь и снова—в бой!

Нам с тобою стыть в разведке,

Нам спешить врагу в обход…

На тебе недаром метки

Я свои поставил—вот!

Не от шалости –забавы

Взял да вырезал слова:

Курс, Орел, а вот – Варшава,

А вот здесь у нас— Москва!

От Москвы , как говорится,

Путь пролег для нас один:

Через села да станицы,

Через разные столицы—

На фашистский на Берлин!

А когда мы злому зверю

Кол осиновый вобьем

(А такое будет, верю!),

Возвратимся в отчий дом.

В дом, где мама у окошка

Сына ждет который год…

А тебя я, значит, ложка,

Спрячу бережно в комод.

Чтоб хранилась честь по чести,

Не пылилась и притом

Завсегда была бы вместе

Ты с солдатским котелком.

Потому как я , считаю,

Ты прошла нелегкий путь,

Так что можешь, золотая,

Взять теперь и отдохнуть!

И нанес на алюминий

Он в последний самый раз

Метку в городе Берлине:

Дескать—точка! Знайте нас!

И пора приходит вроде

Сказ про ложку кончить тут,

Но сейчас ее в комоде

Отыскать—напрасный труд!

Где она?... Могу поведать,

Потому как не секрет.

Стал давненько воин дедом,

Очень внука любит дед.

Мол, бери ее на счастье,

С ней я шел в огонь атак…

Увидали ложку в части

И сказали парню так:

—Ложка славная, дружище,

Видишь надписи на ней?

Место ей не в голенище,

Есть в полку у нас музей.

В том музее ратной славы

Все, что нам не позабыть,

И положено по праву

Там ей именно и быть!!!

…И лежит с тех пор в музее

Эта ложка под стеклом,

И склоняются над нею,

Размышляя о былом,

Офицеры и солдаты,

Внуки тех, кто в трудный час

Шли в атаку с автоматом,

В голенище ложку спрятав

И громя врагов проклятых

Ради жизни, ради нас!!!

-- Что вы узнали из этого монолога? (Ответы детей.)

--Где носил солдат ложку?

-- Скажите, какие вещи попадают в музей?

-- О чем могут рассказать надписи, сделанные на ложке?

-- Почему солдат называет ложку золотой?


  1. Рефлексия

Воспитатель: Наверное, в каждой семье есть такая вещь, которая передается из поколения в поколение, которая хранит память о ее хозяине.

Каждый день по несколько раз мы пользуемся ложкой, будь то чайная или столовая ложка. Кажется, это такой простой предмет. Сегодня мы с вами узнали его историю.

--Почему мы можем назвать ложку многоликой? (Ответы детей.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!